Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2019 N 2705-р <О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года">
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 ноября 2019 г. N 2705-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция).
2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
разработать меры, направленные на содействие развитию благотворительной деятельности;
учитывать положения Концепции при подготовке региональных программ социально-экономического развития.
4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1054-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4052).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 ноября 2019 г. N 2705-р
КОНЦЕПЦИЯ
СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
I. Общие положения
Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, коммерческих организаций и физических лиц (далее благотворительность) является значимым фактором развития общества.
Поддержка благотворительности осуществляется в рамках реализации Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Федерального закона "О некоммерческих организациях", Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", Федерального закона "О меценатской деятельности".
Ключевыми задачами содействия развитию благотворительности являются:
расширение масштабов благотворительности граждан и организаций, включая развитие массового участия, общественной поддержки, механизмов стимулирования, освещения в средствах массовой информации и коммуникации;
содействие повышению эффективности деятельности благотворительных организаций, включая развитие информационно-консультационной поддержки, современных управленческих технологий, практики оценки результативности, подготовки и повышения квалификации кадров;
совершенствование регулирования деятельности благотворительных организаций, включая установление требований к уровню прозрачности, расширение горизонта планирования;
обеспечение эффективного использования потенциала благотворительных организаций, включая вовлечение в проведение общественно-государственных консультаций, мониторинг реализации документов стратегического планирования;
поддержка самоорганизации и саморегулирования участников благотворительности, включая распространение лучших практик.
II. Основные направления содействия
развитию благотворительности
Основными направлениями содействия развитию благотворительности являются:
содействие развитию институтов благотворительности;
содействие развитию благотворительности физических лиц и коммерческих организаций;
содействие развитию культуры благотворительности;
содействие развитию поддержки благотворительности в субъектах Российской Федерации;
содействие развитию международной деятельности в сфере благотворительности.
Содействие развитию институтов благотворительности включает в себя установление специального статуса для благотворительных организаций, отвечающих требованиям к уровню прозрачности их деятельности и квалификации сотрудников, и предусматривает в том числе:
предоставление дополнительных налоговых льгот в отношении пожертвований юридических и физических лиц;
исключение из обложения налогом на прибыль организаций доходов от размещения на банковских депозитах полученного целевого финансирования при размещении средств в коммерческих банках Российской Федерации, отвечающих установленным требованиям;
предоставление в приоритетном порядке имущественной поддержки;
включение в перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых физическим лицам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;
включение в систему обязательного страхования вкладов в коммерческих банках Российской Федерации, отвечающих установленным требованиям.
Перечень требований к уровню прозрачности деятельности и квалификации сотрудников благотворительных организаций и порядок контроля за их соблюдением будут установлены законодательством Российской Федерации, а также будут определены:
порядок подтверждения квалификации специалистов в сфере благотворительности;
порядок регулярного раскрытия информации о результатах деятельности благотворительных организаций, позволяющей оценивать их эффективность;
требования к урегулированию конфликта интересов, связанного с использованием получаемых пожертвований, имущества организации и заключением сделок с учредителями, членами органов управления и сотрудниками организации, лицами, осуществляющими крупные пожертвования, членами их семей и аффилированных с ними лиц;
требования к неосуществлению сделок, не направленных на достижение уставных целей организации;
требования к предоставлению возможности лицам, осуществляющим благотворительные пожертвования, получать информацию о достижении поставленных целей;
требования к наличию сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", раскрывающего информацию о благотворительной организации.
В рамках развития механизмов законодательного регулирования благотворительности предусматриваются в том числе:
совершенствование регулирования формирования целевого капитала некоммерческих организаций;
обеспечение возможности благотворительным организациям осуществлять оплату кредита (возврат займа) за счет средств пожертвований с установлением предельного размера процентов по займу, оплата которого допускается за счет пожертвований;
обеспечение эффективного предотвращения и пресечения мошеннической деятельности, осуществляемой под видом сбора благотворительных пожертвований;
исключение необходимости представления благотворительными организациями дублирующей отчетности в органы государственной власти;
поддержка системы добровольных стандартов, этических кодексов и механизмов саморегулирования благотворительности;
проработка предложений по совершенствованию регулирования и правоприменительной практики в области контроля органов управления некоммерческими организациями при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью.
В рамках развития системы подготовки кадров для благотворительных организаций предусматриваются в том числе:
модернизация и разработка новых образовательных стандартов, образовательных программ высшего образования, основных программ профессионального обучения и дополнительных образовательных программ с привлечением к их проведению руководителей и специалистов благотворительных и некоммерческих организаций и использованием технологий дистанционного образования, практики наставничества;
отражение в образовательных программах высшего образования, основных программах профессионального обучения и дополнительных образовательных программах вопросов благотворительности, формирования целевого капитала некоммерческих организаций, привлечения благотворительных пожертвований, цифровизации благотворительных организаций.
В рамках поддержки создания новых благотворительных организаций и их развития предусматриваются в том числе:
поддержка ресурсных центров некоммерческих организаций, осуществляющих методическое и информационно-консультационное содействие развитию благотворительности;
содействие формированию и реализации программ создания благотворительных и некоммерческих организаций;
развитие практики партнерского взаимодействия донора и благотворительной организации, реализующей проект;
содействие проведению конкурсов, стимулирующих использование современных информационных технологий в деятельности благотворительных организаций.
В рамках развития практики оценки эффективности благотворительных программ и проектов предусматриваются в том числе:
включение оценки социального эффекта как необходимого этапа реализации благотворительных программ и проектов;
внедрение методик и стандартов оценки социального эффекта благотворительных программ и проектов;
развитие заинтересованности благотворительных фондов и коммерческих организаций в оценке социального эффекта финансируемых ими программ и проектов;
содействие публичному распространению информации о социальной эффективности благотворительных программ и проектов, формирование открытых информационных ресурсов.
В рамках поддержки формирования и распространения лучшей практики разработки и реализации программ и проектов в сфере благотворительности предусматриваются в том числе:
проведение конкурсов и формирование рейтингов программ и проектов в сфере благотворительности;
развитие механизмов управления знаниями в сфере благотворительности;
содействие распространению современных технологий реализации программ и проектов благотворительных организаций на деятельность государственных и муниципальных учреждений;
поддержка программ и проектов в сфере благотворительности в рамках предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, а также грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества;
содействие распространению практики осуществления инвестиций в целях достижения измеримого социального или экологического эффекта наряду с финансовым результатом и иных механизмов возвратного финансирования.
В рамках развития механизмов взаимодействия благотворительных организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, формирования партнерства благотворительных организаций с бизнесом, средствами массовой информации предусматриваются в том числе:
создание консультативных органов с участием представителей благотворительных организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в целях привлечения благотворительных организаций к проведению общественно-государственных консультаций;
распространение практики включения участников благотворительной деятельности в общественные советы и иные совещательные органы, создаваемые органами государственной власти и местного самоуправления, попечительские советы государственных и муниципальных учреждений;
привлечение благотворительных организаций к разработке документов стратегического планирования, мониторингу их реализации;
обеспечение эффективной координации государственных и муниципальных программ в социальной сфере с мероприятиями в сфере благотворительности;
подготовка методических материалов по взаимодействию органов государственной власти, государственных и муниципальных учреждений с благотворительными организациями;
включение в программы подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих вопросов поддержки благотворительности.
В рамках поддержки цифровых платформ предусматриваются в том числе:
сбор информации о деятельности благотворительных организаций;
осуществление благотворительных пожертвований в режиме онлайн;
направление запросов на предоставление поддержки благотворительным организациям, государственным и муниципальным учреждениям в рамках реализации государственных гарантий.
В рамках повышения эффективности механизмов управления благотворительными организациями предусматриваются в том числе:
совершенствование законодательства Российской Федерации в целях урегулирования конфликта интересов в деятельности некоммерческих организаций, включая механизмы регулирования совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
совершенствование практики государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, а также создание с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Общественной палаты Российской Федерации, благотворительных и иных некоммерческих организаций Координационного совета по развитию благотворительности в Российской Федерации, формируемого Министерством экономического развития Российской Федерации.
Содействие развитию благотворительности физических лиц и коммерческих организаций предусматривает в том числе:
расширение налоговых стимулов участия в благотворительности:
предоставление возможности перечисления по заявлению налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц, подлежащего возврату в связи с социальным налоговым вычетом по осуществляемым им благотворительным пожертвованиям, некоммерческим организациям - получателям пожертвований;
распространение возможности получения налогового вычета в связи с совершенными пожертвованиями из средств, облагаемых налогом на доходы физических лиц, пожертвования из дивидендов с установлением ограничений по сумме;
упрощение процедур осуществления гражданами регулярных благотворительных пожертвований через банковские счета;
содействие распространению практики осуществления продаж товаров и услуг, предусматривающих перечисление части вырученных средств на благотворительные цели, а также выпуска банковских карт и иных финансовых инструментов, предполагающих направление части процентного дохода на поддержку деятельности благотворительных организаций;
содействие развитию практики передачи части оставляемого в наследство имущества на благотворительные цели.
В рамках расширения налоговых стимулов участия юридических лиц в благотворительности предусматриваются в том числе:
безвозмездная передача производителями и торговыми организациями продовольственных и иных товаров на благотворительные цели;
расширение сферы применения существующей налоговой льготы по налогу на прибыль организаций, освобождающей от налогообложения полученные организацией гранты от российских физических лиц и некоммерческих организаций, иностранных и международных организаций и объединений;
содействие распространению практики реализации программ корпоративной благотворительности, включая в том числе практику софинансирования компаниями пожертвований своих сотрудников;
поддержка использования механизмов оценки результативности указанных программ, расширения практики реализации механизмов грантовых конкурсов.
Содействие развитию культуры благотворительности предусматривает в том числе обеспечение общественного признания благотворительности, распространение лучших практик ее осуществления, расширение моральных и иных стимулов.
В рамках содействия повышению внимания средств массовой информации и коммуникации к деятельности благотворительных организаций предусматриваются в том числе:
включение в образовательные программы высшего образования для студентов, обучающихся по образовательной программе "журналистика", курса "социальная журналистика";
организация семинаров и мастер-классов по проблематике освещения благотворительности в средствах массовой информации;
развитие информационных ресурсов, содержащих сведения о благотворительности;
поддержка конкурсов журналистских работ и публикаций в печатных и электронных средствах массовой информации, информационных сетях, освещающих вопросы благотворительности;
реализация общедоступных дополнительных образовательных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, по вопросам благотворительности организаций;
развитие площадок по обмену опытом в данной сфере, в том числе ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В рамках развития института социальной рекламы предусматриваются в том числе:
реализация информационных кампаний, организуемых на основе объединения усилий некоммерческих организаций, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации;
создание в обществе позитивного образа участника благотворительности, в том числе на примерах известных в истории страны российских благотворителей;
реализация различных форм выражения общественной поддержки благотворительности, включая учреждение наград, почетных званий;
организация проведения регулярных исследований сферы благотворительности.
Содействие развитию благотворительной деятельности в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях предусматривает в том числе:
реализацию полномочий субъектов Российской Федерации по определению предельного размера предоставляемого социального налогового вычета и инвестиционного налогового вычета по пожертвованиям с учетом необходимости формирования стимулов для расширения масштабов благотворительности;
предоставление благотворительным организациям государственного (муниципального) имущества и помещений в безвозмездное пользование и аренду на льготных условиях;
формирование целевого капитала некоммерческих организаций;
развитие инфраструктуры содействия благотворительности по месту жительства, на базе ресурсных центров некоммерческих организаций, организаций территориального общественного самоуправления;
освещение благотворительности в средствах массовой информации, поддерживаемых из региональных и местных бюджетов;
вовлечение участников благотворительности в работу общественных советов, совещательных и консультативных органов при органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, попечительских советов государственных и муниципальных учреждений;
поддержку инициатив, связанных с выявлением и поддержкой наиболее успешных и профессиональных организаций и проектов, реализуемых в сфере благотворительности;
распространение лучших практик благотворительности через интеграцию в содержание профильных образовательных программ основного и дополнительного образования.
Содействие развитию международной деятельности в сфере благотворительности предусматривает в том числе:
координацию поддержки благотворительных программ и инициатив с деятельностью интеграционных структур;
содействие осуществлению российскими организациями благотворительности за рубежом, расширению сотрудничества между российскими и иностранными благотворительными организациями, механизмов поддержки, реализуемых общественными фондами;
содействие осуществлению иностранными организациями благотворительности на территории Российской Федерации, включая организацию совместных программ и проектов российских и иностранных благотворительных организаций;
разработку и нормативное закрепление порядка включения иностранных и международных организаций в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых предоставляются физическим лицам и не облагаются налогом на доходы физических лиц, а также организаций, гранты которых предоставляются некоммерческим организациям, относятся к целевому финансированию и не учитываются в налоговой базе налога на прибыль организаций.
III. Основные результаты
Основными результатами реализации Концепции являются:
рост поддержки в обществе и расширение участия граждан и организаций в благотворительности;
повышение доверия граждан к благотворительным и иным некоммерческим организациям;
расширение объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;
увеличение числа граждан - участников благотворительности;
увеличение числа благотворительных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся системным решением социальных проблем;
повышение результативности и эффективности реализуемых благотворительными и иными социально ориентированными некоммерческими организациями программ и проектов;
увеличение объема финансовых активов, аккумулируемых в рамках целевого капитала некоммерческих организаций и в фондах местных сообществ;
развитие инфраструктуры информационной и консультационной поддержки благотворительности;
повышение эффективности благотворительных программ.