Какие беспилотники есть на вооружении у российской армии. «Минобороны» » Законодательство Российской Федерации
Телефоны для связи:
(495) 606-36-02
(495) 629-65-04
Законодательство Российской Федерации » Новости » Какие беспилотники есть на вооружении у российской армии. «Минобороны»




Какие беспилотники есть на вооружении у российской армии. «Минобороны»

11 апрель 2020, Суббота
298
0
Какие беспилотники есть на вооружении у российской армии. «Минобороны»

На протяжении последних лет беспилотники неизменно входят в число главных героев практически всех военных кампаний, включая, безусловно, и сирийскую. И если их применение Соединенными Штатами и Израилем — дело привычное, то успехи новых игроков на этой сцене продолжают впечатлять. Несколько лет назад весь мир с удивлением наблюдал, как Китай стремительно выходил на лидерские позиции в области создания БЛА. А в конце февраля Турция наглядно продемонстрировала в Сирии, что может массово применять дроны.
Россия также включилась в эту технологическую гонку, стараясь нагнать ушедших вперед конкурентов. Сделать это непросто, во-первых, потому, что отстали мы довольно сильно, во-вторых, из-за неблагоприятных политических и экономических условий. Однако уже имеющиеся достижения дают основания для оптимизма.
Предыстория вопроса
В 2008 году за время конфликтов Грузии сначала с Абхазией, а затем с Южной Осетией российские военные смогли убедиться в том, насколько у нас все плохо с беспилотными авиационными системами. Проблема была ненова — еще в ходе чеченских кампаний предпринимались попытки использовать имевшиеся на вооружении БЛА. В войсках тогда формально оставались комплексы «Стриж» и «Рейс» (созданы еще в 1970-х в КБ Туполева), а также комплексы «Строй-П» с дистанционно пилотируемыми аппаратами «Пчела» разработки НИИ «Кулон» и КБ Яковлева конца 1980-х. Однако их эффективность была очень низкой.
Как пандемия влияет на вооруженные силы стран мира
Это явно контрастировало с тем, как дела обстояли в Грузии, купившей за рубежом партию современных беспилотников. Да, в Абхазии весной 2008-го грузинские БЛА нередко падали. Но тем не менее они отрабатывали задачи по разведке и наблюдению, а экипажи при этом не подвергались риску. Напротив, российская сторона была вынуждена использовать пилотируемые средства разведки. В итоге в августе грузинами был сбит российский Ту-22М3 со спецконтейнером разведки. По имеющимся данным, двое членов экипажа погибли, один пропал без вести и один оказался в плену.
Наше отставание по части беспилотников накапливалось с начала 1990-х. Едва ли не два десятилетия БЛА не считались приоритетом в Министерстве обороны. Виной тому не только отсутствие понимания значимости дронов для армии, но и ограниченность бюджета. В результате сформированный еще в советские годы задел, позволявший когда-то говорить о паритете с западными визави в области создания БЛА, постепенно обесценился и к 2008 году имел скорее историческое, чем практическое значение.
Война с Грузией, обнажившая эту проблему, стала Рубиконом в судьбе отечественных беспилотников. По итогам этого конфликта в срочном порядке были приняты меры, нацеленные на выправление сложившейся ситуации.
©Vostock Photo
Первые шаги
Очевидно, что быстро справиться с проблемой не получилось бы. Поэтому на первом этапе было решено приобрести партию БЛА, включающую системы мини-класса Bird Eye 400 и тактического класса Searcher Mk II, у одного из ведущих мировых разработчиков — израильской компании IAI. Впоследствии в России на мощностях завода УЗГА в Екатеринбурге было организовано сборочное производство этих беспилотников под наименованиями «Застава» и «Форпост» соответственно.
Параллельно с импортом были проведены сравнительные испытания беспилотных систем, разработанных отечественными компаниями в инициативном порядке и применявшихся либо в иных силовых структурах (МВД, ФСБ и МЧС), либо в гражданской сфере. Отобранные по их итогам дроны после доработки под требования военного заказчика были приняты на вооружение и с 2013 года закупаются Министерством обороны. В первую очередь это БЛА «Элерон-3СВ» разработки казанской компании «Эникс» и БЛА «Орлан-10» разработки компании «Специальный технологический центр» (СТЦ) из Санкт-Петербурга, занимающие наибольшую долю среди закупаемых систем.
Какими будут новые десантные корабли ВМФ России
«Элерон-3СВ» — это портативная система воздушной разведки и наблюдения с БЛА ближнего радиуса действия. В основе системы — 5-килограммовый дрон, выполненный по схеме «летающее крыло». Как и большинство подобных систем, он оснащается электродвигателем, тихая работа которого позволяет выполнять полеты, оставаясь практически незаметным для противника. Аппарат оснащается различными фото— и телекамерами, аппаратурой постановки помех и другим оборудованием. Дальность действия «Элерон-3СВ» — до 25 км. Эта система хорошо подходит для оснащения подразделений низшего звена уровня роты или даже взвода. Она позволяет оперативно получить данные воздушной разведки. Судя по всему, в Сирию «Элероны» прибыли одними из первых — там их заметили еще до официального объявления о начале российской операции. Вероятно, в числе прочего «Элероны» могли использоваться для охраны периметров военных баз, а также в сопровождении военных колонн.
Вторая из упомянутых систем, «Орлан-10», включает уже более тяжелый дрон массой около 16-18 кг. Он не столь мобилен, как «Элерон», однако по сравнению с ним имеет ряд преимуществ. Так, двигатель беспилотника, работающий на 95-м бензине, позволяет аппарату оставаться в воздухе существенно дольше — до 16 часов. Радиус действия «Орлана» также больше — до 100 км, а его грузоподъемность — до 5 кг полезной нагрузки, включая системы видовой и радиотехнической разведки, ретрансляции сигналов систем связи и даже средства РЭБ. Совокупность характеристик определяет достаточно высокую востребованность «Орланов» в войсках. При этом относительно малая стоимость делает потери БЛА нечувствительными и позволяет проводить закупки в существенных объемах — по имеющимся оценкам, «Орланы» составляют не менее трети всего парка российских беспилотников.
Почему создание ракетного комплекса на железнодорожной платформе — дурная затея
Подразделения с легкими дронами из состава армейских рот БЛА бригадного и дивизионного подчинения, не нуждающимися в специальных взлетно-посадочных полосах, были рассредоточены по территории Сирии. Они использовались для решения задач, требующих немедленного реагирования. К примеру, с участием БЛА «Орлан-10» была успешно проведена операция по поиску и спасению военнослужащего со сбитого вблизи турецкой границы самолета Су-24М2.
Но у этих БЛА есть и характерные недостатки. Главный из них — необходимость находиться вблизи зоны боевых действий, что, в свою очередь, повышает риск для их операторов. Решить указанные проблемы можно, задействовав беспилотники более тяжелых классов.
Единственный относительно крупный дрон, имеющийся в распоряжении российских военных, — 450-килограммовый «Форпост». В отличие от более легких БЛА, «Форпосты» в Сирии размещались на аэродромах, включая авиабазу Хмеймим, аэропорт Алеппо, а также авиабазу Т-4 недалеко от Пальмиры. Такой беспилотник способен вести разведку и наблюдение на протяжении 16-18 часов, а дальность его действия — более 100 км от места старта. Такие возможности вкупе с оснащением высококачественной оптикоэлектронной аппаратурой сделали «Форпосты» средством наблюдения и контроля ударов по наиболее важным целям. К примеру, они использовались для наблюдения за пусками ракет «Калибр» и контроля результатов ударов по позициям боевиков.
©Евгений Биятов / РИА Новости
Новые разработки
Минобороны России также решило начиная с 2011-го профинансировать проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на создание перспективных образцов отечественных систем БЛА в тех классах, где ожидать инициативных разработок невозможно в силу высокой стоимости и сопутствующих рисков.
Одним из них стал комплекс «Форпост-Р» — полностью российская версия одноименного дрона. Его создание было в 2016-м поручено компании УЗГА, ранее собиравшей беспилотники израильской разработки. Поставленная задача была решена в достаточно сжатые сроки — «Форпост-Р» был создан менее чем за три года с использованием подсистем, ранее разработанных по программе тактического БЛА «Корсар». Российский «Форпост» имеет аналогичные предшественнику массогабаритные параметры и не уступающие оригиналу технические характеристики. В перспективе более функциональный «Форпост-Р» может «закрыть» нишу тактических БЛА. В том числе заместить беспилотник «Корсар», который, как представлялось, должен был стать аналогом широко применявшегося в иракской и афганской кампаниях американского армейского тактического комплекса Shadow, но, похоже, так и не пойдет «в серию».
Чему российские вооруженные силы научились в Сирии
Неменьшее внимание уделяется и более тяжелым средневысотным беспилотникам большой продолжительности полета, то есть так называемого MALE-класса (Medium Altitude Long Endurance). В США родоначальником семейства дронов этого класса стал разработанный в 1990-х БЛА Predator, использующийся американцами и их союзниками в различных кампаниях, начиная с югославской. Его российским аналогом должен стать БЛА «Орион», разрабатываемый компанией «Кронштадт» (ранее «Транзас»). Сообщалось, что он сможет выполнять полеты продолжительностью более 24 часов, длительное время барражируя над заданными районами в поисках целей. На борту беспилотника располагается обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система, которая может обнаруживать и сопровождать цели, обеспечивая наведение для управляемого оружия, а также платформа с цифровыми камерами, или РЛС.
Присущая этому классу аппаратов грузоподъемность позволяет «Ориону», как и БЛА Predator, нести оружие. А это, в свою очередь, ведет к сокращению времени, необходимого на выполнение цикла «обнаружение–поражение», повышая эффективность действий беспилотников в целом. В прошлом году «Орион» был замечен в небе Сирии, однако детали его применения остались неизвестны. Нет сомнений, что на фоне массового использования БЛА аналогичного класса другими странами–участницами боевых действий в Сирии «Орион» — одна из самых ожидаемых в российских войсках систем.
Одновременно с «Орионом» компанией ОКБ «Сокол»/ ОКБ им. Симонова (позднее работа была передана казанскому подразделению компании УЗГА) была начата разработка более тяжелого БЛА MALE-класса — «Альтиус». Изначально предполагалось, что это будет функциональный аналог американского беспилотника Reaper, то есть более тяжелый, чем Predator, аппарат, способный нести большую как по массе, так и по номенклатуре нагрузку, в том числе ударную. Однако впоследствии требования заказчика к комплексу, вероятно, были повышены, и теперь «Альтиус» уже рассматривается как высотный БЛА большой продолжительности полета, что приближает его к американскому разведчику Global Hawk, регулярно летающему вдоль российских границ.
7,5-тонный беспилотный самолет, размах крыла которого сопоставим с некоторыми версиями пассажирского Boeing 737, сможет оставаться в воздухе до двух суток, а большая высота полета позволит ему вести разведку с расстояния, достаточного, чтобы не попадать в зону действия многих систем ПВО. При этом использование спутникового канала связи сделает радиус его действия неограниченным. Высказывались мнения, что постановка на вооружение этих беспилотников в перспективе позволит отказаться от устаревающих самолетов-разведчиков Су-24МР. Добавление же в состав целевой нагрузки вооружения сделает «Альтиус» еще более универсальным средством.
Наконец, самым тяжелым БЛА, который в настоящее время находится в разработке в России, является разведывательно-ударный аппарат «Охотник», продемонстрированный в прошлом году компанией «Сухой». Беспилотник массой около 20 тонн создан по схеме «летающее крыло» с применением технологий снижения заметности. В отличие от упомянутых выше БЛА MALE-класса, «Охотник» сможет применяться против противника, владеющего современными средствами ПВО. Предполагается, что он сможет нести разнообразную целевую нагрузку, по некоторым оценкам, общей массой до 4-5 тонн, включая как системы разведки и наблюдения, так и вооружение.
«Охотник» напоминает американские беспилотники X-45 компании Boeing и X-47 компании Northrop Grumman, которые некоторое время назад представлялись в качестве прообразов летательных аппаратов боевой авиации 6-го поколения. Впрочем, не исключено, что «Охотник», как и вдохновлявшие его конструкторов американские образцы, останется прототипом, на котором будут обкатываться различные технологии.
©Vostock Photo
Итоги
Подводя некоторые итоги, нельзя не отметить, что Россия, 10 лет назад серьезно отстававшая по части беспилотников, за прошедшие годы предприняла принесшие результаты усилия как в части разработки современных систем, так и в части оснащения ими подразделений вооруженных сил.
Некоторые беспилотные системы сейчас активно закупаются и поставляются в войска, ряд других находятся на различных этапах создания. При этом серийно производимые системы используются подразделениями вооруженных сил как во время военных учений, так и в реальной боевой обстановке. В числе прочего это дает ценную информацию как для формирования концепций применения систем БЛА, так и для дальнейшего совершенствования самих беспилотных систем.
Что касается сирийской кампании, то, вероятно, главным выводом, сделанным по ее промежуточным итогам, стало осознание значимости обладания беспилотниками, способными нести помимо систем разведки и наблюдения также и вооружение. Главным образом это относится к системам MALE-класса. И США, и Израиль, и Иран, а теперь и Турция зачастую весьма действенно использовали на сирийском ТВД подобные беспилотники. Очередь за Россией.

На протяжении последних лет беспилотники неизменно входят в число главных героев практически всех военных кампаний, включая, безусловно, и сирийскую. И если их применение Соединенными Штатами и Израилем — дело привычное, то успехи новых игроков на этой сцене продолжают впечатлять. Несколько лет назад весь мир с удивлением наблюдал, как Китай стремительно выходил на лидерские позиции в области создания БЛА. А в конце февраля Турция наглядно продемонстрировала в Сирии, что может массово применять дроны. Россия также включилась в эту технологическую гонку, стараясь нагнать ушедших вперед конкурентов. Сделать это непросто, во-первых, потому, что отстали мы довольно сильно, во-вторых, из-за неблагоприятных политических и экономических условий. Однако уже имеющиеся достижения дают основания для оптимизма. Предыстория вопроса В 2008 году за время конфликтов Грузии сначала с Абхазией, а затем с Южной Осетией российские военные смогли убедиться в том, насколько у нас все плохо с беспилотными авиационными системами. Проблема была ненова — еще в ходе чеченских кампаний предпринимались попытки использовать имевшиеся на вооружении БЛА. В войсках тогда формально оставались комплексы «Стриж» и «Рейс» (созданы еще в 1970-х в КБ Туполева), а также комплексы «Строй-П» с дистанционно пилотируемыми аппаратами «Пчела» разработки НИИ «Кулон» и КБ Яковлева конца 1980-х. Однако их эффективность была очень низкой. Как пандемия влияет на вооруженные силы стран мира Это явно контрастировало с тем, как дела обстояли в Грузии, купившей за рубежом партию современных беспилотников. Да, в Абхазии весной 2008-го грузинские БЛА нередко падали. Но тем не менее они отрабатывали задачи по разведке и наблюдению, а экипажи при этом не подвергались риску. Напротив, российская сторона была вынуждена использовать пилотируемые средства разведки. В итоге в августе грузинами был сбит российский Ту-22М3 со спецконтейнером разведки. По имеющимся данным, двое членов экипажа погибли, один пропал без вести и один оказался в плену. Наше отставание по части беспилотников накапливалось с начала 1990-х. Едва ли не два десятилетия БЛА не считались приоритетом в Министерстве обороны. Виной тому не только отсутствие понимания значимости дронов для армии, но и ограниченность бюджета. В результате сформированный еще в советские годы задел, позволявший когда-то говорить о паритете с западными визави в области создания БЛА, постепенно обесценился и к 2008 году имел скорее историческое, чем практическое значение. Война с Грузией, обнажившая эту проблему, стала Рубиконом в судьбе отечественных беспилотников. По итогам этого конфликта в срочном порядке были приняты меры, нацеленные на выправление сложившейся ситуации. ©Vostock Photo Первые шаги Очевидно, что быстро справиться с проблемой не получилось бы. Поэтому на первом этапе было решено приобрести партию БЛА, включающую системы мини-класса Bird Eye 400 и тактического класса Searcher Mk II, у одного из ведущих мировых разработчиков — израильской компании IAI. Впоследствии в России на мощностях завода УЗГА в Екатеринбурге было организовано сборочное производство этих беспилотников под наименованиями «Застава» и «Форпост» соответственно. Параллельно с импортом были проведены сравнительные испытания беспилотных систем, разработанных отечественными компаниями в инициативном порядке и применявшихся либо в иных силовых структурах (МВД, ФСБ и МЧС), либо в гражданской сфере. Отобранные по их итогам дроны после доработки под требования военного заказчика были приняты на вооружение и с 2013 года закупаются Министерством обороны. В первую очередь это БЛА «Элерон-3СВ» разработки казанской компании «Эникс» и БЛА «Орлан-10» разработки компании «Специальный технологический центр» (СТЦ) из Санкт-Петербурга, занимающие наибольшую долю среди закупаемых систем. Какими будут новые десантные корабли ВМФ России «Элерон-3СВ» — это портативная система воздушной разведки и наблюдения с БЛА ближнего радиуса действия. В основе системы — 5-килограммовый дрон, выполненный по схеме «летающее крыло». Как и большинство подобных систем, он оснащается электродвигателем, тихая работа которого позволяет выполнять полеты, оставаясь практически незаметным для противника. Аппарат оснащается различными фото— и телекамерами, аппаратурой постановки помех и другим оборудованием. Дальность действия «Элерон-3СВ» — до 25 км. Эта система хорошо подходит для оснащения подразделений низшего звена уровня роты или даже взвода. Она позволяет оперативно получить данные воздушной разведки. Судя по всему, в Сирию «Элероны» прибыли одними из первых — там их заметили еще до официального объявления о начале российской операции. Вероятно, в числе прочего «Элероны» могли использоваться для охраны периметров военных баз, а также в сопровождении военных колонн. Вторая из упомянутых систем, «Орлан-10», включает уже более тяжелый дрон массой около 16-18 кг. Он не столь мобилен, как «Элерон», однако по сравнению с ним имеет ряд преимуществ. Так, двигатель беспилотника, работающий на 95-м бензине, позволяет аппарату оставаться в воздухе существенно дольше — до 16 часов. Радиус действия «Орлана» также больше — до 100 км, а его грузоподъемность — до 5 кг полезной нагрузки, включая системы видовой и радиотехнической разведки, ретрансляции сигналов систем связи и даже средства РЭБ. Совокупность характеристик определяет достаточно высокую востребованность «Орланов» в войсках. При этом относительно малая стоимость делает потери БЛА нечувствительными и позволяет проводить закупки в существенных объемах — по имеющимся оценкам, «Орланы» составляют не менее трети всего парка российских беспилотников. Почему создание ракетного комплекса на железнодорожной платформе — дурная затея Подразделения с легкими дронами из состава армейских рот БЛА бригадного и дивизионного подчинения, не нуждающимися в специальных взлетно-посадочных полосах, были рассредоточены по территории Сирии. Они использовались для решения задач, требующих немедленного реагирования. К примеру, с участием БЛА «Орлан-10» была успешно проведена операция по поиску и спасению военнослужащего со сбитого вблизи турецкой границы самолета Су-24М2. Но у этих БЛА есть и характерные недостатки. Главный из них — необходимость находиться вблизи зоны боевых действий, что, в свою очередь, повышает риск для их операторов. Решить указанные проблемы можно, задействовав беспилотники более тяжелых классов. Единственный относительно крупный дрон, имеющийся в распоряжении российских военных, — 450-килограммовый «Форпост». В отличие от более легких БЛА, «Форпосты» в Сирии размещались на аэродромах, включая авиабазу Хмеймим, аэропорт Алеппо, а также авиабазу Т-4 недалеко от Пальмиры. Такой беспилотник способен вести разведку и наблюдение на протяжении 16-18 часов, а дальность его действия — более 100 км от места старта. Такие возможности вкупе с оснащением высококачественной оптикоэлектронной аппаратурой сделали «Форпосты» средством наблюдения и контроля ударов по наиболее важным целям. К примеру, они использовались для наблюдения за пусками ракет «Калибр» и контроля результатов ударов по позициям боевиков. ©Евгений Биятов / РИА Новости Новые разработки Минобороны России также решило начиная с 2011-го профинансировать проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на создание перспективных образцов отечественных систем БЛА в тех классах, где ожидать инициативных разработок невозможно в силу высокой стоимости и сопутствующих рисков. Одним из них стал комплекс «Форпост-Р» — полностью российская версия одноименного дрона. Его создание было в 2016-м поручено компании УЗГА, ранее собиравшей беспилотники израильской разработки. Поставленная задача была решена в достаточно сжатые сроки — «Форпост-Р» был создан менее чем за три года с использованием подсистем, ранее разработанных по программе тактического БЛА «Корсар». Российский «Форпост» имеет аналогичные предшественнику массогабаритные параметры и не уступающие оригиналу технические характеристики. В перспективе более функциональный «Форпост-Р» может «закрыть» нишу тактических БЛА. В том числе заместить беспилотник «Корсар», который, как представлялось, должен был стать аналогом широко применявшегося в иракской и афганской кампаниях американского армейского тактического комплекса Shadow, но, похоже, так и не пойдет «в серию». Чему российские вооруженные силы научились в Сирии Неменьшее внимание уделяется и более тяжелым средневысотным беспилотникам большой продолжительности полета, то есть так называемого MALE-класса (Medium Altitude Long Endurance). В США родоначальником семейства дронов этого класса стал разработанный в 1990-х БЛА Predator, использующийся американцами и их союзниками в различных кампаниях, начиная с югославской. Его российским аналогом должен стать БЛА «Орион», разрабатываемый компанией «Кронштадт» (ранее «Транзас»). Сообщалось, что он сможет выполнять полеты продолжительностью более 24 часов, длительное время барражируя над заданными районами в поисках целей. На борту беспилотника располагается обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система, которая может обнаруживать и сопровождать цели, обеспечивая наведение для управляемого оружия, а также платформа с цифровыми камерами, или РЛС. Присущая этому классу аппаратов грузоподъемность позволяет «Ориону», как и БЛА Predator, нести оружие. А это, в свою очередь, ведет к сокращению времени, необходимого на выполнение цикла «обнаружение–поражение», повышая эффективность действий беспилотников в целом. В прошлом году «Орион» был замечен в небе Сирии, однако детали его применения остались неизвестны. Нет сомнений, что на фоне массового использования БЛА аналогичного класса другими странами–участницами боевых действий в Сирии «Орион» — одна из самых ожидаемых в российских войсках систем. Одновременно с «Орионом» компанией ОКБ «Сокол»/ ОКБ им. Симонова (позднее работа была передана казанскому подразделению компании УЗГА) была начата разработка более тяжелого БЛА MALE-класса — «Альтиус».
Обсудить

Читайте также:


Почему выгодно заказать презентацию
05 декабрь 2023, Вторник
Почему выгодно заказать презентацию
Заказ презентаций (PPT, PPS, prezi) в Zaochnik — это отличный выбор для гарантированного результата. На каждый вид работ предоставляется 2-месячная...
Oнлaйн микpoзaймы нa бaнкoвcкую кapту
12 ноябрь 2023, Воскресенье
Oнлaйн микpoзaймы нa бaнкoвcкую кapту
Получение кредита в микрофинансовых организациях — это удобная услуга, позволяющая получить деньги в долг с моментальным переводом на карты Visa,...
Цены на перевод личных документов
18 сентябрь 2023, Понедельник
Цены на перевод личных документов
Наше агентствоProf Lingua предлагает - Быстрые переводы паспортов, письменный перевод документов в Москве со сроком выполнения 1 час. Наши...
Агентство Этажи: отзывы о компании Этажи в Барнауле
30 март 2023, Четверг
Агентство Этажи: отзывы о компании Этажи в Барнауле
Рынок недвижимости в Барнауле оживлен, что затрудняет потенциальным покупателям или арендаторам выбор надежного агентства, которое поможет им найти...

Добавить комментарий
Комментарии (0)