Распоряжение Правительства РФ от 21.10.2022 N 3102-р <Об утверждении Концепции создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию единой цифровой платформы Российско
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 октября 2022 г. N 3102-р
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";
план мероприятий ("дорожную карту") по созданию единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех".
2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", утвержденных настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, государственным внебюджетным фондам и организациям руководствоваться при разработке государственных информационных систем положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 октября 2022 г. N 3102-р
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ГОСТЕХ"
I. Общие положения
Концепция создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" (далее - Концепция) разработана в рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество".
Концепция определяет цели, задачи, принципы создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа "ГосТех"), планируемый общий порядок ее создания, а также общую оценку ожидаемого социально-экономического эффекта от ее создания.
Платформа "ГосТех" направлена на повышение эффективности реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, образуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - государственные органы и внебюджетные фонды), осуществляемых с использованием государственных информационных систем.
В Концепции используются следующие термины и определения:
"цифровой продукт" - товары, работы, услуги, произведенные с использованием информационных технологий и доступные только в цифровом виде, в том числе средства защиты информации, инфраструктура облачных вычислений, программное обеспечение;
"платформа ГосТех" - цифровая экосистема создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем, включающая в себя единую программно-аппаратную среду, цифровые продукты, информацию, информационные технологии, государственные информационные системы, необходимые для реализации функций платформы "ГосТех", а также совокупность нормативных правовых, организационных, методологических правил и процедур, обеспечивающих деятельность участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех";
"государственные информационные системы на платформе "ГосТех" - государственные информационные системы, создаваемые, развиваемые, эксплуатируемые с использованием программно-аппаратной среды, цифровых продуктов, включенных в каталог цифровых продуктов платформы "ГосТех" (далее - цифровые продукты платформы "ГосТех"), а также инструментов, информационных технологий платформы "ГосТех";
"поставщики платформы "ГосТех" - юридические или физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляющие цифровые продукты на платформе ГосТех";
"пользователи платформы "ГосТех" - государственные органы и внебюджетные фонды, организации, уполномоченные на осуществление мероприятий по созданию, развитию, эксплуатации государственных информационных систем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивающие создание, развитие, эксплуатацию государственных информационных систем на платформе "ГосТех" и (или) использование цифровых продуктов платформы "ГосТех";
"участники команды разработки" - представители пользователя платформы "ГосТех", а также представители поставщика (подрядчика, исполнителя), привлеченного пользователем платформы "ГосТех" к созданию, развитию, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
"клиентоцентричность" - эффективное удовлетворение потребностей физических или юридических лиц при их взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами;
"клиентский путь" - упорядоченная совокупность операций, выполняемая физическим или юридическим лицом для удовлетворения определенной потребности при их взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами;
"домен" - область деятельности государственных органов и внебюджетных фондов, принадлежащая одной отрасли экономики и социальной сферы, имеющая общие сегменты (профили) физических или юридических лиц, формируемая с учетом клиентских путей;
"архитектура домена" - целостная, интегрированная модель государственной деятельности, которая связывает правовые, стратегические, информационные, технологические и организационные аспекты деятельности в рамках одного домена;
"итерация" - совокупность работ, предусмотренных этапами создания системы (очереди системы), начиная с этапа разработки или адаптации программного обеспечения, разработки рабочей документации на систему или ее части и завершая этапом проведения опытной эксплуатации системы, направленных на реализацию отдельных требований к системе (очереди системы) и получение реализуемых системой одной или нескольких функций (задач, комплексов задач), указанных в техническом задании на создание системы (очереди системы);
"итерационный подход к разработке" - подход, основанный на выполнении необходимого числа итераций для поиска и реализации наиболее эффективных технических, эргономических и (или) технико-экономических решений по созданию системы (очереди системы);
"облачные вычисления" - модель дистанционной обработки данных за счет использования сетевого доступа к масштабируемому и эластичному объединению физических или виртуальных ресурсов, а также цифровых продуктов платформы "ГосТех" с предоставлением самообслуживания и администрированием по требованию.
II. Обоснование необходимости и предпосылки создания
платформы "ГосТех"
Одним из основных предназначений государства является оказание услуг его гражданам или организациям.
Стремление к повышению качества оказания государственных услуг, осуществления государственных функций, а также ускоряющаяся динамика развития информационных технологий приводят к необходимости решения таких задач, как:
ориентация государственных органов и внебюджетных фондов на понимание интересов и потребностей физических или юридических лиц, создание удобных условий и сервисов, обеспечивающих высокое качество оказания государственных услуг;
повышение скорости ввода в эксплуатацию информационных систем для оказания государственных услуг, осуществления государственных функций.
На сегодняшний день в условиях цифровой трансформации системы государственного управления становятся все более актуальными проблемы, в том числе:
низкая эффективность механизма повторного использования цифровых продуктов в сфере государственного управления. Как правило, в настоящее время значительная доля функциональности имеющихся государственных информационных систем совпадает, создание государственных информационных систем производится государственными органами и внебюджетными фондами без учета аналогичных базовых функциональных возможностей ранее созданных государственных информационных систем в рамках решения схожих задач другими государственными органами и внебюджетными фондами;
длительный период создания государственных информационных систем - средняя продолжительность создания государственной информационной системы (от возникновения потребности до введения в эксплуатацию) занимает более года;
автоматизация процессов деятельности государственных органов и внебюджетных фондов без фокусировки на потребностях физических или юридических лиц;
изолированная автоматизация процессов государственных органов и внебюджетных фондов, приводящая к дублированию функциональности государственных информационных систем;
высокий уровень расходов бюджетов всех уровней на создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем;
наличие правовых ограничений, препятствующих использованию современных подходов в сфере государственного управления. Действующий порядок создания государственных информационных систем предусматривает требования последовательной реализации этапов создания государственной информационной системы, то есть только классический каскадный принцип разработки ("водопадный" подход) и не содержит альтернативных вариантов создания и развития государственных информационных систем, предусматривающих последовательность итераций, каждая из которых включает в себя реализацию требований к государственным информационным системам, определенный набор целей итерации, критериев приемки каждого требования, плановые сроки реализации итерации (итерационный подход разработки);
наличие сложностей защиты информации при использовании облачных вычислений.
Международный опыт показывает, что государственные органы и внебюджетные фонды, являясь носителями знаний о процессах государственной деятельности, должны иметь возможность быстро и эффективно разрабатывать новые цифровые продукты, вносить изменения в существующие, ориентируясь при этом на обратную связь своих граждан или организаций.
На сегодняшний день многие успешные организации переходят на клиентоцентричные подходы при проектировании цифровых продуктов. Фокусировка на потребности своих клиентов позволяет создавать максимально эффективные решения.
Клиентоцентричный подход также лежит и в основе государственного управления одних из наиболее развитых стран (Германия, Сингапур), что формирует высокий уровень предоставления государственных услуг в указанных странах.
Опыт в сфере информационных технологий крупнейших российских и международных организаций подтверждает эффективность применения гибких методологий и итерационного подхода при создании и развитии новых цифровых продуктов. Использование коротких циклов разработки, регулярные демонстрации промежуточных результатов разработки позволяют оперативно корректировать ошибочные проектные решения.
Кроме того, в настоящее время сформировалась общая тенденция оптимизации использования информационно-технологической инфраструктуры за счет использования облачных вычислений. Вместе с тем их использование создает новые угрозы информационной безопасности, которые необходимо решить совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
Для эффективного выполнения мероприятий по цифровой трансформации системы государственного управления и осуществления перехода к использованию лучших международных практик создания цифровых продуктов необходимо внедрение новых условий создания информационных систем, в том числе:
внедрение клиентоцентричного подхода при создании государственных информационных систем на основе единого подхода к проектированию архитектуры домена;
уход от изолированности государственных органов и внебюджетных фондов при создании государственных информационных систем;
создание эффективных механизмов повторного использования цифровых продуктов при создании и развитии государственных информационных систем;
предоставление государственным органам и внебюджетным фондам инструментов, которые позволят снизить зависимость от привлеченных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обеспечат возможность осуществлять настройки цифровых продуктов без необходимости доработки программного кода;
внедрение современных практик разработки программного обеспечения, включая итерационный подход разработки, элементы гибких методологий, инструменты и практики, обеспечивающие автоматизированный конвейер создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех", цифровых продуктов;
унификация процессов проектирования, создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем;
создание условий для приобретения цифровых продуктов платформы "ГосТех" с условием оплаты по факту их потребления пользователями платформы "ГосТех" при создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
внесение в нормативные правовые акты изменений, обеспечивающих возможность применения современных подходов при создании государственных информационных систем;
определение унифицированных средств защиты информации и мероприятий по защите информации при использовании облачных вычислений.
Изменение потребностей государственных органов и внебюджетных фондов при осуществлении государственного управления, развитие информационных технологий, а также необходимость решения указанных задач указывают на актуальность создания цифровой экосистемы создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем.
III. Назначение, цели и задачи создания платформы "ГосТех"
Платформа "ГосТех" предназначена для реализации процессов жизненного цикла государственных информационных систем в соответствии с установленной методологией, технологическим процессом, использованием цифровых продуктов платформы "ГосТех", обеспечивающих создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем на платформе "ГосТех".
Областью применения платформы "ГосТех" является инфраструктурное, организационно-технологическое и документационное обеспечение процессов жизненного цикла государственных информационных систем.
В частности, платформа "ГосТех" обеспечит условия для организации работы по проектированию архитектуры домена, создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" путем предоставления инструментов автоматизированного конвейера разработки безопасного программного обеспечения, автоматизированного контроля качества программного обеспечения государственных информационных систем на платформе "ГосТех", мониторинга параметров эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", обеспечения унифицированных механизмов информационной безопасности, а также для повторного использования типовых программных компонентов государственных информационных систем.
Основной целью создания платформы "ГосТех" является сокращение сроков создания, развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех", повышение эффективности и результативности процессов по созданию и развитию государственных информационных систем на платформе "ГосТех" с переходом на качественно новый уровень их эргономичности, совместимости, надежности и защищенности. В результате этого будет повышен уровень удовлетворенности физических и юридических лиц процессами взаимодействия с государственными органами и внебюджетными фондами в электронном виде.
Достижение указанной цели будет осуществляться за счет выполнения следующих задач:
гармонизация нормативной правовой базы, регламентирующей создание, развитие, эксплуатацию государственных информационных систем в целях создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
формирование методической базы для функционирования платформы "ГосТех";
организация процессов по проектированию архитектуры доменов с учетом клиентоцентричного подхода;
обеспечение процессов создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
внедрение и развитие итерационного подхода разработки государственных информационных систем на платформе "ГосТех" на основе архитектуры доменов;
формирование и ведение каталога цифровых продуктов платформы "ГосТех" с учетом его взаимодействия с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
создание государственных информационных систем, необходимых для реализации функций платформы "ГосТех";
использование при создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" принципа оплаты фактического объема потребления сервисов и вычислительных ресурсов в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
реализация унифицированных механизмов информационной безопасности платформы "ГосТех";
обеспечение достижения необходимого уровня информационной безопасности с учетом текущих и перспективных угроз при создании государственных информационных систем;
применение технологий разработки безопасного программного обеспечения;
реализация механизмов повторного использования типовых программных компонентов государственных информационных систем.
IV. Основные принципы, заложенные в основу функционирования
платформы ГосТех"
Платформа ГосТех" должна функционировать, исходя из ряда основополагающих принципов:
открытости - платформа "ГосТех" должна обеспечивать не дискриминационный доступ поставщиков платформы "ГосТех", а также возможность их участия в обсуждении проектов методических рекомендаций по вопросам функционирования платформы "ГосТех", содержащих общие принципы использования цифровых продуктов и отбора поставщиков платформы "ГосТех";
повторного использования - платформа "ГосТех" должна обеспечивать механизмы повторного использования типовых программных компонентов государственных информационных систем, цифровых продуктов платформы "ГосТех";
клиентоцентричности - создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем на платформе "ГосТех" с применением современных методов проектирования, в том числе с использованием анализа клиентского пути, ориентированного на всесторонний учет интересов и эффективное удовлетворение потребностей физических или юридических лиц при их взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами;
оплаты фактического объема потребления сервисов и вычислительных ресурсов - оплата потребления цифровых продуктов на платформе "ГосТех" осуществляется преимущественно по факту их потребления в зависимости от используемых ресурсов в соответствии с каталогом цифровых продуктов платформы "ГосТех" и едиными требованиями к качеству цифровых продуктов платформы "ГосТех";
масштабируемости - платформа "ГосТех" должна обеспечивать требуемую отказоустойчивость и производительность при изменении количества государственных информационных систем на платформе "ГосТех", пользователей цифровых продуктов платформы "ГосТех", транзакций, а также объема обрабатываемых данных в соответствии с соглашением об уровне качества обслуживания;
адаптируемости - платформа "ГосТех" должна обеспечивать возможность непрерывного совершенствования функциональности при изменении законодательства Российской Федерации и развитии информационных технологий;
совместимости - платформа ГосТех" должна обеспечивать преемственность и совместимость с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее - инфраструктура электронного правительства);
технологической независимости - программное обеспечение, программно-аппаратные комплексы, входящие в состав платформы "ГосТех", должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области импортозамещения (технологической независимости);
безопасности системы - платформа "ГосТех" должна обеспечивать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области информационной безопасности, в том числе конфиденциальность и целостность информации, недопущение несанкционированных действий, в частности использование, раскрытие, искажение, изменение, исследование, уничтожение информации;
эффективность использования бюджетных средств - создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем на платформе "ГосТех" должны обеспечиваться исходя из необходимости достижения целей реализации соответствующих мероприятий с использованием наименьшего объема средств (экономности).
V. Формирование правового и методического обеспечения
процессов создания, развития, эксплуатации государственных
информационных систем на платформе "ГосТех"
Формирование правовых и методических основ создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" потребует реализации мероприятий по нескольким направлениям.
Разработка правовых актов, определяющих порядок взаимодействия участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех", требования к поставщикам платформы "ГосТех", порядок включения цифровых продуктов в каталог цифровых продуктов платформы "ГосТех", включая порядок их проверки, а также порядок предоставления государственным органам и внебюджетным фондам доступа к цифровым продуктам платформы "ГосТех", порядок создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" и иные особенности функционирования платформы "ГосТех".
К таким актам в том числе относятся акты Правительства Российской Федерации об утверждении положения о единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", положения о федеральной государственной информационной системе "Управление платформой "ГосТех" и положения о федеральной государственной информационной системе "Госмаркет", об определении альтернативного жизненного цикла создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем и возможности применения итерационного подхода их разработки, приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об утверждении порядка включения цифровых продуктов в каталог цифровых продуктов платформы "ГосТех".
Разработка методических документов, детализирующих функционирование платформы "ГосТех", в том числе:
методических рекомендаций по вопросу проектирования архитектуры домена с использованием клиентоцентричного подхода;
методических рекомендаций по вопросу оценки целесообразности создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
методических рекомендаций по управлению динамической инфраструктурой платформы "ГосТех";
методических рекомендаций по вопросу состава и функций базовых сервисов платформы "ГосТех";
методических рекомендаций по вопросу включения дополнительных сервисов платформы "ГосТех" в каталог цифровых продуктов платформы "ГосТех";
методических рекомендаций по организации производственного процесса разработки государственных информационных систем с учетом применения итерационного подхода к разработке;
методических рекомендаций по вопросам разработки государственных информационных систем с использованием платформы "ГосТех" и определения обязательности повторного использования цифровых продуктов платформы "ГосТех" при их создании и развитии;
методических рекомендаций по вопросам эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
методических рекомендаций по вопросам обеспечения безопасности при разработке программного обеспечения на платформе "ГосТех";
методических рекомендаций по утверждению проектов моделей угроз и нарушителя для архитектуры платформы "ГосТех";
концепции обеспечения информационной безопасности платформы "ГосТех", утверждаемой Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
единой концепции обнаружения, предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные инциденты, связанные с информационными ресурсами платформы "ГосТех";
политики информационной безопасности платформы "ГосТех".
В целях сокращения сроков создания и развития государственных информационных систем, формирования и изменения цифровых продуктов Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, необходимо проанализировать возможность применения типовых решений по обеспечению безопасности информации, позволяющих сократить сроки по разработке, внедрению систем защиты информации и аттестационным мероприятиям на соответствие требованиям по защите информации государственных информационных систем.
VI. Переход на клиентоцентричный принцип при создании,
развитии государственных информационных систем на основе
архитектуры доменов
На сегодняшний день создание и развитие государственных информационных систем в большинстве случаев проводится каждым государственным органом и внебюджетным фондом изолированно с фокусом на оптимизацию и автоматизацию процессов в пределах установленных полномочий.
Вместе с тем современный мировой опыт показывает высокую эффективность клиентоцентричного подхода, в том числе в сфере государственного управления. Потребности физических и юридических лиц в рамках одной жизненной ситуации, как правило, затрагивают зоны ответственности нескольких государственных органов и внебюджетных фондов, поэтому для оказания клиентоцентричных услуг этим государственным органам и внебюджетным фондам необходимо совместно анализировать потребности физических или юридических лиц и проектировать сквозные клиентские пути, преодолевая существующие ведомственные границы.
Таким образом, назрела необходимость изменения подходов к проектированию государственных информационных систем и перехода к единой архитектуре доменов, в которой крупные сферы деятельности государственных органов и внебюджетных фондов выделены в единый объект управления функциональной архитектурой - домен.
Формирование архитектуры домена основывается на единых принципах проектирования с использованием современных клиентоцентричных методик создания и управления архитектурой государственных информационных систем:
архитектура домена должна строиться на основе анализа жизненных ситуаций физических или юридических лиц на базе клиентоцентричных процессов, направленных на удовлетворение его потребностей;
актуальность данных должна обеспечиваться за счет их повторного использования вместо дублирования;
унификация подходов к проектированию архитектуры доменов должна достигаться за счет использования типовых программных компонентов государственных информационных систем;
архитектура домена должна охватывать уровни федеральной, региональной и муниципальной власти;
архитектура домена должна учитывать деятельность негосударственных участников сферы деятельности домена, направленную на удовлетворение потребностей физических или юридических лиц;
осуществление согласования концепций создания государственных информационных систем на соответствие спроектированной архитектуре домена, включая оценку на целесообразность повторного использования типовых программных компонентов государственных информационных систем.
Архитектура домена формируется государственными органами и внебюджетными фондами, деятельность которых осуществляется в рамках одной или нескольких схожих отраслей экономики или социальной сферы и имеет общие сегменты (профили) физических и юридических лиц.
Организационно-методическое обеспечение проектирования архитектуры домена обеспечивает оператор платформы ГосТех".
Для обеспечения высокого качества работ по проектированию архитектуры домена будут разработаны методические рекомендации по построению архитектуры домена, определяющие общие принципы методологии проектирования и общие подходы к процессу проектирования и его результату.
Архитектура домена включает в себя:
функциональную архитектуру домена - архитектурное представление, которое описывает цели и задачи деятельности государственных органов и внебюджетных фондов, перечень физических или юридических лиц, участников процессов домена, жизненные ситуации физических или юридических лиц, клиентские пути, процессы деятельности государственных органов и внебюджетных фондов, взаимосвязи перечисленных объектов;
архитектуру информационных систем (программных средств) домена - архитектурное представление, описывающее набор информационных систем, их компонентов и сервисов в рамках одного домена, их взаимосвязи между собой, с внешней средой домена, элементами архитектуры деятельности домена, а также принципы проектирования и развития домена;
информационную архитектуру домена - архитектурное представление, описывающее данные;
техническую архитектуру домена - архитектурное представление, описывающее сервисы обработки, хранения и коммуникаций государственных информационных систем (технические сервисы), которые необходимы для запуска функциональности государственных информационных систем, а также компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которые реализуют эти сервисы, вычислительные ресурсы и средства защиты информации домена, их взаимосвязи между собой, с внешней средой домена, а также связи с элементами архитектуры информационных систем (программных средств) домена и архитектуры деятельности домена.
Подход к проектированию на основе архитектуры доменов позволит выявить крупные компоненты, которые возможно повторно использовать как внутри одного домена, так и между всеми доменами, определить и спроектировать типовые решения для государственных органов и внебюджетных фондов, выделить типовые предметные области, что позволит использовать платформу "ГосТех" с максимальным эффектом для физических или юридических лиц при их взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами.
Информационная безопасность на основе архитектуры доменов позволяет реализовать комплексные подходы по обеспечению информационной безопасности государственных информационных систем платформы ГосТех".
VII. Виды цифровых продуктов платформы "ГосТех" и основные
функции платформы "ГосТех"
Цифровые продукты платформы "ГосТех" предназначены для создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех". К цифровым продуктам платформы "ГосТех" относятся:
цифровые продукты, предоставляющие инфраструктурные вычислительные ресурсы и сервисы и обеспечивающие информационно-технологическое взаимодействие с инфраструктурой электронного правительства (далее - инфраструктурные технологические сервисы), в том числе предоставляемые посредством государственной единой облачной платформы;
цифровые продукты, предоставляющие базовый набор сервисов платформы "ГосТех", включающие в себя в том числе сервисы конфигурирования, аудита событий безопасности, журналирования, сбора метрик, управления учетными записями пользователей, управления базами данных различных типов, интеграционного взаимодействия и управления очередями сообщений, сервисы управления микросервисами и процессами, сервисы интеграции с инфраструктурой электронного правительства (далее - базовые сервисы платформы "ГосТех");
цифровые продукты, реализующие дополнительные функциональные потребности, поставляемые в виде дистрибутивов программного обеспечения, прикладных сервисов, работающих в инфраструктуре облачных вычислений, и в виде исходного кода, включенного в государственную библиотеку типовых программных компонентов информационных систем, созданную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62 "О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин" (далее - дополнительные сервисы платформы "ГосТех");
цифровые продукты и программно-аппаратные комплексы, обеспечивающие функции защиты информации, включающие в том числе сервисы обнаружения и блокирования сетевых атак.
Цифровые продукты предлагается включать в каталог цифровых продуктов платформы "ГосТех" с учетом методических рекомендаций по составу, структуре и содержанию организационного, методического, технического, математического, программного, информационного, документационного, правового и иных видов обеспечения систем, утверждаемых президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Функции платформы "ГосТех" будут реализовываться через специально созданные для обеспечения функционирования платформы "ГосТех", входящие в ее состав федеральную государственную информационную систему "Управление единой цифровой платформой Российской Федерации "ГосТех" (далее - система "Управление платформой "ГосТех") и федеральную государственную информационную систему "Госмаркет" (далее - Госмаркет), а также функции цифровых продуктов платформы "ГосТех".
Система "Управление платформой "ГосТех" должна обеспечивать выполнение следующих функций при создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех":
предоставление инструментов для организации совместной работы и проектирования архитектуры доменов с интеграцией с автоматизированным конвейером разработки программного обеспечения;
предоставление инструментов автоматизированного конвейера разработки программного обеспечения для реализации итерационного жизненного цикла создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех", в том числе инструментов управления планированием, управления требованиями, управления релизами, управления дефектами, управления тестированием, управления репозиторием дистрибутива, контроля версий исходного кода и конфигураций, проектирования программных интерфейсов и архитектурного контроля, управления сборкой программного обеспечения, управления поставками дистрибутивов, управления развертыванием программного обеспечения, анализа и мониторинга производственного процесса, а также инструментов совместной работы команд разработки;
обеспечение взаимодействия с инфраструктурой электронного правительства;
обеспечение автоматизированного контроля качества программного обеспечения государственных информационных систем на платформе "ГосТех", в том числе статического анализа качества исходного кода, динамического анализа безопасности программного обеспечения, контроля реализации полноты требований к государственным информационным системам, использования стендов проведения нагрузочного и интеграционного тестирования;
предоставление инструментов и сервисов, обеспечивающих процессы эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", в том числе сервисов управления мониторингом;
поддержка управления динамическим выделением ресурсов инфраструктуры облачных вычислений и автоматизированного развертывания государственных информационных систем на инфраструктуре разных поставщиков платформы "ГосТех" для обеспечения высокой надежности, гибкой масштабируемости и катастрофоустойчивости;
мониторинг параметров эксплуатации и управление состоянием вычислительных ресурсов государственных информационных систем на платформе "ГосТех";
обеспечение централизованного организационно-технического сопровождения платформы "ГосТех";
поддержка возможности совместного использования компонентов платформы "ГосТех" несколькими пользователями;
предоставление инструментов для обеспечения возможности интеграции с цифровыми продуктами поставщиков платформы "ГосТех" (в том числе средствами программных интерфейсов).
Госмаркет должен обеспечивать выполнение следующих функций:
формирование и ведение каталога цифровых продуктов платформы "ГосТех" с указанием сведений о правообладателях цифровых продуктов с учетом его взаимодействия с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
обеспечение контроля соответствия установленным технологическим, программным, лингвистическим, документационным, правовым, организационным требованиям платформы "ГосТех" и заявленным функциональным возможностям цифрового продукта платформы "ГосТех";
поиск, предварительное ознакомление с функциональностью цифровых продуктов платформы ГосТех" пользователями платформы ГосТех";
взаимодействие с единой информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с порядком информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, предусмотренным частью 2 статьи 4 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
предоставление конструктора проектов технических заданий и (или) условий контрактов в соответствии с необходимым объемом и составом цифровых продуктов платформы "ГосТех";
предоставление инструмента для подготовки технико-экономического обоснования создания (развития) государственных информационных систем на платформе "ГосТех", включая возможность использования типовых программных компонентов государственных информационных систем;
контроль качества и объемов фактического потребления цифровых продуктов платформы "ГосТех", а также мониторинг их востребованности;
обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области информационной безопасности.
Юридическая значимость документов в системе "Управление платформой "ГосТех" и Госмаркете должна обеспечиваться посредством применения усиленной квалифицированной электронной подписи и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
На платформе "ГосТех" должны предоставляться единичные расценки на базовые и дополнительные сервисы, исходя из которых будет определяться совокупная стоимость создания и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех".
Целесообразность и обязательность создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" должны определяться с учетом технологической целесообразности и финансовой эффективности использования платформы "ГосТех" для соответствующей государственной информационной системы.
VIII. Реализация унифицированных механизмов безопасности
платформы "ГосТех" в национальных интересах
Реализация унифицированных механизмов безопасности платформы "ГосТех", основанных на типовых решениях по защите информации, включая разработку безопасного программного обеспечения, а также инструментарий формирования (поддержания) среды оперативного устранения выявленных ошибок программного обеспечения и уязвимостей позволяет сократить сроки разработки, внедрения систем защиты информации, аттестации государственных информационных систем на соответствие требованиям по защите информации, а также разработки и развития цифровых продуктов.
Реализация мероприятий цифровой трансформации системы государственного управления с применением платформы "ГосТех" приводит к необходимости ее соответствия самым высоким требованиям к надежности, доступности и безопасности. В целях обеспечения указанных показателей безопасности цифровых продуктов платформы "ГосТех" государственными информационными системами на платформе "ГосТех" должен выполняться ряд требований:
создание, развитие государственных информационных систем на платформе "ГосТех", цифровых продуктов платформы "ГосТех" должны осуществляться с учетом требований безопасности информации, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также с учетом национальных стандартов Российской Федерации в области защиты информации и в области создания автоматизированных систем;
процессы создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" должны соответствовать требованиям о защите информации, определяемым законодательством Российской Федерации и подлежащим согласованию в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и реализовываться на платформе "ГосТех" с использованием унифицированных механизмов безопасности и средств защиты информации;
создание, развитие, эксплуатация государственных информационных систем на платформе "ГосТех", включение цифровых продуктов в каталог платформы "ГосТех" должно осуществляться в соответствии с методологией разработки безопасного (защищенного) программного обеспечения и формирования (поддержания) среды обеспечения оперативного устранения выявленных ошибок программного обеспечения и уязвимостей, а также на основе разрабатываемых для платформы "ГосТех" моделей угроз безопасности информации и нарушителя;
своевременная выработка адекватных и эффективных мер по защите информации (обеспечению безопасности) реализуется посредством проведения регулярной работы по оценке угрозы безопасности информации платформы "ГосТех", а также превентивных и корректирующих воздействий, направленных на устранение причин несоответствия требованиям безопасности информации;
выполнение технических, организационных и иных мер по обеспечению безопасности информации на платформе "ГосТех" обязательно для всех участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех";
система защиты информации платформы "ГосТех" должна обеспечивать конфиденциальность, целостность, доступность, а также отказоустойчивость, подотчетность, аутентичность и достоверность информации, хранящейся (обрабатываемой) на платформе "ГосТех", и нейтрализацию актуальных угроз безопасности информации.
Базовые подходы к обеспечению безопасности информации при функционировании платформы "ГосТех" предполагается установить концепцией обеспечения информационной безопасности единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", утверждаемой Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Общие принципы обнаружения, предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак при эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", общие принципы взаимодействия с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, созданным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 и пунктом 2 части 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", предлагается описать в единой концепции обнаружения, предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные инциденты, связанные с информационными ресурсами платформы "ГосТех".
Детализированное описание комплексного обеспечения и управления информационной безопасностью платформы "ГосТех" и размещаемых на ней государственных информационных систем, в том числе обеспечение непрерывности функций информационной безопасности, внедрения и эксплуатации средств защиты информации, моделирования угроз и определение классов защиты, предлагается изложить в политике информационной безопасности платформы "ГосТех", утверждаемой президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
IX. Развитие профессионального сообщества специалистов
платформы "ГосТех"
В целях устойчивого развития платформы "ГосТех" необходимо обеспечить формирование профессионального сообщества специалистов платформы "ГосТех" для создания, развития, эксплуатации, обеспечения безопасности государственных информационных систем на платформе "ГосТех", а также включения цифровых продуктов в каталог цифровых продуктов платформы "ГосТех".
Развитие профессионального сообщества специалистов платформы "ГосТех" позволит обеспечить:
подготовку кадров для использования платформы "ГосТех", цифровых продуктов, а также повышение уровня компетенций всех участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех", за счет публикации и актуализации необходимых обучающих материалов, оценки результатов прохождения обучения;
получение от участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех", обратной связи по качеству ее работы, предложений по улучшению производственного процесса создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" и использованию цифровых продуктов на платформе "ГосТех";
общественные обсуждения и независимую экспертизу методических рекомендаций по вопросам функционирования платформы ГосТех" и требований к цифровым продуктам и поставщикам платформы ГосТех";
обмен знаниями в части современных тенденций или апробированных решений в сфере информационных технологий в целях развития культуры производства и непрерывного улучшения государственных информационных систем на платформе ГосТех", а также цифровых продуктов за счет применения современных подходов и практик разработки программного обеспечения;
развитие цифровых продуктов для включения в платформу "ГосТех" в целях комплексного повышения эффективности создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", что позволит повысить уровень удовлетворенности физических и юридических лиц при взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами в электронном виде.
X. Состав и функции участников отношений, возникающих
в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех"
В целях обеспечения комплексного подхода к реализации мероприятий, связанных с созданием и функционированием платформы "ГосТех", должны быть определены состав и функции участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех".
Регуляторами и координаторами процессов создания и функционирования платформы "ГосТех" предлагается определить:
президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, который обеспечивает координацию принятия решений по вопросам создания и функционирования платформы "ГосТех" и утверждение методических рекомендаций по вопросам функционирования платформы "ГосТех";
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в том числе в части создания и функционирования платформы "ГосТех";
межведомственную рабочую группу по архитектуре базовых информационных ресурсов и принципам обработки данных, осуществляющую принятие заключений по архитектуре и иным принципиальным техническим решениям по созданию, развитию и эксплуатации информационных систем, а также разработку методических материалов и рекомендаций по проектированию архитектуры, применению апробированных технических решений, использованию программных сервисов и применению стандартной инфраструктуры для систем;
федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, которые осуществляют согласование требований к мерам защиты информации, разрабатываемым и утверждаемым согласно законодательству Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
К числу участников процессов функционирования платформы ГосТех" предлагается отнести:
оператора платформы "ГосТех", осуществляющего в том числе сопровождение процессов создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", определение вариантов использования цифровых продуктов платформы "ГосТех", апробацию новых подходов при создании и развитии государственных информационных систем на платформе "ГосТех", организационно-методическое сопровождение процессов разработки архитектурных решений в рамках реализации мероприятий по информатизации, в том числе проектирования архитектуры доменов, обеспечение информационной безопасности сервисов, работающих в инфраструктуре облачных вычислений, на всех этапах жизненного цикла государственных информационных систем, разработку методических рекомендаций по вопросам функционирования платформы "ГосТех", в том числе по разработке безопасного программного обеспечения для платформы "ГосТех", разработку проектов моделей угроз и нарушителей платформы "ГосТех", обеспечение методической поддержки и обучения по вопросам функционирования платформы "ГосТех", рассмотрение предложений о необходимых улучшениях платформы "ГосТех", а также по изменению правовых актов в сфере регулирования платформы "ГосТех", запрос документов и сведений, касающихся функционирования платформы "ГосТех". Функции оператора предлагается возложить на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или подведомственное ему казенное учреждение;
оператора Госмаркета, осуществляющего деятельность по обеспечению создания, развитию, эксплуатации указанной информационной системы, в том числе обеспечивающей мониторинг параметров функционирования Госмаркета, организацию предоставления доступа к ней, методическую поддержку процессов ее функционирования и обучение, соблюдение установленных требований к поставщикам и цифровым продуктам платформы ГосТех", операционное управление информационной безопасностью, контроль качества предоставления и объемов потребления цифровых продуктов платформы ГосТех". Функции оператора предлагается возложить на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или подведомственное ему казенное учреждение;
оператора системы "Управление платформой ГосТех", осуществляющего деятельность по обеспечению создания, развития, эксплуатации системы "Управление платформой "ГосТех", в том числе обеспечивающего мониторинг параметров функционирования системы "Управление платформой "ГосТех", организацию предоставления доступа к ней, методическую поддержку процессов ее функционирования и обучение, операционное управление информационной безопасностью, определение необходимости повторного использования типовых программных компонентов государственных информационных систем при создании, развитии государственных информационных систем на платформе "ГосТех". Функции оператора предлагается возложить на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или подведомственное ему казенное учреждение;
пользователей платформы "ГосТех", обеспечивающих создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем на платформе "ГосТех", в том числе информационную безопасность государственных информационных систем на платформе "ГосТех", использование цифровых продуктов платформы "ГосТех", соблюдение методических рекомендаций по вопросам функционирования платформы "ГосТех";
участников команды разработки, участвующих в производственном процессе создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" с использованием цифровых продуктов платформы "ГосТех";
поставщиков платформы ГосТех", обеспечивающих соответствие цифровых продуктов установленным требованиям для их включения в платформу "ГосТех", осуществляющих поддержку цифровых продуктов, включенных в платформу "ГосТех".
В целях обеспечения формирования профессионального сообщества специалистов платформы "ГосТех" путем внедрения в образовательный процесс современных практик создания государственных информационных систем могут привлекаться образовательные организации высшего образования на безвозмездной основе.
XI. Механизмы и источники финансирования
При создании, развитии, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", государственных информационных систем, входящих в состав платформы "ГосТех", с использованием вычислительных ресурсов, средств защиты информации, иных цифровых продуктов платформы "ГосТех" финансовое обеспечение должно осуществляться с учетом следующих условий:
государственные информационные системы, входящие в состав платформы "ГосТех", в части их создания, развития и эксплуатации, а также инфраструктурные технологические сервисы и базовые сервисы платформы "ГосТех" для создания иных государственных информационных систем на платформе "ГосТех" - за счет и в пределах средств, предусмотренных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";
федеральные государственные информационные системы в части их создания, развития и эксплуатации на платформе "ГосТех", использования средств защиты информации, не входящих в состав инфраструктурных технологических сервисов и базовых сервисов платформы "ГосТех", дополнительных сервисов платформы "ГосТех" - за счет и в пределах средств, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации в федеральном бюджете и (или) бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, либо за счет внебюджетных источников финансирования (в том числе с использованием средств государственных институтов развития, механизмов концессионных соглашений и государственно-частного партнерства) в случае, если создание, развитие, эксплуатация государственных информационных систем будут обеспечиваться иными организациями;
региональные государственные информационные системы в части их создания, развития и эксплуатации на платформе "ГосТех", использования средств защиты информации, не входящих в состав инфраструктурных технологических сервисов и базовых сервисов платформы "ГосТех", дополнительных сервисов платформы "ГосТех" - за счет и в пределах средств, предусмотренных исполнительным органам субъектов Российской Федерации в соответствующих бюджетах.
XII. Ожидаемый социально-экономический эффект
от платформы "ГосТех"
Ожидаемый социально-экономический эффект от создания и функционирования платформы "ГосТех":
высокая удовлетворенность физических и юридических лиц при взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами в электронном виде;
сокращение времени создания, развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех" за счет применения типовых решений и унификации процессов разработки программного обеспечения;
повышение доступности и надежности государственных информационных систем при высоких нагрузках за счет обеспечения платформой "ГосТех" высоких показателей производительности;
обеспечение процессов создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем платформы "ГосТех" с учетом клиентоцентричного и итерационного подхода разработки на основе архитектуры доменов;
формирование каталога цифровых продуктов платформы "ГосТех", а также механизма их повторного использования;
сокращение затрат на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы за счет снижения ущерба от реализовавшихся инцидентов информационной безопасности и недоступности государственных информационных систем;
сокращение расходов на создание и развитие государственных информационных систем за счет повторного использования программного обеспечения;
наличие профессионального сообщества специалистов платформы "ГосТех" для создания, развития, эксплуатации, обеспечения безопасности государственных информационных систем на платформе "ГосТех", а также для включения цифровых продуктов в каталог платформы "ГосТех".
XIII. Порядок создания и развития платформы "ГосТех"
Создание и развитие платформы "ГосТех" будет реализовываться в период с 2022 по 2024 год включительно в несколько этапов. Каждый этап состоит из отдельных мероприятий, к которым приведен ожидаемый результат их выполнения. В плане мероприятий ("дорожной карте") создания платформы "ГосТех" приведены мероприятия реализации Концепции. Количество этапов и мероприятий, а также их содержание могут быть изменены по итогам эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1674 "О проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" (далее - эксперимент).
В рамках первого этапа создания и развития платформы "ГосТех" (до 31 декабря 2022 г.) должно быть завершено проведение эксперимента, с учетом которого должны быть разработаны основные методические документы и правовые акты, регламентирующие функционирование платформы "ГосТех", проведены мероприятия по созданию систем "Управление платформой "ГосТех" и Госмаркет, подготовлен план создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех".
В рамках второго этапа (переходного периода) (до 31 декабря 2024 г.) должен быть утвержден приказ об утверждении порядка включения цифровых продуктов в каталог платформы "ГосТех", должны быть разработаны методические рекомендации по вопросам разработки государственных информационных систем с использованием платформы "ГосТех" и определения обязательности повторного использования цифровых продуктов платформы "ГосТех" при их создании и развитии, а также иные методические документы, детализирующие функционирование платформы "ГосТех", введены в эксплуатацию системы "Управление платформой "ГосТех" и Госмаркет, разработаны типовые решения по обеспечению безопасности информации, сформирован каталог цифровых продуктов платформы "ГосТех", обеспечен процесс создания государственных информационных систем на платформе "ГосТех", разработана архитектура доменов "Здравоохранение", "Образование", "Городская среда и ЖКХ", "Строительство", "Транспорт", "Спорт", "Наука", "Экология", подготовлен план по разработке архитектуры доменов иных отраслей экономики и социальной сферы, внесены изменения в Концепцию с учетом результатов ее создания и функционирования на первом и втором этапах, внесены изменения в план создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех".
В рамках третьего этапа (с 2024 года) должно быть обеспечено функционирование платформы "ГосТех" в полном объеме исходя из обязательности создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех", разработана архитектура доменов иных отраслей экономики и социальной сферы.
В рамках развития платформы "ГосТех" предлагается предусмотреть, что такая платформа может быть использована для реализации процессов жизненного цикла иных информационных систем.
При этом пользователями платформы могут являться органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, а также хозяйственные общества, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной (муниципальной) собственности.
В таких случаях при создании, развитии, эксплуатации иных информационных систем на платформе "ГосТех" с использованием вычислительных ресурсов, средств защиты информации, иных цифровых продуктов платформы "ГосТех" финансовое обеспечение должно осуществляться за счет владельцев таких систем, а также за счет иных источников финансирования.
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 октября 2022 г. N 3102-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ
ПЛАТФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ГОСТЕХ"