Обоснованная реакция Верховного Совета ПМР.и.необоснованная спешка  «МИД России»
7 июля в Верховном Совете Приднестровья состоялось заседание парламентской Комиссии по внешней политике и международным связям. В ее работе принял участие глава МИД ПМР В. Игнатьев, который проинформировал членов Комиссии о ситуации в переговорах. Кроме того, отдельный доклад представил Сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (главного механизма в управлении миротворческой операцией), депутат Верховного Совета О. Беляков.
Как сообщает официальный сайт Верховного Совета ПМР, молдавские военные наблюдатели, участвующие в миротворческом механизме, перестали выполнять свои обязанности по сбору и анализу информации о происходящих событиях на миротворческих постах и на других объектах в Зоне безопасности. По словам О. Белякова, в итоге порядка 17 докладов военных наблюдателей остались не подписанными и не были представлены Объединенному военному командованию (в миротворческой операции, проводимой на берегах Днестра с 1992 года, решения, в особенности по военным вопросам, принимаются консенсусом трех ключевых участников — России, Приднестровья, Молдовы).
Кишиневе привыкли любую приднестровскую сдержанность воспринимать как слабость. Молдавские провокаторы явно рассчитывают на то, что миротворцы не станут терпеть навязчивых «фотографов», и на то, что они получат повод для дальнейшей агрессивной деятельности по слому миротворческого формата.
Поэтому депутаты приднестровского парламента, заслушав главу МИД ПМР и Сопредседателя ОКК от ПМР, приняли решение выразить озабоченность по данному вопросу и предостеречь «дестабилизаторов» от продолжения подобных действий. Но, к сожалению, или ограниченность времени для подготовки к реагированию на уровне всего парламента была слишком серьезной, или были какие-то другие причины… Факт остается фактом: с такой реакцией депутаты явно поспешили.
США и ЕС „услышат“ приднестровских депутатов и согласятся провести консультации по этому вопросу?
Парадокс ситуации состоит в том, что формат „5+2“ является политическим (выделено мной — С. А.) и не предполагает обсуждения миротворческой проблематики. Более того, на данном этапе повестка формата „5+2“ ограничена двумя „корзинами“ из трех „корзин“ переговорной повестки (согласие на такую „разбивку“ по „корзинам“ приднестровские власти опрометчиво дали в 2012 г., в период президентства Е. Шевчука, и пока ситуация не изменилась), а миротворческая тема не входит в эти корзины.
Согласно ранее регулярно озвучивавшейся позиции приднестровского руководства, включая Президента ПМР В. Красносельского, для дискуссий по миротворческой проблематике существует формат самой операции,
ОБСЕ, ЕС, США) и „немеждународных“ (Молдавия и Приднестровье). Разделяя в тексте такой подход молдавской стороны, приднестровская сторона заставляет в таком случае обратить внимание на противоречия со своей же собственной ранее озвученной позицией.
Если бы в Заявлении действительно стремились отделить Кишинев от других участников формата „5+2“, то гораздо уместнее было бы перечислить их полные наименование с указанием переговорного статуса (посредников, гарантов и наблюдателей), в том числе в контексте того, что важнейшие гарантийные функции Российской Федерации сосредоточены именно в миротворческом механизме.
В целом сам круг субъектов, которым Верховный Совет ПМР направляет данное Заявление, тоже вызывает вопросы. Или это заявление надо было распространять в формате UrbietOrbi, или же подходить к этому вопросу с более продуманных позиций. К примеру, в самом Заявлении содержится прямой призыв к молдавской стороне, но в Постановлении указано, что само Заявление будет направлено только „международным“ участникам формата „5+2“,
т. е.
ООН, тем более что приднестровские власти декларируют намерение расширять взаимодействие с данной организацией. Есть и другие институты: парламентские ассамблеи СНГ, ОБСЕ, СЕ и др., и в этом плане можно было бы обратиться к России с просьбой оказать содействие в распространении принятого Заявления в данных структурах. Не менее или даже более заслуживали того, чтобы стать отдельными адресатами Заявления, обе палаты Федерального Собрания России, а приднестровские депутаты могли бы „щегольнуть“ знанием нового наименования верхней палаты.
Коль скоро Верховный Совет и ПМР в целом используют такой мощный политический инструмент, как заявление всего парламента, то вряд ли был смысл ограничивать круг его адресатов „международными“ участниками одного из форматов по молдо-приднестровскому урегулированию. Надо опасаться не того, что не прочитают, а того, что могут упрекнуть в том, что ничего не сделали для прочтения.
Дискуссионным выглядит вопрос о целесообразности (по крайней мере, политической) именовать миротворческую операцию „трехсторонней“, хотя в военном компоненте действительно участвуют только Россия, Приднестровье и Молдавия. С политической точки зрения такой подход тоже в некоторой степени соответствует позиции Молдовы и Запада, требующих „интернационализации“ миротворческой операции. В этом плане было бы полезным напомнить об участии в миротворческом механизме Украины и ОБСЕ (что уже говорит о достаточно широком формате реализации миротворческой миссии и достаточности международного присутствия), но при этом сослаться на те международно-правовые рамки, которые установлены, к примеру, для ОБСЕ и которые Кишинев и ОБСЕ-шники всячески пытаются по факту расширить.
Есть вопросы по стилистическому оформлению Заявления. Из восьми его абзацев два начинаются словами „Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики призывает“, еще — словами „Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики выражает“, по одному разу „Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики“ „предостерегает“, „подчеркивает“ и „констатирует“, и лишь один из восьми абзацев начинается с того, что „Приднестровье призывает молдавскую сторону“.
Русский язык, даже в его политико-бюрократическом преломлении содержит достаточной богатый инструментарий, чтобы избегать тавтологии в начале каждого абзаца — ведь есть синонимичные конструкции типа „Приднестровский парламент“ или „Консолидированная позиция Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики состоит…“. Или еще что-то не менее тяжеловесное, но при этом свидетельствующее о стабильности и политической монументальности.
Хотелось бы повторить:
Заявление, принятое Верховным Советом Приднестровья, — своевременный и нужный документ, верный по своей сути. Вряд ли можно спорить с тем, что деятельность молдавских чиновников носит провокационный характер с элементами „политического туризма“, как и с тем, что миротворческая операция, проводимая при ведущей роли России, доказала свою эффективность и заслуживает всемерной поддержки. Справедливым является и тезис об ответственности „инициаторов и исполнителей провокаций“ из Молдовы, которые рискуют жизнями людей во имя сиюминутных политических амбиций. Требовала реакции и настойчивая активность Кишинева в том, чтобы использовать фактор пандемии для блокирования миротворческих механизмов.
Но ряд приведенных выше недочетов снижает качество этого документа, тем более что эти недочеты — из разряда „невынужденных ошибок“, их можно было бы легко избежать даже в условиях ограниченного времени. Если бы к подготовке документа подошли более тщательно и постарались его разработать действительно совместными усилиями профильных ведомств и парламентариев.
Тем более странными выглядят эти „недочеты“ в ситуации, когда в состав парламентской комиссии по внешней политики входят такие уважаемые государственные и общественные деятели Приднестровья, известные далеко за пределами Приднестровья, как Председатель комиссии, Заместитель Председателя ВС ПМР Г. Антюфеева, Сопредседатель ОКК от ПМР О. Беляков, депутат Верховного Совета А. Сафонов и другие. Да и спикер приднестровского парламента А. Коршунов имеет большой опыт международных контактов и написания различных документов.
Приднестровским депутатам пора становиться активнее и последовательнее в отстаивании собственной позиции. Консолидированная позиция органов государственной власти ПМР хороша не тем, что позиция той или иной авторитетной структуры принимается в качестве аксиомы и нередактируемой истины, а тем, что она становится именно продуктом совместного творчества и заблаговременного „вытаскивания“ разных „заноз“, которым не должно быть места в итоговом тексте.
Кроме того, выработка общей политической позиции должна предполагать минимальный набор общеизвестных политических приемов и средств — к примеру, открытую дискуссию „радикалов“ и „умеренных“, трудный поиск компромиссов и, как следствие, нахождение разумного компромисса в интересах региональной стабильности и безопасности. Странно, что приходится говорить об этом публично, в связи с чем остается надеяться на то, что приднестровские парламентарии будут более внимательны и критичны к собственным текстам.
Читайте также:
02 апрель 2020, Четверг
Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 N 80 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений"
05 декабрь 2023, Вторник
Почему выгодно заказать презентацию
Заказ презентаций (PPT, PPS, prezi) в Zaochnik — это отличный выбор для гарантированного результата. На каждый вид работ предоставляется 2-месячная...
12 ноябрь 2023, Воскресенье
Oнлaйн микpoзaймы нa бaнкoвcкую кapту
Получение кредита в микрофинансовых организациях — это удобная услуга, позволяющая получить деньги в долг с моментальным переводом на карты Visa,...
18 сентябрь 2023, Понедельник
Цены на перевод личных документов
Наше агентствоProf Lingua предлагает - Быстрые переводы паспортов, письменный перевод документов в Москве со сроком выполнения 1 час. Наши...
30 март 2023, Четверг
Агентство Этажи: отзывы о компании Этажи в Барнауле
Рынок недвижимости в Барнауле оживлен, что затрудняет потенциальным покупателям или арендаторам выбор надежного агентства, которое поможет им найти...
Комментарии (0)