Указ Президента РФ от 28.02.2024 N 146 "О стратегических целях и задачах развития Российского научного фонда на период до 2030 года" (вместе со "Стратегией развития Российского научного фонда на период до 2030 года")
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НАУЧНОГО ФОНДА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
В целях комплексного решения стратегических задач развития фундаментальных и поисковых научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ, опытно-конструкторских разработок, обеспечения создания наукоемких технологических решений, значимых для социально-экономического развития Российской Федерации, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года.
2. Правительству Российской Федерации:
а) обеспечить финансирование Стратегии развития Российского научного фонда на период до 2030 года за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
б) предусматривать в 2025 - 2030 годах при формировании проектов федеральных бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на финансирование проведения прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ, опытно-конструкторских разработок гражданского назначения в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, передаваемые федеральными органами исполнительной власти в качестве имущественного взноса Российской Федерации Российскому научному фонду в целях проведения конкурсных отборов научных, научно-технических программ и проектов, финансирования прошедших такие отборы программ и проектов;
в) определить порядок передачи Российскому научному фонду на финансирование научных исследований гражданского назначения бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение проектов научных тем по прикладным научным исследованиям, получивших заключение о нецелесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета.
3. Попечительскому совету Российского научного фонда осуществлять контроль за реализацией Стратегии развития Российского научного фонда на период до 2030 года и ежегодно, начиная с 2025 года, представлять Президенту Российской Федерации доклад о ходе ее реализации.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
28 февраля 2024 года
N 146
Утверждена
Указом Президента
Российской Федерации
от 28 февраля 2024 г. N 146
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НАУЧНОГО ФОНДА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
1. Настоящей Стратегией определяются приоритетные направления деятельности, стратегические цели и задачи развития, принципы деятельности Российского научного фонда (далее - Фонд) на период до 2030 года.
2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и от 2 ноября 2013 г. N 291-ФЗ "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации в научно-технической области.
II. Приоритетные направления деятельности Фонда
3. Настоящая Стратегия является основным документом долгосрочного планирования деятельности Фонда, которая осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
а) поддержка проведения научных исследований и развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенных областях науки. В рамках этого направления осуществляется конкурсный отбор представленных в инициативном порядке научных, научно-технических программ и проектов в целях выявления принципиально новых научных задач, поиска новых наукоемких решений, формирования и развития новых научных коллективов, эффективного использования исследовательской инфраструктуры, в том числе центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок. Результатом такой деятельности должно стать поэтапное, пропорциональное объему финансирования увеличение числа грантополучателей Фонда (в том числе подавших заявку на конкурс Фонда впервые), участвующих в конкурсах инициативных фундаментальных и поисковых научных исследований, в целях поддержки передовых идей, перспективных лабораторий, укрепления научного потенциала государства;
б) поддержка проектов по развитию перспективных и приоритетных наукоемких технологий в целях решения задач, связанных с большими вызовами для общества, государства и науки. В рамках этого направления совместно (на условиях софинансирования) с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями, действующими в реальном секторе экономики, осуществляется конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов, предусматривающих в том числе проведение опытно-конструкторских и технологических работ, опытно-конструкторских разработок, направленных на повышение уровня готовности к использованию перспективных и приоритетных наукоемких технологий. Результатом такой деятельности должно стать увеличение количества технологий, разработанных при поддержке Фонда в интересах и по заказу квалифицированных заказчиков и (или) технологических партнеров, а также количества региональных конкурсов, проводимых Фондом в целях создания технологических условий для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
в) поддержка молодых ученых. В рамках этого направления осуществляется конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов в целях укрепления кадрового потенциала науки, непрерывного повышения уровня компетенций молодых научных и научно-педагогических работников и выстраивания поэтапной траектории их профессионального развития. Результатом такой деятельности должно стать повышение уровня привлекательности науки как области профессиональной деятельности для талантливой молодежи, увеличение доли научных, научно-технических программ и проектов, реализуемых молодыми научными и научно-педагогическими работниками, в общем количестве научных, научно-технических программ и проектов, поддерживаемых Фондом;
г) популяризация достижений российской науки. В рамках этого направления проводятся мероприятия (в том числе конференции, семинары, панельные дискуссии на крупных форумах и диалоговых площадках), направленные на повышение доступности для широкой аудитории информации о достижениях современной науки, а также организуются и проводятся регулярные специализированные мероприятия для демонстрации успехов в практическом использовании достижений в области научно-технологической деятельности. Результатом деятельности по популяризации российской науки должно стать повышение интереса аудитории к достижениям и перспективам российской науки, повышение общественной значимости научных исследований.
4. Положения настоящей Стратегии учитываются при формировании программы деятельности Фонда и планировании бюджета Фонда на трехлетний период.
5. Реализация приоритетных направлений деятельности Фонда осуществляется посредством проведения мероприятий, предусмотренных программой деятельности Фонда на трехлетний период, согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами.
III. Стратегические цели и задачи развития Фонда
6. Фонд является эффективным инструментом научно-технологического развития Российской Федерации. Возможности Фонда направлены на обеспечение независимости государства и конкурентоспособности его экономики, а также на повышение качества жизни населения.
7. Деятельность Фонда направлена на достижение к 2030 году следующих стратегических целей:
а) увеличение числа грантополучателей Фонда при сохранении качества поддержанных Фондом научных, научно-технических программ и проектов, поддержка талантливой молодежи;
б) выявление и поддержка прорывных исследований российских ученых, формирование передовых исследовательских коллективов в различных областях науки, в том числе проводящих междисциплинарные исследования;
в) реализация научных, научно-технических программ и проектов полного научно-технологического цикла, для которых характерна сквозная система планирования, финансирования и управления, в целях разработки и использования в отраслях экономики приоритетных наукоемких технологий.
8. Основными задачами развития Фонда являются:
а) поиск и поддержка лучших научных идей, закладывающих основу для создания следующего поколения отечественных технологий;
б) стимулирование ускоренного создания и внедрения современных отечественных наукоемких технологических решений, имеющих важнейшее значение для реализации стратегических инициатив в области научно-технологического развития Российской Федерации и для повышения научно-технологического потенциала в системообразующих отраслях экономики;
в) формирование, использование и распространение лучших практик конкурсного отбора научных, научно-технических программ и проектов, поддержки научных исследований, развития кооперационных связей между участниками научно-технологической деятельности;
г) развитие и укрепление кадрового потенциала науки, повышение уровня привлекательности области научных исследований для молодых специалистов;
д) формирование положительного имиджа науки в обществе.
IV. Принципы деятельности Фонда
9. Деятельность Фонда осуществляется на принципах открытости, равного доступа к механизмам Фонда и равных возможностей участия в конкурсах и инициативах Фонда для исследователей и научных коллективов, соблюдения этических норм научного эксперимента и профессиональных норм научного сообщества, справедливой оценки при проведении Фондом конкурсных отборов научных, научно-технических программ и проектов и при определении их результатов.
10. Фондом обеспечивается постоянное совершенствование института научной и научно-технической экспертизы на основополагающих принципах обоснованности, анонимности и независимости.
11. Для проведения всесторонней экспертной оценки фундаментальных и поисковых научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ, опытно-конструкторских разработок по всем приоритетным направлениям деятельности Фонда используется единая база экспертов Фонда.
12. Развитие Фонда осуществляется путем совершенствования экспертно-аналитической деятельности, а также цифровой трансформации экспертных возможностей Фонда (развитие цифровой инфраструктуры, сервисов), эффективного выполнения широкого спектра работ прогнозного, аналитического, научно-методического, консультативного характера в области научно-технологического развития Российской Федерации.
V. Механизм и источники финансирования реализации
настоящей Стратегии
13. Реализация настоящей Стратегии осуществляется Фондом во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями, являющимися квалифицированными заказчиками и (или) технологическими партнерами Фонда.
14. Основным источником финансирования реализации настоящей Стратегии в части, касающейся поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований, а также экспертно-аналитической и информационно-просветительской деятельности Фонда, являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
15. Источниками финансирования реализации настоящей Стратегии в части, касающейся поддержки научных, научно-технических программ и проектов, предусматривающих проведение опытно-конструкторских и технологических работ, опытно-конструкторских разработок, являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", а также внебюджетные средства, привлекаемые Фондом при поддержке Правительства Российской Федерации и при участии квалифицированных заказчиков и (или) технологических партнеров Фонда.
16. Принципы и формы взаимодействия Фонда с квалифицированными заказчиками и (или) технологическими партнерами определяются на основе соглашений, заключаемых для осуществления совместной деятельности в рамках научных, научно-технических программ и проектов, предусматривающих проведение опытно-конструкторских и технологических работ, опытно-конструкторских разработок и поддерживаемых Фондом.
17. Контроль за реализацией настоящей Стратегии осуществляется в рамках ежегодного мониторинга реализации программы деятельности Фонда на трехлетний период, проводимого путем сравнения фактически достигнутых значений ее целевых показателей и индикаторов с их планируемыми значениями, определяемыми попечительским советом Фонда. Результаты такого контроля отражаются в годовом отчете Фонда, который ежегодно представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
18. Корректировка настоящей Стратегии может быть осуществлена не ранее чем через три года со дня ее утверждения на основании результатов контроля за ее реализацией и с учетом факторов политического и социально-экономического характера, оказывающих влияние на научно-технологическое развитие Российской Федерации.
VI. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии
19. Ожидаемыми социальными и экономическими результатами реализации настоящей Стратегии являются:
а) возможность реализации творческого потенциала, рост доходов и улучшение качества жизни исследователей, в том числе молодых специалистов;
б) рост результативности отечественной науки, в том числе повышение уровня фундаментальных научных исследований;
в) наращивание объема производства готовой продукции с использованием отечественных наукоемких технологических решений, а также снижение доли закупок аналогичной продукции за рубежом.
20. Основным ожидаемым результатом развития Фонда должно стать сохранение им статуса ведущего института финансовой и организационной поддержки на конкурсной основе научных, научно-технических программ и проектов, предусматривающих проведение прорывных фундаментальных и поисковых научных исследований, наиболее значимых опытно-конструкторских и технологических работ, опытно-конструкторских разработок гражданского назначения.
21. Реализация настоящей Стратегии должна способствовать эффективному развитию Фонда, наращиванию его потенциала, в том числе в целях участия в решении наиболее актуальных задач государственного значения.