Выставка Центрального военно-морского музея «Художники на войне» собирает рекордное число виртуальных просмотров - «Минобороны» » Законодательство Российской Федерации
Телефоны для связи:
(495) 606-36-02
(495) 629-65-04
Законодательство Российской Федерации » Новости » Минобороны » Выставка Центрального военно-морского музея «Художники на войне» собирает рекордное число виртуальных просмотров - «Минобороны»




Выставка Центрального военно-морского музея «Художники на войне» собирает рекордное число виртуальных просмотров - «Минобороны»

13 май 2020, Среда
249
0
 
Выставка Центрального военно-морского музея «Художники на войне» собирает рекордное число виртуальных просмотров - «Минобороны»











В Центральном военно-морском музее имени Петра Великого открылась временная выставка «Художники на войне», подготовленная специально к юбилею Победы. В церемонии открытия прияли участие директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай и куратор выставки, хранитель фонда изобразительного искусства музея Мария Олейник, которая провела виртуальную экскурсию по новой экспозиции.



На выставке «Художники на войне. Живопись и графика 1941-1945 гг. из собрания Центрального военно-морского музея» экспонируются свыше 100 произведений графики, многие из которых никогда еще не были представлены широкой публике.



Художники на войне — тема, которая не теряет своей актуальности и сегодня. В 1941-1945 годах художники наравне с остальными с оружием в руках встали на защиту родной страны. Они знали «окопную правду» не понаслышке. Графические листы, этюды, документальные источники дают возможность изучить работу художников-фронтовиков, еще раз убедиться, что их художественное наследие одновременно является и документом нелегкой эпохи, и проявлением творческого вдохновения.



Традиция присутствия художников на войне была весьма развита в Российской империи, а позже в Советской России и в СССР. При Главном морском штабе, занимавшемся сбором и обобщением сведений о флотах, как об отечественном, так и об иностранных, в XIX веке впервые появилась должность художник. Это знаменитые маринисты И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов, Л.Д. Блинов и другие.



Одним из ведущих баталистов своего времени по праву считается В.В. Верещагин, особенно выделяется его «Балканская серия», посвященная Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Художественный корреспондент И.A. Владимиров работал на фронтах Русско-японской войны 1904–1905 гг., балканской кампании 1912–1913 гг. и Первой мировой войны 1914–1918 гг. В Советском Союзе основополагающим художественным стилем к 1930 г. стал социалистический реализм, в 1932 г. был создан Союз художников, а в 1934 г. по приказу К.Е. Ворошилова основана изомастерская М.Б. Грекова, ставшая впоследствии профессиональной студией художников-баталистов.



Художественная фиксация войн была продолжена и в самую ожесточенную войну — Великую Отечественную. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» был провозглашен И.В. Сталиным уже 3 июля 1941 г. на IV пленуме ЦК Всесоюзного профессионального союза работников искусств (РАБИС). 23 июня 1941 г. были выдвинуты требования для всех учреждений культуры: участие в организации художественных бригад для обслуживания фронта, создание мобилизационных и агитационных пунктов, формирование бригад художников по выпуску фронтовых плакатов и «Окон РОСТА». В подвижных коллективах работали лучшие мастера советского театра, эстрады и цирка вместе с композиторами и художниками.



Искусство стало средством пропаганды, выражения политики Коммунистической партии СССР. Советскую пропаганду во время Второй мировой называли «третьим фронтом». С началом войны батальный жанр переживает новый виток развития, что было обосновано созданием работ большого творческого накала. Эффективной формой работы художников и фотографов на фронтах и флотах являлась фронтовая бригада. Художники работали при политуправлениях Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского, Северного, Черноморского флотов, военных флотилий.



Служба военных художников при Управлении политической пропаганды Краснознаменного Балтийского флота проходила в Кронштадте в Доме Военно-Морского Флота, где с началом Великой Отечественной войны располагался также и Штаб КБФ. В задачи художников входило отображение реалий войны, а также выпуск плакатов и иллюстраций для газет, посвященных событиям на флотах, приказам командования.



Документальные серии военных этюдов и рисунков Б.И. Пророкова, направленного на полуостров Ханко, и Я.Д. Ромаса, художника эскадры Краснознаменного Балтийского флота, заложили основу повествования о войне на Балтике. Художники касались и важных, драматичных, и повседневных сюжетов. Эти натурные зарисовки, этюды составляют мощный корпус «художественных документов». Флотские художники КБФ активно занимались созданием плакатов и агитационных средств. Особенно выделяется работа Дома Военно-Морского Флота, где выпускали сатирические плакаты, объединенные названием «Балтийский прожектор». Небольшие тиражи плакатов, боевых листков выполнялись специально для флотов и распространялись на кораблях.



О военных художниках в годы Великой Отечественной войны часто говорили, что кисти их оружие, и с этим сложно не согласиться. К.Г. Дорохов — художник, который в течение войны служил на Краснознаменном Балтийском и Черноморском флотах, Дунайской флотилии. Образы «тружеников» войны, их будни и подвиги — таково содержание сотен его произведений. Л.В. Сойфертис — сотрудник фронтовой газеты, участник обороны Одессы и Севастополя. Окончил войну в Берлине. В.П. Катаев назвал Л.В. Сойфертиса «снайпером пера и карандаша», поскольку его жанровые зарисовки, сделанные в годы Великой Отечественной войны, были удивительно точны и понятны каждому.



Штатным художником при Политуправлении Северного флота в годы Великой Отечественной войны был А. А. Меркулов. Участник обороны Советского Заполярья, Петсамо-Киркенесской наступательной операции, боевых походов кораблей Северного флота, боевых вылетов, он не только создал более тысячи картин, гравюр, рисунков, плакатов, но и руководил маскировкой кораблей. А.А. Меркулов — один из авторов сатирических плакатов «Таран» и «Окна «Полярной правды»; автор линогравюр, публиковавшихся в газетах «Краснофлотец», «Северная вахта», «В бой за Родину», «Полярная правда»; оформитель сборников «Слава бесстрашным», альбома «Северный флот в боях за Родину», серии графических зарисовок «Дорога в Киркенес — Норвегию».



В огненные годы войны художники Политуправления и сотрудники Центрального военно-морского музея были активно задействованы в выставочной деятельности. Это были мобильные выставки, которые разворачивали на флотах, а также коллективные и персональные выставки флотских и фронтовых художников. В Москве в Государственном историческом музее в 1942 г. состоялось открытие выставки «Гвардия Сталина», в марте 1943 г. — выставки «Военно-Морской Флот в Отечественной войне». Выставка 1943 г. стала первой стационарной массовой выставкой, на которой показали подвиги РККФ в войне.

Группа информационного обеспечения Военно-морского флота

В Центральном военно-морском музее имени Петра Великого открылась временная выставка «Художники на войне», подготовленная специально к юбилею Победы. В церемонии открытия прияли участие директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай и куратор выставки, хранитель фонда изобразительного искусства музея Мария Олейник, которая провела виртуальную экскурсию по новой экспозиции. На выставке «Художники на войне. Живопись и графика 1941-1945 гг. из собрания Центрального военно-морского музея» экспонируются свыше 100 произведений графики, многие из которых никогда еще не были представлены широкой публике. Художники на войне — тема, которая не теряет своей актуальности и сегодня. В 1941-1945 годах художники наравне с остальными с оружием в руках встали на защиту родной страны. Они знали «окопную правду» не понаслышке. Графические листы, этюды, документальные источники дают возможность изучить работу художников-фронтовиков, еще раз убедиться, что их художественное наследие одновременно является и документом нелегкой эпохи, и проявлением творческого вдохновения. Традиция присутствия художников на войне была весьма развита в Российской империи, а позже в Советской России и в СССР. При Главном морском штабе, занимавшемся сбором и обобщением сведений о флотах, как об отечественном, так и об иностранных, в XIX веке впервые появилась должность художник. Это знаменитые маринисты И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов, Л.Д. Блинов и другие. Одним из ведущих баталистов своего времени по праву считается В.В. Верещагин, особенно выделяется его «Балканская серия», посвященная Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Художественный корреспондент И.A. Владимиров работал на фронтах Русско-японской войны 1904–1905 гг., балканской кампании 1912–1913 гг. и Первой мировой войны 1914–1918 гг. В Советском Союзе основополагающим художественным стилем к 1930 г. стал социалистический реализм, в 1932 г. был создан Союз художников, а в 1934 г. по приказу К.Е. Ворошилова основана изомастерская М.Б. Грекова, ставшая впоследствии профессиональной студией художников-баталистов. Художественная фиксация войн была продолжена и в самую ожесточенную войну — Великую Отечественную. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» был провозглашен И.В. Сталиным уже 3 июля 1941 г. на IV пленуме ЦК Всесоюзного профессионального союза работников искусств (РАБИС). 23 июня 1941 г. были выдвинуты требования для всех учреждений культуры: участие в организации художественных бригад для обслуживания фронта, создание мобилизационных и агитационных пунктов, формирование бригад художников по выпуску фронтовых плакатов и «Окон РОСТА». В подвижных коллективах работали лучшие мастера советского театра, эстрады и цирка вместе с композиторами и художниками. Искусство стало средством пропаганды, выражения политики Коммунистической партии СССР. Советскую пропаганду во время Второй мировой называли «третьим фронтом». С началом войны батальный жанр переживает новый виток развития, что было обосновано созданием работ большого творческого накала. Эффективной формой работы художников и фотографов на фронтах и флотах являлась фронтовая бригада. Художники работали при политуправлениях Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского, Северного, Черноморского флотов, военных флотилий. Служба военных художников при Управлении политической пропаганды Краснознаменного Балтийского флота проходила в Кронштадте в Доме Военно-Морского Флота, где с началом Великой Отечественной войны располагался также и Штаб КБФ. В задачи художников входило отображение реалий войны, а также выпуск плакатов и иллюстраций для газет, посвященных событиям на флотах, приказам командования. Документальные серии военных этюдов и рисунков Б.И. Пророкова, направленного на полуостров Ханко, и Я.Д. Ромаса, художника эскадры Краснознаменного Балтийского флота, заложили основу повествования о войне на Балтике. Художники касались и важных, драматичных, и повседневных сюжетов. Эти натурные зарисовки, этюды составляют мощный корпус «художественных документов». Флотские художники КБФ активно занимались созданием плакатов и агитационных средств. Особенно выделяется работа Дома Военно-Морского Флота, где выпускали сатирические плакаты, объединенные названием «Балтийский прожектор». Небольшие тиражи плакатов, боевых листков выполнялись специально для флотов и распространялись на кораблях. О военных художниках в годы Великой Отечественной войны часто говорили, что кисти их оружие, и с этим сложно не согласиться. К.Г. Дорохов — художник, который в течение войны служил на Краснознаменном Балтийском и Черноморском флотах, Дунайской флотилии. Образы «тружеников» войны, их будни и подвиги — таково содержание сотен его произведений. Л.В. Сойфертис — сотрудник фронтовой газеты, участник обороны Одессы и Севастополя. Окончил войну в Берлине. В.П. Катаев назвал Л.В. Сойфертиса «снайпером пера и карандаша», поскольку его жанровые зарисовки, сделанные в годы Великой Отечественной войны, были удивительно точны и понятны каждому. Штатным художником при Политуправлении Северного флота в годы Великой Отечественной войны был А. А. Меркулов. Участник обороны Советского Заполярья, Петсамо-Киркенесской наступательной операции, боевых походов кораблей Северного флота, боевых вылетов, он не только создал более тысячи картин, гравюр, рисунков, плакатов, но и руководил маскировкой кораблей. А.А. Меркулов — один из авторов сатирических плакатов «Таран» и «Окна «Полярной правды»; автор линогравюр, публиковавшихся в газетах «Краснофлотец», «Северная вахта», «В бой за Родину», «Полярная правда»; оформитель сборников «Слава бесстрашным», альбома «Северный флот в боях за Родину», серии графических зарисовок «Дорога в Киркенес — Норвегию». В огненные годы войны художники Политуправления и сотрудники Центрального военно-морского музея были активно задействованы в выставочной деятельности. Это были мобильные выставки, которые разворачивали на флотах, а также коллективные и персональные выставки флотских и фронтовых художников. В Москве в Государственном историческом музее в 1942 г. состоялось открытие выставки «Гвардия Сталина», в марте 1943 г. — выставки «Военно-Морской Флот в Отечественной войне». Выставка 1943 г. стала первой стационарной массовой выставкой, на которой показали подвиги РККФ в войне.Группа информационного обеспечения Военно-морского флота
Обсудить

Читайте также:




В ракетные соединения Владимирского объединения прибыли первые новобранцы весеннего призыва - «Минобороны»
25 апрель 2024, Четверг
В ракетные соединения Владимирского объединения прибыли первые новобранцы весеннего призыва - «Минобороны»
Первые новобранцы весеннего призыва 2024 года начали прибывать в соединения Владимирского ракетного объединения для прохождения военной службы по...
Инженерно-саперные подразделения ЦВО отработали штурм и уничтожение зданий с «боевиками» в Башкирии - «Минобороны»
25 апрель 2024, Четверг
Инженерно-саперные подразделения ЦВО отработали штурм и уничтожение зданий с «боевиками» в Башкирии - «Минобороны»
Военнослужащие инженерного соединения Центрального военного округа отработали штурм и уничтожение зданий с условным противником в Башкирии. По...
Разведчики ЦВО отработали уничтожение опорного пункта «противника» в лесополосе под Самарой - «Минобороны»
25 апрель 2024, Четверг
Разведчики ЦВО отработали уничтожение опорного пункта «противника» в лесополосе под Самарой - «Минобороны»
Военнослужащие разведывательных подразделений мотострелкового соединения Центрального военного округа (ЦВО) отработали уничтожение опорного пункта...

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Комментарии для сайта Cackle

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика