Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2019 N 1930-р <О Стратегии развития морской деятельности в РФ до 2030 года> » Законодательство Российской Федерации
Телефоны для связи:
(495) 606-36-02
(495) 629-65-04
Законодательство Российской Федерации » Законодательство РФ » Транспортное законодательство » Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2019 N 1930-р <О Стратегии развития морской деятельности в РФ до 2030 года>




Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2019 N 1930-р &lt;О Стратегии развития морской деятельности в РФ до 2030 года&gt;

02 апрель 2020, Четверг
327
0

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 августа 2019 г. N 1930-р


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года.


2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при принятии в пределах своей компетенции мер по развитию морской деятельности Российской Федерации.


3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 51, ст. 6954).


Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ


Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2019 г. N 1930-р


СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДО 2030 ГОДА


I. Общие положения


Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) направлена на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, формирование и реализацию эффективной социально-экономической политики Российской Федерации в области морской деятельности.


Стратегия сформирована с учетом определенных Морской доктриной Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г., критериев эффективности национальной морской политики - степени реализации краткосрочных и долгосрочных задач национальной морской политики, национальных интересов в Мировом океане и суверенных прав Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, способности военной составляющей морского потенциала России во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами обеспечить реализацию и защиту национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, а при необходимости отражение агрессии с морских и океанских направлений.


В Стратегии с учетом современного состояния морской деятельности, основных мировых тенденций ее развития выявлены и определены основные проблемы и перспективные пути развития морской деятельности Российской Федерации.


В Стратегии исходя из основных проблем и перспектив развития морской деятельности применительно к функциональным и региональным направлениям национальной морской политики, а также целевых ориентиров "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации определены стратегические цели, задачи и целевые показатели развития морской деятельности Российской Федерации согласно приложению N 1.


Реализация Стратегии осуществляется поэтапно:


I этап - до 2020 года (включительно);


II этап - 2021 - 2030 годы.


Для служебного пользования.


Для служебного пользования.


Результаты реализации Стратегии определены по перечню согласно приложению N 4.


Стратегия как документ стратегического планирования, разрабатываемый на федеральном уровне в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, корректируется в сроки, определяемые прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.


Достижение стратегических целей морской деятельности государства обеспечивается федеральными органами исполнительной власти при участии органов исполнительной власти приморских субъектов Российской Федерации.


Реализация Стратегии осуществляется в рамках государственных программ Российской Федерации, включающих в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти, а также непрограммных направлений деятельности.


Информация о результатах ежегодного мониторинга реализации Стратегии включается в проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о результатах комплексной оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации в сфере морской деятельности с учетом информации от приморских субъектов Российской Федерации, представляемой в соответствии с перечнем основных направлений, по которым органами исполнительной власти приморских субъектов Российской Федерации представляется информация в рамках ежегодного мониторинга реализации Стратегии, согласно приложению N 5.


Реализация Стратегии позволит сконцентрировать внимание, организационные усилия и средства органов государственной власти, органов местного самоуправления, деловых кругов, научного сообщества и общественных организаций на главных проблемах развития морской деятельности. Поэтапное разрешение этих проблем будет способствовать повышению уровня национальной безопасности государства, позитивным изменениям социально-экономической ситуации в стране, сохранению российских морских традиций и морского наследия, а также повышению эффективности функционирования морской транспортной системы, продовольственного, топливно-энергетического и сырьевого комплексов с учетом их влияния друг на друга и на морскую среду.


II. Основные проблемы развития морской деятельности
Российской Федерации


Стратегия выделяет следующие основные проблемы развития морской деятельности Российской Федерации:


в развитии морского транспорта и атомного флота:


малая доля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в тоннаже мирового торгового флота, недостаточное участие российского торгового флота в глобальных международных перевозках;


необходимость приведения систем обеспечения безопасности мореплавания Крымского полуострова в соответствие со стандартами систем обеспечения безопасности мореплавания в других регионах Российской Федерации;


устаревший парк судов атомно-технологического обслуживания, не позволяющий обеспечить необходимое технологическое обслуживание строящихся новых ледоколов с различными новыми типами ядерных реакторов и активных зон;


устаревшая система лоцманского обеспечения торгового мореплавания, не гарантирующая эффективного лоцманского обеспечения во всех морских портах Российской Федерации;


наличие административных барьеров, избыточных и дублирующих требований к судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации;


в освоении и сохранении ресурсов Мирового океана в целях развития рыболовства и рыбоводства (аквакультуры):


отставание от принятых норм уровня удовлетворения физиологических потребностей граждан Российской Федерации в протеине морского происхождения, отрицательно влияющее на качество и продолжительность жизни населения;


высокий уровень экономических потерь от незаконного оборота водных биологических ресурсов, добытых в акваториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;


физическое и моральное старение рыбопромыслового флота и недостаточный объем строительства и модернизации судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях;


недостаточный уровень развития инфраструктуры терминалов морских портов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота;


несовершенство законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также недостаточный уровень внедрения систем дистанционного контроля за промысловой деятельностью;


низкий уровень промысла рыбы и других морепродуктов судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, и судами российских рыбопромысловых компаний в исключительных экономических зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана;


в освоении и сохранении ресурсов Мирового океана в целях развития исследования и освоения месторождений морских минеральных и энергетических ресурсов:


уменьшение объемов разведочных работ на шельфе, обусловленное снижением государственных и частных инвестиций в геологоразведку, а также перенос бурения и сейсморазведки на шельфе на более поздний период;


введение рядом государств ограничений, распространяющихся на отдельные российские нефтегазовые компании, поставки современных технологий и оборудования, используемых для разведки и разработки российских глубоководных, морских арктических и сланцевых месторождений, а также на привлечение долгосрочного финансирования;


недостаточно развитая отечественная научно-техническая база разработок новых методов и средств поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, которая сдерживает освоение морских минеральных и энергетических ресурсов;


отсутствие в законодательстве Российской Федерации нормативно-правового регулирования добычи полезных ископаемых международного района морского дна;


в развитии морских научных исследований:


сокращение комплексных экспедиционных научных исследований в ключевых районах Мирового океана, необходимых для воспроизводства ресурсной базы, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, а также для постоянного мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштабов;


изношенность научно-исследовательских судов, в первую очередь океанического типа, в том числе многоцелевых, для проведения разведочных работ в целях исследования твердых полезных ископаемых дна Мирового океана, а также отсутствие технических средств нового поколения для морских научных и ресурсных исследований;


в развитии военно-морской деятельности:


сохраняющиеся территориальные притязания к Российской Федерации и незавершенность процесса международно-правового оформления морских пространств;


несовершенство законодательства Российской Федерации в области нормативно-правового регулирования мобилизационной подготовки и мобилизации в сфере морской деятельности, ограничивающее возможности по призыву российских морских судов в состав Вооруженных Сил Российской Федерации в период мобилизации, а также в мирное время при проведении специальных операций;


изношенность корабельного состава органов федеральной службы безопасности и пунктов его базирования, а также недостаточный уровень оснащения современным корабельным составом, необходимым для эффективного решения задач пограничной деятельности на морских направлениях;


в развитии судостроения и кораблестроения:


несоблюдение сроков строительства кораблей и судов из-за нерешения вопросов по импортозамещению;


низкая доля российских судоверфей в общем объеме заказов отечественных судовладельцев на строительство, модернизацию и ремонт судов гражданского назначения, вызванная недостаточным уровнем технической оснащенности предприятий судостроения и высокой стоимостью производства;


в развитии образования и кадрового обеспечения в сфере морской деятельности:


недостаток квалифицированных кадров по специальностям и направлениям подготовки в сфере морской деятельности и ее государственного управления, отсутствие оценки состояния кадрового потенциала и координации деятельности по его созданию, а также отсутствие условий для сохранения и привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и сферу управления морской деятельностью;


недостаточный уровень обеспеченности научными и педагогическими кадрами, развития лабораторной, учебно-тренажерной и методической базы образовательных организаций, готовящих специалистов для сферы морской деятельности и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс;


в развитии видов обеспечения безопасности морской деятельности:


недостаточный уровень навигационно-гидрографического обеспечения морской деятельности, в первую очередь в арктических и тихоокеанских районах, вследствие существенного сокращения объемов работ по картографированию морских пространств, технологического отставания в развитии инфраструктуры и инструментальных средств исследований, а также вследствие изношенности и несоответствия современным требованиям к проведению гидрографических, океанографических и морских геофизических исследований большей части судов и катеров;


недостаточная плотность морской береговой наблюдательной сети для получения состоятельных оценок изменчивости природной среды и дальнейшего прогнозирования мезомасштабных гидрометеорологических процессов, неблагоприятных и опасных для морской деятельности погодных явлений;


неудовлетворительное качество результатов наблюдений, получаемых с действующей морской береговой гидрометеорологической сети, особенно в Арктической зоне Российской Федерации, в связи с высоким износом измерительного оборудования;


недостаточное развитие российских океанографических автоматических и автономных средств измерений - дрейфующих буев различного назначения, притопленных буйковых станций, подводных роботов (глайдеров) и, как следствие, недостаточное развитие исследований океанических процессов как физической основы совершенствования и создания новых методов расчета, диагноза и прогноза состояния океана в широком спектре пространственных и временных масштабов;


существенное сокращение морских экспедиционных исследований в целях мониторинга состояния и загрязнения акваторий морей Российской Федерации, получения регулярных данных о процессах, происходящих в Мировом океане, изучения и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений;


износ и вывод из эксплуатации научно-исследовательских судов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;


недостаточность российской орбитальной группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли для решения задач в области гидрометеорологии, существенная зависимость от зарубежных спутниковых данных при гидрометеорологическом и ледовом обеспечении в Арктике, Антарктике и Мировом океане;


в развитии поисково-спасательного обеспечения морской деятельности:


недостаточный уровень взаимодействия и комплексного подхода к развитию и обеспечению функционирования сил и средств аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти;


износ состава поисково-спасательных судов, связанный с низким уровнем его обновления;


отсутствие межведомственной автоматизированной системы обмена информацией при проведении поисково-спасательных работ на море;


в обеспечении безопасности объектов морской инфраструктуры и прилегающих к ним акваторий - недостаточный уровень оснащенности объектов морской инфраструктуры и прилегающих к ним акваторий современными отечественными техническими средствами охраны и физической защиты, в том числе с применением подводных робототехнических комплексов, для предупреждения и пресечения террористических и диверсионных действий, иных актов незаконного вмешательства в их функционирование;


в развитии медико-санитарного обеспечения морской деятельности - недостаточный уровень реализации требований к сохранению здоровья работников российского флота, установленных международными правовыми актами о здравоохранении и медицинском обслуживании в морском судоходстве, участницей которых является Российская Федерация;


в развитии информационного обеспечения морской деятельности - организационная и техническая незавершенность формирования единого информационного пространства, а также создания общей информационно-коммуникационной инфраструктуры информационного обеспечения морской деятельности;


в обеспечении защиты и сохранения морской среды:


возрастающее антропогенное загрязнение морских акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, и недостаточная эффективность мер по обеспечению защиты морской среды от усиливающегося загрязнения с судов и других объектов морской деятельности, обусловленного ростом интенсивности судоходства, активизацией разведки и добычи природных ресурсов, а также от загрязнения, поступающего с водами трансграничных рек и морскими течениями с сопредельных государств;


наличие значительного количества экологически опасных объектов и загрязнение окружающей среды затонувшими судами;


негативное воздействие на окружающую среду в районах добычи нефти, транспортировки, перевалки и хранения нефти и нефтепродуктов, особенно в Арктической зоне Российской Федерации;


несовершенство нормативно-правовой базы, определяющей природоохранные требования к осуществляемой на территории приморских субъектов Российской Федерации, морских пространствах и в международном районе морского дна хозяйственной деятельности, в частности связанной с использованием их ресурсов, а также порядок осуществления надзора за их соблюдением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;


низкая оснащенность надзорных органов современными специализированными судами и техническими средствами, необходимыми для эффективного осуществления государственного экологического надзора, предупреждения загрязнения и ликвидации последствий загрязнения морской среды субъектами морской деятельности;


в обеспечении комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий - отсутствие нормативно-правовой базы, определяющей разработку программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий, разграничение (согласование) полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по управлению природопользованием приморских территорий и прибрежных акваторий.


III. Основные приоритеты развития морской деятельности
Российской Федерации на долгосрочный период


Основными приоритетами развития морской деятельности Российской Федерации на долгосрочный период являются:


совершенствование нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих процессы развития морской деятельности, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению задач государственного управления морской деятельностью;


развитие морского транспорта Российской Федерации на уровне, гарантирующем транспортную независимость и экономическую безопасность государства;


инновационное развитие рыбохозяйственного комплекса с широкомасштабной модернизацией и техническим перевооружением предприятий отрасли, обновлением рыбопромыслового флота, созданием научно-производственной базы, формированием ее кадрового потенциала, а также модернизация рыбоперерабатывающего сектора и стимулирование производства рыбной продукции глубокой степени переработки, развитие искусственного воспроизводства экологически чистых водных биологических ресурсов и аквакультуры;


планомерное и регламентированное освоение углеводородных, минеральных ресурсов дна и морских пространств, на которые распространяется суверенитет, юрисдикция и суверенные права Российской Федерации, на основе применения современной техники и инновационных технологий, обеспечивающих экологическую безопасность, расширение масштабов освоения минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана;


проведение регулярных научных экспедиционных исследований морской среды, ресурсов и пространств Мирового океана, Арктики и Антарктики с применением современных средств и технологий;


восстановление комплексного мониторинга состояния природной среды и загрязнения акваторий морей Российской Федерации;


наращивание фундаментальной и прикладной научной базы, обеспечивающей устойчивое развитие морской деятельности и морского потенциала, укрепление национальной безопасности Российской Федерации и снижение возможного ущерба от природных и техногенных катастроф;


поддержание и развитие военной составляющей морского потенциала Российской Федерации на уровне, обеспечивающем военную и пограничную безопасность Российской Федерации, защиту национальных интересов Российской Федерации по изучению, освоению и использованию ресурсов и морских пространств Мирового океана;


развитие группировок морских сил общего назначения Военно-Морского Флота в целях наделения их потенциалом стратегического неядерного сдерживания;


повышение мобилизационной готовности морских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, до уровня, необходимого для обеспечения решения Военно-Морским Флотом задач в военное время;


совершенствование информационного обеспечения морской деятельности в целях повышения ее эффективности и безопасности;


унификация судов поисково-спасательного назначения и поисково-спасательной техники;


обеспечение экологической безопасности морской среды, сохранения и восстановления морских экосистем;


переход к комплексному планированию развития прибрежных акваторий и приморских территорий;


развитие системы медико-санитарного обеспечения морской деятельности, в том числе деятельности работников нефтяных и газодобывающих платформ на шельфе Северного Ледовитого океана и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики;


совершенствование международно-правового обеспечения морской деятельности и развитие международного сотрудничества в сфере морской деятельности;


проведение гидрографических работ по уточнению географических координат точек, определяющих положение исходных линий, для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;


создание эффективной системы гидрометеорологического обеспечения морской деятельности, включая восстановление и развитие наблюдений на морских береговых станциях гидрометеорологической сети, развитие автоматических и автономных технических средств, систем наблюдения за характеристиками морской природной среды, средств обработки и анализа информации, методов и моделей расчета гидрометеорологических характеристик морской среды, включая ледовые;


обеспечение исследовательских работ по определению возможностей использования твердых полезных ископаемых в международном районе морского дна для расширения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;


обновление и развитие научно-исследовательского флота.


Приложение N 1
к Стратегии развития морской
деятельности Российской Федерации
до 2030 года


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Стратегические цели

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 30 августа 2019 г. N 1930-р 1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года. 2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при принятии в пределах своей компетенции мер по развитию морской деятельности Российской Федерации. 3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 51, ст. 6954). Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 1930-р СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА I. Общие положения Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) направлена на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, формирование и реализацию эффективной социально-экономической политики Российской Федерации в области морской деятельности. Стратегия сформирована с учетом определенных Морской доктриной Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г., критериев эффективности национальной морской политики - степени реализации краткосрочных и долгосрочных задач национальной морской политики, национальных интересов в Мировом океане и суверенных прав Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, способности военной составляющей морского потенциала России во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами обеспечить реализацию и защиту национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, а при необходимости отражение агрессии с морских и океанских направлений. В Стратегии с учетом современного состояния морской деятельности, основных мировых тенденций ее развития выявлены и определены основные проблемы и перспективные пути развития морской деятельности Российской Федерации. В Стратегии исходя из основных проблем и перспектив развития морской деятельности применительно к функциональным и региональным направлениям национальной морской политики, а также целевых ориентиров
Обсудить

Читайте также:


Постановление Правительства РФ от 29.08.2024 N 1167 "Об утверждении требований к техническому управляющему, которому судовладелец может поручить техническое управление морским судном"
18 октябрь 2024, Пятница
Постановление Правительства РФ от 29.08.2024 N 1167 "Об утверждении требований к техническому управляющему, которому судовладелец может поручить техническое управление морским судном"
"Об утверждении требований к техническому управляющему, которому судовладелец может поручить техническое......
Постановление Правительства РФ от 29.08.2024 N 1175 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293"
18 октябрь 2024, Пятница
Постановление Правительства РФ от 29.08.2024 N 1175 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293"
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293"...
Постановление Правительства РФ от 03.09.2024 N 1213 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354"
18 октябрь 2024, Пятница
Постановление Правительства РФ от 03.09.2024 N 1213 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354"
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354"...

Добавить комментарий
Комментарии (0)