ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 октября 2018 г. N 2245-р
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года;
план мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года.
2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции и плана, утвержденных настоящим распоряжением, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Минспорту России осуществлять координацию деятельности по выполнению мероприятий, предусмотренных планом, утвержденным настоящим распоряжением.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 октября 2018 г. N 2245-р
КОНЦЕПЦИЯ
ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДО 2025 ГОДА
I. Введение
В Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).
Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
II. Состояние системы подготовки спортивного резерва
В СССР спортивные школы создавались и действовали в системе профсоюзов, ведомств и добровольных спортивных обществ, которые в полном объеме осуществляли материально-техническое обеспечение спортсменов и их участие в тренировочных сборах и спортивных соревнованиях.
В 90-х годах XX века были утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. Территориально-ведомственная организация подготовки спортивного резерва, обеспечивающая как массовость, так и высокий уровень качества подготовки, уступила место территориальной организации.
Спортивные федерации не могли в полной мере влиять на процессы подготовки спортивного резерва на региональном уровне, а полномочия муниципалитетов и субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд были закреплены законодательством Российской Федерации только в 2015 году.
Сложилась практика, при которой в подготовке спортивного резерва принимало участие множество физкультурно-спортивных организаций с различными целями и задачами, ведомственной подчиненностью и источниками финансирования, подходами к оценке эффективности их деятельности, так как эта деятельность регулировалась разным законодательством. Отсутствие четко обозначенной роли и места каждой физкультурно-спортивной организации привело к дублированию функций, неэффективному использованию имеющихся ресурсов, не позволяло выстроить единые, прозрачные механизмы управления системой подготовки спортивного резерва в Российской Федерации.
В связи с этим назрела необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва, направленной на оптимизацию и систематизацию указанных организаций в части их наименований, статуса и видов деятельности. В рамках проводимой модернизации часть организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский состав, была переведена в организации, осуществляющие спортивную подготовку, - спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
Активная фаза формирования отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, пришлась на 2016 - 2017 годы.
На основании информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, в 2018 году 2672 физкультурно-спортивные организации перешли на программы спортивной подготовки, что составляет 84,6 процента численности физкультурно-спортивных организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. Деятельность данных организаций станет основой для реализации положений Концепции.
Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 3385855 человек, из них 3290626 человек являются спортсменами и 95229 человек - тренерами.
Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет 758862 спортсмена на спортивно-оздоровительном этапе, 1504616 спортсменов - на этапе начальной подготовки, 953873 спортсмена - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 55258 спортсменов - на этапе совершенствования спортивного мастерства и 18017 спортсменов - на этапе высшего спортивного мастерства.
Из представленных данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 63,4 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства - только 5,8 процента спортсменов.
В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап, исключения случаев применения неадекватных возрасту спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок требуются актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки, а также разработка единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма и смертности, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.
Принятие в субъектах Российской Федерации, осуществляющих подготовку спортивного резерва, дорожных карт, направленных на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, позволило в 2017 году увеличить (по сравнению с предыдущим годом) объемы финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, на 13,5 млрд. рублей (со 132,1 млрд. рублей до 145,6 млрд. рублей) за счет средств бюджетов всех уровней и средств внебюджетных источников (в том числе на заработную плату - на 8 млрд. рублей, спортивную подготовку - на 1 млрд. рублей).
Также были введены отраслевые корректирующие коэффициенты, направленные на сокращение в первую очередь региональных и муниципальных расходов на спортивную подготовку на этапе начальной подготовки в 4 раза, а на тренировочном этапе - в 2 раза. Данная мера позволяет субъектам Российской Федерации набирать дополнительные группы или увеличивать финансирование уже существующих групп.
Развивается система проведения спортивных мероприятий, которые являются эффективным механизмом отбора спортивно одаренных детей. При этом субъекты Российской Федерации имеют недостаточное ресурсное и финансовое обеспечение, что негативно отражается на эффективности деятельности субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва.
Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В целом по Российской Федерации в 2017 году число тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 71,6 процента штатной численности тренеров, число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, - немногим больше 10 процентов, а 18,3 процента штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению отраслевых профессиональных стандартов.
Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования новой генерации тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки.
Кроме того, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.
Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.
В связи с усилением конкуренции в спорте необходимо постоянное совершенствование качества методического, научно-методического, медико-биологического обеспечения, развитие экспериментальной и инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва.
Начало 2018 года стало периодом стабилизации в системе подготовки спортивного резерва, когда большинство субъектов Российской Федерации провели плановые мероприятия по формированию региональных систем подготовки спортивного резерва с учетом специфики региона, привели законодательство субъектов Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации и теперь готовы к дальнейшему интенсивному развитию. Таким образом, можно говорить о сформированной спортивной отрасли как самостоятельной отрасли социальной сферы, имеющей сложившуюся структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу "Физическая культура и спорт" классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единая система управления через созданный центр методического обеспечения спортивной подготовки в Федеральном центре подготовки спортивного резерва позволят обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Вместе с тем на сегодняшний день остается нерешенной проблема недостаточного межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении задач по подготовке спортивного резерва.
Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.
III. Цели и задачи Концепции
Приоритетными целями Концепции являются:
повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;
повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;
повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Российской Федерации мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Достижение целей Концепции предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:
совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва;
завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва;
развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва;
развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;
совершенствование системы спортивных соревнований;
укрепление международных связей;
создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, в том числе их количественно-качественных показателей с учетом уровня бюджетной обеспеченности, будет осуществляться в рамках проектной деятельности при участии заинтересованных ведомств, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отраслевых организаций и общероссийских спортивных федераций.
IV. Механизмы реализации Концепции
1. Совершенствование управления, координации
деятельности и методического обеспечения системы подготовки
спортивного резерва
Управление системой подготовки спортивного резерва осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в рамках полномочий совместного ведения в области физической культуры и спорта.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта реализует единую государственную политику в области физической культуры и спорта, включая подготовку спортивного резерва.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируют региональные системы подготовки спортивного резерва, включая развитие центров спортивной подготовки спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, обеспечивают подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координируют деятельность органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, по подготовке спортивного резерва.
Органы местного самоуправления создают условия и участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации выстраивает систему подготовки спортивного резерва на базе подведомственных организаций во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и заинтересованными организациями.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта выстраивает систему подготовки спортивного резерва на базе подведомственных организаций во взаимодействии с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, общероссийскими спортивными федерациями и заинтересованными ведомствами с учетом особенностей видов спорта.
В систему управления подготовкой спортивного резерва входят организации, отвечающие за координацию деятельности и организационно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд России" во взаимодействии с общероссийскими спортивными федерациями обеспечивает участие спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, в спортивных мероприятиях единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в части тренировочных мероприятий и международных соревнований (далее - единый календарный план).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр подготовки спортивного резерва" и созданный на его базе единый методический центр обеспечения спортивной подготовки во взаимодействии с общероссийскими спортивными федерациями обеспечивают координацию деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва и координацию деятельности по разработке программ спортивной подготовки по видам спорта, принимают участие в реализации единого календарного плана, а также совместно с другими организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта, оказывают содействие деятельности федеральных экспериментальных (инновационных) площадок, статус которых закреплен в установленном порядке.
Центры спортивной подготовки спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации во взаимодействии с региональными спортивными федерациями обеспечивают участие спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды субъектов Российской Федерации, в спортивных мероприятиях единого календарного плана в части тренировочных мероприятий и спортивных соревнований, осуществляют координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, участвуют в процедуре выявления и отбора спортивно одаренных детей по видам спорта.
В целях повышения эффективности управления в системе подготовки спортивного резерва необходимо формирование механизмов совместного участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в ресурсном обеспечении организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе механизмов совместного использования организациями объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки.
2. Завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой
сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Регулирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, заключается в установлении требований к их деятельности, статусу и наименованиям, целям и задачам с финансовым, материально-техническим, кадровым и иным ресурсным обеспечением.
Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от их типа и организационно-правовой формы будет предоставлена возможность пройти добровольную аккредитацию на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки.
Основными критериями при добровольной аккредитации будут являться требования к тренерскому составу (в том числе к уровню образования и профессиональной подготовленности), материально-техническому и иному ресурсному обеспечению, осуществлению тренировочного и соревновательного процессов, выполнению переводных нормативов спортсменами в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.
В целях систематизации добровольной аккредитации организаций, осуществляющих спортивную подготовку, порядок добровольной аккредитации таких организаций будет определять федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, - это организации, для которых основным видом деятельности является реализация программ спортивной подготовки.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Основными организациями, осуществляющими спортивную подготовку, являются спортивные школы, спортивно-адаптивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе использовать в своем наименовании слово "олимпийский" или образованные на его основе слова и словосочетания в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральными законами.
В число организаций, осуществляющих спортивную подготовку, также входят центры олимпийской подготовки (центры паралимпийской подготовки), училища олимпийского резерва, а также школы-интернаты спортивного профиля, которые могут создаваться в том числе на базе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, как структурные подразделения.
Образовательные организации дополнительного образования и другие организации вправе реализовывать на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, программы спортивной подготовки в качестве дополнительного вида деятельности в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке.
В целях развития студенческого спорта образовательные организации высшего образования могут реализовывать на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, программы спортивной подготовки в специально созданном структурном подразделении на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Таким образом, осуществляется межотраслевое взаимодействие, при котором организация, осуществляющая спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы имеет возможность участвовать в подготовке спортивного резерва посредством реализации программ спортивной подготовки.
3. Совершенствование нормативно-правового регулирования
подготовки спортивного резерва
Совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва предусматривает:
внесение изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части наделения федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта полномочиями по установлению порядка добровольной аккредитации организаций, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки;
оценку необходимости внесения в законодательство Российской Федерации изменений в части предоставления льгот по налогообложению для организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
осуществление мониторинга соответствия правового регулирования системы подготовки спортивного резерва целям и задачам Концепции и внесение в законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте, а также в иные нормативные правовые акты соответствующих изменений в установленном порядке;
актуализацию федеральных стандартов спортивной подготовки во взаимодействии с субъектами Российской Федерации, отраслевыми организациями, общероссийскими и региональными спортивными федерациями;
совершенствование системы критериев, показателей (целевых индикаторов) и инструментов (методик) оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
совершенствование нормативных правовых актов по обеспечению условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий.
4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки
спортивного резерва
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
совершенствование системы подготовки тренерских кадров для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
создание системы государственной аттестации тренеров и иных специалистов отрасли, в том числе разработку и утверждение порядка присвоения квалификационных категорий;
совершенствование систем оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
разработку и внедрение типовых отраслевых норм труда тренеров и иных специалистов сферы физической культуры и спорта;
разработку и утверждение отраслевых мер (гарантий), направленных на повышение уровня социальной защищенности спортсменов и тренеров;
разработку и утверждение новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования - бакалавриата по направлению подготовки "Спорт" и среднего профессионального образования по специальности "Спорт" с присвоением квалификации тренера;
внедрение методов стимулирования тренерских кадров к совершенствованию их профессиональных компетенций и к дальнейшей работе по специальности путем реализации положений единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, использования механизмов государственной аттестации, а также посредством оказания практической помощи молодым специалистам в адаптации в профессии, в совершенствовании теоретических и практических знаний.
5. Развитие инфраструктуры, финансового
и материально-технического обеспечения подготовки
спортивного резерва
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва предусматривает:
обеспечение перехода к нормативно-подушевому финансированию услуг по спортивной подготовке в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки в полном объеме;
развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, поддержку отечественного производства конкурентоспособного, качественного и доступного спортивного инвентаря и оборудования, в том числе за счет мер государственно-частного партнерства;
разработку и внедрение механизмов совместного использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
проработку механизма предоставления субсидий из регионального бюджета бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
разработку мер, направленных на стандартизацию качества доступности объектов и услуг городской, социальной инфраструктуры в целях повышения эффективности и качества работ по созданию безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта, для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
6. Совершенствование системы отбора
спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов
спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:
определение требований к качеству и модельным характеристикам кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации;
распространение требований федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта на спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки;
разработку и утверждение механизмов отбора и перевода в организации, осуществляющие спортивную подготовку, спортивно одаренных детей (в том числе детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, и детей, проходящих обучение в спортивных классах);
разработку и утверждение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для прохождения спортивной подготовки.
7. Совершенствование научно-методического,
медико-биологического и антидопингового обеспечения
Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает:
разработку научно обоснованных модельных характеристик спортсменов с учетом специфики видов спорта;
совершенствование системы подготовки кадров для реализации программ научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения подготовки спортивного резерва;
проработку предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих включение в федеральные стандарты спортивной подготовки положений об антидопинговом, научно-методическом, медицинском и медико-биологическом обеспечении;
внедрение лучших методик, полученных в результате инновационной и экспериментальной деятельности, в практическую работу;
развитие врачебно-физкультурных диспансеров и (или) центров спортивной медицины в каждом субъекте Российской Федерации (при взаимодействии с региональными органами управления здравоохранением, физической культурой и спортом, в том числе на кластерной основе) в целях сопровождения лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки;
разработку и утверждение профессионального стандарта "Врач по спортивной медицине";
внедрение информационных программ, основанных на положениях Всемирного антидопингового кодекса, в организации, осуществляющие спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, тренеров и специалистов сферы физической культуры нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга).
8. Совершенствование системы спортивных соревнований
Совершенствование системы спортивных соревнований предусматривает:
определение необходимого количества спортивных соревнований от муниципального уровня до уровня субъекта Российской Федерации;
развитие системы проведения зональных соревнований и комплексных спортивных соревнований.
9. Укрепление международных связей
Укрепление международных связей предусматривает:
включение в международные соглашения и меморандумы, подписываемые органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта и иностранными государствами, мероприятий по взаимодействию в рамках подготовки спортивного резерва;
проведение международных спортивных мероприятий в целях обмена опытом между спортсменами, тренерами и иными специалистами;
участие в международных мероприятиях.
10. Создание условий для саморазвития
и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного
и патриотического воспитания
Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания предусматривает:
формирование у лиц, занимающихся спортивной подготовкой, устойчивого интереса к занятиям спортом, потребности в двигательной активности, привычки к организованному досугу и ведению здорового образа жизни на основе обеспечения качественными и доступными услугами по спортивной подготовке с квалифицированными тренерскими кадрами и необходимым ресурсным обеспечением;
воспитание у юных спортсменов уважения к моральным нормам, дисциплине, ответственности, формирование мотивации к росту спортивного мастерства и демонстрации высоких личных спортивных достижений в составе спортивной сборной команды Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
создание и выпуск игровых, анимационных и неигровых фильмов, пропагандирующих здоровый образ жизни и достижения отечественного спорта;
оказание на конкурсной основе государственной поддержки организациям, осуществляющим производство (выпуск и распространение) и (или) тиражирование социально значимых проектов в области электронных и печатных средств массовой информации, направленных на популяризацию физической культуры и спорта.
V. Этапы реализации Концепции. Ожидаемые результаты
Утверждение плана мероприятий по реализации Концепции, который является ее неотъемлемой частью, позволит осуществить необходимые мероприятия по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва до 2025 года в 2 этапа:
I этап - 2019 - 2020 годы;
II этап - 2021 - 2025 годы.
На I этапе реализации Концепции (2019 - 2020 годы) планируется:
принятие организационных решений по обеспечению выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Концепции;
включение основных мероприятий по развитию системы подготовки спортивного резерва в разрабатываемую стратегию развития физической культуры и спорта на период до 2030 года;
увеличение до 23,5 процента доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства;
увеличение до 67 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
увеличение до 46 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
На II этапе реализации Концепции (2021 - 2025 годы) планируется:
продолжение выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
обеспечение совершенствования нормативных правовых актов по реализации Концепции с учетом правоприменительной практики;
увеличение до 25 процентов доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства;
увеличение до 100 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
увеличение до 60 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
Начиная с I этапа реализации Концепции федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими спортивными федерациями и заинтересованными организациями будут проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
В результате реализации Концепции в Российской Федерации будет создано единое спортивное пространство, предоставляющее всем организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы равные возможности для участия в подготовке спортивного резерва.
Будет сформирована сеть отраслевых организаций, для которых спортивная подготовка будет основным и обязательным видом деятельности, с необходимым нормативно-правовым, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Подготовка спортивного резерва выйдет на новую качественную ступень, что позволит для спортивных сборных команд увеличить спортивный резерв с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом для спортивного долголетия.
Будут заложены основы для формирования у населения Российской Федерации мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки в целях увеличения продолжительности жизни, повышения уровня трудоспособности и самореализации граждан.
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 октября 2018 г. N 2245-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО
РЕЗЕРВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА