Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 N 434 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Феде
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2019 г. N 434
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ
И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 9 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. N 928 "О внесении изменений в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 38, ст. 5069);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. N 295 "О внесении изменений в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 16, ст. 2230);
пункт 55 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1540 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 2, ст. 368);
постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. N 2 "О внесении изменений в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 562).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 апреля 2019 г. N 434
ПРАВИЛА
РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ
1. Настоящие Правила определяют порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - стандарты) и внесения в них изменений.
2. Министерство просвещения Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов общего и среднего профессионального образования и вносимых в указанные стандарты изменений, в том числе проектов стандартов по образовательным программам среднего профессионального образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.
3. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов высшего образования и вносимых в указанные стандарты изменений, в том числе:
проектов стандартов по специальностям и направлениям подготовки высшего образования, включенным в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки", - по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации;
проектов стандартов по программам ассистентуры-стажировки - по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации;
проектов стандартов по программам ординатуры - по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации;
проектов стандартов по образовательным программам высшего образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, - по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.
4. Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с полномочиями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящих Правил (далее - соответствующие уполномоченные органы), привлекают к разработке проектов стандартов и вносимых в них изменений (далее - проекты стандартов) учебно-методические объединения в системе образования, образовательные, научные и иные организации, представителей работодателей (далее - разработчики), а также органы исполнительной власти и иных заинтересованных лиц.
Проекты стандартов общего образования разрабатываются с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверждаемого на соответствующие годы Правительством Российской Федерации.
Разработчики проектов стандартов профессионального образования обеспечивают учет в них положений части 7 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
5. Министерство просвещения Российской Федерации с целью рассмотрения проектов стандартов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, создает совет Министерства просвещения Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с целью рассмотрения проектов стандартов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, создает совет Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.
В составы совета Министерства просвещения Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам и совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - советы) входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций.
Советы рассматривают проекты стандартов на заседаниях, проводимых по мере необходимости, и действуют на основе положений, утверждаемых соответствующими уполномоченными органами.
Решениями советов могут быть образованы рабочие группы для предварительного рассмотрения проектов стандартов, в том числе содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
6. Соответствующие уполномоченные органы организуют разработку проектов стандартов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
7. Проекты стандартов могут быть разработаны в инициативном порядке на безвозмездной основе.
8. Проекты стандартов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, разрабатываются, рассматриваются и утверждаются с учетом требований, предъявляемых к защите этих сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Разработанные проекты стандартов направляются разработчиками в соответствующие уполномоченные органы для рассмотрения и утверждения.
10. Разработанный проект стандарта общего образования направляется в Министерство просвещения Российской Федерации с приложением пояснительной записки, содержащей описание особенностей указанного проекта, научное обоснование необходимости его разработки, оценку соответствия содержащихся в нем требований к результатам освоения и структуре основных общеобразовательных программ (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, а также к их объему) приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и плану мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
11. Разработанный проект стандарта профессионального образования до направления в соответствующий уполномоченный орган направляется разработчиком в совет по профессиональным квалификациям по соответствующему виду профессиональной деятельности (при наличии) (далее - совет по профессиональным квалификациям) для проведения экспертизы проекта, оценки соответствия содержащихся в нем требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в части, касающейся профессиональной компетенции, положениям соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
12. Совет по профессиональным квалификациям в течение 30 дней со дня получения проекта стандарта проводит его экспертизу и оценку соответствия содержащихся в нем требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в части, касающейся профессиональной компетенции, положениям соответствующих профессиональных стандартов (при наличии), по итогам которых подготавливает и направляет разработчику предложения по совершенствованию указанного проекта (при наличии) либо информирует разработчика об отсутствии указанных предложений.
13. При наличии предложений по совершенствованию проекта стандарта профессионального образования разработчик указанного проекта обеспечивает его доработку до направления в соответствующий уполномоченный орган.
14. При направлении в соответствующий уполномоченный орган проекта стандарта профессионального образования разработчик прилагает к нему предложения по совершенствованию указанного проекта (при наличии) либо информирует об отсутствии таких предложений.
15. Соответствующие уполномоченные органы не менее чем за 2 месяца до даты заседания советов, на которых планируется рассмотреть соответствующие проекты стандартов, размещают их на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт) для информирования общественности и обеспечения рассмотрения проектов стандартов заинтересованными организациями и гражданами, за исключением проектов, указанных в пункте 8 настоящих Правил.
16. Соответствующий уполномоченный орган направляет проект стандарта профессионального образования с приложением предложений по совершенствованию указанного проекта (при наличии) не менее чем за 2 месяца до даты заседания совета в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет).
17. Национальный совет в течение 30 дней со дня получения проекта стандарта профессионального образования рассматривает его, проводит оценку на соответствие профессиональным стандартам и направляет результаты оценки (экспертные заключения и предложения по совершенствованию указанного проекта (при наличии) в соответствующий уполномоченный орган.
В случае если по результатам указанной оценки проект стандарта профессионального образования не одобрен Национальным советом, соответствующий уполномоченный орган направляет проект стандарта разработчику на доработку и затем повторно - в Национальный совет.
18. Соответствующие уполномоченные органы организуют проведение независимой экспертизы проектов стандартов организациями, федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - независимые эксперты):
а) объединениями работодателей, научными и иными организациями, осуществляющими деятельность в соответствующей сфере, - в отношении проектов стандартов профессионального образования;
б) федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия образования" - в отношении проектов стандартов профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки, включенным в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки "Психологические науки" и "Образование и педагогические науки";
в) общественными организациями, действующими в системе общего образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия образования" - в отношении проектов стандартов общего образования;
г) Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в отношении проектов стандартов, содержащих вопросы подготовки граждан к военной службе.
19. В целях проведения независимой экспертизы соответствующий уполномоченный орган в течение 7 дней со дня размещения проекта стандарта на сайте направляет его независимым экспертам.
20. Независимый эксперт:
а) проводит экспертизу:
проекта стандарта общего образования, в том числе в части его научного обоснования, с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
проекта стандарта профессионального образования, в том числе в части учета положений соответствующих профессиональных стандартов (при наличии);
б) направляет в соответствующий уполномоченный орган экспертное заключение по форме, установленной указанным органом (далее - экспертное заключение), в течение 15 дней со дня получения проекта стандарта.
21. Прием предложений от заинтересованных организаций и граждан по проектам стандартов, размещенным на сайте, осуществляется в течение 15 дней со дня размещения указанных проектов на сайте.
22. Проекты стандартов и экспертные заключения направляются соответствующими уполномоченными органами в советы в течение 5 дней со дня получения экспертных заключений.
При направлении в совет Министерства просвещения Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам проекта стандарта общего образования и экспертных заключений к нему прилагается пояснительная записка, предусмотренная пунктом 10 настоящих Правил.
При направлении в соответствующий совет проекта стандарта профессионального образования и экспертных заключений к нему прилагается заключение совета по профессиональным квалификациям и предложения по совершенствованию указанного проекта (при наличии), а также представленные Национальным советом результаты оценки указанного проекта на соответствие профессиональным стандартам и предложения по его совершенствованию (при наличии).
23. Проекты стандартов и прилагаемые к ним документы по решению советов могут быть направлены для предварительного рассмотрения соответствующими рабочими группами (при наличии). Указанные проекты рассматриваются на заседаниях рабочих групп в течение 14 дней со дня получения.
Советы рассматривают проекты стандартов и прилагаемые к ним экспертные заключения на своих заседаниях в течение 30 дней со дня их получения.
Рассмотрение проекта стандарта профессионального образования осуществляется в том числе в части учета в нем положений соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
24. По результатам рассмотрения проекта стандарта совет принимает одну из следующих рекомендаций:
утвердить проект стандарта;
отклонить проект стандарта;
направить проект стандарта на доработку с последующим утверждением;
направить проект стандарта на доработку с последующим повторным рассмотрением.
25. Решение совета оформляется протоколом, который направляется в соответствующий уполномоченный орган в течение 5 дней со дня проведения заседания совета.
26. Соответствующий уполномоченный орган на основании рекомендаций совета, содержащихся в протоколе, в течение 10 дней принимает одно из следующих решений:
утвердить проект стандарта;
отклонить проект стандарта;
направить проект стандарта на доработку с последующим утверждением;
направить проект стандарта на доработку с последующим повторным рассмотрением.
27. Стандарты утверждаются соответствующим уполномоченным органом.
28. Соответствующий уполномоченный орган направляет разработчику решение об отклонении проекта стандарта либо о направлении проекта стандарта на доработку (с приложением указанного проекта) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения.
29. Доработанный проект стандарта направляется разработчиком в соответствующий уполномоченный орган.
Поступивший в соответствующий уполномоченный орган доработанный проект стандарта, по которому было принято решение о направлении его на доработку с последующим утверждением, утверждается.
Поступивший в соответствующий уполномоченный орган доработанный проект стандарта, по которому было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением, повторно размещается на сайте, в отношении его проводятся независимая экспертиза и рассмотрение советом в соответствии с настоящими Правилами.
30. При представлении разработчиком в Министерство просвещения Российской Федерации или Министерство науки и высшего образования Российской Федерации проекта вносимых в стандарт изменений, не носящих смыслового характера, размещение указанного проекта на сайте, его независимая экспертиза и рассмотрение соответствующим советом не проводятся.
Изменения, вносимые в стандарт, утверждаются соответствующим уполномоченным органом.
31. В целях обеспечения формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии):
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляет в соответствующие уполномоченные органы информацию об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) в течение 10 дней со дня их вступления в силу;
соответствующие уполномоченные органы в течение 20 дней со дня получения от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации информации об утвержденных профессиональных стандартах (изменениях, внесенных в профессиональные стандарты) направляют информацию о профессиональных стандартах разработчикам;
разработчики в месячный срок проводят анализ указанной информации и направляют в соответствующие уполномоченные органы сведения о том, что профессиональные компетенции стандартов профессионального образования соответствуют требованиям профессиональных стандартов либо требуются доработка стандартов и (или) разработка проектов новых стандартов в целях обеспечения формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов. При необходимости разработчики проводят указанный анализ во взаимодействии друг с другом, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, советом по профессиональным квалификациям, объединениями работодателей либо работодателями. Взаимодействие осуществляется в порядке, определяемом его участниками самостоятельно;
соответствующие уполномоченные органы в месячный срок рассматривают указанные сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивают в порядке, установленном настоящими Правилами, разработку и рассмотрение проектов стандартов профессионального образования в течение года со дня утверждения соответствующих профессиональных стандартов.