Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2019 N 348-р (ред. от 15.02.2020) <Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации до 2025 года> (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной ка » Законодательство Российской Федерации
Телефоны для связи:
(495) 606-36-02
(495) 629-65-04
Законодательство Российской Федерации » Законодательство РФ » Хозяйственное законодательство » Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2019 N 348-р (ред. от 15.02.2020) <Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации до 2025 года> (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной ка




Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2019 N 348-р (ред. от 15.02.2020) &lt;Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации до 2025 года&gt; (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной ка

02 апрель 2020, Четверг
258
0

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 февраля 2019 г. N 348-р


1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - план).


2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:


обеспечить реализацию плана;


осуществлять при необходимости взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями в ходе реализации плана;


ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с апреля 2019 г., представлять в Минэнерго России информацию о ходе реализации плана.


3. Минэнерго России 1 раз в год, до 31 января года, следующего за отчетным годом, на основе информации, предусмотренной пунктом 2 настоящего распоряжения, представлять в Правительство Российской Федерации отчет о ходе реализации плана.


Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ


Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 февраля 2019 г. N 348-р


ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РАЗВИТИЮ
НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты")


1. Место и роль нефтегазохимического комплекса в экономике
Российской Федерации


Российский нефтегазохимический комплекс имеет стратегическое значение для экономики страны, так как является одним из ключевых драйверов промышленного роста за счет мультипликативного эффекта, оказываемого, в первую очередь, на потребляющие отрасли.


Размер мирового химического рынка на сегодняшний день оценивается примерно в 4,5 трлн. долларов США, а к 2030 году ожидается практически двукратный его рост.


Один рубль валового внутреннего продукта в нефтегазохимии создает дополнительно 1,9 рубля валового внутреннего продукта в экономике (за счет развития перерабатывающих и потребляющих синтетическую продукцию отраслей, а также смежных отраслей - инжиниринга, машиностроения и других), что оказывает существенное влияние на рост экономики, способствуя движению Российской Федерации в топ-5 мировых экономик.


Нефтегазохимический рынок Российской Федерации составляет около 2 процентов от мирового рынка и имеет значительный сырьевой потенциал - более 35 млн. тонн нафты, сжиженных углеводородных газов и этана.


Рынок нефтегазохимической продукции Российской Федерации долгое время был дефицитным по большинству продуктов. Однако за период 2009 - 2017 годов доля импорта в потреблении базовых полимеров сократилась: по полипропилену - в 1,8 раза, по поливинилхлориду и полистиролу - в 2 раза, по полиэтилентерефталату - в 2,2 раза. За этот же период объемы выпуска нефтегазохимической продукции увеличились: по полипропилену - в 2 раза, по полиэтилену - в 1,2 раза, по полиэтилентерефталату - в 2,2 раза, по полистиролу - в 2 раза, по поливинилхлориду - в 1,7 раза.


На конец 2017 года не приняты инвестиционные решения по большинству крупных проектов нефтегазохимического комплекса, так как для их принятия необходимо создание стабильных налоговых условий, отлаженное таможенно-тарифное регулирование, оказание мер административной и экономической поддержки со стороны государства для эффективной деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса.


При этом 8 крупнейших потенциальных проектов развития нефтегазохимических мощностей Российской Федерации могут обеспечить ввод более 8 млн. тонн мощностей по производству полиэтилена и пропилена (рост текущих мощностей в 2,3 раза), экспортный потенциал которых составляет более 5 млрд. долларов США в год, а потенциал суммарной выручки - более 10 млрд. долларов США в год.


2. Состояние и перспективы внешних и внутреннего рынков
нефтегазохимии в Российской Федерации


Российский нефтегазохимический рынок включает 3 основных сегмента: пластики, каучуки и продукты органического синтеза.


Суммарное производство продукции по 3 сегментам в 2017 году составило 9,9 млн. тонн. Наибольшие объемы производства приходятся на пластики - полиэтилен и полипропилен - 5,2 млн. тонн. Объем экспортных поставок продукции нефтегазохимической отрасли в 2017 году составил 2,4 млн. тонн.


У Российской Федерации существуют хорошие перспективы для развития рынка продукции нефтегазохимического комплекса как за счет увеличения внутреннего потребления путем достижения среднемирового уровня подушевого потребления и импортозамещения, так и за счет расширения экспорта в ключевые для Российской Федерации регионы - Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.


В настоящее время душевое потребление базовой нефтегазохимической продукции (полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, полистирола, полиэтилентерефталата) в Российской Федерации в 2 - 3 раза ниже, чем в развитых странах (США, страны Западной Европы).


Новые инвестиционные проекты позволят реализовать потенциал углубленной переработки побочных продуктов нефтегазохимической отрасли (снижение экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью). Около 80 процентов производимой нафты и 40 процентов выпускаемых сжиженных углеводородных газов сейчас экспортируются. Вместе с тем указанные продукты переработки могут быть использованы в качестве сырья для нефтегазохимии на территории Российской Федерации, глубоко переработаны для получения продукции с высокой добавленной стоимостью, а также для получения синергетических эффектов развития смежных отраслей экономики, что обеспечит стимул для развития отечественного высшего образования и науки.


Ожидаемые темпы прироста производства в сегментах полиэтилена и полипропилена в 2017 - 2025 годах будут опережать темпы прироста мирового валового внутреннего продукта, при этом в Азии, вероятно, темпы прироста будут выше, чем в остальных регионах мира. Так, среднегодовой темп прироста производства полиэтилена в мире ожидается на уровне 4,2 процента, в Азии - 5,7 процента, среднегодовой темп прироста производства полипропилена в мире ожидается на уровне 4,6 процента, в Азии - 5,8 процента. При этом прирост валового внутреннего продукта в мире за этот же период ожидается на уровне 3 процентов.


3. Системные проблемы и препятствия развитию
нефтегазохимического комплекса


Системными проблемами, сдерживающими рост производства нефтегазохимической продукции и эффективное использование сырья, являются:


недостаточность долгосрочных стимулов для углубленной переработки всех видов нефтегазохимического сырья, в частности, отсутствие механизмов стимулирования использования сжиженных углеводородных газов для производства товаров нефтегазохимии и обеспечения экономической целесообразности выделения этана из природного газа для дальнейшего использования в нефтегазохимии;


слабая системная поддержка финансирования проектов (отсутствие льготного кредитования, ограниченные возможности привлечения финансирования для инвестиционных проектов из средств Фонда национального благосостояния);


недостаточность мер стимулирования выхода на внешние рынки и поддержки экспорта (необходимость снижения тарифов на перевозку железнодорожным транспортом полимеров и готовой продукции, введения компенсационных механизмов защиты от высоких импортных пошлин на полимеры и готовую продукцию в других странах, субсидирования затрат на логистику);


низкая конкурентоспособность на мировых рынках проектов по созданию новых нефтегазохимических производств в Российской Федерации на фоне обострения глобальной конкуренции и санкционного давления;


ограниченная емкость отечественного рынка нефтегазохимической продукции и низкие темпы его роста.


Основными факторами, обусловливающими появление системных проблем в развитии нефтегазохимического комплекса, являются:


наличие действующих ограничений (меры тарифного и нетарифного регулирования) в отношении российской нефтегазохимической продукции в ряде стран - потребителей нефтегазохимической продукции;


более высокая стоимость капитала для реализации проектов по расширению производственных мощностей по сравнению с ключевыми странами-конкурентами;


существующий и (или) прогнозный дефицит пропускной способности транспортной инфраструктуры, неэффективная логистика и (или) административные барьеры на ключевых направлениях отгрузки продукции;


волатильность цен на входящее сырье - нафту, сжиженные углеводородные газы, этан, вследствие динамики мировых цен на указанные товары, а также изменения фискальной нагрузки;


применение устаревших требований в области градостроительной деятельности и технического регулирования без учета современных наилучших доступных технологий;


более жесткие нормы обеспечения безопасности (экологической, промышленной, пожарной и прочей) по сравнению с основными конкурентными регионами, невозможность применения риск-ориентированного подхода в этой области;


высокая степень неопределенности в отношении возможных изменений налоговой и таможенной политики, касающейся нефтегазохимического комплекса.


4. Цели и задачи развития нефтегазохимического комплекса


Развитие российской нефтегазохимической отрасли направлено на достижение следующих основных целей:


стимулирование развития несырьевого неэнергетического экспорта;


достижение нового уровня конкурентоспособности производственной базы нефтегазохимии (при котором отечественные предприятия имели бы долгосрочные конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках, благодаря созданию новых эффективных мощностей);


решение проблемы растущего избытка легкого углеводородного сырья путем его переработки на нефтегазохимических мощностях;


обеспечение потребностей химической промышленности в сырье;


минимизация негативного воздействия на окружающую среду вследствие внедрения наилучших доступных технологий.


Достижение целей государственной политики в сфере нефтегазохимического комплекса обеспечивается решением следующих задач:


государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов;


стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции;


снижение влияния инфраструктурных ограничений;


повышение эффективности государственного регулирования в области экологии, промышленной безопасности и капитального строительства;


предоставление благоприятных налоговых и (или) таможенных преференций для запуска масштабной инвестиционной программы;


стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.


Задачи государственной политики в нефтегазохимическом комплексе будут решены путем применения законодательных, организационно-технических и финансово-экономических механизмов в рамках настоящего плана мероприятий.


Мониторинг эффективности реализации мероприятий, предусмотренных настоящим планом мероприятий, будет осуществляться по целевым показателям согласно приложению.


II. План мероприятий ("дорожная карта") по развитию
нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации
на период до 2025 года


Наименование мероприятия

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28 февраля 2019 г. N 348-р 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий (
Обсудить

Читайте также:


Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2024 N 3030-р &lt;Об утверждении Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства&gt;
19 ноябрь 2024, Вторник
Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2024 N 3030-р &lt;Об утверждении Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства&gt;
"Об утверждении Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства"...
Постановление Правительства РФ от 29.10.2024 N 1447 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1412"
19 ноябрь 2024, Вторник
Постановление Правительства РФ от 29.10.2024 N 1447 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1412"
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1412"...
Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2024 N 3053-р &lt;О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р&gt;
19 ноябрь 2024, Вторник
Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2024 N 3053-р &lt;О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р&gt;
"О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р"...
Постановление Правительства РФ от 29.10.2024 N 1451 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328"
19 ноябрь 2024, Вторник
Постановление Правительства РФ от 29.10.2024 N 1451 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328"
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328"...

Добавить комментарий
Комментарии (0)