Есть еще у полпредов дела. «Госдума»
13 мая 2020 года исполняется 20 лет, как президент
рамблер без рекламы
читайте рамблер без рекламы
Новая структура заменила должности полпредов Президента РФ в регионах, созданных указом
читайте рамблер без рекламы
«Чтобы восстановить единство Российской Федерации, главе государства потребовалось осуществить политическую революцию», — так оценивает Сергей Марков тогдашнюю ситуацию.
рамблер без рекламы
По Конституции президент — глава государства, который в числе прочего обеспечивает согласованность функционирования органов госвласти и органов местного самоуправления. Потому в границах федеральных кругов нужно было организовать строгий контроль за исполнением президентских поручений, федерального законодательства, а также по надзору и анализу внутриполитической, межнациональной и межконфессиональной ситуации.
В функции полпредов входит и организация работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, исполнению решений федеральных органов госструктур, обеспечение кадровой политики президента. Они готовят регулярные доклады о состоянии нацбезопасности в федеральном округе, о политическом, социальном и экономическом положении и предлагают соответствующие меры.
Силовики, примите округа!
Предложения по «нарезке» федеральных округов звучали разные, вспоминает Сергей Марков. Например, формировать их на основе территориальных экономических областей, чтобы обеспечить экономическое и политическое единство. Но этот принцип был отвергнут президентом, исходившим из того, что экономическая и политическая «сетки» в федеральных округах не должны совпадать. Чтобы не создавать риска концентрации экономической и политической власти в одних руках, объясняет политолог. При возможных кризисных ситуациях это чревато угрозами сепаратизации и распада страны.
рамблер без рекламы
В 2000 году было создано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный и Северо-Кавказский. Так как в последний входили регионы «некавказского происхождения»:
рамблер без рекламы
Полномочный представитель президента в ФО имеет статус федерального госслужащего. Он назначается, непосредственно подчинен, подотчетен и освобождается от должности Президентом РФ и входит в состав его Администрации. В структуру АП РФ входит и аппарат полпреда — его заместители и помощники, главные федеральные инспектора, начальники департаментов и представители президента в квалификационных коллегиях судей, назначаемые из числа главных федеральных и федеральных инспекторов.
Поначалу, вспоминает Сергей Марков, разные экономические структуры и группы влияния в регионах пытались взять под свою опеку полномочия полпредов в ФО, но Центр всегда жестко блокировал эти поползновения.
Другое противоречие возникало по мере успешной реализации стратегической миссии. Возвращение всех региональных органов ключевых структур власти в подчинение федеральных ведомств как бы вымывало силовой потенциал института полпредов президента и постепенно превращало их в регулятивный инструмент. Цель восстановления единства Российской Федерации была достигнута. Далее в повестке значились более рутинные вопросы, хотя контроль за реализацией решений федеральных органов и сегодня столь же актуален, как и 20 лет назад.
«Полпреды — вот такое государево око, но не
рамблер без рекламы
В целом большинство экспертов ретроспективно высоко оценивают значимость данного института в современной истории России, а вот относительно его нынешней роли в системе управления есть разные суждения. Однако, уверен Сергей Марков, такой резервный институт нужен государству — хотя бы как стратегический запас тушенки на случай голода. В случае острого политического кризиса или другого форс-мажора он немедленно выйдет из тени и сыграет свою роль.
Депутат Алексей Диденко также не согласен с тем, что институт утратил свое значение. «Такое мнение необоснованно, — возражает он. — И ошибочно, потому что любое федеративное государство, каким по Конституции является Россия, предполагает систему перераспределения управленческой власти и полномочий в Центре и на местах. Это как бы всем понятная парадигма. В федеративных государствах, кроме, допустим, Федеративных Штатов Микронезии, есть очень большие по площади и разнообразию территории. И в ФРГ, и в Бразилии, и в США. Но даже эти страны по сравнению с Россией можно с некоторой натяжкой назвать компактными».
Депутат уверен, что от института полпредов не только нельзя отказываться, а наоборот, желательно его совершенствовать в новых условиях. Так, сегодня в чрезвычайной ситуации пандемии он получил новое звучание, считает Алексей Диденко.
«Из-за асимметрии и очаговости развития эпидемиологической ситуации по регионам разные субъекты начали принимать разнообразные по степени ограничения меры, — отметил он. — Глава государства наделил губернаторов дополнительными полномочиями в борьбе с коронавирусом. Но в своем обращении он также напомнил и о дополнительной ответственности, о необходимости подходить гибко и принимать в каждом отдельно взятом субъекте меры, адекватные угрозе. А постоянный мониторинг за принятием мер, контроль за обстановкой и реализацией поручений президента как раз и осуществляют полпреды».
Механизм донастройки власти
Считать, что этот институт анахроничен, — глубокое заблуждение: никогда не известно, с какими вызовами столкнешься. Так, мы готовились к пожарам, наводнениям, землетрясениям, а беда пришла с другой стороны и в другую дверь, отмечает Диденко. На официальных сайтах полпредов в округах сегодня в первых строках — тема борьбы с коронавирусом. Они координируют усилия администраций субъектов по обеспечению готовности медучреждений к оказанию медпомощи больным COVID-19, информируют об индексах самоизоляции населения и других необходимых мерах противодействия инфекции. Президент поручил им жестко пресекать любые факты спекуляции, монопольного взвинчивания цен на товары.
рамблер без рекламы
«В этих условиях потребовалась оперативная донастройка организации управления в округах, — резюмирует Алексей Диденко. — Целый ряд поручений Владимир Путин дал на совещании с полпредами, которые играют важную роль в синхронизации действий на местах и налаживании бесперебойного товарооборота между регионами. Мы же видели, что некоторые субъекты недавно закрыли границы региона, чего по Конституции не имели право делать. И полпреды в округах эту коллизию оперативно купировали».
Так что этот институт нужный, эффективный, полностью себя оправдывающий, констатирует депутат, и, может быть, даже нужно подумать о новом импульсе в его развитии.
«А вот наделять постпредов дополнительными экономическими полномочиями не стоит, — констатировал Алексей Диденко. — Встроенность института в президентскую вертикаль помогает главе государства донастраивать этот механизм, наделять или изымать какие-то дополнительные полномочия, давать особые поручения».
Поправки в Конституцию, которые Госдума приняла, одобрили
рамблер без рекламы
Впрочем, де-юре федерального округа как административно-политической единицы нет, а де-факто есть, считает ряд экспертов. К слову, с момента создания Росстат стал учитывать вклад ФО в экономику России.
Встроенность института в президентскую вертикаль помогает главе государства донастраивать этот механизм, наделять или изымать какие-то дополнительные полномочия, давать особые поручения.
«Никакого недоумения здесь возникать не должно, — отметил Алексей Диденко. — У нас довольно много типов административно-территориального деления. Вот если посмотреть Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКА— ТО), то там есть населенный пункт, поселок, деревня. Есть деление по принципу организации местного самоуправления, потому что в поселении, так сказать, в первичном звене может быть три, четыре, десять поселков. Есть более крупные публично-правовые образования».
При этом он напомнил о существовании разнообразных документов территориального планирования. Так, в Стратегии пространственного развития России определены 16 так называемых коридоров (Север— Юг, Запад-Восток…) и социально— экономические зоны в составе нескольких субъектов, которые чуть меньше, чем федеральные округа.
Кстати, еще в 2008 году возникла идея объединения российских регионов по экономическим признакам в макрорегионы с экономической специализацией. Высказывалось также и мнение, что они могут совпадать с федеральными округами. На время идея затихла, но в пространственной стратегии отмечается, что система ФО показала способность обеспечить централизацию ряда функций и полномочий в управлении группами регионов. В частности, в вопросах организации стратегического планирования.
Читайте также:
02 апрель 2020, Четверг
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
03 апрель 2020, Пятница
Федеральный закон от 02.10.2012 N 151-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год"
03 апрель 2020, Пятница
Федеральный закон от 07.10.2011 N 272-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год"
03 апрель 2020, Пятница
Федеральный закон от 03.10.2010 N 255-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год"
03 апрель 2020, Пятница
Федеральный закон от 28.12.2009 N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год"
05 декабрь 2023, Вторник
Почему выгодно заказать презентацию
Заказ презентаций (PPT, PPS, prezi) в Zaochnik — это отличный выбор для гарантированного результата. На каждый вид работ предоставляется 2-месячная...
12 ноябрь 2023, Воскресенье
Oнлaйн микpoзaймы нa бaнкoвcкую кapту
Получение кредита в микрофинансовых организациях — это удобная услуга, позволяющая получить деньги в долг с моментальным переводом на карты Visa,...
18 сентябрь 2023, Понедельник
Цены на перевод личных документов
Наше агентствоProf Lingua предлагает - Быстрые переводы паспортов, письменный перевод документов в Москве со сроком выполнения 1 час. Наши...
30 март 2023, Четверг
Агентство Этажи: отзывы о компании Этажи в Барнауле
Рынок недвижимости в Барнауле оживлен, что затрудняет потенциальным покупателям или арендаторам выбор надежного агентства, которое поможет им найти...
Комментарии (0)