Распоряжение Правительства РФ от 25.02.2020 N 422-р <Об утверждении программы социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы> (вместе с "Индивидуальной программой социально-экономического развития Курганской области на 202
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 февраля 2020 г. N 422-р
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы (далее - индивидуальная программа).
2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.
3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:
совместно с Минфином России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы в приоритетном порядке при условии своевременного представления Правительством Курганской области необходимой документации и обосновывающих материалов;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить взаимодействие с Правительством Курганской области по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минфин России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
5. Минфину России представлять ежеквартально, до 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
6. Минэкономразвития России представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
7. Рекомендовать Правительству Курганской области:
предусматривать в бюджете Курганской области необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минфин России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
8. Рекомендовать организациям, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы:
обеспечить взаимодействие с Правительством Курганской области по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минфин России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
9. По итогам реализации в 2024 году мероприятий индивидуальной программы рассмотреть возможность продления периода реализации индивидуальной программы на 2025 - 2027 годы с уточнением мероприятий и объемов финансирования до 5 млрд. рублей.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 февраля 2020 г. N 422-р
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2020 - 2024 ГОДЫ
I. Общие положения. Текущее состояние
Курганская область, расположенная на стыке Урала и Сибири, занимает выгодное геоэкономическое положение в системе транспортных коммуникаций по направлению "юг - север" с выходом на международный транспортный коридор "Транссиб". Площадь области составляет 71,5 тыс. кв. км, или около 0,4 процента территории России.
Область входит в состав Уральского федерального округа. На севере и северо-востоке Курганская область граничит со Свердловской областью, на западе и юго-западе - с Челябинской областью, на востоке и северо-востоке - с Тюменской областью, на юге и юго-востоке - с Республикой Казахстан.
Курганская область характеризуется слабой инвестиционной привлекательностью, низким уровнем благосостояния населения, а также неблагоприятной демографической ситуацией. Численность населения области снижается последние 25 лет из-за высокой смертности населения, низкой рождаемости и продолжающейся миграционной убыли населения.
Численность постоянного населения Курганской области в 2019 году сократилась на 7,8 тыс. человек и на начало 2020 года составила 826,9 тыс. человек. Из общей численности населения 50,8 процента составляет население трудоспособного возраста, 29,8 процента - старше трудоспособного возраста.
Курганская область имеет слабодифференцированную структуру экономики, отличающуюся от структуры экономики регионов Уральского федерального округа отсутствием собственных топливно-энергетических ресурсов, металлургической базы, значительной доли сельского хозяйства. В Курганской области сельское хозяйство занимает 11 процентов, добыча полезных ископаемых - 0,9 процента, обрабатывающие производства - 21,2 процента.
Валовой региональный продукт Курганской области по итогам 2017 года составил 200,87 млрд. рублей. За 2007 - 2017 годы валовой региональный продукт увеличился в постоянных ценах на 1,9 процента. На долю Курганской области приходится 0,3 процента общего объема валового регионального продукта страны. По объему валового регионального продукта Курганская область занимает 68 место среди субъектов Российской Федерации.
По объему валового регионального продукта в расчете на одного жителя Курганская область занимает 67 место в России.
Социально-экономическое развитие Курганской области характеризуется следующими показателями:
область входит в десятку субъектов Российской Федерации с самым низким значением среднедушевых денежных доходов населения (по итогам 2016 - 2018 годов показатель составил 20300,5 рубля при среднероссийском значении 31873,4 рубля);
область входит в десятку субъектов Российской Федерации с высокой долей населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации (среднее значение за 2015 - 2017 годы - 19,2 процента, среднероссийское значение - 13,3 процента. В 2018 году уровень бедности составил 19,6 процента, среднероссийское значение - 12,9 процента);
наблюдается высокий миграционный отток населения (отток 60,2 человека на 10 тыс. человек при среднероссийском приросте 16,4 человека на 10 тыс. человек в среднем за 2015 - 2017 годы, в 2018 году миграционный отток населения составил 77,2 человека на 10 тыс. человек);
в 2018 году уровень безработицы в регионе составил 8 процентов при среднероссийском значении 4,8 процента. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 2018 года составил 1,5 процента, что также выше сложившегося в среднем по России значения (0,9 процента).
II. Социально-экономическое развитие Курганской области
1. Инвестиционные возможности
Инвестиционные возможности региона осложнены высокими энерготарифами, низким уровнем газификации территории, отсутствием качественной инфраструктуры, недостатком квалифицированного рабочего персонала.
В Курганской области в 1990 - 2018 годах произошло снижение объема потребления электрической энергии с 7162 млн. кВт·ч до 3530 млн. кВт·ч (на 49,3 процента).
Потребляемая мощность в энергосистеме сократилась на 33 процента (с 1419 МВт до 459 МВт). Снижение объема полезного отпуска привело к росту удельных расходов на содержание электросетевого хозяйства и, как следствие, к росту тарифа на передачу электрической энергии.
Газификация сельских территорий составляет 36 процента, средний процент газификации по Российской Федерации составляет 59,4 процента. Магистральный природный газ отсутствует в 10 муниципальных районах юго-восточной части Курганской области.
2. Основные фонды в базовых отраслях экономики
Промышленный комплекс Курганской области характеризует высокая степень износа основных фондов, низкий коэффициент их обновления, устаревшие технологии производства на большинстве предприятий, сравнительно невысокий уровень инноваций, низкие темпы модернизации и технического перевооружения действующих производственных мощностей.
Слабая диверсификация производства и низкая доля гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса отрицательно сказывается на их финансово-экономической устойчивости.
В сельском хозяйстве области обеспеченность тракторами составляет 31 процент, зерноуборочными комбайнами - 33,9 процента.
3. Транспортная доступность и высокий износ дорожной сети
Дорожную сеть Курганской области составляют автомобильные дороги общего пользования протяженностью более 16,5 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 9,5 тыс. км (57,3 процента), из них дороги местного значения - 8,07 тыс. км (с твердым покрытием - 34,5 процента).
Протяженность автомобильных дорог регионального значения, соответствующая нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, составляет 2,377 тыс. км, или 30,9 процента.
4. Уровень жизни населения
Уровень жизни населения области в 2018 году характеризовался ростом номинального значения среднедушевых денежных доходов населения на 1 процент по сравнению с 2017 годом. При этом их реальное содержание не достигло уровня предыдущего года - реальные денежные доходы населения Курганской области в 2018 году составили 97,6 процента показателя за 2017 год (в среднем по России - 101,3 процента).
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 19,6 процента (около 166,1 тыс. человек).
Уровень бедности определяется:
высоким уровнем неформальной занятости (25 процентов, что превышает среднероссийское значение в 1,3 раза);
сложившейся структурой занятости в формальном секторе (на менее доходные отрасли с заработной платой меньше среднеобластного значения приходится 63 процента занятых);
низким уровнем среднедушевых доходов населения, составившим по итогам 2018 года 21006 рублей, что в 1,5 раза ниже среднероссийского значения (32609 рублей).
III. Цель, целевые индикаторы и направления
социально-экономического развития
Стратегической целью социально-экономического развития Курганской области является создание эффективной экономики, способствующей развитию человеческого капитала.
Направлениями социально-экономического развития Курганской области, обеспечивающими достижение целевых показателей согласно приложению N 1, являются:
обеспечение опережающих темпов экономического развития;
поддержка промышленности, агропромышленного комплекса и создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, кооперации;
снятие инфраструктурных ограничений.
Основными целями реализации настоящей индивидуальной программы являются существенное ослабление факторов, сдерживающих ускоренное развитие Курганской области, диверсификация экономики региона, рост производства продукции, повышение транспортной доступности территорий субъекта Российской Федерации, проектирование и строительство инженерной инфраструктуры для жилищного строительства.
IV. Основные мероприятия в рамках выделенных направлений
социально-экономического развития Курганской области
Достижение целевых показателей социально-экономического развития Курганской области будет обеспечено в том числе за счет реализации мероприятий настоящей индивидуальной программы по перечню согласно приложению N 2.
1. Обеспечение опережающих темпов экономического развития
Планируется создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на площадке Курганского машиностроительного завода (Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех").
Мероприятиями по развитию экспорта являются развитие экспорта путем внедрения регионального экспортного стандарта, создание основополагающей нормативной правовой базы для развития экспорта, создание благоприятной экспортной среды, обеспечение развития инфраструктуры, поддержки экспорта и предоставление минимального набора мер поддержки экспорта, в том числе:
заключение не менее 10 экспортных контрактов субъектами малого и среднего предпринимательства (количество субъектов малого и среднего предпринимательства, вышедших на международные электронные торговые площадки составит не менее 10 единиц);
заключение не менее 1 контракта ежегодно по программе экспортной акселерации с субъектом малого и среднего предпринимательства.
Мероприятием по развитию фармацевтической промышленности является разработка комплексной программы по развитию экспорта фармацевтической продукции открытого акционерного общества "Синтез".
2. Поддержка промышленности, агропромышленного
комплекса и создание условий для развития малого и среднего
предпринимательства, кооперации
Планируется субсидирование первоначального взноса по договорам лизинга, части затрат субъектов деятельности в сфере промышленности при заключении договора лизинга и предоставление займов субъектам деятельности в сфере промышленности на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов, организацию импортозамещающих производств. Предполагается участие 70 предприятий.
Распределение финансирования и эффектов между мерами поддержки включает в себя:
предоставление субсидий на первоначальный взнос по договорам лизинга (62 предприятия) (планируемые направления деятельности: производство арматуры, насосного оборудования, модулей транспортировки и хранения сжатых газов, литейное производство и др.), в том числе на:
2020 год - 306,12 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 172, инвестиции - 0,7 млрд. рублей, налоги - 0,08 млрд. рублей);
2021 год - 156,12 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 120, инвестиции - 0,4 млрд. рублей, налоги - 0,06 млрд. рублей);
2022 год - 212,24 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 212, инвестиции - 0,6 млрд. рублей, налоги - 0,1 млрд. рублей);
2023 год - 420,41 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 369, инвестиции - 0,85 млрд. рублей, налоги - 0,15 млрд. рублей);
2024 год - 320,41 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 340, инвестиции - 0,8 млрд. рублей, налоги - 0,11 млрд. рублей);
предоставление займов на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов, организацию импортозамещающих производств (8 предприятий) (планируемые направления деятельности: производство буровых насосов, полистирольной пленки, трубопроводной арматуры, машиностроение, перерабатывающая промышленность и др.), в том числе на:
2021 год - 150 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 90, инвестиции - 0,15 млрд. рублей, налоги - 0,02 млрд. рублей);
2022 год - 400 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 220, инвестиции - 0,5 млрд. рублей, налоги - 0,09 млрд. рублей);
2023 год - 600 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 300, инвестиции - 0,6 млрд. рублей, налоги - 0,11 млрд. рублей);
2024 год - 700 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 337, инвестиции - 0,8 млрд. рублей, налоги - 0,12 млрд. рублей).
Развитие финансовой инфраструктуры поддержки планируется осуществлять путем докапитализации финансовых организаций, в том числе за счет распределения финансирования и эффектов между программами займов:
"Мини-завод - оборудование" - 94,94 млн. рублей, в том числе на:
2020 год - 58,43 млн. рублей (эффект: налоги - 2,4 млн. рублей, 40 рабочих мест);
2021 год - 32,43 млн. рублей (эффект: налоги - 3,9 млн. рублей, 60 рабочих мест);
2022 год - 4,08 млн. рублей (эффект: налоги - 2,9 млн. рублей, 37 рабочих мест);
2023 год - налоги - 3,1 млн. рублей, 40 рабочих мест;
2024 год - налоги - 4,9 млн. рублей, 60 рабочих мест;
"Мини-завод - строительство" - 94,94 млн. рублей, в том числе на:
2020 год - 58,43 млн. рублей (эффект: налоги - 2,4 млн. рублей, 40 рабочих мест);
2021 год - 32,43 млн. рублей (эффект: налоги - 3,9 млн. рублей, 60 рабочих мест);
2022 год - 4,08 млн. рублей (эффект: налоги - 2,9 млн. рублей, 37 рабочих мест);
2023 год - налоги - 3,1 млн. рублей, 40 рабочих мест;
2024 год - налоги - 4,9 млн. рублей, 60 рабочих мест;
"Мини-ферма" - 94,94 млн. рублей, в том числе на:
2020 год - 58,43 млн. рублей (эффект: налоги - 2,4 млн. рублей, 40 рабочих мест);
2021 год - 32,43 млн. рублей (эффект: налоги - 3,9 млн. рублей, 60 рабочих мест);
2022 год - 4,08 млн. рублей (эффект: налоги - 1,4 млн. рублей, 37 рабочих мест);
2023 год - налоги - 1,6 млн. рублей, 40 рабочих мест;
2024 год - налоги - 2,9 млн. рублей, 60 рабочих мест;
"МикроIT" - 24,73 млн. рублей, в том числе на:
2020 год - 14,11 млн. рублей (эффект: налоги - 0,6 млн. рублей, 10 рабочих мест);
2021 год - 9,59 млн. рублей (эффект: налоги - 0,9 млн. рублей, 15 рабочих мест);
2022 год - 1,03 млн. рублей (эффект: налоги - 0,6 млн. рублей, 9 рабочих мест);
2023 год - налоги - 0,6 млн. рублей, 10 рабочих мест;
2024 год - налоги - 0,9 млн. рублей, 15 рабочих мест;
"Моногород" - 46,95 млн. рублей, в том числе на:
2020 год - 25,6 млн. рублей (эффект: налоги - 2 млн. рублей, 30 рабочих мест);
2021 год - 18,3 млн. рублей (эффект: налоги - 3 млн. рублей, 45 рабочих мест);
2022 год - 3,05 млн. рублей (эффект: налоги - 1,9 млн. рублей, 28 рабочих мест);
2023 год - налоги - 1,9 млн. рублей, 30 рабочих мест;
2024 год - налоги - 3 млн. рублей, 45 рабочих мест;
"Микроавтобус" - 24,81 млн. рублей, в том числе на:
2020 год - 14,2 млн. рублей (эффект: налоги - 0,6 млн. рублей, 10 рабочих мест);
2021 год - 9,58 млн. рублей (эффект: налоги - 0,9 млн. рублей, 15 рабочих мест);
2022 год - 1,03 млн. рублей (эффект: налоги - 0,6 млн. рублей, 9 рабочих мест);
2023 год - налоги - 0,6 млн. рублей, 10 рабочих мест;
2024 год - налоги - 1 млн. рублей, 15 рабочих мест;
"Микроспецтехника" - 47,25 млн. рублей, в том числе на:
2020 год - 25,9 млн. рублей (эффект: налоги - 2 млн. рублей, 30 рабочих мест);
2021 год - 18,3 млн. рублей (эффект: налоги - 3 млн. рублей, 45 рабочих мест);
2022 год - 3,05 млн. рублей (эффект: налоги - 1,9 млн. рублей, 28 рабочих мест);
2023 год - налоги - 1,9 млн. рублей, 30 рабочих мест;
2024 год - налоги - 3 млн. рублей, 45 рабочих мест.
Развитие государственных и частных промышленных парков планируется осуществить путем распределения финансирования и эффектов между индустриальными парками:
в 2020 году: индустриальный парк ("brownfield") на территории опережающего социально-экономического развития г. Катайска - 150 млн. рублей (рабочих мест - 2), индустриальный парк в с. Иковка - 50 млн. рублей (рабочих мест - 10);
в 2021 году: индустриальный парк ("brownfield") на территории опережающего социально-экономического развития г. Катайска - 255,1 млн. рублей (рабочих мест - 15), индустриальный парк ("greenfield") на территории опережающего социально-экономического развития г. Далматово - 51,02 млн. рублей (рабочих мест - 3);
в 2022 году: индустриальный парк публичного акционерного общества "Курганский машиностроительный завод" - 255,1 млн. рублей (рабочих мест - 14), индустриальный парк "Территория областного развития" (2-я очередь, на площадках открытого акционерного общества "ИКАР", г. Курган) - 132,65 млн. рублей (рабочих мест - 8).
Планируется создание 52 рабочих мест у резидентов индустриальных парков, в том числе:
в 2020 году - не менее 12 рабочих мест;
в 2021 году - не менее 18 рабочих мест;
в 2022 году - не менее 22 рабочих мест.
Планируется осуществлять деятельность на территориях индустриальных парков по следующим направлениям:
индустриальный парк "Территория областного развития" (на площадках открытого акционерного общества "ИКАР") (2 резидента и 5 потенциальных резидентов):
промышленное производство (машиностроение, металлоконструкции и металлообработка);
первоочередное размещение резидентов, производящих нефтегазовое оборудование, запорную арматуру, насосы, емкостное оборудование;
производство прочей неметаллической продукции, производство продукции деревообрабатывающей промышленности, другие виды производств промышленной продукции;
производство буровых насосов;
производство фонтанной и криогенной арматуры;
производство оборудования флота гидроразрыва пласта;
производство литейного полуфабриката по выплавляемым моделям;
производство комплектующих частей для флотов гидроразрыва пласта;
частный индустриальный парк ("greenfield") на территории опережающего социально-экономического развития р.п. Варгаши (3 резидента):
производство упаковки и мягких контейнеров;
переработка сельхозпродукции;
выпуск электротехнической продукции и автоматики;
индустриальный парк ("brownfield") на территории опережающего социально-экономического развития г. Катайска (6 резидентов) - промышленное производство;
индустриальный парк ("greenfield") на территории опережающего социально-экономического развития г. Далматово (2 резидента) - обрабатывающие производства;
индустриальный парк публичного акционерного общества "Курганский машиностроительный завод" (1 резидент) - промышленное производство;
индустриальный парк в с. Иковка (2 резидента) - деревообработка.
При реализации мероприятий индивидуальной программы за 5 лет предполагается создать 9548 рабочих мест.
Реализация мероприятий индивидуальной программы позволит Курганской области обеспечить к 2024 году достижение следующих целевых показателей социально-экономического развития:
инвестиции в основной капитал (без бюджетных инвестиций) на душу населения - 51,34 тыс. рублей;
уровень безработицы - 7,3 процента численности рабочей силы;
среднедушевые денежные доходы населения - 27945 рублей;
доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума - 8,2 процента общей численности населения Курганской области.
Приложение N 1
к индивидуальной программе
социально-экономического развития
Курганской области
на 2020 - 2024 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Целевой показатель