Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 42 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2017 г. N 42
О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ПОНЯТИЯ
УГОЛОВНОГО ПРОСТУПКА"
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка".
2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заместителю Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателю Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации В.А. Давыдову.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.МОМОТОВ
Проект
вносится Верховным
Судом Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
о внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации в связи с введением
понятия уголовного проступка
Статья 1
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 50, ст. 4848; 2009, N 45, ст. 5263; 2010, N 50, ст. 6610; 2011, N 50, ст. 7366; 2012, N 10, ст. 1166; 2016, N 27 (часть II), ст. 4256, N 28, ст. 4559) следующие изменения:
1) часть вторую статьи 15 дополнить предложением следующего содержания: "Преступление небольшой тяжести, за которое настоящим Кодексом не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, признается уголовным проступком.";
2) статью 76.2 изложить в следующей редакции:
"Статья 76.2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с применением иных мер уголовно-правового характера
1. Лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, впервые совершившее уголовный проступок, освобождается судом от уголовной ответственности с применением одной из мер уголовно-правового характера, указанных в главе 15.2 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 104.4, частью третьей статьи 104.6, частью четвертой статьи 104.7 настоящего Кодекса.
2. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, не являющееся уголовным проступком, или преступление средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с применением одной из мер уголовно-правового характера, указанных в главе 15.2 настоящего Кодекса, в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
Примечание. В части первой настоящей статьи и части первой статьи 90 настоящего Кодекса лицо признается впервые совершившим уголовный проступок, если оно не имеет неснятой или непогашенной судимости.";
3) в статье 78:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) один год после совершения уголовного проступка;
б) два года после совершения преступления небольшой тяжести, не являющегося уголовным проступком;
в) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
г) десять лет после совершения тяжкого преступления;
д) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.";
б) в части третьей первое предложение изложить в следующей редакции:
"Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда либо от уплаты судебного штрафа либо злостно уклоняется от отбывания обязательных работ или исправительных работ, назначенных в качестве иных мер уголовно-правового характера в соответствии со статьей 76.2 настоящего Кодекса.";
4) часть третью статьи 79 изложить в следующей редакции:
"3. Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:
а) не менее одной четверти срока наказания, назначенного за уголовный проступок;
б) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести, не являющееся уголовным проступком, или преступление средней тяжести;
в) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
г) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи;
д) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 настоящего Кодекса;
е) не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.";
5) часть первую статьи 83 изложить в следующей редакции:
"1. Лицо, осужденное за совершение преступления, освобождается от отбывания уголовного наказания, если обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение в следующие сроки со дня его вступления в законную силу:
а) один год при осуждении за уголовный проступок;
6) два года при осуждении за преступление небольшой тяжести, не являющееся уголовным проступком;
в) шесть лет при осуждении за преступление средней тяжести;
г) десять лет при осуждении за тяжкое преступление;
д) пятнадцать лет при осуждении за особо тяжкое преступление.";
6) статью 90 изложить в следующей редакции:
"Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия
1. Несовершеннолетний, впервые совершивший уголовный проступок, освобождается судом от уголовной ответственности с применением принудительной меры воспитательного воздействия.
2. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
3. Несовершеннолетнему назначаются следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
4. Несовершеннолетнему, совершившему уголовный проступок, назначается одна из принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами "б" и "г" части третьей настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года.
5. Несовершеннолетнему, совершившему преступление небольшой тяжести, не являющееся уголовным проступком, или преступление средней тяжести, может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами "б" и "г" части третьей настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести, не являющегося уголовным проступком, и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.
6. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.";
7) в части первой статьи 92 слова "частью второй" заменить словами "частью третьей";
8) в главе 15.2:
а) наименование главы изложить в следующей редакции:
"Глава 15.2. Иные меры уголовно-правового характера, применяемые при освобождении от уголовной ответственности";
б) дополнить статьями 104.3.1, 104.6, 104.7 и 104.8 следующего содержания:
"Статья 104.3.1. Виды иных мер уголовно-правового характера, применяемых при освобождении от уголовной ответственности
При освобождении от уголовной ответственности в качестве иной меры уголовно-правового характера в случаях, указанных в статье 76.2 настоящего Кодекса, применяются судебный штраф, обязательные работы или исправительные работы.
Статья 104.6. Обязательные работы как иная мера уголовно-правового характера
1. Обязательные работы как иная мера уголовно-правового характера заключаются в выполнении лицом в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ как иной меры уголовно-правового характера и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
2. Обязательные работы как иная мера уголовно-правового характера устанавливаются на срок от тридцати до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ как иной меры уголовно-правового характера они отменяются и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса.
4. Обязательные работы как иная мера уголовно-правового характера не назначаются лицам, указанным в части четвертой статьи 49 настоящего Кодекса.
Статья 104.7. Исправительные работы как иная мера уголовно-правового характера
1. Исправительные работы как иная мера уголовно-правового характера назначаются лицу, освобожденному от уголовной ответственности в соответствии со статьей 76.2 настоящего Кодекса. Если данное лицо имеет основное место работы, исправительные работы как иная мера уголовно-правового характера применяются по его основному месту работы. При отсутствии у лица основного места работы исправительные работы как иная мера уголовно-правового характера применяются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства данного лица.
2. Исправительные работы как иная мера уголовно-правового характера устанавливаются на срок от одного месяца до одного года.
3. Из заработной платы лица, в отношении которого применяются исправительные работы как иная мера уголовно-правового характера, производятся удержания в доход государства в размере, установленном решением суда, в пределах от пяти до десяти процентов.
4. В случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ как иной меры уголовно-правового характера они отменяются и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса.
5. Исправительные работы как иная мера уголовно-правового характера не назначаются лицам, указанным в части пятой статьи 50 настоящего Кодекса.
Статья 104.8. Порядок исполнения иных мер уголовно-правового характера, применяемых при освобождении от уголовной ответственности
Исполнение иных мер уголовно-правового характера, указанных в статье 104.3.1 настоящего Кодекса, осуществляется по правилам, установленным федеральным законодательством для исполнения уголовных наказаний в виде штрафа, обязательных работ и исправительных работ, с особенностями, предусмотренными настоящей главой".
Статья 2
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (часть I), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 50, ст. 4847; 2007, N 24, ст. 2830; 2016, N 27 (часть II), ст. 4256) следующие изменения:
1) статью 25.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 25.1. Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением иных мер уголовно-правового характера, применяемых при освобождении от уголовной ответственности
1. Суд по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора, либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных частью первой статьи 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращает уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовного проступка, и назначает данному лицу иную меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, обязательных работ или исправительных работ.
2. Суд по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора, либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных частью второй статьи 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести, не являющегося уголовным проступком, или преступления средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу иную меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, обязательных работ или исправительных работ.
3. Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением иных мер уголовно-правового характера, применяемых при освобождении от уголовной ответственности, допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции - до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.";
2) пункт 3.1 части первой статьи 29 изложить в следующей редакции:
"3.1) прекратить по основаниям, предусмотренным статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении, преступления небольшой или средней тяжести, уголовное дело или уголовное преследование с назначением иных мер уголовно-правового характера, применяемых при освобождении от уголовной ответственности, в соответствии с требованиями главы 51.1 настоящего Кодекса";";
3) статью 427 изложить в следующей редакции:
"Статья 427. Прекращение уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия
1. Если в ходе предварительного расследования уголовного дела будет установлено, что имеется предусмотренное частью первой статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации основание для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной частью третьей статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.
2. Если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной частью третьей статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.
3. Суд рассматривает ходатайство и материалы уголовного дела в порядке, установленном частями четвертой, шестой, восьмой, девятой и одиннадцатой статьи 108 настоящего Кодекса, за исключением правил, устанавливающих процессуальные сроки.
4. Суд, получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, прекращает его по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, и применяет к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия.
5. Суд, получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, вправе прекратить его по основаниям, указанным в части второй настоящей статьи, и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия.";
4) в части первой статьи 431 слова "частью второй" заменить словами "частью третьей";
5) в части первой статьи 432 слова "частью второй" заменить словами "частью третьей";
6) в главе 51.1:
а) в наименовании главы слово "меры" заменить словами "иных мер";
б) статьи 446.1 - 446.5 изложить в следующей редакции:
"Статья 446.1. Порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования с назначением иных мер уголовно-правового характера, применяемых при освобождении от уголовной ответственности
1. Требования настоящей главы применяются в случае прекращения уголовного дела или уголовного преследования в соответствии со статьей 25.1 настоящего Кодекса и назначения иных мер уголовно-правового характера, применяемых при освобождении от уголовной ответственности, предусмотренных главой 15.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. Производство о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении иных мер уголовно-правового характера, применяемых при освобождении от уголовной ответственности, осуществляется по правилам, установленным настоящим Кодексом, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.
Статья 446.2. Порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования и назначения иных мер уголовно-правового характера, применяемых при освобождении от уголовной ответственности, в ходе досудебного производства по уголовному делу
1. Уголовное дело или уголовное преследование по основаниям, указанным в статье 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращается судом с назначением лицу, освобождаемому от уголовной ответственности, иной меры уголовно-правового характера, предусмотренной главой 15.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. Если в ходе предварительного расследования будет установлено, что имеются предусмотренные статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации основания для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу иной меры уголовно-правового характера, применяемой при освобождении от уголовной ответственности, которое вместе с материалами уголовного дела направляется в суд.
3. Копия указанного в части второй настоящей статьи постановления направляется следователем, дознавателем подозреваемому, обвиняемому, их защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, их законному представителю или представителю, прокурору.
4. Ходатайство, указанное в части второй настоящей статьи, подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня либо мировым судьей, к подсудности которых относится рассмотрение соответствующей категории уголовных дел, по месту производства предварительного расследования в срок не позднее 10 суток со дня поступления ходатайства в суд с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, защитника, если последний участвует в уголовном деле, потерпевшего и (или) его законного представителя, представителя, прокурора. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки лица, в отношении которого рассматривается вопрос о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
5. По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит постановление, в котором указывает одно из следующих решений:
1) об удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначении лицу иной меры уголовно-правового характера, применяемой при освобождении от уголовной ответственности;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении лицу иной меры уголовно-правового характера, применяемой при освобождении от уголовной ответственности, с возвращением ходатайства и материалов уголовного дела руководителю следственного органа или прокурору, если сведения об участии лица в совершенном преступлении, изложенные в постановлении о возбуждении ходатайства о применении к лицу иной меры уголовно-правового характера, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного рассмотрения ходатайства, либо уголовное дело или уголовное преследование должно быть прекращено по иным основаниям.
6. В постановлении о назначении лицу, в отношении которого уголовное дело или уголовное преследование прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, иной меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа судья с учетом материального положения указанного лица и его семьи устанавливает срок, в течение которого лицо обязано оплатить судебный штраф, и разъясняет ему порядок обжалования постановления и последствия уклонения от уплаты судебного штрафа. Размер судебного штрафа определяется судьей в соответствии со статьей 104.5 Уголовного кодекса Российской Федерации.
6.1. В постановлении о назначении лицу, в отношении которого уголовное дело или уголовное преследование прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, иной меры уголовно-правового характера в виде обязательных работ или исправительных работ судья с учетом личности лица, освобождаемого от уголовной ответственности, и влияния назначенной меры уголовно-правового характера на условия жизни его семьи устанавливает срок и порядок отбывания назначенной меры и разъясняет ему порядок обжалования постановления и последствия уклонения от отбывания обязательных работ или исправительных работ. Сроки обязательных работ и исправительных работ как иных мер уголовно-правового характера определяются судьей в соответствии со статьями 104.6 и 104.7 Уголовного кодекса Российской Федерации.
7. Постановление судьи, указанное в части пятой настоящей статьи, может быть обжаловано в вышестоящий суд в апелляционном порядке, установленном главой 45.1 настоящего Кодекса.
8. Копия постановления, вынесенного по результатам рассмотрения ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении иной меры уголовно-правового характера, применяемой при освобождении от уголовной ответственности, вручается или направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, его защитнику, потерпевшему и (или) его законному представителю, представителю, а также лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, судебному приставу-исполнителю или представителю специализированного государственного органа.
Статья 446.3. Порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования и назначения иных мер уголовно-правового характера, применяемых при освобождении от уголовной ответственности, в ходе судебного производства по уголовному делу
1. Если в ходе судебного производства по уголовному делу будут установлены основания, предусмотренные статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, суд одновременно с прекращением уголовного дела или уголовного преследования разрешает вопрос о назначении иной меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, обязательных работ или исправительных работ. В этих случаях суд выносит постановление или определение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и о назначении подсудимому соответствующей меры уголовно-правового характера, в котором указывает размер судебного штрафа, порядок и срок его уплаты, срок и ежедневную продолжительность обязательных работ, срок и место отбывания исправительных работ, а также размер удержаний в доход государства.
2. Суд разъясняет лицу, в отношении которого прекращено уголовное дело или уголовное преследование и назначена иная мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, последствия неуплаты судебного штрафа в установленный срок, предусмотренные частью второй статьи 104.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также необходимость представления сведений об уплате судебного штрафа судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.
3. Суд разъясняет лицу, в отношении которого прекращено уголовное дело или уголовное преследование и назначена иная мера уголовно-правового характера в виде обязательных работ или исправительных работ, последствия злостного уклонения от отбывания соответствующей меры, предусмотренные частью третьей статьи 104.6 и частью четвертой статьи 104.7 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Статья 446.4. Порядок обращения к исполнению решения о применении иной меры уголовно-правового характера, применяемой при освобождении от уголовной ответственности
1. Обращение к исполнению решения о назначении иной меры уголовно-правового характера, применяемой при освобождении от уголовной ответственности, возлагается на вынесший решение суд.
2. Решение о применении иной меры уголовно-правового характера обращается к исполнению в порядке, установленном статьей 393 настоящего Кодекса.
Статья 446.5. Последствия неуплаты лицом судебного штрафа либо злостного уклонения от отбывания обязательных работ или исправительных работ как иных мер уголовно-правового характера
1. В случае неуплаты лицом судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, суд по представлению судебного пристава-исполнителя в порядке, установленном частями второй, третьей, четвертой, шестой, седьмой статьи 399 настоящего Кодекса, отменяет постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении иной меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору. Дальнейшее производство по уголовному делу осуществляется в том же порядке, в котором оно осуществлялось до направления в суд соответствующего ходатайства согласно части второй статьи 446.2 настоящего Кодекса.
2. В случае злостного уклонения лица от отбывания обязательных работ или исправительных работ, назначенных в качестве иных мер уголовно-правового характера, суд по представлению руководителя специализированного государственного органа в порядке, установленном частями второй, третьей, четвертой, шестой, седьмой статьи 399 настоящего Кодекса, отменяет постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении иной меры уголовно-правового характера в виде обязательных работ или исправительных работ и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору. Дальнейшее производство по уголовному делу осуществляется в том же порядке, в котором оно осуществлялось до направления в суд соответствующего ходатайства согласно части второй статьи 446.2 настоящего Кодекса.
3. Если меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, обязательных работ или исправительных работ были применены судом в соответствии со статьей 446.3 настоящего Кодекса, то в случаях, указанных в части первой или части второй настоящей статьи, суд, вынесший постановление или определение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и о назначении иной меры уголовно-правового характера, отменяет его и возобновляет судебное разбирательство по уголовному делу.".
Президент
Российской Федерации
В.В.Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
в связи с введением понятия уголовного проступка"
В последние годы государство предпринимает значительные усилия, направленные на гуманизацию уголовного законодательства путем декриминализации определенных деяний, введения составов преступлений с административной преюдицией, расширения сферы применения института освобождения от уголовной ответственности.
Так, в результате принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" только в первом полугодии 2017 года судами по основаниям, предусмотренным статьей 76.2 УК РФ, было освобождено от уголовной ответственности с назначением в качестве иной меры уголовно-правового характера судебного штрафа 7335 лиц, в том числе 239 несовершеннолетних.
Вместе с тем названные меры не являются достаточными, о чем, в частности свидетельствует значительная доля лиц, осужденных за преступления, не представляющие большой общественной опасности, в отношении которых уголовный закон не предусматривает необходимых положений, позволяющих дифференцировать их уголовную ответственность.
В соответствии с нормами действующего Уголовного кодекса Российской Федерации все преступления классифицированы по четырем категориям: преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
К числу наименее опасных по своему характеру преступлений уголовный закон относит преступления небольшой тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. Все правовые последствия преступления, такие как давность уголовного преследования, размер уголовного наказания, погашение судимости, условно-досрочное освобождение от наказания и другие, уголовный закон связывает с категорией преступления.
Анализ судебной практики, данных судебной статистики и норм действующего Уголовного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в категорию "преступления небольшой тяжести" объединены деяния, весьма существенно различающиеся по характеру общественной опасности.
Действующий уголовный закон относит к одной и той же категории преступлений небольшой тяжести как деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы до трех лет (например, кража, мошенничество, истязание, умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести, совершенные без отягчающих квалифицирующих обстоятельств), так и деяния, за которые вообще не предусмотрено лишение свободы (например, такие преступления в сфере экономической деятельности, как незаконное предпринимательство, злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, совершенные без отягчающих квалифицирующих обстоятельств). То есть среди преступлений небольшой тяжести можно выделить те деяния, которые представляют наименьшую общественную опасность и с учетом характера этой опасности не влекут наказания в виде лишения свободы. Тем самым законодатель в пределах одной категории фактически дифференцировал преступления по виду максимального наказания в санкции и установил, что они существенно различаются по характеру общественной опасности. Однако существующая категоризация преступлений, относящая к преступлениям небольшой тяжести любые уголовно наказуемые деяния, максимальное наказание за которые не превышает трех лет лишения свободы, не позволяет дифференцировать уголовную ответственность в отношении тех лиц, которые впервые совершили преступления, характеризующиеся минимальной общественной опасностью, и могут быть исправлены без применения уголовного наказания. Совершение любого из данных видов преступлений небольшой тяжести влечет в основном одни и те же правовые последствия, если иметь в виду давность уголовного преследования, погашение судимости, условно-досрочное освобождение от наказания. Очевидно, что отнесение к одной и той же категории преступлений деяний, существенно различающихся по характеру общественной опасности, не вполне согласуется с общеправовым принципом справедливости и принципом индивидуализации уголовной ответственности и наказания.
В целях дальнейшей гуманизации уголовного законодательства в законопроекте предлагается из числа преступлений небольшой тяжести выделить деяния, за совершение которых закон не предусматривает наказание в виде лишения свободы, и признать их уголовными проступками (пункт 1 статьи 1 законопроекта).
В настоящее время в Уголовном кодексе Российской Федерации насчитывается более 80 составов преступлений, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, а число осужденных по ним только в 2016 году составило более 40 тысяч человек. Отнесение этих преступлений к уголовному проступку создаст необходимые условия для освобождения лиц, совершивших такие деяния впервые, от уголовной ответственности с назначением им иных мер уголовно-правового характера на основании проектной части первой статьи 76.2 УК РФ.
В связи с введением в Уголовный кодекс Российской Федерации понятия "уголовный проступок" в проекте федерального закона предлагается предусмотреть новое императивное по своей правовой природе основание освобождения от уголовной ответственности для лиц, совершивших уголовный проступок впервые. В отличие от иных оснований освобождения от уголовной ответственности, предусмотренных нормами Уголовного кодекса Российской Федерации, освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших уголовный проступок, обусловлено и предопределено характером и минимальной степенью общественной опасности этого деяния и данными о личности лица, его совершившего, заключающимися в отсутствии у него судимости.
При этом если лицо, освобожденное в связи с совершением уголовного проступка от уголовной ответственности с назначением ему соответствующей меры уголовно-правового характера, не осознает проявленную к нему гуманность и будет уклоняться от исполнения решения суда, оно может понести уголовную ответственность за это деяние в полном объеме. Аналогичный порядок возвращения к вопросу об уголовной ответственности предусмотрен действующим уголовным законом, например для несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия на основании статьи 90 УК РФ. В законопроекте предусматривается обязательное освобождение несовершеннолетних, впервые совершивших уголовный проступок, от уголовной ответственности с применением одной из указанных мер (пункт 6 статьи 1 законопроекта). В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
В настоящее время к лицу, освобожденному от уголовной ответственности на основании статьи 76.2 УК РФ, может быть применена только одна мера уголовно-правового характера - судебный штраф, что не позволяет суду в полной мере учесть его личность и лишает возможности выбора адекватной меры воздействия. В целях дальнейшей дифференциации мер уголовно-правового характера к лицам, совершившим впервые уголовный проступок либо совершившим впервые преступления небольшой или средней тяжести, предлагается применять наряду с судебным штрафом меры, сходные с некоторыми видами наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а именно: обязательные работы и исправительные работы (пункты 2 и 8 статьи 1 законопроекта). Расширение числа таких мер будет способствовать снижению репрессивности уголовного закона в случаях, не требующих применения уголовного наказания.
В связи с тем, что в соответствии с концепцией законопроекта уголовный проступок представляет меньшую общественную опасность, нежели иное преступление небольшой тяжести, предлагается в некоторые нормы Уголовного кодекса Российской Федерации внести коррективы, смягчающие уголовное наказание и правовые последствия в случае совершения уголовного проступка. В частности, законопроект предусматривает для лиц, осужденных за совершение уголовного проступка, сокращение продолжительности срока, по отбытии которого возможно условно-досрочное освобождение от наказания, а также срока давности обвинительного приговора суда (пункты 4 и 5 статьи 1 законопроекта). Проектом предусматривается и сокращение продолжительности срока давности уголовного преследования для лиц, совершивших уголовный проступок (пункт 3 статьи 1 законопроекта).
Гуманизация уголовного законодательства должна сопровождаться упрощением применяемых судебных процедур. В этих целях предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения в статьи 25.1, 29, 427, 431, 432, а также в статьи главы 51.1, согласующиеся с изменениями, вносимыми в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка и расширением иных мер уголовно-правового характера (статья 2 законопроекта). При этом прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, совершившего уголовный проступок, не будет исключать право потерпевшего на возмещение вреда, причиненного ему в результате совершения данного деяния, в рамках искового производства.
Внесение в действующее законодательство предлагаемых изменений позволит более справедливо классифицировать преступные деяния, дифференцировать уголовную ответственность за их совершение в зависимости от характера общественной опасности, предусмотреть новое основание освобождения от уголовной ответственности, упростить судебную процедуру рассмотрения уголовных дел этой категории, существенно сократить сферу применения уголовного наказания за счет назначения иных мер уголовно-правового характера, не влекущих за собой судимости и связанных с ней негативных последствий.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, принятию
в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
в связи с введением понятия уголовного проступка"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
в связи с введением понятия уголовного проступка"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка" не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.