Указ Президента РФ от 13.10.2018 N 585 "Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" » Законодательство Российской Федерации
Телефоны для связи:
(495) 606-36-02
(495) 629-65-04
Законодательство Российской Федерации » Президент РФ » Указ Президента РФ от 13.10.2018 N 585 "Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"




Указ Президента РФ от 13.10.2018 N 585 "Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"

02 апрель 2020, Четверг
213
0

УКАЗ


ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД
ДО 2025 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ


В целях реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации постановляю:


1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.


2. Правительству Российской Федерации:


а) обеспечить реализацию Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу;


б) утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.


3. Признать утратившими силу Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 г. N Пр-539.


4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН


Москва, Кремль
13 октября 2018 года
N 585


Утверждены
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 октября 2018 г. N 585


ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД
ДО 2025 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ


I. Общие положения


1. Настоящими Основами определяются цели, задачи, основные направления и инструменты реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.


2. Государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации (далее - государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности) представляет собой совокупность скоординированных и объединенных общим замыслом политических, экономических, инженерно-технических, социальных, правовых, информационных и иных мер в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (Госкорпорация "Росатом"), организациями и направленных на обеспечение национальных интересов, реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, защиту жизни и здоровья граждан, собственности, а также на охрану окружающей среды.


3. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.


4. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.


5. Ядерная и радиационная безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации.


II. Оценка состояния ядерной и радиационной безопасности,
основные проблемы и тенденции в области обеспечения ядерной
и радиационной безопасности и возможные
сценарии развития ситуации


6. В Российской Федерации обеспечивается ядерная и радиационная безопасность:


а) объектов использования атомной энергии в мирных целях;


б) объектов использования атомной энергии в оборонных целях, в том числе ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее - объекты использования атомной энергии в оборонных целях);


в) объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, которые созданы до установления современных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности, в том числе объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена и которые находятся на стадиях вывода из эксплуатации, захоронения, утилизации (далее - объекты ядерного наследия);


г) материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов (далее - материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов).


7. Для оценки состояния ядерной и радиационной безопасности используются показатели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также государственными и федеральными целевыми программами.


8. Основными проблемами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:


а) наличие объектов ядерного наследия, в отношении которых требуется принятие дополнительных мер по завершению их жизненного цикла и (или) реабилитации, в том числе перевод этих объектов в ядерно и радиационно безопасное состояние и реабилитация радиоактивно загрязненных участков территорий, на которых расположены эти объекты;


б) накопление отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;


в) воздействие радиационных факторов на работников организаций, осуществляющих деятельность, не связанную с использованием атомной энергии, в том числе на работников нефтяной и газовой промышленности, топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности, строительства, космической и авиационной промышленности, медицины;


г) увеличение среднего возраста работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, незначительный рост числа молодых специалистов в этих организациях и, как следствие, нарушение преемственности поколений, потеря работниками (персоналом) квалификационных навыков, снижение кадрового потенциала этих организаций;


д) недостаточное правовое регулирование внедрения в промышленное производство, использования в науке и здравоохранении устройств, генерирующих импульсные ионизирующие излучения высоких энергий;


е) потенциальная возможность возникновения как на территории страны, так и за ее пределами радиационных аварий и катастроф;


ж) появление в мире новых технологий, которые могут быть применены для совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов) в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также для незаконного изготовления компонентов ядерного оружия и устройств;


з) угроза совершения террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также террористических актов с применением ядерных материалов и радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, в том числе в период проведения массовых мероприятий;


и) риски наступления трансграничных негативных последствий радиационных аварий и катастроф, а также испытаний ядерного оружия на территориях иностранных государств;


к) сохранение угроз незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории Российской Федерации;


л) наличие в Российской Федерации значительных по площади территорий (леса, сельскохозяйственные угодья), которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий и катастроф, вследствие чего на них действуют ограничения хозяйственной деятельности и сохраняется риск радиоактивного облучения населения и (или) их дальнейшего радиоактивного загрязнения;


м) наличие в Российской Федерации групп населения с повышенным и высоким уровнями радиоактивного облучения вследствие воздействия природных радионуклидов.


9. Тенденции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности обусловлены следующими факторами:


а) возрастание роли атомной энергетики и ядерных технологий в обеспечении устойчивого развития Российской Федерации и реализации ее национальных интересов;


б) создание более совершенных и безопасных ядерных технологий, установок и оборудования, повышение устойчивости проектируемых и эксплуатируемых объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;


в) увеличение количества материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также устройств, генерирующих ионизирующее излучение;


г) повышение национальных и международных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности и охраны окружающей среды;


д) формирование экологически ориентированной модели развития экономики государства и усиление государственного экологического надзора за осуществлением хозяйственной деятельности;


е) развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в области использования атомной энергии, в том числе увеличение объема обязательств по предоставлению иностранным государствам услуг в этой области, включая переработку отработавшего ядерного топлива;


ж) необходимость принятия в ближайшие десятилетия мер по предупреждению распространения радиоактивных веществ за пределы зон радиоактивного загрязнения;


з) возрастание роли общественности в принятии решений в области использования атомной энергии, в том числе по вопросам обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.


10. В случае неэффективной реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности ситуация в данной области может развиваться по негативным сценариям: снижение уровня ядерной и радиационной безопасности, увеличение на территории Российской Федерации количества ядерно и радиационно опасных объектов, повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью в области использования атомной энергии.


III. Цели, задачи и основные направления реализации
государственной политики в области обеспечения ядерной
и радиационной безопасности


11. Целями государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:


а) обеспечение в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов;


б) поддержание в соответствии с принципами нормирования, обоснования и оптимизации на возможно низком уровне риска радиационного воздействия на работников (персонал) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, и организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;


в) поэтапный вывод из эксплуатации, захоронение и утилизация объектов ядерного наследия;


г) обеспечение соответствующей современным требованиям защиты населения и окружающей среды от радиационного воздействия;


д) сохранение приоритета и поддержание на высоком уровне ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия путем совершенствования мер государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии с учетом развития науки, техники и производства;


е) повышение ответственности за обеспечение ядерной и радиационной безопасности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, Госкорпорации "Росатом", организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;


ж) предотвращение в Российской Федерации радиационных аварий и катастроф или локализация и минимизация их последствий;


з) минимизация радиационных рисков для населения Российской Федерации, возникающих вследствие радиационных аварий и катастроф, испытаний ядерного оружия на территориях иностранных государств;


и) уменьшение опасного воздействия радиационных факторов на население, проживающее на территориях с повышенным уровнем естественного радиационного фона.


12. Задачами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:


а) защита в соответствии с принципом приемлемого риска работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, населения и окружающей среды от радиационного воздействия, снижение риска отдаленных последствий техногенного радиационного облучения для здоровья человека, поддержание на возможно низком уровне индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения;


б) обеспечение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, предотвращение радиационных аварий и катастроф на указанных объектах или локализация и минимизация их последствий, снижение или недопущение увеличения выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;


в) предотвращение неконтролируемого распространения и несанкционированного использования радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов;


г) совершенствование государственного управления и государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии;


д) совершенствование системы отбора, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации и допуска к работе работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;


е) совершенствование механизмов оценки радиационного воздействия на природные и природно-антропогенные объекты;


ж) обеспечение вывода из эксплуатации объектов ядерного наследия, переработка отработавшего ядерного топлива, кондиционирование и захоронение радиоактивных отходов и реабилитация радиоактивно загрязненных участков территории Российской Федерации;


з) осуществление эффективной информационной поддержки обеспечения ядерной и радиационной безопасности;


и) поддержание постоянной готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;


к) развитие территориальных и отраслевых систем мониторинга радиационной обстановки;


л) обеспечение качественного проектирования, конструирования и изготовления объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;


м) обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными веществами и изделиями из них, ядерными материалами, радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом, в том числе при их транспортировании (перевозке);


н) обеспечение физической защиты объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;


о) предупреждение и пресечение террористических актов и несанкционированных действий в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также террористических актов с применением ядерных материалов, радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов;


п) усиление мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории Российской Федерации.


13. Основными направлениями реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:


а) обеспечение защиты от радиационного воздействия работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также населения и окружающей среды, в том числе:


модернизация и развитие технических и информационно-аналитических систем обеспечения контроля (надзора) за ядерной и радиационной безопасностью в соответствии с научно обоснованными критериями и с использованием современных технологий;


повышение эффективности мониторинга радиационной обстановки на объектах использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектах ядерного наследия и прилегающих к ним территориях;


проведение в рамках системы социально-гигиенического мониторинга радиационного контроля окружающей среды и состояния здоровья населения в районах расположения объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;


поддержание на необходимом уровне готовности системы медицинского обеспечения работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, к проведению комплекса лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;


совершенствование государственного контроля (надзора) за воздействием на здоровье человека природных источников ионизирующего излучения, в том числе радона и продуктов его распада, в жилых домах, детских учреждениях, общественных и производственных зданиях;


создание системы государственного учета и контроля устройств, генерирующих ионизирующее излучение;


разработка и применение средств и методов оценки индивидуальных доз облучения и радиационных рисков при использовании радиационных технологий медицинского назначения, ядерной медицины и радиофармацевтики, а также при визуализации человека с использованием ионизирующего излучения;


подготовка в соответствии с международными требованиями стандартов безопасности в области радиационных технологий медицинского назначения, ядерной медицины и радиофармацевтики, а также нормативных документов, регламентирующих вопросы радиационной безопасности при осуществлении медицинской деятельности;


установление научно обоснованных пределов доз облучения работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, и населения, которые могут быть получены при воздействии импульсных ионизирующих излучений высоких энергий;


оптимизация с учетом требований международных стандартов и рекомендаций системы индивидуального дозиметрического контроля работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия и организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;


ведение медико-дозиметрического регистра работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, в целях определения групп потенциального радиационного риска;


обеспечение функционирования Национального радиационно-эпидемиологического регистра и совершенствование его информационно-аналитических систем для оценки текущих и отдаленных радиологических последствий для граждан, подвергшихся воздействию радиации;


развитие отечественного производства и модернизация диагностического оборудования, средств устранения (снижения) медицинских последствий радиационного облучения человека;


производство высокоэффективных лекарственных препаратов и медицинских изделий для фармакологической защиты здоровья населения, работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;


совершенствование системы медицинского обеспечения работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, а также модернизация лабораторий психофизиологического обеспечения;


проведение широкомасштабных исследований уровня облучения и состояния здоровья пациентов и медицинского персонала в условиях массового использования новых методов лучевой диагностики и терапии, в том числе методов, применяемых в ядерной медицине;


ускоренное развитие научно-методических основ дозиметрии, метрологического обеспечения, стандартизации, сертификации и качества измерений, разработка средств измерения импульсных ионизирующих излучений высоких энергий и космических излучений;


б) поддержание на возможно низком уровне доз облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных участках территории Российской Федерации, и населения, подвергающегося воздействию радиационных факторов за счет природных источников излучения, в том числе радона и продуктов его распада;


в) совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в том числе критериев, принципов, системы нормирования и основных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности с учетом стандартов и рекомендаций международных организаций в области использования атомной энергии;


г) совершенствование государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии с учетом современного уровня развития науки, техники и производства, в том числе:


разграничение полномочий и функций органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;


осуществление лицензионных и надзорных процедур, пропорциональных потенциальной опасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также видов деятельности в области использования атомной энергии путем применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности и сертификации системы менеджмента качества;


д) развитие международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности, в том числе:


организация оперативного международного информационного взаимодействия Российской Федерации с государствами - участниками международных договоров в области ядерной и радиационной безопасности, а также обмена с такими государствами передовым опытом в данной области;


организация сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками международных договоров в области ядерной и радиационной безопасности в целях содействия предоставлению или получению помощи в случае радиационной аварии или катастрофы;


оказание содействия государствам - заказчикам строительства объектов атомной энергетики по российским проектам в развитии национальных инфраструктур этих государств в области ядерной и радиационной безопасности;


совершенствование мер обеспечения аварийной готовности и реагирования в случае радиационных аварий и катастроф, в том числе системы подготовки кадров в области управления в кризисных ситуациях на региональном и международном уровнях;


е) организация устойчивого и скоординированного функционирования систем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность, и связанных с ними систем обеспечения безопасности;


ж) осуществление комплекса мер по усилению контроля (надзора) на государственной границе Российской Федерации и в территориальных водах Российской Федерации в целях пресечения незаконного ввоза на территорию Российской Федерации и незаконного вывоза с территории Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов, включая:


контроль за физическими лицами, пересекающими государственную границу Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, - в пределах охраняемой зоны пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, или в международных аэропортах, морских (речных) портах, открытых для международных сообщений, на приграничных железнодорожных станциях;


контроль за товарами, транспортными средствами, международными почтовыми отправлениями, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, - в пределах охраняемой зоны пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, или в международных аэропортах, в морских (речных) портах, открытых для международных сообщений, на приграничных железнодорожных станциях, а также на складах временного хранения, таможенных складах, в зонах таможенного контроля и особых экономических зонах;


модернизацию технических средств радиационного контроля и обнаружения ядерных материалов, ядерных установок, развитие технологий такого контроля и использование этих технических средств на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе в международных аэропортах, в морских (речных) портах, открытых для международных сообщений, на приграничных железнодорожных станциях, а также на складах временного хранения, таможенных складах, в зонах таможенного контроля и особых экономических зонах, и обеспечение оперативного обмена данной информацией с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;


з) осуществление комплекса мер по решению вопросов, связанных с объектами ядерного наследия, в том числе:


определение объектов ядерного наследия и их учет;


обеспечение научно-технической поддержки решения вопросов обеспечения безопасности объектов ядерного наследия;


формирование и совершенствование системы обращения с отработавшим ядерным топливом, единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, системы учета объектов ядерного наследия;


продолжение комплексной утилизации атомных подводных лодок и реабилитации территорий бывших береговых баз атомного флота;


реабилитация компонентов природной среды, загрязненных радионуклидами в результате производственной деятельности, радиационных аварий и катастроф;


и) интеграция знаний для разработки научно обоснованных методов комплексной оценки состояния ядерной и радиационной безопасности, включая совершенствование методологии расчетно-экспериментальных работ по обоснованию и обеспечению долговременной безопасности объектов использования атомной энергии, в том числе пунктов глубинного и приповерхностного захоронения радиоактивных отходов;


к) развитие научно-производственного потенциала в области использования атомной энергии и его поддержание на уровне, обеспечивающем минимизацию рисков при использовании ядерных технологий, в том числе разработка и применение:


инновационных методов, средств комплексного анализа, прогнозирования и оценки состояния ядерной и радиационной безопасности, выявления рисков в этой области и управления ими;


мобильных комплексов для обеспечения безопасности при проведении работ в зонах чрезвычайных ситуаций и контроля за такими работами, а также для дистанционного контроля за территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению;


беспроводных систем и комплексов информационного обмена, обеспечивающих необходимый уровень защиты информации и применяемых при транспортировании (перевозке) радиоактивных веществ, изделий из них и ядерных материалов в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера и минимизации их последствий;


программно-технических средств моделирования и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера и аппаратно-измерительных комплексов радиационного мониторинга в штатном режиме и режиме чрезвычайных ситуаций;


современных высокоэффективных и многофункциональных комплексов и средств пожаротушения, а также робототехнических средств;


систем мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля в сфере радиационной защиты населения;


контрольно-измерительных приборов для измерения содержания радона и продуктов его распада в жилых помещениях с применением интегральных методов;


перспективных установок, оборудования, технологических процессов с повышенным уровнем безопасности, современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными веществами, изделиями из них, ядерными материалами, радиоактивными отходами, включая их транспортирование (перевозку);


систем научно-технической поддержки принятия решений о мерах защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций радиационного характера, включая создание, развитие и обеспечение функционирования отраслевых ситуационно-кризисных и научно-методических центров ядерной и радиационной безопасности;


л) развитие культуры безопасности в организациях, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;


м) следование принципу импортозамещения при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;


н) совершенствование систем и средств физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, систем их охраны, включая непрерывное наблюдение за работоспособностью и состоянием здоровья операторов таких систем, разработка типовых тактико-технических требований к ним;


о) усиление антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, устройств, генерирующих ионизирующее излучение;


п) кадровое обеспечение всех видов деятельности, связанной с обеспечением безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, осуществлением контроля (надзора) за обеспечением ядерной и радиационной безопасности, включая совершенствование системы отбора, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации и допуска к работе работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, и применение современных психофизиологических и медицинских методов определения психофизиологического статуса и состояния здоровья таких работников (персонала);


р) повышение эффективности экспертизы (оценки) безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия и видов деятельности в области использования атомной энергии, совершенствование системы нормирования выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;


с) недопущение проведения структурных, организационных и иных мероприятий, которые могут понизить достигнутый уровень ядерной и радиационной безопасности, в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, Госкорпорации "Росатом", в организациях, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия;


т) обеспечение с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне доступности и открытости информации для общественных организаций и населения о радиационной обстановке, состоянии ядерной и радиационной безопасности;


у) совершенствование информационного обеспечения в области анализа и прогнозирования радиационной обстановки (совокупности показателей состояния окружающей среды на конкретной территории в определенное время, характеризующих естественный и техногенно измененный радиационный фон, радиоактивное загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также почвы на территории Российской Федерации), в том числе:


расширение наблюдательной сети за радиоактивным загрязнением окружающей среды, включая инструменты сбора, обработки и анализа информации;


совершенствование инструментов моделирования процессов распространения радионуклидов в окружающей среде;


развитие систем оповещения населения при возникновении угроз ядерной и радиационной безопасности;


интеграция отраслевых и ведомственных систем наблюдения за радиационной обстановкой в единое информационное пространство;


развитие системы радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий, а также единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан;


совершенствование систем контроля за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ;


обеспечение ядерной и радиационной безопасности в период проведения массовых мероприятий;


совершенствование механизмов функционирования центрального, ведомственных и региональных информационно-аналитических центров системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обмена информацией между ними;


выпуск на регулярной основе изданий о научно-технических и правовых аспектах обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, а также при обращении с материалами с повышенным содержанием природных радионуклидов;


ф) обеспечение безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях на всех этапах их жизненного цикла посредством внедрения и совершенствования системы оценки соответствия продукции, в отношении которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;


х) принятие комплексных мер по импортозамещению стратегически важных продукции и технологий в области использования атомной энергии.


IV. Инструменты реализации настоящих Основ


14. Инструментами реализации настоящих Основ являются:


а) система требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности, устанавливаемых федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами по стандартизации;


б) лицензирование, регистрация организаций, осуществляющих деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, аккредитация, аттестация, оценка соответствия, выдача разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду, выдача сертификатов - разрешений на транспортирование (перевозку) радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, выдача санитарно-эпидемиологических заключений, регистрация лекарственных форм и медицинских изделий;


в) государственное регулирование в области использования атомной энергии, контроль (надзор) за безопасностью в данной области, в том числе с использованием риск-ориентированного подхода;


г) государственные и федеральные целевые программы в области ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также программы Союзного государства и межгосударственные целевые программы, в реализации которых участвует Российская Федерация;


д) системы обеспечения ядерной и радиационной безопасности и связанные с ними системы обеспечения безопасности, в том числе:


система регулирования безопасности при использовании атомной энергии;


единая государственная система мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;


единая государственная система контроля и учета индивидуальных доз облучения;


система радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий;


система нормирования выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;


система учета и контроля радиоактивных веществ, ядерных материалов и радиоактивных отходов;


единая государственная система обращения с радиоактивными отходами;


система физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;


единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;


система мониторинга, прогнозирования и планирования в сфере радиационной защиты населения;


е) организационно-управленческие решения, направленные на формирование системы учета объектов ядерного наследия;


ж) организационно-технические меры по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, принимаемые организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;


з) государственный учет и контроль устройств, генерирующих ионизирующее излучение;


и) государственный контроль (надзор) за обеспечением технической безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;


к) государственный контроль за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них;


л) федеральный государственный надзор в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах;


м) ведомственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности ядерного оружия;


н) мониторинг уровня профессиональной подготовки, переподготовки работников (персонала), постоянно или временно работающих непосредственно с источниками ионизирующих излучений, а также создание отраслевых специализированных учебных центров, оснащенных современными учебно-техническими средствами и использующих в своей деятельности учебно-методические разработки.


15. Порядок и способы оперативного реагирования на угрозы ядерной и радиационной безопасности определены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также программами и планами мероприятий по защите населения, работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов.


V. Показатели эффективности мер по реализации
государственной политики в области обеспечения ядерной
и радиационной безопасности


16. Оценка эффективности мер по реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности должна проводиться по результатам выполнения планов мероприятий по реализации настоящих Основ, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых и отраслевых программ в этой области, в том числе по следующим показателям:


а) динамика коллективных доз облучения работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;


б) изменение площади радиоактивно загрязненных и реабилитированных участков территории Российской Федерации;


в) соотношение переработанного отработавшего ядерного топлива и его общего объема;


г) количество (объем) и активность особых радиоактивных отходов, размещенных в пунктах консервации особых радиоактивных отходов и (или) пунктах захоронения радиоактивных отходов;


д) соотношение объема кондиционированных и размещенных в пунктах захоронения радиоактивных отходов и общего объема накопившихся и образовавшихся удаляемых радиоактивных отходов;


е) готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также специализированных структур и формирований;


ж) доступность для населения систем оповещения при возникновении ядерных или радиационных угроз.


VI. Ресурсное обеспечение реализации
государственной политики в области обеспечения ядерной
и радиационной безопасности


17. Источниками ресурсного обеспечения реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:


а) бюджетные ассигнования федерального бюджета;


б) бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации;


в) специальные экологические программы реабилитации радиоактивно загрязненных участков территории Российской Федерации;


г) специальные резервные фонды, создаваемые за счет отчислений организаций, осуществляющих эксплуатацию особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов;


д) собственные средства организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;


е) иные источники финансирования, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.


18. Механизмами ресурсного обеспечения реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:


а) государственные и федеральные целевые программы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


б) специальные экологические программы реабилитации радиоактивно загрязненных участков территории Российской Федерации;


в) отраслевые (ведомственные) целевые программы и планы мероприятий, направленные на решение задач в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;


г) планы мероприятий по реализации настоящих Основ, утверждаемые Правительством Российской Федерации.


VII. Порядок взаимодействия органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и Госкорпорации "Росатом"
при реализации настоящих Основ


19. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Правительство Российской Федерации.


20. Государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Госкорпорации "Росатом", организаций и граждан.


21. Госкорпорация "Росатом" совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, федеральный государственный надзор в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклады о принятых мерах по решению проблемных вопросов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и о ходе выполнения планов мероприятий по реализации настоящих Основ.


Результаты рассмотрения этих докладов представляются Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации для подготовки доклада Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.


22. Корректировка настоящих Основ осуществляется по решению Президента Российской Федерации на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга реализации настоящих Основ и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние ядерной и радиационной безопасности.


УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ В целях реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации постановляю: 1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. 2. Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу; б) утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. 3. Признать утратившими силу Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 г. N Пр-539. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 13 октября 2018 года N 585 Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. N 585 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ I. Общие положения 1. Настоящими Основами определяются цели, задачи, основные направления и инструменты реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. 2. Государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации (далее - государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности) представляет собой совокупность скоординированных и объединенных общим замыслом политических, экономических, инженерно-технических, социальных, правовых, информационных и иных мер в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (Госкорпорация "Росатом"), организациями и направленных на обеспечение национальных интересов, реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, защиту жизни и здоровья граждан, собственности, а также на охрану окружающей среды. 3. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. 4. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. 5. Ядерная и радиационная безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации. II. Оценка состояния ядерной и радиационной безопасности, основные проблемы и тенденции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и возможные сценарии развития ситуации 6. В Российской Федерации обеспечивается ядерная и радиационная безопасность: а) объектов использования атомной энергии в мирных целях; б) объектов использования атомной энергии в оборонных целях, в том числе ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее - объекты использования атомной энергии в оборонных целях); в) объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, которые созданы до установления современных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности, в том числе объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена и которые находятся на стадиях вывода из эксплуатации, захоронения, утилизации (далее - объекты ядерного наследия); г) материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов (далее - материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов). 7. Для оценки состояния ядерной и радиационной безопасности используются показатели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также государственными и федеральными целевыми программами. 8. Основными проблемами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются: а) наличие объектов ядерного наследия, в отношении которых требуется принятие дополнительных мер по завершению их жизненного цикла и (или) реабилитации, в том числе перевод этих объектов в ядерно и радиационно безопасное состояние и реабилитация радиоактивно загрязненных участков территорий, на которых расположены эти объекты; б) накопление отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов; в) воздействие радиационных факторов на работников организаций, осуществляющих деятельность, не связанную с использованием атомной энергии, в том числе на работников нефтяной и газовой промышленности, топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности, строительства, космической и авиационной промышленности, медицины; г) увеличение среднего возраста работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, незначительный рост числа молодых специалистов в этих организациях и, как следствие, нарушение преемственности поколений, потеря работниками (персоналом) квалификационных навыков, снижение кадрового потенциала этих организаций; д) недостаточное правовое регулирование внедрения в промышленное производство, использования в науке и здравоохранении устройств, генерирующих импульсные ионизирующие излучения высоких энергий; е) потенциальная возможность возникновения как на территории страны, так и за ее пределами радиационных аварий и катастроф; ж) появление в мире новых технологий, которые могут быть применены для совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов) в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также для незаконного изготовления компонентов ядерного оружия и устройств; з) угроза совершения террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также террористических актов с применением ядерных материалов и радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, в том числе в период проведения массовых мероприятий; и) риски наступления трансграничных негативных последствий радиационных аварий и катастроф, а также испытаний ядерного оружия на территориях иностранных государств; к) сохранение угроз незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории Российской Федерации; л) наличие в Российской Федерации значительных по площади территорий (леса, сельскохозяйственные угодья), которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий и катастроф, вследствие чего на них действуют ограничения хозяйственной деятельности и сохраняется риск радиоактивного облучения населения и (или) их дальнейшего радиоактивного загрязнения; м) наличие в Российской Федерации групп населения с повышенным и высоким уровнями радиоактивного облучения вследствие воздействия природных радионуклидов. 9. Тенденции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности обусловлены следующими факторами: а) возрастание роли атомной энергетики и ядерных технологий в обеспечении устойчивого развития Российской Федерации и реализации ее национальных интересов; б) создание более совершенных и безопасных ядерных технологий, установок и оборудования, повышение устойчивости проектируемых и эксплуатируемых объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера; в) увеличение количества материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также устройств, генерирующих ионизирующее излучение; г) повышение национальных и международных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности и охраны окружающей среды; д) формирование экологически ориентированной модели развития экономики государства и усиление государственного экологического надзора за осуществлением хозяйственной деятельности; е) развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в области использования атомной энергии, в том числе увеличение объема обязательств по предоставлению иностранным государствам услуг в этой области, включая переработку отработавшего ядерного топлива; ж) необходимость принятия в ближайшие десятилетия мер по предупреждению распространения радиоактивных веществ за пределы зон радиоактивного загрязнения; з) возрастание роли общественности в принятии решений в области использования атомной энергии, в том числе по вопросам обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. 10. В случае неэффективной реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности ситуация в данной области может развиваться по негативным сценариям: снижение уровня ядерной и радиационной безопасности, увеличение на территории Российской Федерации количества ядерно и радиационно опасных объектов, повышение риска
Обсудить

Читайте также:





Добавить комментарий
Комментарии (0)
Комментарии для сайта Cackle

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика