Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.06.2018 N 23 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции окружных (флот
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2018 г. N 23
О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОКРУЖНЫХ (ФЛОТСКИХ) ВОЕННЫХ СУДОВ"
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов".
2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заместителю Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателю Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации В.В. Хомчику.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума, судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.МОМОТОВ
Проект
вносится Верховным
Судом Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
о внесении изменений в Федеральный закон
"о территориальной юрисдикции окружных (флотских)
военных судов"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52 (1 ч.), ст. 6421) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"1) установить, что юрисдикция окружных (флотских) военных судов распространяется на территории следующих субъектов Российской Федерации:
Балтийского флотского военного суда - на территорию Калининградской области;
Восточно-Сибирского окружного военного суда - на территории Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области, Республики Алтай, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края, Красноярского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области и Томской области;
Дальневосточного окружного военного суда - на территории Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области;
Ленинградского окружного военного суда - на территории Республики Карелия, Республики Коми, Вологодской области, Ленинградской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ненецкого автономного округа;
Московского окружного военного суда - на территории Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Воронежской области, Ивановской области, Калужской области, Костромской области, Курской области, Липецкой области, Московской области, Нижегородской области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тверской области, Тульской области, Ярославской области и города Москвы;
Приволжско-Уральского окружного военного суда - на территории Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики - Чувашии, Пермского края, Кировской области, Оренбургской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области и Ульяновской области, Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа;
Северного флотского военного суда - на территории Архангельской области и Мурманской области;
Северо-Кавказского окружного военного суда - на территории Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Крым, Республики Северная Осетия-Алания, Чеченской Республики, Краснодарского края, Ставропольского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области и города Севастополя;
Тихоокеанского флотского военного суда - на территории Камчатского края, Приморского края, Магаданской области и Чукотского автономного округа;";
2) пункт 2 статьи 1 признать утратившим силу;
3) пункт 3 считать пунктом 2 и изложить в следующей редакции:
"2) установить, что в части, касающейся подсудности уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 4 части шестой.1 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации:
юрисдикция Дальневосточного окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзацах третьем, четвертом и десятом пункта 1 настоящей статьи;
юрисдикция Московского окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзацах втором, пятом, шестом и восьмом пункта 1 настоящей статьи;
юрисдикция Приволжско-Уральского окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзаце седьмом пункта 1 настоящей статьи;
юрисдикция Северо-Кавказского окружного военного суда распространяется на территории субъектов Российской Федерации, указанных в абзаце девятом пункта 1 настоящей статьи".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2019 года.
Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции
окружных (флотских) военных судов"
Принятие данного законопроекта обусловлено необходимостью создания кассационного и апелляционного военных судов для приведения системы военных судов в соответствие с проектом федерального конституционного закона N 374020-7 "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции".
Согласно принятому в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, внесенному Верховным Судом Российской Федерации проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" предусматривается создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции в соответствующих судебных округах.
В судебной системе Российской Федерации военные суды относятся к специализированным судам. В соответствии с части 2 статьи 26 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов определяются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".
Военные суды Российской Федерации осуществляют судебную власть не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в частности в войсках национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и других федеральных органах власти. Численность военнослужащих в таких войсках, воинских формированиях и органах сопоставима с численностью личного состава Вооруженных Сил, а их дислокация не связана с военно-административным делением Российской Федерации.
Количество и дислокация военных судов определены исходя из территории, на которой дислоцированы обслуживаемые войска, численности войск и штатной численности судей с тем, чтобы были обеспечены реализация принципа доступа военнослужащих к правосудию и равномерная судебная нагрузка по рассмотрению административных, гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, материалов о применении дисциплинарного ареста в военных судах.
Окружные (флотские) военные суды в настоящее время действуют в пределах соответствующих судебных округов, включающих по несколько субъектов Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов".
При этом они не связаны критериями военно-административного и административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, что соответствует концепции, заложенной в законопроекте для вновь создаваемых апелляционных и кассационных судов.
Четыре окружных военных суда (Дальневосточный, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский), в соответствии с определенной им законом подсудностью, рассматривают уголовные дела о преступлениях террористической направленности, значительная часть военных судов обслуживает ракетные войска стратегического назначения, войска и особо режимные объекты, выполняющие задачи особой государственной важности, носящие стратегический характер и сопряженные с ядерным и другим конвенционным оружием, средствами его доставки, обеспечением ядерной безопасности, защитой государственной и военной тайны, объединения, соединения и части, несущих постоянное боевое дежурство и боевую службу (войска противоракетной обороны, военно-космические силы, воинские части 12-го Главного управления, 9-го Центрального управления, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы специальных объектов, Сил специальных операций и др.).
Таким образом, поскольку военные суды Российской Федерации образуют самостоятельную систему специализированных судов общей юрисдикции, предлагается привести их систему в соответствие с проектом закона, предусматривающим создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
Для этого необходимо изменить их организационную структуру, создав апелляционный и кассационный военные суды.
В этих целях предлагается 3 окружной военный суд преобразовать в Апелляционный военный суд в г. Одинцово, а Западно-Сибирский окружной военный суд преобразовать в Кассационный военный суд в г. Новосибирске.
На них будут замыкаться девять окружных военных судов, действующих на территории судебных округов, охватывающих всю территорию Российской Федерации.
Два окружных военных суда (Приволжский окружной военный суд (г. Самара) и Уральский окружной военный суд (г. Екатеринбург) будут объединены в один Приволжско-Уральский окружной военный суд с местом дислокации в г. Екатеринбурге, при этом оставить судебное присутствие окружного военного суда в г. Самаре.
В связи с упразднением Западно-Сибирского и 3 окружных военных судов, а также созданием Приволжско-Уральского окружного военного суда необходимо внести соответствующие изменения в территориальную юрисдикцию окружных (флотских) военных судов, в том числе связанную с рассмотрением дел террористической направленности.
С этой целью предлагается внести в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов" следующие изменения.
Установить юрисдикцию Приволжско-Уральского окружного военного суда, распространив ее на территории Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики - Чувашии, Пермского края, Кировской области, Оренбургской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Ульяновской области, Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В связи с упразднением 3 окружного военного суда признать утратившим силу пункт 2 статьи 1 данного Федерального закона.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства
и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию
утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению
в связи с принятием Федерального закона "О внесении
изменений в федеральный закон "О территориальной юрисдикции
окружных (флотских) военных судов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов" и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, принятия, приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции
окружных (флотских) военных судов
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с принятием настоящего законопроекта, может быть осуществлено за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание судов общей юрисдикции.
Таким образом, представляется, что в результате принятия настоящего Федерального закона не потребуется каких-либо дополнительных денежных ассигнований из федерального бюджета.