В Черном море нашли потопленный фашистами теплоход «Армения». Тайна его гибели открылась через 80 лет. «Минобороны» » Законодательство Российской Федерации
Телефоны для связи:
(495) 606-36-02
(495) 629-65-04
Законодательство Российской Федерации » Новости » В Черном море нашли потопленный фашистами теплоход «Армения». Тайна его гибели открылась через 80 лет. «Минобороны»




В Черном море нашли потопленный фашистами теплоход «Армения». Тайна его гибели открылась через 80 лет. «Минобороны»

05 май 2020, Вторник
219
0
В Черном море нашли потопленный фашистами теплоход «Армения». Тайна его гибели открылась через 80 лет. «Минобороны»

На дне Черного моря обнаружен теплоход «Армения», потопленный немецкой авиацией 79 лет назад — 7 ноября 1941 года. На борту судна находились раненые бойцы и эвакуированные гражданские — по разным данным, от пяти до семи тысяч человек, из которых выжили единицы. Гибель «Армении» считается одной из крупнейших морских катастроф в истории человечества: на «Титанике», к примеру, погибло втрое меньше людей. Потопленный теплоход безуспешно искали несколько десятилетий — и только теперь ученые смогли раскрыть некоторые тайны гибели «Армении». «Лента.ру» вспомнила трагическую историю теплохода и его пассажиров.
В середине 20-х годов прошлого столетия в Советском Союзе началось активное развитие судостроительной отрасли. Первый теплоход гражданского назначения, который создали на Балтийском заводе Ленинграда в 1927 году, получил название «Аджария». Немногим позже появилось пять его аналогов, прозванных среди моряков за быстроходность «рысаками».
Среди них был двухтрубный теплоход «Армения» — судно длиной 107,7 метра, шириной в 15,5 метров, способный развивать скорость в 14,5 узла, на борту которого могли разместиться 950 пассажиров и 96 членов экипажа. Кроме этого, на теплоходе можно было перевозить дополнительно около тысячи тонн груза, так что судно, согласно запросам времени было универсальным грузопассажирским. Спущенная на воду в 1928 году, «Армения» выполняла преимущественно пассажирские перевозки по маршруту Одесса — Батуми.
С началом Великой Отечественной войны правительство СССР приняло решение переоборудовать судно в плавучий госпиталь, что вскоре и сделали специалисты Одесского судоремонтного завода. На «Армении», оказавшейся в итоге самым крупным из переоборудованных теплоходов, убрали перегородки, ресторан переделали под операционную и перевязочные на 11 столов.
С учетом того, что, пренебрегая Женевской конвенцией, в июле 1941 года фашисты разбомбили несколько советских санитарных судов, на «Армении» разместили зенитки 21-К и четыре пулемета. В архивных документах сохранились упоминания об установке пушек на борту теплохода.
Из дела №1431 Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ):
На шлюпочной палубе в районе 156-157 шпангоута устанавливаются два орудия типа 21-К, побортно на расстоянии 1150 мм от борта. Одно орудие устанавливается на барабане на палубе нижнего мостика в районе 124-125 шпангоута в диаметральной плоскости.
Подкрепления для «Армении» выполняются по чертежу № 3. Артпогреба запроектированы на 1420 снарядов (плюс три кранца первых выстрелов на 180 снарядов, 60 снарядов для каждого орудия) в помещении офицерской ванны и канцелярии, расположенных на шлюпочной палубе. Загрузка артпогребов и подача снарядов предусмотрена вручную.
На борта и верхнюю палубу теплохода были нанесены красные кресты, на судне был поднят флаг Международного Красного Креста, но само судно перекрасить в отличительный для санитарного транспорта белый цвет в спешке не успели. Медперсонал судна состоял из 113 человек — девяти врачей, 29 медсестр и 75 санитаров.
Впрочем, эти нормы соблюдались не всегда: в первые дни «Армении» пришлось в авральном режиме перевозить не только раненных бойцов, но и гражданских, эвакуируемых из осажденной Одессы. За 15 рейсов удалось вывезти больше 15 тысяч человек.
После Одессы в плане эвакуации раненных и беженцев стоял Севастополь, к которому упорно продвигалась 11-я армия вермахта под командованием генерала Эриха фон Манштейна. В конце сентября немцы захватили Перекопский перешеек, и вероятность того, что главная черноморская база советского флота сдержит натиск, была невелика. В середине осени «Армения» начала курсировать между Севастополем и Туапсе.
4 ноября 1941 года, когда Севастополь оказался в осаде, теплоход вышел из порта Туапсе и вскоре прибыл в пункт назначения.
На этот раз вместе с раненными лайнер принял на борт около трехсот человек из числа медперсонала городских госпиталей, санатория — такую директиву получил капитан «Армении» Владимир Плаушевский. Помимо них было решено вывезти из Севастополя сотрудников театра имени Луначарского, часть партийного руководства, а также персонал лагеря «Артек».
Вечером 6 ноября «Армения» была готова к отбытию. Из порта лайнер вышел, как и требовали правила, в ночь — такое перемещение было наиболее безопасным, так как немецкие самолеты не были оснащены прицелами для бомбометания в темное время суток.
Однако по пути в Туапсе у «Армении» были запланированы и другие остановки: по некоторым данным, теплоход на какое-то время встал на рейде порт Балаклава.
По одной из версий, тайным грузом были ценности из крымских музеев и архивные документы, по другой — экспонаты передвижной выставки в Алупке: картины кисти Карла Брюллова, Ильи Репина, Исаака Левитана и Ивана Крамского из коллекции Государственного Русского музея.
Все же факт остановки «Армении» около Балаклавы у многих исследователей вызывает сомнения. Как считает ялтинский историк Алексей Спасенков, долгие годы собиравший материалы о гибели теплохода, его гипотетическая встреча с катерами состоялась бы в открытом море — при сильном ветре, волнах и в абсолютной темноте.
При этом катера, на которых якобы передвигались сотрудники НКВД, скорее всего, были «морскими охотниками»: Балаклава в то время была одним из мест их базирования. Это были деревянные суда длиной до 26 метров, узкие и очень валкие на волне. Как отмечает Спасенков, попытка «морских охотников» подойти к громадной «Армении» была бы настоящим безрассудством и преступной безответственностью, учитывая «особо ценный груз».
А вот то, что «Армения» останавливалась еще и в Ялте, где ожидали эвакуации тысячи беженцев, является неопровержимым фактом. Позже решение отправить ценный теплоход в Ялту подвергалось критике — в районе Севастополя базировались вспомогательные суда, которые вполне могли вывезти жителей.
Но выбор пал почему-то на и без того перегруженную «Армению». Капитану также было приказано вывезти из города раненных, сотрудников НКВД и партактив.
После того как всех пассажиров из особого списка доставили на теплоход в Ялте началась паника. Стремясь попасть на «Армению», люди буквально штурмовали ее, а некоторые даже рискнули взобраться на палубу по швартовым концам. Чтобы освободить больше места, пассажиры бросали в море сумки, чемоданы и вставали вплотную друг к другу.
Несмотря на то что некоторые ялтинцы заранее получили эвакуационные предписания, пробраться на теплоход многим из них так и не удалось: опасаясь, что в давке могут погибнуть люди, экипаж «Армении» не стал проверять документы.
Посадка пассажиров продолжалась до утра, и, когда лайнер был готов к отбытию, на борту, по разным данным, насчитывалось от пяти до семи тысяч человек. Встал вопрос, что делать дальше: по одной из версий, адмирал Филипп Октябрьский отдал приказ — дождаться семи вечера. На деле же никакого приказа не существовало, а судно было вынуждено отчалить из-за обстрела, который начали подошедшие к порту немецкие части.
В любом случае дожидаться вечера теплоходу не было смысла: порт Ялты имел слабую систему противовоздушной обороны, а потому и там существовала высокая вероятность атаки немецких бомбардировщиков.
В восемь часов утра «Армения» выдвинулась в сторону Туапсе. Сопровождали теплоход два истребителя И-153 «Чайка» и два сторожевых катера СКА №051 и №0122. По другим данным, в конвое «Армении» был лишь один катер СКА №051.
Из-за такого сопровождения и собственной вооруженности «Армении» на Нюрнбергском процессе фашисты в итоге не понесли ответственности за уничтожение теплохода: согласно нормам международного права, санитарное судно не может иметь на борту вооружение и передвигаться в сопровождении боевых кораблей и самолетов. К тому же, согласно архивным данным, в один из первых рейдов конвой теплохода был атакован немецкой авиацией и «Армении» пришлось открыть ответный огонь.
Теплоход был атакован в 11 часов 25 минут, когда находился неподалеку от поселка Гурзуф в районе Медведь-горы. По одной из самых распространенных версий, «Армению» уничтожил немецкий торпедоносец Heinkel He 111, из 1-й эскадрильи авиагруппы I/KG28.
Зайдя со стороны берега, He-111 якобы сбросил две торпеды. Цели достигла одна из них: торпеда попала в носовую часть теплохода. Косвенно эту версию подтверждает рассказ катерника малого охотника «МО-04»:
«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца.
Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва — не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать».
Однако, по рассказам выживших пассажиров, бомбардировка велась с воздуха как минимум четырьмя немецкими бомбардировщиками Junkers-87, прозванными в Красной армии «лаптежниками» — за не убирающиеся в полете шасси, закрытые характерными обтекателями, похожими на лапти.
Примечательно, что «Армения» была довольно маневренным судном и теоретически могла уйти от части ударов, но из-за огромного перегруза оказалась не способна на это. Повреждения оказались настолько существенными, что он ушел под воду за четыре минуты.
Ко всему прочему, в тот день на Черном море был шторм, а вода была холодной — поэтому из 5-7 тысяч человек, находившихся на борту «Армении», в живых остались, по одним данным, восемь человек, по другим — шесть (даже на «Титанике» жертв было в три-четыре раза меньше — 1496 человек).
Из архивной справки о гибели санитарного судна «Армения»:
«Когда тонул [теплоход], с него сбрасывали шлюпки (…). Удалось спасти шесть человек, на воде было до 300 человек. Через шесть часов в районе катастрофы по левому борту плавает два чемодана (…). По правому борту плавает большая коробка».
Из-за гибели врачей, находившихся на «Армении», Черноморский флот фактически остался без медицинского обеспечения. Пришлось в срочном порядке призывать врачей из запаса, в том числе — непризывных возрастов.
Долгие годы вся информация, связанная с судном, была засекречена. В книге «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черном море» 1946 года, которая лишилась грифа секретности лишь в 1989 году, были указаны приблизительные координаты гибели теплохода и время начала атаки.
Долгое время специалисты не могли найти место, где была потоплена «Армения», — с 2000 года было исследовано более 300 квадратных километров дна Черного моря. Поискам мешал его гористый рельеф: очертания судна могли попросту затеряться между подводных скал.
К поискам лайнера подключали и зарубежных специалистов: теплоход при помощи современного оборудования пытался отыскать руководитель Центра по исследованию океана и археологической океанографии Роберт Баллард, который обнаружил знаменитый «Титаник» и немецкий линкор «Бисмарк».
В 2017 году, в ходе очередного этапа поисков «Армении» специалисты Минобороны России обнаружили магнитную аномалию на глубине в 1,5 километра. Тот факт, что на дне находится большой объект, вскоре подтвердили и данные гидролокаторов. В апреле 2020 года при участии специалистов центра подводных исследований Российского географического общества (РГО) к теплоходу был спущен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат.
Сомнения в том, что обнаружена именно «Армения», исчезли после осмотра корабельного колокола — рынды — с названием теплохода. Кроме того, была опровергнута версия об атаке судна торпедоносцами: обводы корпуса оказались не повреждены. Как отмечает исполнительный директор Центра подводных исследований (ЦПИ) РГО Сергей Фокин, осмотр показал, что сильно разрушены верхняя и центральная часть надстройки судна.
Подтвердилась и версия о быстром потоплении судна: на тот факт, что теплоход погрузился на дно за считанные минуты, указывают иллюминаторы, буквально вдавленные внутрь. Между тем, несмотря на обнаружение места гибели теплохода, некоторые тайны «Армении», похоже, так и останутся нераскрытыми — новых погружений к ней экспедиция проводить не планирует.

На дне Черного моря обнаружен теплоход «Армения», потопленный немецкой авиацией 79 лет назад — 7 ноября 1941 года. На борту судна находились раненые бойцы и эвакуированные гражданские — по разным данным, от пяти до семи тысяч человек, из которых выжили единицы. Гибель «Армении» считается одной из крупнейших морских катастроф в истории человечества: на «Титанике», к примеру, погибло втрое меньше людей. Потопленный теплоход безуспешно искали несколько десятилетий — и только теперь ученые смогли раскрыть некоторые тайны гибели «Армении». «Лента.ру» вспомнила трагическую историю теплохода и его пассажиров. В середине 20-х годов прошлого столетия в Советском Союзе началось активное развитие судостроительной отрасли. Первый теплоход гражданского назначения, который создали на Балтийском заводе Ленинграда в 1927 году, получил название «Аджария». Немногим позже появилось пять его аналогов, прозванных среди моряков за быстроходность «рысаками». Среди них был двухтрубный теплоход «Армения» — судно длиной 107,7 метра, шириной в 15,5 метров, способный развивать скорость в 14,5 узла, на борту которого могли разместиться 950 пассажиров и 96 членов экипажа. Кроме этого, на теплоходе можно было перевозить дополнительно около тысячи тонн груза, так что судно, согласно запросам времени было универсальным грузопассажирским. Спущенная на воду в 1928 году, «Армения» выполняла преимущественно пассажирские перевозки по маршруту Одесса — Батуми. С началом Великой Отечественной войны правительство СССР приняло решение переоборудовать судно в плавучий госпиталь, что вскоре и сделали специалисты Одесского судоремонтного завода. На «Армении», оказавшейся в итоге самым крупным из переоборудованных теплоходов, убрали перегородки, ресторан переделали под операционную и перевязочные на 11 столов. С учетом того, что, пренебрегая Женевской конвенцией, в июле 1941 года фашисты разбомбили несколько советских санитарных судов, на «Армении» разместили зенитки 21-К и четыре пулемета. В архивных документах сохранились упоминания об установке пушек на борту теплохода. Из дела №1431 Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ): На шлюпочной палубе в районе 156-157 шпангоута устанавливаются два орудия типа 21-К, побортно на расстоянии 1150 мм от борта. Одно орудие устанавливается на барабане на палубе нижнего мостика в районе 124-125 шпангоута в диаметральной плоскости. Подкрепления для «Армении» выполняются по чертежу № 3. Артпогреба запроектированы на 1420 снарядов (плюс три кранца первых выстрелов на 180 снарядов, 60 снарядов для каждого орудия) в помещении офицерской ванны и канцелярии, расположенных на шлюпочной палубе. Загрузка артпогребов и подача снарядов предусмотрена вручную. На борта и верхнюю палубу теплохода были нанесены красные кресты, на судне был поднят флаг Международного Красного Креста, но само судно перекрасить в отличительный для санитарного транспорта белый цвет в спешке не успели. Медперсонал судна состоял из 113 человек — девяти врачей, 29 медсестр и 75 санитаров. Впрочем, эти нормы соблюдались не всегда: в первые дни «Армении» пришлось в авральном режиме перевозить не только раненных бойцов, но и гражданских, эвакуируемых из осажденной Одессы. За 15 рейсов удалось вывезти больше 15 тысяч человек. После Одессы в плане эвакуации раненных и беженцев стоял Севастополь, к которому упорно продвигалась 11-я армия вермахта под командованием генерала Эриха фон Манштейна. В конце сентября немцы захватили Перекопский перешеек, и вероятность того, что главная черноморская база советского флота сдержит натиск, была невелика. В середине осени «Армения» начала курсировать между Севастополем и Туапсе. 4 ноября 1941 года, когда Севастополь оказался в осаде, теплоход вышел из порта Туапсе и вскоре прибыл в пункт назначения. На этот раз вместе с раненными лайнер принял на борт около трехсот человек из числа медперсонала городских госпиталей, санатория — такую директиву получил капитан «Армении» Владимир Плаушевский. Помимо них было решено вывезти из Севастополя сотрудников театра имени Луначарского, часть партийного руководства, а также персонал лагеря «Артек». Вечером 6 ноября «Армения» была готова к отбытию. Из порта лайнер вышел, как и требовали правила, в ночь — такое перемещение было наиболее безопасным, так как немецкие самолеты не были оснащены прицелами для бомбометания в темное время суток. Однако по пути в Туапсе у «Армении» были запланированы и другие остановки: по некоторым данным, теплоход на какое-то время встал на рейде порт Балаклава. По одной из версий, тайным грузом были ценности из крымских музеев и архивные документы, по другой — экспонаты передвижной выставки в Алупке: картины кисти Карла Брюллова, Ильи Репина, Исаака Левитана и Ивана Крамского из коллекции Государственного Русского музея. Все же факт остановки «Армении» около Балаклавы у многих исследователей вызывает сомнения. Как считает ялтинский историк Алексей Спасенков, долгие годы собиравший материалы о гибели теплохода, его гипотетическая встреча с катерами состоялась бы в открытом море — при сильном ветре, волнах и в абсолютной темноте. При этом катера, на которых якобы передвигались сотрудники НКВД, скорее всего, были «морскими охотниками»: Балаклава в то время была одним из мест их базирования. Это были деревянные суда длиной до 26 метров, узкие и очень валкие на волне. Как отмечает Спасенков, попытка «морских охотников» подойти к громадной «Армении» была бы настоящим безрассудством и преступной безответственностью, учитывая «особо ценный груз». А вот то, что «Армения» останавливалась еще и в Ялте, где ожидали эвакуации тысячи беженцев, является неопровержимым фактом. Позже решение отправить ценный теплоход в Ялту подвергалось критике — в районе Севастополя базировались вспомогательные суда, которые вполне могли вывезти жителей. Но выбор пал почему-то на и без того перегруженную «Армению». Капитану также было приказано вывезти из города раненных, сотрудников НКВД и партактив. После того как всех пассажиров из особого списка доставили на теплоход в Ялте началась паника. Стремясь попасть на «Армению», люди буквально штурмовали ее, а некоторые даже рискнули взобраться на палубу по швартовым концам. Чтобы освободить больше места, пассажиры бросали в море сумки, чемоданы и вставали вплотную друг к другу. Несмотря на то что некоторые ялтинцы заранее получили эвакуационные предписания, пробраться на теплоход многим из них так и не удалось: опасаясь, что в давке могут погибнуть люди, экипаж «Армении» не стал проверять документы. Посадка пассажиров продолжалась до утра, и, когда лайнер был готов к отбытию, на борту, по разным данным, насчитывалось от пяти до семи тысяч человек. Встал вопрос, что делать дальше: по одной из версий, адмирал Филипп Октябрьский отдал приказ — дождаться семи вечера. На деле же никакого приказа не существовало, а судно было вынуждено отчалить из-за обстрела, который начали подошедшие к порту немецкие части. В любом случае дожидаться вечера теплоходу не было смысла: порт Ялты имел слабую систему противовоздушной обороны, а потому и там существовала высокая вероятность атаки немецких бомбардировщиков. В восемь часов утра «Армения» выдвинулась в сторону Туапсе. Сопровождали теплоход два истребителя И-153 «Чайка» и два сторожевых катера СКА №051 и №0122. По другим данным, в конвое «Армении» был лишь один катер СКА №051. Из-за такого сопровождения и собственной вооруженности «Армении» на Нюрнбергском процессе фашисты в итоге не понесли ответственности за уничтожение теплохода: согласно нормам международного права, санитарное судно не может иметь на борту вооружение и передвигаться в сопровождении боевых кораблей и самолетов. К тому же, согласно архивным данным, в один из первых рейдов конвой теплохода был атакован немецкой авиацией и «Армении» пришлось открыть ответный огонь. Теплоход был атакован в 11 часов 25 минут, когда находился неподалеку от поселка Гурзуф в районе Медведь-горы. По одной из самых распространенных версий, «Армению» уничтожил немецкий торпедоносец Heinkel He 111, из 1-й эскадрильи авиагруппы I/KG28. Зайдя со стороны берега, He-111 якобы сбросил две торпеды. Цели достигла одна из них: торпеда попала в носовую часть теплохода. Косвенно эту версию подтверждает рассказ катерника малого охотника «МО-04»: «7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва — не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать». Однако, по рассказам выживших пассажиров, бомбардировка велась с воздуха как минимум четырьмя немецкими бомбардировщиками Junkers-87, прозванными в Красной армии «лаптежниками» — за не убирающиеся в полете шасси, закрытые характерными обтекателями, похожими на лапти. Примечательно, что «Армения» была довольно маневренным судном и теоретически могла уйти от части ударов, но из-за огромного перегруза оказалась не способна на это. Повреждения оказались настолько существенными, что он ушел под воду за четыре минуты. Ко всему прочему, в тот день на Черном море был шторм, а вода была холодной — поэтому из 5-7 тысяч человек, находившихся на борту «Армении», в живых остались, по одним данным, восемь человек, по другим — шесть (даже на «Титанике» жертв было в три-четыре раза меньше — 1496 человек). Из архивной справки о гибели санитарного судна «Армения»: «Когда тонул _
Обсудить

Читайте также:




Почему выгодно заказать презентацию
05 декабрь 2023, Вторник
Почему выгодно заказать презентацию
Заказ презентаций (PPT, PPS, prezi) в Zaochnik — это отличный выбор для гарантированного результата. На каждый вид работ предоставляется 2-месячная...
Oнлaйн микpoзaймы нa бaнкoвcкую кapту
12 ноябрь 2023, Воскресенье
Oнлaйн микpoзaймы нa бaнкoвcкую кapту
Получение кредита в микрофинансовых организациях — это удобная услуга, позволяющая получить деньги в долг с моментальным переводом на карты Visa,...
Цены на перевод личных документов
18 сентябрь 2023, Понедельник
Цены на перевод личных документов
Наше агентствоProf Lingua предлагает - Быстрые переводы паспортов, письменный перевод документов в Москве со сроком выполнения 1 час. Наши...
Агентство Этажи: отзывы о компании Этажи в Барнауле
30 март 2023, Четверг
Агентство Этажи: отзывы о компании Этажи в Барнауле
Рынок недвижимости в Барнауле оживлен, что затрудняет потенциальным покупателям или арендаторам выбор надежного агентства, которое поможет им найти...

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Комментарии для сайта Cackle

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика