Он.нашёл себе слово: памяти Михаила Анчарова&nbsp «Минкультуры» » Законодательство Российской Федерации
Телефоны для связи:
(495) 606-36-02
(495) 629-65-04
Законодательство Российской Федерации » Новости » Он.нашёл себе слово: памяти Михаила Анчарова&nbsp «Минкультуры»




Он.нашёл себе слово: памяти Михаила Анчарова&nbsp «Минкультуры»

12 июль 2020, Воскресенье
235
0
Он.нашёл себе слово: памяти Михаила Анчарова&nbsp «Минкультуры»

Многим современникам имя Михаила Анчарова, увы, говорит мало. Этого незаслуженно забытого поэта, прозаика, сценариста, музыканта, художника, фронтовика и немного архитектора, ушедшего почти одновременно с Советским Союзом, можно было бы назвать «человеком-оркестром», но таковым он при всей своей эпохальности не был. Он творил историю своей страны рука об руку со многими известными деятелями, вроде Владимира Высоцкого, который считал Анчарова своим учителем. Но в отличие от коллег по разнообразным культурным «цехам», Михаил Леонидович, выросший в пролетарской среде, скромно оставался за кадром производственного процесса, будучи при этом воспринятым как официозом, так и андергаундом. NEWS.ru вспоминает этапы биографии и наследие этой многогранной личности.
«И пошёл я судьбе поперёк»
Москвы, в районе, который носил историческое название Благуша (сегодня входит в границы района Соколиная гора).
Благуша была окраиной Москвы. Время было голодное и тёмное. А Благуша была — текстильная, воровская, пацанская, — вспоминал потом Анчаров.
Впоследствии он посвятит своему «городу детства» стихотворение, «Песня про деда-игрушечника с Благуши»:
«Шёл я пьяный. Ты слушай-не слушай. Может, сказку, а может, мечту… Только в лунную ночь на Благуше Повстречал я в снегу Красоту. И она мне сказала: «Эй, парень, Не жалей ты коней расписных. Кто мечтой прямо в сердце ударен, Что тому до побоев земных?» Я оставил земные заботы И пошёл я судьбе поперёк: Для людей не жалел я работы. Красоты для себя не берёг».
Тарту, работала учителем немецкого языка.
Как вспоминал младший брат Анчарова, Илья, с ранних лет Михаил «был очень музыкален», и учась в начальных классах посещал школу искусств. В середине 1930-х его определили в изобразительную студию. В это время будущий драматург стал много читать и посещать столичные музеи, а в 1937-м «слабал» первую песню «Не шуми, океан, не пугай», основанную на стихах Александра Грина. Через несколько десятилетий Михаила Анчарова назовут основоположником советской авторской песни. Но это будет потом, а пока, закончив школу в 1940-м, он поступает в Московский архитектурный институт, через год, уже после начала Великой Отечественной войны, первый раз женится. Избранницей Анчарова стала его одноклассница Наталья Сурикова. С ней он прожил недолго.
Минкульта СССР. В это время он создаёт киноценарий «Солнечный круг», который должны были поставить на студии «Арменфильм», предложив, правда, полностью переписать его. Но на это автор не идёт и оказывается фактически на обочине. В конце 1950-х перед Анчаровым открылись перспективы вписаться в «поколение дворников и сторожей». Но вскоре жизнь немного наладилась. В 1962 году на экраны вышла молодёжная драма Александр Зархи «Мой младший брат», сценарий для которого написал Михаил Анчаров в соавторстве с Василием Аксёновым. Через год в рамках киноленинианы выходит фильм Юрия Вышинского «Апассионата», также по сценарию Михаила Леонидовича и его супруги (с Джоей Афиногеновой он позже развёлся и женился в 1975-м на Ирине Биктеевой).
Вскоре в свет начинает выходить проза Анчарова, куда он инсталлирует свои поэтические тексты. В 1964-м журнал «Смена» выпускает рассказ «Барабан на лунной дороге» и «Венский вальс». В 1965-м журнал «Москва» печатает повесть «Золотой дождь», а в «Юности» выходит роман «Теория невероятности», снабжённый авторскими рисунками. Помимо журнальных публикаций при жизни Анчарова вышло больше десяти книг.
Литературно-кинематографическая деятельность пересекается с музыкальной — Михаил Леонидович выступал с концертами, в том числе вместе с Владимиром Высоцким и Александром Галичем. Записи некоторых выступлений можно найти в интернете.
Всеволода Шиловского «День за днём» (1972-1975) и «В одном микрорайоне» (1976). Это экранизация повседневности угасающего застойного СССР, где все исторические свершения остались в прошлом, а в будущем только ностальгическая героика и потустороний «полустаночек». Эта вилка отлично показана в попавших в «День за днём» песнях на стихи сценариста «Сойду на полустаночке» и «Слово товарищ». Последняя — точно отражает внутренний мир Михаила Леонидовича, его мечты о светлом коммунистическом будущем, застрявшем в деформированной реальности застоя. В этой песне он описывал советскую «Валгаллу» с её «алым парусом победы двадцатых годов»:
«Там по синим цветам Бродят кони и дети. Мы поселимся в этом Священном краю. Там небес чистота, Там девчонки, как ветер. Там качаются в сёдлах и «Гренаду» поют».
Эта песня в начале 2000-х вошла в альбом советской лирики панк-группы «Гражданская оборона» — «Звездопад». Примечательно, что Егор Летов включил туда же анчаровскую «Песню про циркача» — воспоминание о Гражданской войне и назидание современникам:
«Сотни тысяч огней Освещают наш храм. Сотни тысяч мальчишек Поют по дворам. Научу я мальчишек Неправду рубить! Научу я мальчишек Друг друга любить!».
Как и проза, некоторые поэтические тексты Анчарова, которые легко превращались в песни, во многом контрастировали с официальным «соцреалистским» курсом властей, которые, тем не менее издавали его. Яркий пример некоторой «маргинальности» — «Песенка про психа»:
Алексей Хвостенко. Или взять текст «Цыган-Маша»:
«Он получил три года И отсидел свой срок, И вышел на свободу, Как прежде, одинок. С марухой-замарахой Он лил в живот пустой По стопке карданахи, По полкило «простой»».
Эта ирония немного предвкушает более откровенный смешливый декаданс позднесоветских поп-шансонье и, как ни странно, чем-то перекликается с поздним Ярославом Смеляковым, в отличие от Анчарова, переродившимся из идеалиста-романтика в неисправимого мизантропа с его тирадой в адрес «комиссарки гражданской войны».
По сути Анчаров стал стихийным авангардистом, поэзию которого можно сопоставить, например, с Алленом Гинзбергом или Гэри Снайдером. Да и проза его иногда рифмуется с литературой западного бит-поколения. Откройте его произведения «Этот синий апрель», «Записки странствующего энтузиаста» или «Дорога через хаос» и сравните, скажем, с текстами Джека Керуака или, прости господи, Чарльза Буковски.
Находясь между условным официозом и андеграундом, Михаил Анчаров не уходил в диссидентство и оппозицию, но тосковал по тем нереализованным перспективам, которые изначально постулировались советским проектом. Как отмечал его биограф Юрий Ревич, «Анчаров был коммунистом — не в политическом, конечно, плане, а в идейном», называя Маркса и Энгельса «великими художниками».
Эрмитаже. Там, на постели, приподнявшись на локте, лежит обнажённая женщина. Солнце бьёт наискосок, и золотое тело её просвечивает. Она не так уж хороша сама по себе, эта царская дочь, но её чуть вульгарное, как у самой жизни, лицо наполнено ожиданием. И старуха, у которой на лице написано, что она знает всё, отдёргивает тяжёлый бархатный полог и впускает золотой дождь. Рембрандт наша фамилия, — писал Анчаров в «Золотом дожде», повторяя леворадикальную максиму германского арт-деятеля Йозефа Бойса, что каждый — художник.
Во многом из-за его стихийной и подлинной народности, нелюбви к публичности и нежелания быть среди рыночного мейнстрима перестроечных лет в последние годы жизни Анчарова стали забывать. И его смерть 11 июля 1990 года стала трагической рифмой с процессами в стране. Но несмотря на это, наследие художника обрело новые смыслы в иных исторических и политических контекстах.

Многим современникам имя Михаила Анчарова, увы, говорит мало. Этого незаслуженно забытого поэта, прозаика, сценариста, музыканта, художника, фронтовика и немного архитектора, ушедшего почти одновременно с Советским Союзом, можно было бы назвать «человеком-оркестром», но таковым он при всей своей эпохальности не был. Он творил историю своей страны рука об руку со многими известными деятелями, вроде Владимира Высоцкого, который считал Анчарова своим учителем. Но в отличие от коллег по разнообразным культурным «цехам», Михаил Леонидович, выросший в пролетарской среде, скромно оставался за кадром производственного процесса, будучи при этом воспринятым как официозом, так и андергаундом. NEWS.ru вспоминает этапы биографии и наследие этой многогранной личности. «И пошёл я судьбе поперёк» Москвы, в районе, который носил историческое название Благуша (сегодня входит в границы района Соколиная гора). Благуша была окраиной Москвы. Время было голодное и тёмное. А Благуша была — текстильная, воровская, пацанская, — вспоминал потом Анчаров. Впоследствии он посвятит своему «городу детства» стихотворение, «Песня про деда-игрушечника с Благуши»: «Шёл я пьяный. Ты слушай-не слушай. Может, сказку, а может, мечту… Только в лунную ночь на Благуше Повстречал я в снегу Красоту. И она мне сказала: «Эй, парень, Не жалей ты коней расписных. Кто мечтой прямо в сердце ударен, Что тому до побоев земных?» Я оставил земные заботы И пошёл я судьбе поперёк: Для людей не жалел я работы. Красоты для себя не берёг». Тарту, работала учителем немецкого языка. Как вспоминал младший брат Анчарова, Илья, с ранних лет Михаил «был очень музыкален», и учась в начальных классах посещал школу искусств. В середине 1930-х его определили в изобразительную студию. В это время будущий драматург стал много читать и посещать столичные музеи, а в 1937-м «слабал» первую песню «Не шуми, океан, не пугай», основанную на стихах Александра Грина. Через несколько десятилетий Михаила Анчарова назовут основоположником советской авторской песни. Но это будет потом, а пока, закончив школу в 1940-м, он поступает в Московский архитектурный институт, через год, уже после начала Великой Отечественной войны, первый раз женится. Избранницей Анчарова стала его одноклассница Наталья Сурикова. С ней он прожил недолго. Минкульта СССР. В это время он создаёт киноценарий «Солнечный круг», который должны были поставить на студии «Арменфильм», предложив, правда, полностью переписать его. Но на это автор не идёт и оказывается фактически на обочине. В конце 1950-х перед Анчаровым открылись перспективы вписаться в «поколение дворников и сторожей». Но вскоре жизнь немного наладилась. В 1962 году на экраны вышла молодёжная драма Александр Зархи «Мой младший брат», сценарий для которого написал Михаил Анчаров в соавторстве с Василием Аксёновым. Через год в рамках киноленинианы выходит фильм Юрия Вышинского «Апассионата», также по сценарию Михаила Леонидовича и его супруги (с Джоей Афиногеновой он позже развёлся и женился в 1975-м на Ирине Биктеевой). Вскоре в свет начинает выходить проза Анчарова, куда он инсталлирует свои поэтические тексты. В 1964-м журнал «Смена» выпускает рассказ «Барабан на лунной дороге» и «Венский вальс». В 1965-м журнал «Москва» печатает повесть «Золотой дождь», а в «Юности» выходит роман «Теория невероятности», снабжённый авторскими рисунками. Помимо журнальных публикаций при жизни Анчарова вышло больше десяти книг. Литературно-кинематографическая деятельность пересекается с музыкальной — Михаил Леонидович выступал с концертами, в том числе вместе с Владимиром Высоцким и Александром Галичем. Записи некоторых выступлений можно найти в интернете. Всеволода Шиловского «День за днём» (1972-1975) и «В одном микрорайоне» (1976). Это экранизация повседневности угасающего застойного СССР, где все исторические свершения остались в прошлом, а в будущем только ностальгическая героика и потустороний «полустаночек». Эта вилка отлично показана в попавших в «День за днём» песнях на стихи сценариста «Сойду на полустаночке» и «Слово товарищ». Последняя — точно отражает внутренний мир Михаила Леонидовича, его мечты о светлом коммунистическом будущем, застрявшем в деформированной реальности застоя. В этой песне он описывал советскую «Валгаллу» с её «алым парусом победы двадцатых годов»: «Там по синим цветам Бродят кони и дети. Мы поселимся в этом Священном краю. Там небес чистота, Там девчонки, как ветер. Там качаются в сёдлах и «Гренаду» поют». Эта песня в начале 2000-х вошла в альбом советской лирики панк-группы «Гражданская оборона» — «Звездопад». Примечательно, что Егор Летов включил туда же анчаровскую «Песню про циркача» — воспоминание о Гражданской войне и назидание современникам: «Сотни тысяч огней Освещают наш храм. Сотни тысяч мальчишек Поют по дворам. Научу я мальчишек Неправду рубить! Научу я мальчишек Друг друга любить!». Как и проза, некоторые поэтические тексты Анчарова, которые легко превращались в песни, во многом контрастировали с официальным «соцреалистским» курсом властей, которые, тем не менее издавали его. Яркий пример некоторой «маргинальности» — «Песенка про психа»: Алексей Хвостенко. Или взять текст «Цыган-Маша»: «Он получил три года И отсидел свой срок, И вышел на свободу, Как прежде, одинок. С марухой-замарахой Он лил в живот пустой По стопке карданахи, По полкило «простой»». Эта ирония немного предвкушает более откровенный смешливый декаданс позднесоветских поп-шансонье и, как ни странно, чем-то перекликается с поздним Ярославом Смеляковым, в отличие от Анчарова, переродившимся из идеалиста-романтика в неисправимого мизантропа с его тирадой в адрес «комиссарки гражданской войны». По сути Анчаров стал стихийным авангардистом, поэзию которого можно сопоставить, например, с Алленом Гинзбергом или Гэри Снайдером. Да и проза его иногда рифмуется с литературой западного бит-поколения. Откройте его произведения «Этот синий апрель», «Записки странствующего энтузиаста» или «Дорога через хаос» и сравните, скажем, с текстами Джека Керуака или, прости господи, Чарльза Буковски. Находясь между условным официозом и андеграундом, Михаил Анчаров не уходил в диссидентство и оппозицию, но тосковал по тем нереализованным перспективам, которые изначально постулировались советским проектом. Как отмечал его биограф Юрий Ревич, «Анчаров был коммунистом — не в политическом, конечно, плане, а в идейном», называя Маркса и Энгельса «великими художниками». Эрмитаже. Там, на постели, приподнявшись на локте, лежит обнажённая женщина. Солнце бьёт наискосок, и золотое тело её просвечивает. Она не так уж хороша сама по себе, эта царская дочь, но её чуть вульгарное, как у самой жизни, лицо наполнено ожиданием. И старуха, у которой на лице написано, что она знает всё, отдёргивает тяжёлый бархатный полог и впускает золотой дождь. Рембрандт наша фамилия, — писал Анчаров в «Золотом дожде», повторяя леворадикальную максиму германского арт-деятеля Йозефа Бойса, что каждый — художник. Во многом из-за его стихийной и подлинной народности, нелюбви к публичности и нежелания быть среди рыночного мейнстрима перестроечных лет в последние годы жизни Анчарова стали забывать. И его смерть 11 июля 1990 года стала трагической рифмой с процессами в стране. Но несмотря на это, наследие художника обрело новые смыслы в иных исторических и политических контекстах.
Обсудить

Читайте также:




Почему выгодно заказать презентацию
05 декабрь 2023, Вторник
Почему выгодно заказать презентацию
Заказ презентаций (PPT, PPS, prezi) в Zaochnik — это отличный выбор для гарантированного результата. На каждый вид работ предоставляется 2-месячная...
Oнлaйн микpoзaймы нa бaнкoвcкую кapту
12 ноябрь 2023, Воскресенье
Oнлaйн микpoзaймы нa бaнкoвcкую кapту
Получение кредита в микрофинансовых организациях — это удобная услуга, позволяющая получить деньги в долг с моментальным переводом на карты Visa,...
Цены на перевод личных документов
18 сентябрь 2023, Понедельник
Цены на перевод личных документов
Наше агентствоProf Lingua предлагает - Быстрые переводы паспортов, письменный перевод документов в Москве со сроком выполнения 1 час. Наши...
Агентство Этажи: отзывы о компании Этажи в Барнауле
30 март 2023, Четверг
Агентство Этажи: отзывы о компании Этажи в Барнауле
Рынок недвижимости в Барнауле оживлен, что затрудняет потенциальным покупателям или арендаторам выбор надежного агентства, которое поможет им найти...

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Комментарии для сайта Cackle

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика