Раскрыты подробности уникального эксперимента России в самой глубокой точке планеты. «Минобороны» » Законодательство Российской Федерации
Телефоны для связи:
(495) 606-36-02
(495) 629-65-04
Законодательство Российской Федерации » Новости » Раскрыты подробности уникального эксперимента России в самой глубокой точке планеты. «Минобороны»




Раскрыты подробности уникального эксперимента России в самой глубокой точке планеты. «Минобороны»

06 июнь 2020, Суббота
253
0
Раскрыты подробности уникального эксперимента России в самой глубокой точке планеты. «Минобороны»

В освоении гидрокосмоса случился прорыв. 8 мая в Марианскую впадину — «Бездну Челленджера» — совершил прыжок российский автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь-Д».
Беспилотник с искусственным интеллектом длиной 5, 5 метров способен действовать автономно без внешнего управления, обходить препятствия, находить выход из пещер. Не связанный никаким кабелем с судном-носителем, этот «малыш» может нырять на глубину 12 километров, выдерживать давление до 1000 атмосфер. Обследуя донную поверхность, может совершать броски до 100 километров. Что «Витязь» и доказал, погрузившись недавно в самую глубокую точку на планете.

рамблер без рекламы


О том, какие испытания были предварительно проведены на гидравлическом стенде; об уникальном сферопластике, выполняющим роль своеобразного спасательного жилета; о способности «Витязя» искать в Мировом океане «черные ящики» пропавших самолетов; а также, как проходило погружение, рассказали «МК» руководитель проекта
рамблер без рекламы


— В чем уникальность этого погружения? Ранее в этом районе уже работали аппараты Kaiko (
рамблер без рекламы


На гидравлическом стенде также «продавливалось» все внешнее навесное оборудование — это гидролокаторы бокового обзора, фото-видеосистемы, датчики гидролокации, акустические системы и так далее. Далеко не все элементы выдерживали испытания с первого раза, что-то приходилось возвращать на доработку, мы меняли узлы уплотнения. К примеру, стекло гермобокса видеокамеры в итоге состоит из пяти слоев акрила общей толщиной в 25 сантиметров.
Руководитель проектной группы Виктор Литвиненко, в свою очередь, отмечает, что среди инновационных технологий, которые были получены в рамках реализации проекта, была разработка нового вида особо прочного сферопластика.
— Этот материал выполняет в конструкции аппарата роль своеобразного спасательного жилета. Являясь достаточно легким материалом, он компенсирует избыточный вес металлических конструкций и обеспечивает нулевую плавучесть аппарата на поверхности, — рассказывает Виктор Литвиненко. — Когда мы стали изучать существовавшие на момент запуска проекта технологии создания сферопластиков, оказалось, что ни одна из них не обеспечивает необходимую прочность конструкции на глубинах свыше 6 километров. Образцы буквально трещали и крошились в гидравлической камере. Мы стали искать разработчика, который мог бы справиться с этой задачей, далеко не все отечественные производители, в том числе и именитые, были готовы взяться за эту работу. Но в итоге мы нашли фирму, специалисты которой, несколько отойдя от классических формул и, используя новые компоненты, смогли создать сферопластик, выдерживающий давление 12-километровой глубины. Эта разработка теперь будет востребована не только в «Витязе», но и во многих других проектах.
— «Витязь» преодолел более десяти километров глубины и сильнейшее давление. Были уверены в технике?
— Давление на 10-километровой глубине составляет около тонны на квадратный сантиметр. Мы закладывали в конструкцию предел прочности, обеспечивающий работу при давлении 1200-1300 килограмм на квадратный сантиметр, что соответствует глубинам в 12-13 километров, — объясняет руководитель проекта Фонда перспективных исследований Сергей Лапсарь. — А это колоссальное давление — представьте, что вы держите легковой автомобиль на кончике указательного пальца! В технике мы были уверены. Как уже говорили, все элементы конструкции, как по отдельности, так и в собранном виде прошли испытания на гидравлическом стенде.
Но, в определенной мере, для нас это был шаг в неизвестность, поэтому некоторые технические моменты нас все-таки тревожили. Связь с аппаратом осуществлялась по гидроакустическому каналу, и еще в самом начале реализации проекта, у нас были некоторые сомнения в том, что гидроакустика сможет нормально работать на такой глубине. Но связь в Марианской впадине отработала штатно. Здесь, конечно, стоит отдать должное нашим коллегам из Института проблем морских технологий
рамблер без рекламы


«В радиусе 5-10 километров находились одновременно три флага трех ведущих сверхдержав»
-Как проходило погружение? Был ли перед этим совершен на удачу некий обряд? С какими словами отправили «Витязя» в гидрокосмос?
-Времени на проведение обряда у нас не было — погружение началось спустя два часа после прибытия «Фотия Крылова» в точку, — говорит Виктор Литвиненко. — Спуск «Витязя» проходил в сложных условиях — в темное время суток при трехбалльном волнении и сильном ветре. Хотя напутственные слова всей команде были сказаны — от каждого требовалась максимальная собранность и отдача.
Но все, к счастью, прошло успешно. За месяц мы успели произвести несколько погружений в других районах, поэтому действия экипажа судна и представителей организаций разработчиков были отточены до автоматизма.
— Датчики показали, что глубина погружения составила 10 028 метров. Это — максимальная точка? Ведь то же одноименное советское научно-исследовательское судно «Витязь» в 1957 году определило максимальную глубину Марианского желоба — 11 022 метра.
— Мы погружались в районе Марианского желоба, для которого на навигационной карте была указана глубина 11 022 метра. И полученные данные с аппарата нас несколько озадачили, — рассказывает Дмитрий Семенов. — Сначала возникли сомнения в корректности работы датчиков глубины или возможных аномалиях рельефа дна, но на следующий день в этой же точке мы погрузили вспомогательное оборудование и, с помощью акустических методов измерения, получили очень похожую глубину. Мы ни в коем случае не ставим под сомнение результаты замеров глубины судном «Витязь» в 1957 году, ведь для их проверки необходимо тщательно протралить весь район с использованием более точной аппаратуры. Но, не исключено, что за минувшие 60 лет произошло изменение морского дна. В пользу этой версии говорит и тот факт, что во время погружения мы столкнулись с мощным придонным течением.

рамблер без рекламы


— Что из живности обитает на глубине?
— Достаточно активную жизнь комплекс увидел в Филлипинском море на глубине 5200 метров. Это были креветки и другие организмы, — говорит Виктор Литвиненко. — Что касается Марианской впадины, то фото и видеокамеры зафиксировали небольшие движущиеся объекты. Сейчас материалы фото и видеосъемки обрабатываются совместно с учеными. Результаты будут полезны для дальнейших исследований.
— Было что-то мистическое в районе «Бездны Челленджера»?
— Ничего мистического в районе мы не наблюдали, зато был очень символичный момент, — заинтриговывает Виктор Литвиненко. — В точке погружения мы встретили китайское исследовательское судно, а на следующий день в район прибыл американский крейсер «Банкер Хилл». Три флага трех ведущих сверхдержав одновременно находились в этом крошечном районе Мирового океана с радиусом в 5-10 километров. Это говорит о том, что гидрокосмос постепенно превращается в зону переплетения глобальных интересов. Поэтому упускать технологическое первенство в вопросах освоения морских глубин нам ни в коем случае нельзя.
«Получали телеметрию каждые 3 минуты»
— Какую функцию выполняла глубоководная донная станция и аппаратура пункта управления?

рамблер без рекламы


— Глубоководная донная станция — это вспомогательное оборудование, по сути гидроакустический маяк, который дополнительно позволяет «Витязю» с высокой точностью определять свои координаты и, в случае необходимости, корректировать маршрут движения, — объясняет Виктор Литвиненко. — Кроме этого станция оснащена набором собственных датчиков и аппаратурой для фото— и видеосъемки.
Аппаратура пункта управления состоит из двух портативных компьютеров. Система работает по принципу эха в горах. «Витязь» принимает соответствующий сигнал от буксируемой антенны, обрабатывает его по определенному алгоритму и излучает в обратную сторону. По времени прохождения этих сигналов в одну и другую сторону рассчитывается наклонная дальность, таким образом мы понимаем насколько далеко аппарат находится от нас. При этом, в самом сигнале зашифрована телеметрическая информация о состоянии аппарата, заряде аккумуляторных батарей, о шаге выполнения программы миссии, о текущем состоянии всех его компонентов, состоянии среды, глубине, давлении, плотности воды и скорости звука. Вся эта информация передается практически в режиме онлайн, периоды передачи можно выставить любые. В Марианской впадине мы получали телеметрию каждые 3 минуты.
При необходимости в процессе выполнения миссии оператор может активировать или деактивировать те или иные функции аппарата или отдать команду на экстренное всплытие.
— Что может делать «Витязь», благодаря технологиям искусственного интеллекта?
— Благодаря технологиям искусственного интеллекта, аппарат обладает достаточно высокой степенью самостоятельности, — говорит главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Дмитрий Семенов. — В частности, аппарат способен в автономном режиме преодолевать препятствия. «Витязь» оснащен системой освещения подводной обстановки. И если она видит препятствия, то в работу вступает искусственный интеллект, и система управления аппарата корректирует траекторию движения. Также элементы искусственного интеллекта применены в навигационной системе аппарата, которые позволяют ему самостоятельно поддерживать заданную глубину погружения и маршрут движения.
Высокая автономность в первую очередь позволяет аппарату обследовать значительные площади донной поверхности, ведь он не связан кабелем с судном-носителем. В зависимости от глубины и скорости дальность хода «Витязя» может составлять около 100 километров. Основным средством технического зрения аппарата являются гидролокаторы бокового обзора, которые, в зависимости от режима использования, сканируют полосу дна шириной от 100 до нескольких сотен метров.

рамблер без рекламы


Результат съемки напоминает черно-белую фотографию, на которой вполне различимы очертания объектов, находящихся на дне, или рельеф донной поверхности.
И, конечно, высокая автономность аппарата, когда оператор практически не вмешивается в процесс выполнения миссии, исключает возможность возникновения нештатных ситуаций по вине человеческого фактора, что в конечном итоге делает комплекс более надежным.
— Как отметили День Победы?
— Погружение проходило с 8 на 9 мая, все, кто участвовал в проведении эксперимента, фактически не спали более суток, поэтому в День Победы провели небольшой импровизированный митинг, — говорит Виктор Литвиненко.
— «Витязь» создан в основном для оборонки? Где он еще может найти еще применение?
— Мы рассматриваем комплекс, как универсальную платформу, которая, в зависимости от используемой полезной нагрузки, может решать, как оборонные задачи, так и выполнять сугубо гражданские миссии — научные исследования, поиск полезных ископаемых, картографирование дна и так далее, — говорит Дмитрий Семенов. — «Витязь» также может быть полезен для первоочередных этапов поисковых операций. Здесь я бы хотел напомнить историю с поиском «черных ящиков» пропавшего в 2009 году Атлантическом океане самолета А330. Такие аппараты с помощью гидролокаторов бокового обзора способны различать на дне в ходе многокилометрового поиска интересующие нас крупные объекты, а дальше, когда мы находим принципиальную точку на дне, в дело должны вступать другие технологии, вроде телеуправляемых аппаратов с манипуляторами и так далее.

рамблер без рекламы


На данный момент наибольший интерес к результатам проекта проявляет Минобороны РФ и Российская академия наук.
УНИКА НОВОСТИ https://uniika.ru/news/nauka/
06.06.2020 — Опубликовано
14:46 — Время публикации
Как пишет МК

В освоении гидрокосмоса случился прорыв. 8 мая в Марианскую впадину — «Бездну Челленджера» — совершил прыжок российский автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь-Д». Беспилотник с искусственным интеллектом длиной 5, 5 метров способен действовать автономно без внешнего управления, обходить препятствия, находить выход из пещер. Не связанный никаким кабелем с судном-носителем, этот «малыш» может нырять на глубину 12 километров, выдерживать давление до 1000 атмосфер. Обследуя донную поверхность, может совершать броски до 100 километров. Что «Витязь» и доказал, погрузившись недавно в самую глубокую точку на планете. рамблер без рекламы О том, какие испытания были предварительно проведены на гидравлическом стенде; об уникальном сферопластике, выполняющим роль своеобразного спасательного жилета; о способности «Витязя» искать в Мировом океане «черные ящики» пропавших самолетов; а также, как проходило погружение, рассказали «МК» руководитель проекта рамблер без рекламы — В чем уникальность этого погружения? Ранее в этом районе уже работали аппараты Kaiko ( рамблер без рекламы На гидравлическом стенде также «продавливалось» все внешнее навесное оборудование — это гидролокаторы бокового обзора, фото-видеосистемы, датчики гидролокации, акустические системы и так далее. Далеко не все элементы выдерживали испытания с первого раза, что-то приходилось возвращать на доработку, мы меняли узлы уплотнения. К примеру, стекло гермобокса видеокамеры в итоге состоит из пяти слоев акрила общей толщиной в 25 сантиметров. Руководитель проектной группы Виктор Литвиненко, в свою очередь, отмечает, что среди инновационных технологий, которые были получены в рамках реализации проекта, была разработка нового вида особо прочного сферопластика. — Этот материал выполняет в конструкции аппарата роль своеобразного спасательного жилета. Являясь достаточно легким материалом, он компенсирует избыточный вес металлических конструкций и обеспечивает нулевую плавучесть аппарата на поверхности, — рассказывает Виктор Литвиненко. — Когда мы стали изучать существовавшие на момент запуска проекта технологии создания сферопластиков, оказалось, что ни одна из них не обеспечивает необходимую прочность конструкции на глубинах свыше 6 километров. Образцы буквально трещали и крошились в гидравлической камере. Мы стали искать разработчика, который мог бы справиться с этой задачей, далеко не все отечественные производители, в том числе и именитые, были готовы взяться за эту работу. Но в итоге мы нашли фирму, специалисты которой, несколько отойдя от классических формул и, используя новые компоненты, смогли создать сферопластик, выдерживающий давление 12-километровой глубины. Эта разработка теперь будет востребована не только в «Витязе», но и во многих других проектах. — «Витязь» преодолел более десяти километров глубины и сильнейшее давление. Были уверены в технике? — Давление на 10-километровой глубине составляет около тонны на квадратный сантиметр. Мы закладывали в конструкцию предел прочности, обеспечивающий работу при давлении 1200-1300 килограмм на квадратный сантиметр, что соответствует глубинам в 12-13 километров, — объясняет руководитель проекта Фонда перспективных исследований Сергей Лапсарь. — А это колоссальное давление — представьте, что вы держите легковой автомобиль на кончике указательного пальца! В технике мы были уверены. Как уже говорили, все элементы конструкции, как по отдельности, так и в собранном виде прошли испытания на гидравлическом стенде. Но, в определенной мере, для нас это был шаг в неизвестность, поэтому некоторые технические моменты нас все-таки тревожили. Связь с аппаратом осуществлялась по гидроакустическому каналу, и еще в самом начале реализации проекта, у нас были некоторые сомнения в том, что гидроакустика сможет нормально работать на такой глубине. Но связь в Марианской впадине отработала штатно. Здесь, конечно, стоит отдать должное нашим коллегам из Института проблем морских технологий рамблер без рекламы «В радиусе 5-10 километров находились одновременно три флага трех ведущих сверхдержав» -Как проходило погружение? Был ли перед этим совершен на удачу некий обряд? С какими словами отправили «Витязя» в гидрокосмос? -Времени на проведение обряда у нас не было — погружение началось спустя два часа после прибытия «Фотия Крылова» в точку, — говорит Виктор Литвиненко. — Спуск «Витязя» проходил в сложных условиях — в темное время суток при трехбалльном волнении и сильном ветре. Хотя напутственные слова всей команде были сказаны — от каждого требовалась максимальная собранность и отдача. Но все, к счастью, прошло успешно. За месяц мы успели произвести несколько погружений в других районах, поэтому действия экипажа судна и представителей организаций разработчиков были отточены до автоматизма. — Датчики показали, что глубина погружения составила 10 028 метров. Это — максимальная точка? Ведь то же одноименное советское научно-исследовательское судно «Витязь» в 1957 году определило максимальную глубину Марианского желоба — 11 022 метра. — Мы погружались в районе Марианского желоба, для которого на навигационной карте была указана глубина 11 022 метра. И полученные данные с аппарата нас несколько озадачили, — рассказывает Дмитрий Семенов. — Сначала возникли сомнения в корректности работы датчиков глубины или возможных аномалиях рельефа дна, но на следующий день в этой же точке мы погрузили вспомогательное оборудование и, с помощью акустических методов измерения, получили очень похожую глубину. Мы ни в коем случае не ставим под сомнение результаты замеров глубины судном «Витязь» в 1957 году, ведь для их проверки необходимо тщательно протралить весь район с использованием более точной аппаратуры. Но, не исключено, что за минувшие 60 лет произошло изменение морского дна. В пользу этой версии говорит и тот факт, что во время погружения мы столкнулись с мощным придонным течением. рамблер без рекламы — Что из живности обитает на глубине? — Достаточно активную жизнь комплекс увидел в Филлипинском море на глубине 5200 метров. Это были креветки и другие организмы, — говорит Виктор Литвиненко. — Что касается Марианской впадины, то фото и видеокамеры зафиксировали небольшие движущиеся объекты. Сейчас материалы фото и видеосъемки обрабатываются совместно с учеными. Результаты будут полезны для дальнейших исследований. — Было что-то мистическое в районе «Бездны Челленджера»? — Ничего мистического в районе мы не наблюдали, зато был очень символичный момент, — заинтриговывает Виктор Литвиненко. — В точке погружения мы встретили китайское исследовательское судно, а на следующий день в район прибыл американский крейсер «Банкер Хилл». Три флага трех ведущих сверхдержав одновременно находились в этом крошечном районе Мирового океана с радиусом в 5-10 километров. Это говорит о том, что гидрокосмос постепенно превращается в зону переплетения глобальных интересов. Поэтому упускать технологическое первенство в вопросах освоения морских глубин нам ни в коем случае нельзя. «Получали телеметрию каждые 3 минуты» — Какую функцию выполняла глубоководная донная станция и аппаратура пункта управления? рамблер без рекламы — Глубоководная донная станция — это вспомогательное оборудование, по сути гидроакустический маяк, который дополнительно позволяет «Витязю» с высокой точностью определять свои координаты и, в случае необходимости, корректировать маршрут движения, — объясняет Виктор Литвиненко. — Кроме этого станция оснащена набором собственных датчиков и аппаратурой для фото— и видеосъемки. Аппаратура пункта управления состоит из двух портативных компьютеров. Система работает по принципу эха в горах. «Витязь» принимает соответствующий сигнал от буксируемой антенны, обрабатывает его по определенному алгоритму и излучает в обратную сторону. По времени прохождения этих сигналов в одну и другую сторону рассчитывается наклонная дальность, таким образом мы понимаем насколько далеко аппарат находится от нас. При этом, в самом сигнале зашифрована телеметрическая информация о состоянии аппарата, заряде аккумуляторных батарей, о шаге выполнения программы миссии, о текущем состоянии всех его компонентов, состоянии среды, глубине, давлении, плотности воды и скорости звука. Вся эта информация передается практически в режиме онлайн, периоды передачи можно выставить любые. В Марианской впадине мы получали телеметрию каждые 3 минуты. При необходимости в процессе выполнения миссии оператор может активировать или деактивировать те или иные функции аппарата или отдать команду на экстренное всплытие. — Что может делать «Витязь», благодаря технологиям искусственного интеллекта? — Благодаря технологиям искусственного интеллекта, аппарат обладает достаточно высокой степенью самостоятельности, — говорит главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Дмитрий Семенов. — В частности, аппарат способен в автономном режиме преодолевать препятствия. «Витязь» оснащен системой освещения подводной обстановки. И если она видит препятствия, то в работу вступает искусственный интеллект, и система управления аппарата корректирует траекторию движения. Также элементы искусственного интеллекта применены в навигационной системе аппарата, которые позволяют ему самостоятельно поддерживать заданную глубину погружения и маршрут движения. Высокая автономность в первую очередь позволяет аппарату обследовать значительные площади донной поверхности, ведь он не связан кабелем с судном-носителем. В зависимости от глубины и скорости дальность хода «Витязя» может составлять около 100 километров. Основным средством технического зрения аппарата являются гидролокаторы бокового обзора, которые, в зависимости от режима использования, сканируют полосу дна шириной от 100 до нескольких сотен метров. рамблер без рекламы Результат съемки напоминает черно-белую фотографию, на которой вполне различимы очертания объектов, находящихся на дне, или рельеф донной поверхности. И, конечно, высокая автономность аппарата, когда оператор практически не вмешивается в процесс выполнения миссии, исключает возможность возникновения нештатных ситуаций
Обсудить

Читайте также:


Почему выгодно заказать презентацию
05 декабрь 2023, Вторник
Почему выгодно заказать презентацию
Заказ презентаций (PPT, PPS, prezi) в Zaochnik — это отличный выбор для гарантированного результата. На каждый вид работ предоставляется 2-месячная...
Oнлaйн микpoзaймы нa бaнкoвcкую кapту
12 ноябрь 2023, Воскресенье
Oнлaйн микpoзaймы нa бaнкoвcкую кapту
Получение кредита в микрофинансовых организациях — это удобная услуга, позволяющая получить деньги в долг с моментальным переводом на карты Visa,...
Цены на перевод личных документов
18 сентябрь 2023, Понедельник
Цены на перевод личных документов
Наше агентствоProf Lingua предлагает - Быстрые переводы паспортов, письменный перевод документов в Москве со сроком выполнения 1 час. Наши...
Агентство Этажи: отзывы о компании Этажи в Барнауле
30 март 2023, Четверг
Агентство Этажи: отзывы о компании Этажи в Барнауле
Рынок недвижимости в Барнауле оживлен, что затрудняет потенциальным покупателям или арендаторам выбор надежного агентства, которое поможет им найти...

Добавить комментарий
Комментарии (0)