Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.06.2001 N 6 О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправок к проекту Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации. » Законодательство Российской Федерации
Телефоны для связи:
(495) 606-36-02
(495) 629-65-04
Законодательство Российской Федерации » Пленума Верховного Суда РФ » Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.06.2001 N 6 О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправок к проекту Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации.




Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.06.2001 N 6 О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправок к проекту Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации.

02 апрель 2020, Четверг
214
0

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2001 г. No. 6


О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОПРАВОК К ПРОЕКТУ УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


В проекте Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, внесенном на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении, существенным образом переработана глава "Производство в надзорной инстанции", что привело к изменению самой концепции этой части законопроекта, принятого в первом чтении 6 июня 1997 года.


Кроме того, в доработанном проекте содержится раздел XVIII "Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц", которым вопреки требованиям статей 120 и 122 Конституции Российской Федерации и статей 5 и 16 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" снижены гарантии независимости и неприкосновенности судей.


Между тем в соответствии с частью 4 статьи 5 названного Федерального конституционного закона в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.


На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации


постановляет:


обратить внимание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении во втором чтении проекта Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации на необходимость:


1) изложения главы 48 "Производство в надзорной инстанции" в редакции законопроекта, принятого в первом чтении 6 июня 1997 года;


2) внесения следующих поправок в раздел XVIII "Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц":


а) в статье 449 из словосочетания "федеральный судья" исключить слово "федеральный";


б) изложить часть 1 статьи 450 в следующей редакции:


"1. Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, производство обыска, выемки, наложение ареста на почтово - телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и судьи, производятся по представлению Генерального прокурора Российской Федерации или исполняющего обязанности Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 1, 3, 4 части первой статьи 448 настоящего Кодекса";


в) в статье 452 из словосочетания "федерального судьи" исключить слово "федерального".


Председатель
Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ


Секретарь Пленума,
судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ДЕМИДОВ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к постановлению Пленума Верховного Суда
Российской Федерации
"О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации поправок к проекту
Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации"


Редакция главы 48 "Производство в надзорной инстанции" внесенного на второе чтение проекта Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации концептуально отличается от редакции той же главы законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении 6 июня 1997 г.


Авторами проекта не учтено, что их предложение о передаче всего массива надзорных жалоб и представлений на рассмотрение судьи приведет к большим затратам за счет федерального бюджета.


Так, в 2000 г. только Верховным Судом Российской Федерации рассмотрено 75 тысяч надзорных жалоб по уголовным делам. Если следовать внесенному на второе чтение проекту УПК РФ, указанное количество жалоб и истребованных по ним дел должно рассматриваться непосредственно судьями Верховного Суда, что неминуемо потребует увеличения их численности в несколько раз. Многократное увеличение численности судей потребуется также в верховных судах республик, краевых, областных и соответствующих им судах.


Статья 405 законопроекта ущемляет права потерпевшего в суде надзорной инстанции.


Что касается содержащегося в законопроекте раздела XVIII "Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц", то он вопреки конституционным положениям о независимости и неприкосновенности судей существенно снижает эти гарантии.


Согласно статье 450 проекта УПК РФ избрание в отношении судьи меры пресечения в виде заключения под стражу, производство у него обыска, выемки, прослушивание его телефонных и иных переговоров, наложение ареста на почтово - телеграфную корреспонденцию производятся в общем порядке, т.е. без учета существенных особенностей судебной деятельности и статуса судей как носителей судебной власти.


Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, которая напрямую зависит от гарантий их неприкосновенности, Верховный Суд Российской Федерации предлагает изложить часть 1 статьи 450 проекта УПК РФ в иной редакции, которая учитывает специфику положения судей как лиц, наделенных конституционным полномочием по осуществлению правосудия и вследствие этого нуждающихся в дополнительных гарантиях их неприкосновенности.


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 июня 2001 г. No. 6 О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОПРАВОК К ПРОЕКТУ УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В проекте Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, внесенном на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении, существенным образом переработана глава "Производство в надзорной инстанции", что привело к изменению самой концепции этой части законопроекта, принятого в первом чтении 6 июня 1997 года. Кроме того, в доработанном проекте содержится раздел XVIII "Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц", которым вопреки требованиям статей 120 и 122 Конституции Российской Федерации и статей 5 и 16 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" снижены гарантии независимости и неприкосновенности судей. Между тем в соответствии с частью 4 статьи 5 названного Федерального конституционного закона в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет: обратить внимание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении во втором чтении проекта Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации на необходимость: 1) изложения главы 48 "Производство в надзорной инстанции" в редакции законопроекта, принятого в первом чтении 6 июня 1997 года; 2) внесения следующих поправок в раздел XVIII "Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц": а) в статье 449 из словосочетания "федеральный судья" исключить слово "федеральный"; б) изложить часть 1 статьи 450 в следующей редакции: "1. Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, производство обыска, выемки, наложение ареста на почтово - телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и судьи, производятся по представлению Генерального прокурора Российской Федерации или исполняющего обязанности Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 1, 3, 4 части первой статьи 448 настоящего Кодекса"; в) в статье 452 из словосочетания "федерального судьи" исключить слово "федерального". Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М.ЛЕБЕДЕВ Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В.В.ДЕМИДОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправок к проекту Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации" Редакция главы 48 "Производство в надзорной инстанции" внесенного на второе чтение проекта Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации концептуально отличается от редакции той же главы законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении 6 июня 1997 г. Авторами проекта не учтено, что их предложение о передаче всего массива надзорных жалоб и представлений на рассмотрение судьи приведет к большим затратам за счет федерального бюджета. Так, в 2000 г. только Верховным Судом Российской Федерации рассмотрено 75 тысяч надзорных жалоб по уголовным делам. Если следовать внесенному на второе чтение проекту УПК РФ, указанное количество жалоб и истребованных по ним дел должно рассматриваться непосредственно судьями Верховного Суда, что неминуемо потребует увеличения их численности в несколько раз. Многократное увеличение численности судей потребуется также в верховных судах республик, краевых, областных и соответствующих им судах. Статья 405 законопроекта ущемляет права потерпевшего в суде надзорной инстанции. Что касается содержащегося в законопроекте раздела XVIII "Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц", то он вопреки конституционным положениям о независимости и неприкосновенности судей существенно снижает эти гарантии. Согласно статье 450 проекта УПК РФ избрание в отношении судьи меры пресечения в виде заключения под стражу, производство у него обыска, выемки, прослушивание его телефонных и иных переговоров, наложение ареста на почтово - телеграфную корреспонденцию производятся в общем порядке, т.е. без учета существенных особенностей судебной деятельности и статуса судей как носителей судебной власти. Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, которая напрямую зависит от гарантий их неприкосновенности, Верховный Суд Российской Федерации предлагает изложить часть 1 статьи 450 проекта УПК РФ в иной редакции, которая учитывает специфику положения судей как лиц, наделенных конституционным полномочием по осуществлению правосудия и вследствие этого нуждающихся в дополнительных гарантиях их неприкосновенности.
Обсудить

Читайте также:




Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2023 N 42 "Об утверждении арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации"
11 апрель 2024, Четверг
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2023 N 42 "Об утверждении арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации"
"Об утверждении арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации"...
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2023 N 41 "Об изменении списка судебных примирителей"
11 апрель 2024, Четверг
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2023 N 41 "Об изменении списка судебных примирителей"
"Об изменении списка судебных примирителей"...
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
11 апрель 2024, Четверг
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"...

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Комментарии для сайта Cackle

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика