США и используется в его интересах для изучения возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний. На территории Центра действует «Управление медицинских исследований сухопутных войск США – Грузия». По имеющейся информации, американское военное ведомство и аффилированные с ними структуры финансируют проводимые в лаборатории исследования, а также оплачивают эксплуатационные расходы, включая обеспечение её безопасности. Несмотря на наши запросы, США не предоставляют информацию об осуществляемой там деятельности двойного назначения – как в плане мер укрепления доверия в рамках Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО), так и по двусторонним каналам.
Предмет нашей обеспокоенности – Вашингтон не объясняет, чем он занимается в непосредственной близости от российских границ. Это, естественно, не может не учитываться нами в контексте обеспечения национальной безопасности, особенно когда речь идёт о столь чувствительных аспектах.
Российские официальные лица (в т.ч. по линии МИД и Минобороны России) и общественные деятели, а также грузинские эксперты и представители гражданского общества неоднократно указывали на то, что деятельность Центра им. Р.Лугара вызывает серьёзные вопросы по части соблюдения США обязательств по КБТО. В частности, отмечалось, что на базе этого биообъекта проводятся исследования по применению насекомых в качестве разносчиков особо опасных биологических агентов и возбудителей инфекций.
Обращает на себя внимание, что в США уже запатентован беспилотный летательный аппарат для распространения в воздухе зараженных комаров. Кроме того, выдан патент на боеприпасы, снаряжённые отравляющими веществами или инфекционными агентами. Очевидно, что такие «изобретения» противоречат и духу, и букве КБТО.
Что касается неких «неоднократных инспекций» Центра им. Р.Лугара, то нам известно лишь о его посещении 14-15 ноября 2018 г. группой иностранных экспертов с заявленной целью «обеспечения транспарентности и повышения уверенности в соблюдении положений КБТО». Неоднократно предупреждали (в т.ч. и на этапе подготовки визита), что это мероприятие явно направлено на введение в заблуждение международного сообщества относительно подлинного статуса данного объекта. Программа не предусматривала тщательную верификацию Центра, что позволило бы составить объективное суждение о реальном положении дел в части соблюдения КБТО или же подтвердить информацию, содержающуюся в грузинских объявлениях по мерам укрепления доверия.
В распространенном от имени группы экспертов докладе предсказуемо даются выгодные США оценки «транспарентности», якобы продемонстрированной принимающей стороной. Отмечается, что ничего подозрительного посетители не заметили. Очевидно, что успокоительные фразы и наукообразные описания используются для того, чтобы уйти от ответа на главный вопрос: почему грузинская лаборатория системы здравоохранения финансируется американскими военными, а на её территории на постоянной основе развернуто «Управление медицинских исследований сухопутных войск США – Грузия».
Примечательно также, что под докладом нет ни одной подписи. Смысл, видимо, в том, чтобы «растворить ответственность» и уберечь – за ширмой анонимности – истинного заказчика и организаторов этого постановочного визита – т.е. Министерство обороны США.
Необходимо подчеркнуть, что вопреки распространяемой некоторыми СМИ откровенной дезинформации посещение Центра им. Р.Лугара никаким образом не связано с ООН или КБТО. Потому данные авторитетные международные институты не имеют никакого отношения к оценке его результатов. В части КБТО, что более важно, добровольный визит никак не может рассматриваться в качестве подтверждения соблюдения обязательств в рамках Конвенции, не обладающей собственным механизмом объективной проверки.
Вновь приходится констатировать лицемерную позицию Вашингтона, который формально ратует за укрепление КБТО, но при этом на протяжении двух десятилетий продолжает блокировать принятие юридически обязывающего Протокола к Конвенции с эффективным механизмом проверки. Неясно, что мешает США согласиться на предполагаемую Протоколом верификацию, если они, как утверждается, не ведут никакой противоречащей КБТО деятельности. Тем более, что американскими официальными представителями верификация позиционируется как основополагающий элемент любого эффективного соглашения в области контроля над вооружениями.
Посещение Центра им. Р.Лугара в Грузии российскими профильными экспертами на взаимоприемлемых условиях также пока не получается. Грузинская сторона до сих пор предметно не отреагировала на нашу ноту от июня 2019 года с просьбой дать необходимые пояснения по модальностям возможного визита. Ждём официальной реакции Тбилиси.
Видим целесообразность организации посещения Центра российскими экспертами только при предоставлении гарантий доступа во все лабораторные корпуса (в т.ч. в помещения, занимаемые американскими специалистами), что позволит обеспечить его реальную проверку. А не стать частью очередной американской пиар-кампании по сокрытию истинной направленности работ, проводимых биологами военного ведомства США вблизи российских границ. Исходим из того, что визит должен осуществляться в двустороннем формате без подключения представителей других стран (разве что за исключением пентагоновцев, аккредитованных при Центре), а также международных и региональных организаций. Это позволит сосредоточиться на спокойном экспертном анализе ситуации.
Продолжим работать с Вашингтоном и Тбилиси на предмет получения внятных ответов на поставленные нами вопросы.
США и используется в его интересах для изучения возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний. На территории Центра действует «Управление медицинских исследований сухопутных войск США – Грузия». По имеющейся информации, американское военное ведомство и аффилированные с ними структуры финансируют проводимые в лаборатории исследования, а также оплачивают эксплуатационные расходы, включая обеспечение её безопасности. Несмотря на наши запросы, США не предоставляют информацию об осуществляемой там деятельности двойного назначения – как в плане мер укрепления доверия в рамках Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО), так и по двусторонним каналам. Предмет нашей обеспокоенности – Вашингтон не объясняет, чем он занимается в непосредственной близости от российских границ. Это, естественно, не может не учитываться нами в контексте обеспечения национальной безопасности, особенно когда речь идёт о столь чувствительных аспектах. Российские официальные лица (в т.ч. по линии МИД и Минобороны России) и общественные деятели, а также грузинские эксперты и представители гражданского общества неоднократно указывали на то, что деятельность Центра им. Р.Лугара вызывает серьёзные вопросы по части соблюдения США обязательств по КБТО. В частности, отмечалось, что на базе этого биообъекта проводятся исследования по применению насекомых в качестве разносчиков особо опасных биологических агентов и возбудителей инфекций. Обращает на себя внимание, что в США уже запатентован беспилотный летательный аппарат для распространения в воздухе зараженных комаров. Кроме того, выдан патент на боеприпасы, снаряжённые отравляющими веществами или инфекционными агентами. Очевидно, что такие «изобретения» противоречат и духу, и букве КБТО. Что касается неких «неоднократных инспекций» Центра им. Р.Лугара, то нам известно лишь о его посещении 14-15 ноября 2018 г. группой иностранных экспертов с заявленной целью «обеспечения транспарентности и повышения уверенности в соблюдении положений КБТО». Неоднократно предупреждали (в т.ч. и на этапе подготовки визита), что это мероприятие явно направлено на введение в заблуждение международного сообщества относительно подлинного статуса данного объекта. Программа не предусматривала тщательную верификацию Центра, что позволило бы составить объективное суждение о реальном положении дел в части соблюдения КБТО или же подтвердить информацию, содержающуюся в грузинских объявлениях по мерам укрепления доверия. В распространенном от имени группы экспертов докладе предсказуемо даются выгодные США оценки «транспарентности», якобы продемонстрированной принимающей стороной. Отмечается, что ничего подозрительного посетители не заметили. Очевидно, что успокоительные фразы и наукообразные описания используются для того, чтобы уйти от ответа на главный вопрос: почему грузинская лаборатория системы здравоохранения финансируется американскими военными, а на её территории на постоянной основе развернуто «Управление медицинских исследований сухопутных войск США – Грузия». Примечательно также, что под докладом нет ни одной подписи. Смысл, видимо, в том, чтобы «растворить ответственность» и уберечь – за ширмой анонимности – истинного заказчика и организаторов этого постановочного визита – т.е. Министерство обороны США. Необходимо подчеркнуть, что вопреки распространяемой некоторыми СМИ откровенной дезинформации посещение Центра им. Р.Лугара никаким образом не связано с ООН или КБТО. Потому данные авторитетные международные институты не имеют никакого отношения к оценке его результатов. В части КБТО, что более важно, добровольный визит никак не может рассматриваться в качестве подтверждения соблюдения обязательств в рамках Конвенции, не обладающей собственным механизмом объективной проверки. Вновь приходится констатировать лицемерную позицию Вашингтона, который формально ратует за укрепление КБТО, но при этом на протяжении двух десятилетий продолжает блокировать принятие юридически обязывающего Протокола к Конвенции с эффективным механизмом проверки. Неясно, что мешает США согласиться на предполагаемую Протоколом верификацию, если они, как утверждается, не ведут никакой противоречащей КБТО деятельности. Тем более, что американскими официальными представителями верификация позиционируется как основополагающий элемент любого эффективного соглашения в области контроля над вооружениями. Посещение Центра им. Р.Лугара в Грузии российскими профильными экспертами на взаимоприемлемых условиях также пока не получается. Грузинская сторона до сих пор предметно не отреагировала на нашу ноту от июня 2019 года с просьбой дать необходимые пояснения по модальностям возможного визита. Ждём официальной реакции Тбилиси. Видим целесообразность организации посещения Центра российскими экспертами только при предоставлении гарантий доступа во все лабораторные корпуса (в т.ч. в помещения, занимаемые американскими специалистами), что позволит обеспечить его реальную проверку. А не стать частью очередной американской пиар-кампании по сокрытию истинной направленности работ, проводимых биологами военного ведомства США вблизи российских границ. Исходим из того, что визит должен осуществляться в двустороннем формате без подключения представителей других стран (разве что за исключением пентагоновцев, аккредитованных при Центре), а также международных и региональных организаций. Это позволит сосредоточиться на спокойном экспертном анализе ситуации. Продолжим работать с Вашингтоном и Тбилиси на предмет получения внятных ответов на поставленные нами вопросы.