Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 34 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2022 г. N 34
О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации".
2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заместителю Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателю Судебной коллегии по административным делам Т.А. Петровой.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.МОМОТОВ
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Кодекс административного
судопроизводства Российской Федерации
Внести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391; 2016, N 7, ст. 906; N 15, ст. 2065; N 23, ст. 3293; N 26, ст. 3889; N 27, ст. 4156; 2017, N 31, ст. 4823; N 50, ст. 7551; 2018, N 31, ст. 4854; N 49, ст. 7523; 2019, N 30, ст. 4099; N 49, ст. 6965; N 52, ст. 7812; 2020, N 31, ст. 5003; N 31, ст. 5026; 2022, N 1, ст. 9) следующие изменения:
1) часть 1.1 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"1.1. Судебный акт, за исключением акта, содержащего сведения, составляющие охраняемую законом тайну, распоряжение, требование, поручение, вызов, обращение могут быть выполнены и направлены адресату в установленном порядке в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если судебный акт принят судом коллегиально, он подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью. При выполнении судебного акта, распоряжения, требования, поручения, вызова, обращения в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр соответствующего документа на бумажном носителе.";
2) пункт 15 части 1 статьи 20 дополнить следующими словами: ", об оспаривании решений бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее - бюджетное учреждение), в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений";
3) статью 23 дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Административное исковое заявление об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подается осужденным в суд по месту нахождения (адресу) соответствующего исправительного учреждения.";
4) часть 1 статьи 55 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Действия, не связанные с оказанием лицу, участвующему в деле, квалифицированной юридической помощи по административному делу (получение судебных извещений, копий судебных актов, исполнительных документов, копирование материалов административного дела), могут осуществляться лицами, имеющими выданную лицом, участвующим в деле, доверенность на их совершение, независимо от наличия у них статуса адвоката или высшего юридического образования, ученой степени по юридической специальности.";
5) статью 59 дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Суд вправе самостоятельно получать необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников, в том числе из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
О получении судом сведений данным способом судья (председательствующий в судебном заседании) объявляет сторонам. Полученные сведения приобщаются к материалам административного дела в зависимости от их формы в качестве письменных доказательств, аудио- или видеозаписей. При этом лица, участвующие в деле, вправе приводить свои доводы и представлять доказательства относительно достоверности таких сведений.";
6) часть 1 статьи 70 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"По поручению суда вышестоящей инстанции, оформленному путем вынесения определения в виде отдельного судебного акта, председатель суда, в котором находится административное дело, его заместитель или председатель судебного состава организует изготовление и заверяет усиленной квалифицированной электронной подписью в установленном порядке электронные копии имеющихся в материалах дела письменных доказательств и иных документов - материалы административного дела в электронном виде, после чего производство по административному делу в судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций может вестись по материалам административного дела в электронном виде. Указанное поручение выполняется, направляется в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 16 настоящего Кодекса, и должно быть исполнено не позднее следующего дня после дня его получения путем направления судом, в котором находится административное дело, соответствующих материалов в суд, давший поручение. При необходимости суд вышестоящей инстанции вправе также запросить у суда, сформировавшего материалы административного дела в электронном виде, подлинники письменных доказательств и иных документов по административному делу.";
7) в пункте 1 части 1 статьи 85 слово "явная" исключить;
8) в статье 88:
а) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Лицо, на которое возложено исполнение определения суда о применении мер предварительной защиты по административному иску, обязано исполнить данное определение не позднее следующего дня со дня его получения, если иной срок не установлен законом или судом, а также сообщить суду об исполнении данного определения в течение пяти дней со дня его получения.";
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. На лиц, виновных в неисполнении определения суда о применении мер предварительной защиты по административному иску или в несообщении суду о его исполнении, может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.";
9) в статье 114:
а) в части 1 слово "федерального" заменить словом "соответствующего";
б) в части 2 слово "федерального" заменить словом "соответствующего";
в) в части 3 слово "федерального" заменить словом "соответствующего";
10) пункт 5 части 2 статьи 123.3 изложить в следующей редакции:
"5) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, период, за который образовалась взыскиваемая задолженность по обязательствам, предусматривающим исполнение по частям или в виде периодических платежей, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;";
11) часть 3 статьи 123.6 изложить в следующей редакции:
"3. Судебный приказ может быть выполнен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и на бумажном носителе в двух экземплярах, а в случае, предусмотренном в части 2 статьи 123.8, - в трех экземплярах. Экземпляры судебного приказа, выполненные на бумажном носителе, составляются на специальном бланке и подписываются судьей.";
12) часть 2 статьи 123.8 изложить в следующей редакции:
"2. В случае взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета изготавливается дополнительный экземпляр судебного приказа с указанием в нем на то, что данный исполнительный документ подлежит исполнению в части взыскания государственной пошлины. Такой судебный приказ направляется судом для исполнения в соответствующей части судебному приставу-исполнителю, в том числе в виде электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";
13) статью 124 дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Наряду с требованиями, указанными в пункте 2 части 1 настоящей статьи, в административном исковом заявлении могут содержаться требования о компенсации морального вреда, причиненного оспариваемым решением, действием (бездействием).";
14) в пункте 2 части 2 статьи 125 слова "(при наличии)" заменить словами "(при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов посредством СМС-сообщения, факсимильной связи либо по электронной почте)";
15) часть 3 статьи 135 дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1) получает необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников, в том числе из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";";
16) часть 4 статьи 141 изложить в следующей редакции:
"4. Если иное не установлено положениями настоящего Кодекса, в случае осуществления после начала судебного разбирательства перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, замены судьи или нескольких судей, вступления в административное дело административных соистцов, привлечения к участию в административном деле административных соответчиков, замены ненадлежащего административного ответчика надлежащим, привлечения к участию в административном деле другого надлежащего административного ответчика, вступления в дело или привлечения к участию в деле заинтересованного лица, объединения административных дел в одно производство и выделения заявленных требований в отдельное производство, изменения основания или предмета административного иска течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.";
17) часть 4 статьи 142.1 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3) участие лица в судебном заседании путем использования системы веб-конференции не является необходимым, поскольку лицо имеет возможность лично присутствовать в судебном заседании.";
18) дополнить статьей 169.1 следующего содержания:
"Статья 169.1. Перерыв в судебном заседании
1. Суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе вправе объявить перерыв в судебном заседании.
2. Перерыв в судебном заседании может быть объявлен на срок, не превышающий пяти дней.
3. На перерыв в судебном заседании и время, когда заседание будет продолжено, указывается в протоколе судебного заседания.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещается в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Во время перерыва, объявленного в судебном заседании по административному делу, суд вправе рассматривать другие дела.
5. После окончания перерыва судебное заседание продолжается, о чем объявляет председательствующий в судебном заседании. Повторное рассмотрение исследованных до перерыва доказательств не производится, в том числе при замене представителей лиц, участвующих в деле.
6. Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте проведения соответствующего заседания, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, проводимого после перерыва, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.";
19) дополнить статьей 189.1 следующего содержания:
"Статья 189.1. Индексация присужденных денежных сумм
1. По заявлению взыскателя, не наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, поданному после исполнения решения суда, суд первой инстанции, рассмотревший административное дело, производит индексацию присужденных ему денежных сумм на день исполнения решения суда.
2. Если иное не предусмотрено федеральным законом, для индексации используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Заявление об индексации присужденных денежных сумм рассматривается судом в десятидневный срок со дня его поступления без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
В случае необходимости суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
4. На определение суда об индексации присужденных денежных сумм или об отказе в индексации может быть подана частная жалоба.";
20) пункт 4 части 1 статьи 190 изложить в следующей редакции:
"4) невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта);";
21) статью 204 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание или в место совершения процессуального действия участников судебного процесса, а также при совершении процессуального действия, рассмотрении административного дела (заявления, ходатайства) без извещения лиц, участвующих в деле (без проведения судебного заседания).";
22) первое предложение части 1 статьи 207 дополнить словами ", в том числе в электронной форме";
23) пункт 2 части 1 статьи 231 изложить в следующей редакции:
"2) лицо, подающее жалобу (обращение), его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона (при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов по данному почтовому адресу, адресу электронной почты, номеру телефона);";
24) наименование главы 25 изложить в следующей редакции:
"Глава 25. Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения, связанных с определением кадастровой стоимости";
25) в статье 245:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 245. Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения";
б) в части 1:
слова "а также", "в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности" исключить;
дополнить словами "(далее - административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости), с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений (далее - административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения), если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц";
в) в части 2:
слова ", а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии" исключить;
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Если иное не установлено законом, лица, указанные в абзаце первом данной части настоящей статьи, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности.";
г) часть 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1. Органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случаях, предусмотренных законом, вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, а также решение бюджетного учреждения в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц.";
д) дополнить частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в суд в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о принятии такой комиссией, бюджетным учреждением соответствующего решения, совершении оспариваемого действия (бездействии). Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.";
е) в части 4:
слова "а также" исключить;
после слов "такой комиссии" дополнить словами ", а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения";
слова "статьей 20" заменить словами "пунктом 15 части 1 статьи 20";
ж) часть 5 признать утратившей силу;
26) в статье 246:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 246. Содержание административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, административного искового заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения";
б) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса. К ним прилагаются документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса.
В административном исковом заявлении также указываются сведения о правах и обязанностях административного истца, затрагиваемых кадастровой стоимостью.";
в) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Административное исковое заявление об оспаривании решения бюджетного учреждения одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может содержать требование об установлении кадастровой стоимости такого объекта в размере его рыночной стоимости.";
г) абзац первый части 2 после слов "к административному исковому заявлению" дополнить словами "об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости";
д) дополнить частями 2.1 и 2.2 следующего содержания:
"2.1. К административному исковому заявлению об оспаривании решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости прилагается отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в форме электронного документа, включающий выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.
2.2. К административному исковому заявлению об оспаривании решения бюджетного учреждения по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, прилагаются документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости.";
е) в части 3 после слов "документы и материалы," дополнить словами "в том числе содержащие сведения о характеристиках объекта недвижимости,";
ж) в части 4 слова "частей 1 и 2" заменить словами "частей 1, 2 - 2.2";
27) в статье 247:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 247. Рассмотрение административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, административного дела об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения";
б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.";
в) в части 4 слова "об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости" исключить;
28) в статье 249:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 249. Решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, по административному делу об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения";
б) в части 2 слова "частью 3" заменить словами "частями 3 - 3.2";
в) в части 3 после слов "решение суда" дополнить словами "об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости";
г) дополнить частями 3.1 и 3.2 следующего содержания:
"3.1. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в резолютивной части решения также должно содержаться указание на установленную величину кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, если такое требование было заявлено административным истцом.
3.2. В случае признания незаконным решения бюджетного учреждения по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность бюджетного учреждения обеспечить исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном федеральным законом.";
д) в части 6:
слова "а также" исключить;
после слов "об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии," дополнить словами "а также по административному делу об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения,";
29) пункт 2 части 2 статьи 252 изложить в следующей редакции:
"2) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, подающего административное исковое заявление о присуждении компенсации, с указанием его процессуального положения, адреса или места жительства, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона (при согласии на получение судебных извещений и вызовов по данному почтовому адресу, адресу электронной почты, номеру телефона), наименования или фамилии, имена, отчества (при наличии) ответчика и других лиц, участвующих в деле, их адреса или места жительства;";
30) пункт 2 части 1 статьи 299 дополнить словами ", его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона (при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов по данному почтовому адресу, адресу электронной почты, номеру телефона)";
31) часть 1 статьи 305 изложить в следующей редакции:
"1. Апелляционный суд общей юрисдикции, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд рассматривают поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции.";
32) часть 1 статьи 315 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"К частной жалобе, представлению также прилагаются документы, возвращенные лицу, подающему жалобу, представление, и подлежащие приобщению к материалам административного дела при условии удовлетворения жалобы, представления.";
33) часть 1 статьи 319 изложить в следующей редакции:
"1. Кассационные жалоба, представление, подаваемые в кассационный суд общей юрисдикции, а также кассационные жалоба, представление, подаваемые в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные акты по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса, подаются через суд, принявший решение. Суд, принявший решение, обязан незамедлительно направить кассационные жалобу, представление на судебный приказ, решение, апелляционное определение, кассационное определение или на иное определение, которым оканчивается производство по административному делу, вместе с административным делом в соответствующий суд кассационной инстанции. При подаче кассационных жалобы, представления на судебные акты по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса, до дня голосования суд, в который подана жалоба, представление, незамедлительно изготавливает, заверяет в установленном порядке электронные копии жалобы, представления, приложенных к ним документов и незамедлительно направляет данные копии в Верховный Суд Российской Федерации. При подаче кассационных жалобы, представления на определение, которым не оканчивается производство по административному делу, в суд кассационной инстанции направляется вместе с описью всех имеющихся в деле документов сформированный по соответствующим жалобе, представлению прокурора материал, состоящий из оригинала жалобы или представления прокурора и обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для их рассмотрения копий документов.";
34) в статье 320:
а) пункт 2 части 1 дополнить словами ", его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона (при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов по данному почтовому адресу, адресу электронной почты, номеру телефона)";
б) часть 7 статьи 320 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"К кассационным жалобе, представлению на определение суда также прилагаются документы, возвращенные лицу, подающему жалобу, представление, и подлежащие приобщению к материалам административного дела при условии удовлетворения жалобы или представления.";
35) в статье 327:
а) часть 7 изложить в следующей редакции:
"7. Кассационные жалоба, представление, поданные в кассационный суд общей юрисдикции, а также кассационные жалоба, представление, поданные в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 319 настоящего Кодекса, рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления. Кассационные жалоба, представление, поданные в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, указанные в части 1.1 статьи 319 настоящего Кодекса, рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей Верховного Суда Российской Федерации определения о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании.";
б) часть 8 после слов "председателем суда" дополнить словами ", заместителем председателя суда, председателем судебного состава";
36) пункт 2 части 1 статьи 334 дополнить словами ", его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона (при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов по данному почтовому адресу, адресу электронной почты, номеру телефона)";
37) в пункте 2 части 2 статьи 347 слова ", номера телефонов и адреса электронной почты, если таковые имеются" заменить словами ", его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона (при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов по данному почтовому адресу, адресу электронной почты, номеру телефона)";
38) часть 1 статьи 353 дополнить словами ", за исключением случаев принятия судом мер предварительной защиты, наложения штрафа, а также случаев разрешения судом апелляционной, кассационной инстанции по существу требований, нуждающихся в немедленном исполнении";
39) часть 3 статьи 354 признать утратившей силу;
40) дополнить статьей 363.1 следующего содержания:
"Статья 363.1. Ответственность за неисполнение судебного акта
1. За неисполнение или несообщение об исполнении судебного акта органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими органами, организациями, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими и иными лицами, наделенными публичными полномочиями, судом может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.
2. Уплата судебного штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт.".
Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс
административного судопроизводства Российской Федерации"
Законопроект содержит ряд положений, направленных на обеспечение полной и эффективной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также положений, направленных на ускорение судебной защиты по соответствующим делам.
Для ускорения судебной защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов предлагается дополнить процессуальное законодательство нормами, предусматривающими возможность изготовления (выполнения) и направления в электронном виде не только судебных актов, но и распоряжений, требований, поручений, вызовов, обращений судов, что призвано ускорить получение документов лицами, которым они адресованы, и, соответственно, сократить сроки перерывов в судебных заседаниях, сроки отложения судебных разбирательств, а в конечном счете - фактические сроки рассмотрения, разрешения дел и защиты нарушенных прав. В тех же целях законопроект предусматривает возможность ведения производства по делу в судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций по материалам административного дела в электронном виде, сформированным и заверенным в суде, в котором находятся материалы дела на бумажном носителе, что особенно востребовано в практике пересмотра судебных актов по делам с сокращенными сроками рассмотрения (например, по делам о защите избирательных прав).
Кроме того, законопроект содержит положения, предусматривающие при подаче кассационных жалобы, представления на судебные акты по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 КАС РФ, до дня голосования незамедлительное изготовление, заверение судом, в который поданы жалоба, представление, электронных копий жалобы, представления, приложенных к ним документов и незамедлительное направление данных копий в Верховный Суд Российской Федерации; дачу согласия лицами, участвующими в деле, на получение судебных извещений и вызовов с использованием современных средств связи путем указания в заявлении (жалобе) адреса электронной почты, номера телефона; возможность выдачи исполнительных листов по административным делам непосредственно судами апелляционной, кассационной инстанций, вынесшими судебный акт, на основании которого выдается соответствующий исполнительный лист.
Для обеспечения полной судебной защиты прав, свобод, законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений перечень требований, которые могут содержаться в административном исковом заявлении (статья 124 КАС РФ), дополняется требованиями о компенсации морального вреда.
На повышение контроля за исполнением определений судов о применении мер предварительной защиты направлены положения законопроекта, предусматривающие обязанность лица, на которое возложено исполнение определения суда о применении мер предварительной защиты, исполнить данное определение не позднее следующего дня со дня его получения, если иной срок не установлен законом или судом, а также сообщить суду об исполнении данного определения в течение пяти дней со дня его получения.
Кроме того, законопроект предусматривает расширение оснований применения мер предварительной защиты по административному иску.
В связи с изменением законодательства, регулирующего вопросы проведения государственной кадастровой оценки и пересмотра кадастровой стоимости, предусматривающим передачу полномочий, связанных с пересмотром кадастровой стоимости, специально созданным для этих целей бюджетным учреждениям, проектом предлагаются изменения в главу 25 КАС РФ, регламентирующие процессуальный порядок рассмотрения дел об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений.
Законопроект содержит нормы об оптимизации правил подсудности административных дел об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решений, действий (бездействия).
Рассмотрение административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с условиями содержания в исправительном учреждении, по месту нахождения (адресу) исправительного учреждения обеспечит возможность своевременного получения административными истцами судебных извещений; объективное, всестороннее и оперативное рассмотрение таких дел судами по месту нахождения (адресу) исправительного учреждения, в том числе в результате проведения выездных судебных заседаний в исправительных учреждениях для непосредственного исследования условий содержания осужденных, заслушивания их объяснений.
Законопроект направлен также на устранение отдельных пробелов правового регулирования, коллизий правовых норм.
Так, его положениями предусмотрены: подробное правовое регулирование порядка объявления перерыва в судебном заседании, индексации присужденных денежных сумм; исчисление сроков рассмотрения дел заново в случаях, когда согласно процессуальному закону их рассмотрение начинается сначала; внесение в пункт 5 части 2 статьи 123.3 КАС РФ дополнений, корреспондирующих пункту 9 части 1 статьи 123.6 КАС РФ; приведение предусмотренных частью 4 статьи 142.1 КАС РФ оснований для отказа в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции в соответствие с содержанием части 1 данной статьи.
С учетом того, что действующее законодательство об административном судопроизводстве по общему правилу не допускает поступление в суд проверочной инстанции жалобы, представления на судебный акт до истечения срока на их подачу, а в случаях, когда такое поступление жалобы, представления законом допускается, они должны рассматриваться судом оперативно, законопроектом предложено исключить из части 1 статьи 305, части 7 статьи 327 КАС РФ положения, согласно которым срок рассмотрения жалобы, представления исчисляется со дня истечения срока их подачи.
Поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривает уплату государственной пошлины при подаче в суд заявления о выдаче дубликата исполнительного документа, законопроектом предлагается признать утратившей силу часть 3 статьи 354 КАС РФ.
ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных
конституционных законов, федеральных законов и иных
нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием Федерального
закона "О внесении изменений в Кодекс административного
судопроизводства Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс
административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" не потребуют выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.