«Бизнес душить нельзя». Юбилейное интервью Аркадия Чернецкого. «Совет Федерации»
Аркадий Чернецкий занимал пост сначала руководителя администрации, а затем главы Екатеринбурга 18 лет, с 1992 по 2010 гг. Во многом именно благодаря его усилиям город диверсифицировался и стал не просто промышленным, но и торговым, деловым, научным и культурным центром. Его стратегический взгляд на развитие города помог достроить первую линию метро, при Чернецком в городе был открыт первый в стране муниципальный банк, а бурное жилищное строительство позволило решить жилищный вопрос для тысяч горожан. При нем город впервые вышел на сдачу в эксплуатацию 1 млн кв. м жилья в год. Разработку и принятие стратегического плана развития Екатеринбурга и генплана города на рубеже 90-х-2000-х гг., когда вся страна, по большему счету, думала о выживании, часто называют одной из главных заслуг Аркадия Чернецкого. По сути, город живет и развивается по этим документам и сейчас.
В 2019 г. Аркадий Чернецкий, который сейчас является членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Свердловской области, стал лауреатом премии «Делового квартала» ЛЮДИ ЭПОХИ 1994-2019 в номинации «Управленец на госслужбе». А в начале 2020 г. вошел вошел в перечень самых влиятельных персон Свердловской области — ТОП-50: главные люди Урала.
В интервью DK.RU Аркадий Чернецкий рассказал, что считает своим главным достижением, на что ему не хватило ресурсов, а также чем занимается на самоизоляции и как будет праздновать свой юбилей.
В начале 90-х все говорили о необходимости экономических реформ, и не очень понимали, что это понятие в себя включает. В связи с этим было достаточно большое количество ошибок, неправильных решений и т.д. Я считаю, мы в Екатеринбурге смогли избежать каких-то крайностей и в своей деятельности руководствовались, в первую очередь, здравым смыслом.
Мы в нашем городе не поддавались на компанейские попытки решить тот или иной вопрос. И в общем-то в определенных сферах жизни смогли сформировать достаточно эффективную модель развития города, построенную на рыночных основах.
При этом в отдельных вопросах мы в Екатеринбурге не отказывались от административных способов управления — там, где считали, что это необходимо. И в первую очередь ориентировались на эффективность нашей экономики. И то, что было в зоне ответственности городской администрации: малый и средний бизнес, строительство, торговля, финансы, индустрия гостеприимства, все, что связано с развитием ресторанных сетей, туристического бизнеса, — все эти направления в оказались достаточно эффективными, развитыми и выдвинули наш город на самые передовые позиции.
Если в конце 1980-х годов Свердловск был известен в первую очередь как промышленный центр, как центр науки, то уже в середине 2000-х, не потеряв в качестве промышленного производства и научного потенциала, мы смогли в рыночных условиях построить многофункциональную экономику так, что стали абсолютными лидерами среди всех городов-миллионников. Наверное, это самое главное, что удалось сделать в то время.
Думаете, тогда властям было действовать тяжелее, чем сейчас?
— Я думаю, да. В определенной степени было тяжелее. У нас были большие, чем сейчас, проблемы с бюджетом: мы не могли бюджетные деньги тратить на поддержку каких-то отраслей. Мы в нашем городе концентрировались, с одной стороны, на выполнении наших социальных обязательств, с другой — на формировании точек роста. А дальше за счет того, что давали карт-бланш бизнесу, эти точки роста превращались в полноценные направления развития. Но в чем-то нам было и проще, потому что тогда не было достаточной нормативной базы — мы действовали в соответствии со своим пониманием, что нужно для города, городского социума. Сегодня очень многие вопросы оказались настолько зарегламентированными, что сегодняшний руководитель с очень большой опаской подходит к возможности каких-то инновационных подходов. Естественные опасения — как бы эти инновационные подходы другой стороной не ударили ему по одному месту.
Было что-то, что очень хотелось сделать, но ресурсов не хватило?
— Метро — первое, что приходит на ум. Естественно, для такого города, как Екатеринбург, одна ветка метро — это чрезвычайно мало. Вообще первая линия метро север — юг с точки зрения трассировки спроектирована очень удачно и правильно — она смогла вобрать в себя самые крупные потоки людей. Если бы мы смогли, предположим, запустить вторую, третью линию, эффективность работы метро в городе была бы гораздо выше.
На что не хватало ресурсов — это дорожное строительство, строительство развязок, мостов. Город наш достаточно сложный. У нас есть река, через которую нужно строить мосты, несколько серьезных железнодорожных трасс проходит через центральную часть, они тоже нуждались в развязках. На это традиционно были сложности с финансированием.
Хотя мы очень много построили мостов и путепроводов, это проблема. При наличии ресурсов можно было бы сделать больше. У нас были такие планы, и мы прекрасно понимали, что и при каких условиях можем строить, сбыться некоторым из них было не суждено, но мы действовали в соответствии с теми приоритетами, которые были обозначены в стратегическом плане.
«Консенсус всегда находили»
Даже перейдя в Совет Федерации в 2010 г., Чернецкий продолжает влиять на развитие Екатеринбурга: он долгие годы входил в градостроительный совет, работавший при администрации города. А в 2019 г. стал членом архитектурно-градостроительного совета при губернаторе Свердловской области, который оценивал ключевые строительные проекты. Сейчас он является первым заместителем председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению.
В конце 2019 г. вы вошли в архитектурно-градостроительный совет Екатеринбурга, продолжите участвовать в такой деятельности?
— Да, буду, мне это интересно. Когда я работал главой города, я этот совет возглавлял и внимательно прислушивался и к мнению архитекторов, генпроектировщиков, но при этом исходил, в том числе, из потребностей, которые есть у населения, и собственного понимания о том, что такое хорошо и что такое плохо. Обсуждения были непростыми, но консенсус мы всегда находили.
Думаю, что работа того градсовета во многом определила тот архитектурный микс, который в городе существует. На мой взгляд, он характеризует динамику развития города, его неодномерность, возможность талантливым архитекторам проявить свои лучшие качества. Я, пожалуй, такого разнообразия архитектурных подходов в других городах не вижу. На мой взгляд, Екатеринбург чрезвычайно интересен в градостроительном плане и с точки зрения урбанистического развития.
Не могу не спросить вашего мнения по поводу дискуссии вокруг нового генплана Екатеринбурга, который столкнул мэрию и застройщиков.
— Я считаю, что здесь надо слушать и слышать друг друга. Есть определенная позиция администрации, они ее не с потолка взяли — она продиктована реалиями и требованиями, которые сегодня предъявляются к развитию города. И есть позиция бизнеса. И если бизнесу не помогать в этом вопросе, и он потеряет интерес к развитию города, это чрезвычайно плохо отразится на перспективах Екатеринбурга. Поэтому я как раз заинтересован в том, чтобы они друг друга услышали. Бизнес душить в этом вопросе ни в коем случае нельзя. Нужно очень ответственно подходить к формулировке тех требований, которые выставляет администрация, они должны быть необходимыми, но не слишком жесткими, при которых бизнес работать не сможет.
Если раньше бизнесу, как вы говорите, давали карт-бланш, то сейчас, когда именно малый и средний бизнес оказался в очень непростой ситуации, чем можно ему помочь?
— Сегодня, конечно, есть гораздо больше возможностей помогать за счет бюджета. И в нынешней ситуации это касается, в первую очередь, федерального, регионального бюджетов. Во-первых, у них возможностей больше. Во-вторых, те проблемы, которые сегодня существуют у нашего городского бизнеса — это общегосударственные проблемы, и здесь есть единые подходы и применительно к Екатеринбургу, и применительно к другим крупным агломерациям. И, конечно, государство не сидит сложа руки — немалые деньги выделяются, чтобы бизнес поддержать.
В Совете Федерации вы, по сути, остаетесь лоббистом Екатеринбурга. Какие проекты, которые там рассматриваются, повлияют на будущее города? О чем-то мы, возможно, еще не знаем.
— Я в Совете Федерации отвечаю за строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Последние годы прошли под эгидой крупных изменений в этих сферах. Практически за несколько лет мы их перевернули полностью — та система, которая у нас была, была обречена. Нужно было внедрить новую. Это касается не только Екатеринбурга, а практически всех российских городов. Работа над этими проектами — это общегосударственная задача. Решение многих вопросов, даже если законодательная база обеспечена, зависит от того, какие ресурсы на эти вещи выделяются. Естественно, я стараюсь, чтобы Свердловская область, Екатеринбург в этих вопросах обделены не были.
Сейчас в связи с ограничительными мерами ваша работа как выстраивается?
— Я в Екатеринбурге нахожусь, а работа продолжается в основном в Москве. Но сегодня это не проблема. Я продолжаю работать над законопроектами — мне засылают большое количество бумаг. Продолжаю работать с теми организациями, которые курирую. В частности, я являюсь председателем попечительского совета Ассоциации российских водоканалов, у них сейчас очень сложная ситуация — проблема воды общероссийская, и я постоянно нахожусь в работе с ассоциацией. Пытаемся сформулировать необходимые моменты, чтобы эта отрасль не загибалась, а развивалась.
Как планируете праздновать юбилей?
— Пока никак. Звонков, думаю, будет много, но праздновать не планирую. Когда закончится вся эта самоизоляция, наверное, соберемся и отпразднуем. Пока никаких официальных мероприятий, шумных сборов и застолий не будет.
Фото разных лет из архива DK.RU
В 2019 г. Аркадий Чернецкий, который сейчас является членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Свердловской области, стал лауреатом премии «Делового квартала» ЛЮДИ ЭПОХИ 1994-2019 в номинации «Управленец на госслужбе». А в начале 2020 г. вошел вошел в перечень самых влиятельных персон Свердловской области — ТОП-50: главные люди Урала.
В интервью DK.RU Аркадий Чернецкий рассказал, что считает своим главным достижением, на что ему не хватило ресурсов, а также чем занимается на самоизоляции и как будет праздновать свой юбилей.
В начале 90-х все говорили о необходимости экономических реформ, и не очень понимали, что это понятие в себя включает. В связи с этим было достаточно большое количество ошибок, неправильных решений и т.д. Я считаю, мы в Екатеринбурге смогли избежать каких-то крайностей и в своей деятельности руководствовались, в первую очередь, здравым смыслом.
Мы в нашем городе не поддавались на компанейские попытки решить тот или иной вопрос. И в общем-то в определенных сферах жизни смогли сформировать достаточно эффективную модель развития города, построенную на рыночных основах.
При этом в отдельных вопросах мы в Екатеринбурге не отказывались от административных способов управления — там, где считали, что это необходимо. И в первую очередь ориентировались на эффективность нашей экономики. И то, что было в зоне ответственности городской администрации: малый и средний бизнес, строительство, торговля, финансы, индустрия гостеприимства, все, что связано с развитием ресторанных сетей, туристического бизнеса, — все эти направления в оказались достаточно эффективными, развитыми и выдвинули наш город на самые передовые позиции.
Если в конце 1980-х годов Свердловск был известен в первую очередь как промышленный центр, как центр науки, то уже в середине 2000-х, не потеряв в качестве промышленного производства и научного потенциала, мы смогли в рыночных условиях построить многофункциональную экономику так, что стали абсолютными лидерами среди всех городов-миллионников. Наверное, это самое главное, что удалось сделать в то время.
Думаете, тогда властям было действовать тяжелее, чем сейчас?
— Я думаю, да. В определенной степени было тяжелее. У нас были большие, чем сейчас, проблемы с бюджетом: мы не могли бюджетные деньги тратить на поддержку каких-то отраслей. Мы в нашем городе концентрировались, с одной стороны, на выполнении наших социальных обязательств, с другой — на формировании точек роста. А дальше за счет того, что давали карт-бланш бизнесу, эти точки роста превращались в полноценные направления развития. Но в чем-то нам было и проще, потому что тогда не было достаточной нормативной базы — мы действовали в соответствии со своим пониманием, что нужно для города, городского социума. Сегодня очень многие вопросы оказались настолько зарегламентированными, что сегодняшний руководитель с очень большой опаской подходит к возможности каких-то инновационных подходов. Естественные опасения — как бы эти инновационные подходы другой стороной не ударили ему по одному месту.
Было что-то, что очень хотелось сделать, но ресурсов не хватило?
— Метро — первое, что приходит на ум. Естественно, для такого города, как Екатеринбург, одна ветка метро — это чрезвычайно мало. Вообще первая линия метро север — юг с точки зрения трассировки спроектирована очень удачно и правильно — она смогла вобрать в себя самые крупные потоки людей. Если бы мы смогли, предположим, запустить вторую, третью линию, эффективность работы метро в городе была бы гораздо выше.
На что не хватало ресурсов — это дорожное строительство, строительство развязок, мостов. Город наш достаточно сложный. У нас есть река, через которую нужно строить мосты, несколько серьезных железнодорожных трасс проходит через центральную часть, они тоже нуждались в развязках. На это традиционно были сложности с финансированием.
Хотя мы очень много построили мостов и путепроводов, это проблема. При наличии ресурсов можно было бы сделать больше. У нас были такие планы, и мы прекрасно понимали, что и при каких условиях можем строить, сбыться некоторым из них было не суждено, но мы действовали в соответствии с теми приоритетами, которые были обозначены в стратегическом плане.
«Консенсус всегда находили»
Даже перейдя в Совет Федерации в 2010 г., Чернецкий продолжает влиять на развитие Екатеринбурга: он долгие годы входил в градостроительный совет, работавший при администрации города. А в 2019 г. стал членом архитектурно-градостроительного совета при губернаторе Свердловской области, который оценивал ключевые строительные проекты. Сейчас он является первым заместителем председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению.
В конце 2019 г. вы вошли в архитектурно-градостроительный совет Екатеринбурга, продолжите участвовать в такой деятельности?
— Да, буду, мне это интересно. Когда я работал главой города, я этот совет возглавлял и внимательно прислушивался и к мнению архитекторов, генпроектировщиков, но при этом исходил, в том числе, из потребностей, которые есть у населения, и собственного понимания о том, что такое хорошо и что такое плохо. Обсуждения были непростыми, но консенсус мы всегда находили.
Думаю, что работа того градсовета во многом определила тот архитектурный микс, который в городе существует. На мой взгляд, он характеризует динамику развития города, его неодномерность, возможность талантливым архитекторам проявить свои лучшие качества. Я, пожалуй, такого разнообразия архитектурных подходов в других городах не вижу. На мой взгляд, Екатеринбург чрезвычайно интересен в градостроительном плане и с точки зрения урбанистического развития.
Не могу не спросить вашего мнения по поводу дискуссии вокруг нового генплана Екатеринбурга, который столкнул мэрию и застройщиков.
— Я считаю, что здесь надо слушать и слышать друг друга. Есть определенная позиция администрации, они ее не с потолка взяли — она продиктована реалиями и требованиями, которые сегодня предъявляются к развитию города. И есть позиция бизнеса. И если бизнесу не помогать в этом вопросе, и он потеряет интерес к развитию города, это чрезвычайно плохо отразится на перспективах Екатеринбурга. Поэтому я как раз заинтересован в том, чтобы они друг друга услышали. Бизнес душить в этом вопросе ни в коем случае нельзя. Нужно очень ответственно подходить к формулировке тех требований, которые выставляет администрация, они должны быть необходимыми, но не слишком жесткими, при которых бизнес работать не сможет.
Если раньше бизнесу, как вы говорите, давали карт-бланш, то сейчас, когда именно малый и средний бизнес оказался в очень непростой ситуации, чем можно ему помочь?
— Сегодня, конечно, есть гораздо больше возможностей помогать за счет бюджета. И в нынешней ситуации это касается, в первую очередь, федерального, регионального бюджетов. Во-первых, у них возможностей больше. Во-вторых, те проблемы, которые сегодня существуют у нашего городского бизнеса — это общегосударственные проблемы, и здесь есть единые подходы и применительно к Екатеринбургу, и применительно к другим крупным агломерациям. И, конечно, государство не сидит сложа руки — немалые деньги выделяются, чтобы бизнес поддержать.
В Совете Федерации вы, по сути, остаетесь лоббистом Екатеринбурга. Какие проекты, которые там рассматриваются, повлияют на будущее города? О чем-то мы, возможно, еще не знаем.
— Я в Совете Федерации отвечаю за строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Последние годы прошли под эгидой крупных изменений в этих сферах. Практически за несколько лет мы их перевернули полностью — та система, которая у нас была, была обречена. Нужно было внедрить новую. Это касается не только Екатеринбурга, а практически всех российских городов. Работа над этими проектами — это общегосударственная задача. Решение многих вопросов, даже если законодательная база обеспечена, зависит от того, какие ресурсы на эти вещи выделяются. Естественно, я стараюсь, чтобы Свердловская область, Екатеринбург в этих вопросах обделены не были.
Сейчас в связи с ограничительными мерами ваша работа как выстраивается?
— Я в Екатеринбурге нахожусь, а работа продолжается в основном в Москве. Но сегодня это не проблема. Я продолжаю работать над законопроектами — мне засылают большое количество бумаг. Продолжаю работать с теми организациями, которые курирую. В частности, я являюсь председателем попечительского совета Ассоциации российских водоканалов, у них сейчас очень сложная ситуация — проблема воды общероссийская, и я постоянно нахожусь в работе с ассоциацией. Пытаемся сформулировать необходимые моменты, чтобы эта отрасль не загибалась, а развивалась.
Как планируете праздновать юбилей?
— Пока никак. Звонков, думаю, будет много, но праздновать не планирую. Когда закончится вся эта самоизоляция, наверное, соберемся и отпразднуем. Пока никаких официальных мероприятий, шумных сборов и застолий не будет.
Фото разных лет из архива DK.RU
Читайте также:
03 апрель 2020, Пятница
Федеральный закон от 23.11.2007 N 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год"
03 апрель 2020, Пятница
Федеральный закон от 28.04.2009 N 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
03 апрель 2020, Пятница
Федеральный закон от 01.12.2006 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год"
03 апрель 2020, Пятница
Федеральный закон от 03.10.2009 N 230-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
03 апрель 2020, Пятница
Федеральный закон от 03.04.2008 N 36-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2006 год"
05 декабрь 2023, Вторник
Почему выгодно заказать презентацию
Заказ презентаций (PPT, PPS, prezi) в Zaochnik — это отличный выбор для гарантированного результата. На каждый вид работ предоставляется 2-месячная...
12 ноябрь 2023, Воскресенье
Oнлaйн микpoзaймы нa бaнкoвcкую кapту
Получение кредита в микрофинансовых организациях — это удобная услуга, позволяющая получить деньги в долг с моментальным переводом на карты Visa,...
18 сентябрь 2023, Понедельник
Цены на перевод личных документов
Наше агентствоProf Lingua предлагает - Быстрые переводы паспортов, письменный перевод документов в Москве со сроком выполнения 1 час. Наши...
30 март 2023, Четверг
Агентство Этажи: отзывы о компании Этажи в Барнауле
Рынок недвижимости в Барнауле оживлен, что затрудняет потенциальным покупателям или арендаторам выбор надежного агентства, которое поможет им найти...
Комментарии (0)