Указ Президента РФ от 08.05.2024 N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения" » Законодательство Российской Федерации
Телефоны для связи:
(495) 606-36-02
(495) 629-65-04
Законодательство Российской Федерации » Президент РФ » Указ Президента РФ от 08.05.2024 N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения"




Указ Президента РФ от 08.05.2024 N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения"

14 май 2024, Вторник
107
0

УКАЗ


ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ


В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:


1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения.


2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН


Москва, Кремль
8 мая 2024 года
N 314


Утверждены
Указом Президента
Российской Федерации
от 8 мая 2024 г. N 314


ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ


I. Общие положения


1. Настоящими Основами определяются цели, основные принципы, задачи и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения (далее - государственная политика в области исторического просвещения).


2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.


3. В настоящих Основах используются следующие основные понятия:


а) историческое просвещение - регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества;


б) государственная политика в области исторического просвещения - совокупность действий, реализуемых субъектами государственной политики в области исторического просвещения, направленных на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине;


в) субъекты государственной политики в области исторического просвещения - органы публичной власти, научные и образовательные организации, академические и университетские центры, организации культуры и искусства, культурно-просветительские организации, средства массовой информации, общественно-государственные и общественные объединения и организации, иные некоммерческие организации, деятельность которых направлена на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине.


II. Основания для выработки государственной политики
в области исторического просвещения


4. Основой исторического просвещения в России является научное историческое знание и образование.


5. Россия - великая страна с многовековой историей, государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внесшее огромный вклад в общемировое развитие. В основе самосознания российского общества лежат формировавшиеся и развивавшиеся на протяжении всей истории России традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, сохранение и защита которых являются обязательным условием гармоничного развития страны и ее многонационального народа, неотъемлемой составляющей суверенитета Российской Федерации.


6. В условиях роста международной напряженности и кризиса национальной идентичности, в основе которого лежат уничтожение исторической памяти, реабилитация и воскрешение неоколониализма, неоимпериализма и неонацизма, российское общество и государство сталкиваются с целым рядом явлений, несущих в себе риски и угрозы, к числу которых относятся:


а) недружественные действия иностранных государств, направленные на отрицание или преуменьшение исторического вклада России в развитие мировой цивилизации;


б) попытки деформации исторической памяти и искажения исторической правды, негативные оценки событий и периодов отечественной истории, распространение ложных представлений о России;


в) использование коллективным Западом фальсификации истории в качестве оружия в информационной войне, направленной на разрушение целостности российского общества и государства.


7. Для противодействия рискам и угрозам, названным в пункте 6 настоящих Основ, необходимо предпринять скоординированные, комплексные и широкомасштабные усилия по организации и обеспечению системной и масштабной работы в области исторического просвещения, образования и науки. Системное и массовое историческое просвещение населения России имеет большое образовательное и воспитательное значение для безопасного и гармоничного развития личности и государства.


III. Цели государственной политики в области
исторического просвещения


8. Целями государственной политики в области исторического просвещения являются формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей путем:


а) сохранения памяти о значимых событиях истории России, включая историю государствообразующего русского народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, и историю других народов России, исходя из понимания преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства;


б) осознания многонациональной природы социокультурного развития России;


в) популяризации достижений отечественной науки и культуры;


г) патриотического воспитания, сохранения памяти о защитниках Отечества и недопущения умаления значения подвига народа при защите Отечества;


д) сохранения памяти о выдающихся личностях в российской истории, внесших важный вклад в развитие и процветание России;


е) формирования активной гражданской позиции в отношении важности исторического просвещения и сохранения исторической памяти;


ж) расширения и совершенствования просветительской работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, направленной на сохранение их самоидентификации как части Русского мира;


з) обеспечения доступа граждан к достоверным и научно обоснованным историческим знаниям и объективной информации о месте и роли России в мировой истории, о ее вкладе в развитие мировой цивилизации;


и) сохранения традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, создания условий для противодействия попыткам навязывания народу России деструктивных идеологических установок, противоречащих этим ценностям;


к) совершенствования механизмов государственного управления в области исторического просвещения;


л) повышения престижа профессий, связанных с историческим просвещением.


IV. Основные принципы государственной политики в области
исторического просвещения


9. Основными принципами государственной политики в области исторического просвещения являются:


а) опора на научные знания и фундаментальные научные исследования, традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности;


б) понимание истории России, развивающейся по самобытному цивилизационному пути, как неотъемлемой части общемирового исторического процесса;


в) преемственность всех этапов российской истории;


г) осознание исторического единства народов Российской Федерации при сохранении ценности истории и культуры каждого ее народа.


V. Задачи государственной политики в области
исторического просвещения


10. Задачами, связанными с совершенствованием механизмов государственного управления в области исторического просвещения, являются:


а) координация исследовательской, методической и массовой просветительской деятельности субъектов государственной политики в области исторического просвещения;


б) совершенствование нормативно-правового, информационно-просветительского и научно-методологического обеспечения противодействия попыткам фальсификации истории в России и за рубежом, умаления значения подвига народа при защите Отечества;


в) формирование государственного заказа на подготовку научно-педагогических кадров и проведение научных исследований в области истории России и всех народов, ее населяющих, их культур и языков, на разработку и публикацию научно-популярных материалов, создание произведений литературы (в том числе детской) и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной продукции, видеопродукции и интернет-продукции;


г) совершенствование системы контроля качества содержания историко-просветительских и образовательных программ в области истории и культуры, разрабатываемых в том числе для подготовки научно-педагогических кадров;


д) упорядочение деятельности органов публичной власти и экспертных советов, связанной с решением вопросов предоставления государственных субсидий либо иного участия государства в финансировании исторических и культурных проектов, а также вопросов выдачи или отзыва прокатных удостоверений на отечественные и зарубежные фильмы;


е) совершенствование системы грантовой и иных видов поддержки исторических и культурных проектов, в частности связанных с популяризацией работ отечественных историков и изданием историко-просветительской литературы, в том числе на языках народов России и иностранных языках;


ж) государственная поддержка общественных объединений, деятельность которых направлена на сохранение исторической памяти, и проектов, реализуемых в данной сфере, в целях противодействия идеологической и информационной агрессии против России;


з) поддержка проектов в области исторического образования и патриотического воспитания, совершенствование форм и методов таких образования и воспитания, повышение эффективности деятельности образовательных и просветительских организаций;


и) совершенствование системы научной экспертизы содержания издаваемой исторической литературы, а также содержания экскурсионных программ в музеях и организациях культуры;


к) поддержка обновления фондов исторической литературы общедоступных (публичных) библиотек.


11. Задачами, связанными с развитием научной базы исторического просвещения, являются:


а) создание условий для изучения отечественной истории в государственных и негосударственных общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования на основе научных достижений при обеспечении защиты исторической правды и противодействия фальсификации истории;


б) формирование государственной программы, предусматривающей организационную и финансовую поддержку научно-образовательных центров мирового уровня и образовательных организаций высшего образования, проводящих актуальные с точки зрения защиты российских государственных интересов исторические исследования;


в) создание отечественной системы мониторинга публикаций в сфере социально-гуманитарных наук, основой которой должны стать независимые от зарубежных рейтингов отечественные показатели;


г) привлечение ведущих научных, педагогических и научно-педагогических работников к работе со средствами массовой информации в целях продвижения достоверных исторических знаний и популяризации важнейших событий истории России;


д) содействие расширению взаимодействия ученых-историков Союзного государства и ближнего зарубежья, взаимодействие в рамках Содружества Независимых Государств по вопросам, связанным с общей для постсоветского пространства историей, проведением совместных научных исследований, изданием учебных пособий и методических рекомендаций;


е) содействие расширению контактов с учеными-историками иностранных государств и активизации просветительской работы с соотечественниками, проживающими за рубежом;


ж) повышение роли музеев, театров, кинотеатров, библиотек, архивов, средств массовой информации и массовой коммуникации в историческом просвещении, в том числе посредством реализации образовательно-просветительских программ.


12. Задачами, связанными с повышением исторической грамотности граждан Российской Федерации, иностранных граждан, проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, и соотечественников, проживающих за рубежом, являются:


а) создание единой методологии преподавания истории, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая образовательными организациями высшего образования;


б) актуализация федеральных основных общеобразовательных программ в части, касающейся внесения изменений в федеральную рабочую программу по учебному предмету "История" в соответствии с новыми вызовами и задачами, стоящими перед Российской Федерацией, а также с учетом современных научных достижений в области истории;


в) создание единой государственной линейки школьных учебников по истории (истории России, всеобщей истории), в том числе по истории родного края для каждого субъекта Российской Федерации;


г) разработка и принятие единого федерального историко-культурного стандарта и выработка на его основе региональных компонентов историко-культурного стандарта для каждого субъекта Российской Федерации;


д) возрождение и поддержка программ внеклассного и внеаудиторного исторического просвещения в студиях, кружках и иных просветительских форматах при организациях культуры, образовательных и научных организациях;


е) популяризация истории развития культуры, науки и техники, военно-промышленного комплекса и военной истории России;


ж) закрепление статуса негосударственных музеев, малых исторических (отраслевых) музеев, музеев образовательных организаций как важного компонента научно-практической базы исторического просвещения, оказание им государственной поддержки;


з) разработка и реализация государственной программы, направленной на развитие школьного и студенческого познавательного туризма и предусматривающей посещение музеев, военно-исторических объектов, памятников истории и культуры, городов-героев, городов воинской славы и городов трудовой доблести, заповедников и других мест, связанных с историей России;


и) обеспечение работы в области исторического просвещения в образовательных организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения обороны страны, государственной и общественной безопасности, а также с военнослужащими и государственными гражданскими служащими этих органов;


к) поддержка исторического краеведения;


л) популяризация использования объектов историко-культурного наследия народов Российской Федерации в целях исторического просвещения;


м) содействие повышению роли семьи в историческом просвещении детей и молодежи, в том числе в целях сохранения памяти предков и обеспечения преемственности поколений;


н) создание в научно-просветительских и контрпропагандистских целях произведений, формирующих негативное отношение к идеологии нацизма.


13. Задачами, связанными с формированием каналов получения достоверной исторической информации и обмена такой информацией, являются:


а) совершенствование системы государственного стимулирования создания информационных продуктов, содействующих повышению исторической грамотности населения Российской Федерации;


б) создание и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации и материалов, посвященных истории России и всех народов, ее населяющих, их культур (в том числе на иностранных языках);


в) создание единой цифровой платформы, обеспечивающей доступ к учебным материалам, пособиям и методическим рекомендациям по истории России, в том числе для русскоязычных образовательных организаций за рубежом;


г) замена иностранных образовательных цифровых платформ отечественными аналогами;


д) оцифровка архивных документов, создание общероссийской цифровой платформы по поиску и предоставлению для изучения архивной информации;


е) содействие историческому просвещению посредством создания и трансляции (проката) отечественных исторических кинофильмов;


ж) создание механизмов государственного и общественного контроля в отношении существующего рынка компьютерных игр для исключения неконтролируемого распространения цифровых продуктов, создающих искаженное представление о событиях отечественной и мировой истории, а также о месте и роли России в мире;


з) развитие электронных библиотек и виртуальных музеев;


и) размещение в популярных социальных сетях научно-популярной исторической информации и материалов (в том числе на иностранных языках).


VI. Механизмы реализации государственной политики в области
исторического просвещения


14. Реализацию государственной политики в области исторического просвещения осуществляют субъекты государственной политики в области исторического просвещения в пределах их компетенции.


15. Межведомственная комиссия по историческому просвещению как координационный и совещательный орган при Президенте Российской Федерации:


а) координирует работу субъектов государственной политики в области исторического просвещения по реализации этой политики;


б) осуществляет подготовку предложений Президенту Российской Федерации по корректировке настоящих Основ.


16. Правительство Российской Федерации в целях реализации государственной политики в области исторического просвещения:


а) разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации настоящих Основ, а также предусматривает средства на его финансирование;


б) разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать эффективность деятельности органов публичной власти по реализации настоящих Основ;


в) осуществляет контроль за ходом выполнения плана мероприятий по реализации настоящих Основ и представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад.


17. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции участвуют в формировании плана мероприятий по реализации настоящих Основ и его выполнении.


18. По решению Президента Российской Федерации вопросы, связанные с реализацией государственной политики в области исторического просвещения, могут рассматриваться на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации и Государственного Совета Российской Федерации.


19. Реализация государственной политики в области исторического просвещения может осуществляться также путем принятия федеральных законов, издания актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятия законов и издания иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов или внесения в них изменений.


20. Информационное и аналитическое обеспечение реализации государственной политики в области исторического просвещения осуществляется путем привлечения информационных ресурсов субъектов такой государственной политики.


VII. Ожидаемые результаты реализации государственной
политики в области исторического просвещения


21. Реализация государственной политики в области исторического просвещения будет способствовать:


а) поддержанию и укреплению общероссийской гражданской идентичности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, любви к Родине, сопричастности к истории России и уважения к предкам;


б) усилению сплоченности российского общества, поддержанию гражданского мира и согласия на основе объективного осмысления исторического прошлого;


в) сохранению традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышению способности российского общества противостоять деструктивному идеологическому воздействию на него;


г) росту вовлеченности граждан Российской Федерации в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.


УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ
Обсудить

Читайте также:


Указ Президента РФ от 18.09.2024 N 807 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"
16 октябрь 2024, Среда
Указ Президента РФ от 18.09.2024 N 807 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"
"О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской......

Добавить комментарий
Комментарии (0)