ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 марта 2019 г. N 369-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.
3. Минкавказу России в 6-месячный срок подготовить с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 марта 2019 г. N 369-р
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ДО 2035 ГОДА
I. Общие положения
В настоящее время туризм имеет важное значение для социально-экономического развития, увеличения количества рабочих мест, повышения качества жизни граждан, формирования здорового образа жизни, оказывает мультипликативный эффект на развитие сопряженных сфер экономической деятельности. Сегодня туризм формирует 3,4 процента валового внутреннего продукта страны, влияя на 53 смежные отрасли, создание одного рабочего места в сфере туризма влечет за собой создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях.
Северо-Кавказский федеральный округ обладает большим стратегическим, экономико-географическим и транзитным потенциалом. Богатые туристские ресурсы позволяют определить развитие туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа одним из приоритетных направлений.
В последние годы интерес российских и иностранных туристов к отдыху на территории Северо-Кавказского федерального округа стабильно растет. Вместе с тем потенциал туристской индустрии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, используется не в полном объеме. Развитие сферы туризма в целом сдерживается недостаточным уровнем:
качества и количества объектов туристской инфраструктуры;
подготовки кадров для туристской индустрии;
качества оказываемых туристам услуг;
эффективности межведомственного взаимодействия и предпринимательской кооперации;
осведомленности российских и иностранных туристов о возможностях туристской индустрии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года (далее - Стратегия) направлена на комплексное развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе, выявление приоритетных направлений развития туризма, решение задач по каждому направлению развития туризма, поэтапное развитие приоритетных и региональных туристских территорий округа.
Развитие туристской индустрии на территории Северо-Кавказского федерального округа будет способствовать решению стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2035 года.
Таким образом, мультипликативный и синергетический эффект от развития туризма приведет к улучшению социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в том числе за счет увеличения вклада туристской индустрии в экономику округа и создания новых рабочих мест.
Понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:
"аграрный туризм" - вид отдыха в сельской местности на базе сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, предусматривающий непосредственное участие или ознакомление с сельскохозяйственной деятельностью;
"активный туризм" - путешествие при помощи активных способов передвижения, в том числе с применением специального снаряжения и с использованием горнолыжных баз и других спортивных объектов для массового туризма;
"горнолыжный туризм" - активный вид отдыха на территории горнолыжного комплекса в спортивных, физкультурных, оздоровительных и рекреационных целях;
"гостиничная сеть" - взаимосвязанная система аналогичных гостиниц, централизованно управляемых в рамках одного бренда и реализующих единую стратегию развития (стандарты качества, обслуживания, снабжения, концепция продвижения продукта), а также использующих общие системы информационного взаимодействия (системы бронирования и глобальные дистрибутивные системы);
"круизный туризм" - путешествие на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно-познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных, профессионально-деловых и других целях;
"культурно-познавательный туризм" - путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными ценностями, природными ценностями, традициями и обычаями, в том числе посредством осуществления экскурсионной деятельности и проведения событийных мероприятий;
"лечебно-оздоровительный туризм" - путешествие в целях отдыха и восстановления физического здоровья, предусматривающее лечебно-оздоровительные, профилактические, рекреационные и пляжные услуги;
"приоритетная туристская территория" - территория, располагающая большим количеством туристских ресурсов и устойчивым туристским потоком по отношению к другим туристским территориям региона;
"региональная туристская территория" - территория, располагающая туристскими ресурсами, пользующимися спросом у туристов;
"сельский туризм" - вид отдыха в сельской местности с предоставлением услуг по временному размещению в гостевом доме, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности;
"спортивный туризм" - вид спорта, включающий в себя преодоление естественных препятствий (дороги и тропы с различным покрытием, бездорожье, переправы, перевалы, вершины, пороги, каньоны, пещеры) на маршрутах с использованием различной тактики и техники их преодоления, регулирующийся Единой всероссийской спортивной классификацией;
"туристская территория" - территория, на которой сконцентрированы туристские ресурсы;
"туристская территория местного значения" - территория, располагающая одним или несколькими туристскими ресурсами, пользующимися спросом преимущественно у жителей данного региона;
"устойчивое развитие" - социально-экономическое развитие, при котором использование ресурсов, инфраструктурные изменения и научно-технические инновации, направленные на достижение полной занятости и повышение уровня жизни нынешних поколений, осуществляется без ущерба для возможностей развития будущих поколений;
"экологический туризм" - деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению.
II. Основные тенденции и современное состояние развития
туризма в мире, Российской Федерации и Северо-Кавказском
федеральном округе
1. Мировые тенденции развития туризма
По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), туризм становится одним из крупнейших и наиболее быстрорастущих секторов экономики в мире и показывает рост в среднем на 4 процента в год. Международный туризм составляет 30 процентов мирового экспорта коммерческих услуг, а экономика туризма - 10 процентов мирового валового внутреннего продукта. Рост занятости составляет более 4 процентов в год, каждый турист своим прибытием обеспечивает финансирование 3 рабочих мест. Во всем мире сейчас каждое 11-е рабочее место относится к индустрии туризма.
Основными мировыми тенденциями, определяющими развитие туризма в долгосрочной перспективе, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), являются:
устойчивое развитие;
демография;
глобализация;
транспортная инфраструктура.
Применение принципов устойчивого развития при реализации туристских проектов позволяет не только повысить социально-экономические показатели данных территорий, но и обеспечить сохранение их туристско-рекреационного потенциала для будущих поколений.
Демографические процессы, связанные с увеличением доли старшего поколения, числа городских жителей и мигрантов, затрагивают сегодня большинство стран мира, эти процессы в значительной степени обуславливают повышение спроса на лечебно-оздоровительный, активный и культурно-познавательный виды туризма.
Глобализация процессов распределения информационных и финансовых потоков фактически не ограничивает географию продвижения и продажи туристских услуг, а растущая по этой причине конкурентная среда стимулирует повышение качества и ассортимента туристских продуктов.
Развитие транспортной инфраструктуры повышает уровень доступности различных территорий, что позволяет формировать новые туристские маршруты и значительно увеличивать туристский поток.
При определении механизмов реализации задач Стратегии предлагается рассматривать имеющийся туристский потенциал Северо-Кавказского федерального округа в комплексе с основными мировыми тенденциями развития туристской индустрии.
2. Основные характеристики развития туризма
в Северо-Кавказском федеральном округе
Северо-Кавказский федеральный округ имеет большой потенциал для развития туризма, который в настоящее время реализован в незначительной степени, при этом темпы развития отрасли отстают от среднероссийских, что говорит о недостаточности принимаемых мер по созданию условий для развития туризма.
Объем туристских услуг, оказанных населению в Северо-Кавказском федеральном округе, ежегодно растет, однако экономический вклад туризма в валовой внутренний продукт на территории округа является крайне низким. На одного жителя Северо-Кавказского федерального округа приходится 528,3 рубля оказанных туристских услуг. При этом по Российской Федерации данный показатель в среднем составляет 985 рублей на человека.
Количество коллективных средств размещения в Северо-Кавказском федеральном округе в 2017 году составило 791 единицу (в том числе 167 организаций, оказывающих санаторно-курортные услуги), что является недостаточным для размещения потенциального туристского потока. Число коллективных средств размещения в целом в округе на 1000 жителей составляет 0,081, что более чем в 2 раза ниже среднероссийского показателя.
Общее число мест в коллективных средствах размещения в Северо-Кавказском федеральном округе также является недостаточным (78 тыс. мест), а динамика роста (115,06 процента с 2013 по 2017 год) не отвечает потенциалу развития туризма (по Российской Федерации - 156,34 процента). В результате на 1000 жителей Северо-Кавказского федерального округа приходится только 8 мест в коллективных средствах размещения (по Российской Федерации - 14,7).
Как следствие, сфера туризма в целом не является в настоящее время инвестиционно привлекательной в Северо-Кавказском федеральном округе. Объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие коллективных средств размещения, в 2016 году составил в Северо-Кавказском федеральном округе 978,6 млн. рублей, что является одним из самых низких показателей в Российской Федерации (3,2 процента от общероссийского показателя).
Объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие коллективных средств размещения, на 1000 жителей Северо-Кавказского федерального округа составил только 0,1 млн. рублей (по Российской Федерации в среднем - 0,207 млн. рублей).
Остро стоит проблема отсутствия современной технологичной туристской инфраструктуры. Существующая туристская инфраструктура округа обладает высокой степенью износа основных фондов (в 2016 году - 40,5 процента).
Дополнительным ограничивающим фактором является отсутствие коллективных средств размещения большой емкости (более 300 номеров), что объективно сдерживает возможность организации и проведения крупных культурных, деловых и спортивных мероприятий на территории Северо-Кавказского федерального округа, а также препятствует организации чартерных авиарейсов по внутренним туристским направлениям.
3. Анализ кадровой обеспеченности туристской индустрии
по субъектам Российской Федерации, входящим в состав
Северо-Кавказского федерального округа
Общая занятость в сфере туризма по итогам 2016 года в Северо-Кавказском федеральном округе составила 43,2 тыс. человек, в том числе в коллективных средствах размещения среднесписочная численность - 28,7 тыс. человек, в сфере общественного питания - 13,5 тыс. человек, в туристских фирмах - 868 человек.
Северо-Кавказский федеральный округ имеет потребность в профессиональных специалистах, владеющих специальными знаниями и навыками предоставления туристских услуг в соответствии с международными стандартами. В связи с предполагаемым ростом туристских потоков в Северо-Кавказский федеральный округ необходимо улучшить подготовку профессиональных кадров для сферы туризма.
Высшее образование для сферы туризма в Северо-Кавказском федеральном округе осуществляется в 41 образовательной организации, в том числе в Республике Дагестан - в 4 образовательных организациях, в Республике Ингушетия - в 1 образовательной организации, в Кабардино-Балкарской Республике - в 3 образовательных организациях, в Карачаево-Черкесской Республике - в 1 образовательной организации, в Республике Северная Осетия - Алания - в 2 образовательных организациях, в Чеченской Республике - в 3 образовательных организациях, в Ставропольском крае - в 27 образовательных организациях.
Подготовка по образовательным программам среднего профессионального образования в сфере туризма ведется в 28 профессиональных образовательных организациях, из них 9 - частных.
Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих ведутся в основном по профессиям "повар" и "повар-кондитер". Необходимо развивать дополнительные профессиональные программы подготовки рабочих и служащих для туристской отрасли.
Остро стоит вопрос профессиональной переподготовки и повышения квалификации среднего управленческого персонала на предприятиях туристской индустрии, а также подготовки и аттестации инструкторов-проводников и гидов-переводчиков.
III. Цели и задачи реализации Стратегии
Целями настоящей Стратегии являются увеличение суммарного вклада туристской индустрии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в валовой внутренний продукт, увеличение притока иностранных туристов, создание условий для замещения импорта туристских услуг, комплексное развитие туризма и увеличение его вклада в достижение показателей социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа с учетом принципов устойчивого развития.
Направлениями настоящей Стратегии являются:
создание и развитие современной туристской инфраструктуры на туристских территориях округа;
обеспечение безопасности туристов и процессов эксплуатации объектов туристской инфраструктуры;
развитие отраслевой системы подготовки и привлечения специалистов для сферы туризма;
создание и развитие системы управления в сфере туризма в Северо-Кавказском федеральном округе;
формирование условий для создания конкурентоспособного туристского продукта и повышения качества туристских услуг;
продвижение туристских территорий и туристских продуктов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на российском и международном рынках.
В рамках направления по созданию и развитию современной туристской инфраструктуры на туристских территориях Северо-Кавказского федерального округа будут решены следующие задачи:
привлечение инвестиций в целях модернизации существующих коллективных средств размещения и строительства новых объектов размещения;
модернизация и строительство обеспечивающей инфраструктуры на территориях туристско-рекреационных особых экономических зон и приоритетных туристских территориях;
синхронизация проекта развития особых экономических зон, объединенных в туристский кластер, с планами строительства транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и иной инфраструктуры, реализуемыми органами государственной власти и акционерными обществами с государственным участием на приоритетных туристских территориях;
привлечение инвестиций в строительство горнолыжных, лечебно-оздоровительных и культурно-развлекательных комплексов;
развитие системы придорожного сервиса путем строительства объектов туристской инфраструктуры, в том числе кемпингов, парковочных мест для экскурсионного транспорта, смотровых площадок у объектов туристского показа и санитарных объектов;
сохранение мест традиционного бытования народно-художественных промыслов путем создания этнических парков, предоставления мер государственной поддержки и развития сети продаж изделий предприятий народно-художественных промыслов в границах туристских территорий;
развитие международных и межрегиональных пассажирских перевозок авиационным, автомобильным и водным транспортом посредством модернизации и создания необходимой транспортной, обеспечивающей инфраструктуры и обустройства пунктов пропуска через государственную границу;
создание сети туристских приютов по приему организованных групп юных туристов.
В рамках направления по обеспечению безопасности туристов и процессов эксплуатации объектов туристской инфраструктуры будут решены следующие задачи:
внедрение на территории Северо-Кавказского федерального округа системы стандартов качества в отношении туристских услуг, классификации объектов размещения, туристских маршрутов, туристского транспорта, деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, а также торговых точек у объектов показа;
создание систем информирования туристов о мерах безопасности, автоматической регистрации и учета туристов при выходе на туристские маршруты;
организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих по вопросам обеспечения эксплуатации объектов туристской инфраструктуры, а также сотрудников экстренных служб по вопросам обеспечения безопасности туристов.
В рамках направления по развитию отраслевой системы подготовки и привлечения специалистов для сферы туризма будут решены следующие задачи:
создание системы практико-ориентированного профессионального образования в области туризма, включающей систему подготовки специалистов по схеме "среднее профессиональное образование (профильное) - бакалавриат, магистратура, аспирантура";
развитие системы оценки квалификации и поощрения специалистов в сфере туризма посредством формирования центров профессиональной квалификации, центров оценки компетенций, организации конкурсов профессионального мастерства, в том числе по стандартам "Ворлдскиллс";
патриотическое воспитание школьников и молодежи на основе традиций гостеприимства народов Северного Кавказа (организация учебного процесса в форме экскурсий на объекты туристского показа и туристской индустрии регионов, создание туристских клубов и секций начального освоения специальностей в сфере туризма и т.д.);
развитие дополнительных образовательных программ в области туризма для граждан, занятых на предприятиях туристской индустрии и проживающих на приоритетных туристских территориях в Северо-Кавказском федеральном округе;
создание новых рабочих мест и стимулирование самозанятости граждан, проживающих на приоритетных туристских территориях в Северо-Кавказском федеральном округе;
развитие и внедрение научно-исследовательской деятельности в сфере туризма.
В рамках направления по созданию и развитию системы управления в сфере туризма в Северо-Кавказском федеральном округе будут решены следующие задачи:
создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления отрасли на базе институтов развития Северо-Кавказского федерального округа и системы туристско-информационных центров на приоритетных туристских территориях в Северо-Кавказском федеральном округе;
формирование единой государственной политики в сфере туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа путем синхронизации действующих государственных программ, планов продвижения и отдельных мероприятий на всех уровнях государственного управления (федеральном, региональном и муниципальном);
совершенствование системы статистического учета в туризме посредством организации регулярного мониторинга внутреннего и въездного туристских потоков в Северо-Кавказском федеральном округе, внедрения автоматизированной системы обмена данными по показателям статистического учета.
В рамках направления по формированию условий для создания конкурентоспособного туристского продукта и повышения качества туристских услуг будут решены следующие задачи:
создание благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере туризма и создания туристского продукта посредством развития механизмов государственных институтов развития малого и среднего предпринимательства;
упрощение процедур въезда и передвижения организованных групп иностранных туристов по территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
расширение ассортимента туристских услуг, проведение крупных событийных мероприятий в период межсезонья;
поддержка туристских проектов, направленных на развитие межрегиональных и международных туристских маршрутов с использованием различных видов транспорта;
создание единой системы (сети) пользования туристскими услугами (прокат туристского инвентаря, оборудования, средств передвижения и т.п.);
использование механизмов государственной поддержки резидентов особых экономических зон, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа;
стимулирование предпринимательских и общественных инициатив с использованием механизма субсидирования и грантовой поддержки.
В рамках направления по продвижению туристских территорий и туристских продуктов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на российском и международном рынках будут решены следующие задачи:
создание, внедрение и развитие единой системы продвижения округа как туристского региона на российском и международном рынках путем создания единого мультиязычного информационно-аналитического ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сопряженных с ним мобильных приложений;
формирование имиджа Северо-Кавказского федерального округа как гостеприимной и безопасной туристской территории посредством участия в престижных и значимых мировых, федеральных и региональных туристских выставках, организация информационных пресс- и блог-туров;
внедрение российских и международных стандартов оформления туристских продуктов и оказания туристских услуг;
формирование единого календаря туристских событий и поддержка проведения крупных массовых культурных и спортивных мероприятий на регулярной основе.
IV. Приоритетные виды туризма в Северо-Кавказском
федеральном округе
1. Активный туризм
На территории Северо-Кавказского федерального округа по состоянию на 1 июня 2018 г. действуют 9 горнолыжных комплексов, 68 подъемников и 108 горнолыжных трасс, общая протяженность которых составляет около 185 километров. В Северо-Кавказском федеральном округе расположены горнолыжные комплексы "Чиндирчеро" (Республика Дагестан), "Армхи" (Республика Ингушетия), "Эльбрус" и "Чегет" (Кабардино-Балкарская Республика), "Домбай" и "Архыз" (Карачаево-Черкесская Республика), "Цей" (Республика Северная Осетия - Алания), "Ведучи" (Чеченская Республика) и "Сосновый рай" (Ставропольский край).
Общее управление туристско-рекреационными особыми экономическими зонами, объединенными в туристический кластер в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе", осуществляет Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа. При этом управляющей компанией - акционерным обществом "Курорты Северного Кавказа" обеспечивается создание и эксплуатация объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования указанных особых экономических зон.
В состав туристско-рекреационных особых экономических зон Северо-Кавказского федерального округа входят всесезонные туристско-рекреационные комплексы "Архыз" (на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики), "Ведучи" (на территории Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики), "Эльбрус" (на территориях Эльбрусского и Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики), "Армхи" и "Цори" (на территориях Джейрахского и Сунженского муниципальных районов Республики Ингушетия), "Матлас" (на территориях Хунзахского, Карабудахкентского, Каякентского, Дербентского и Магарамкентского муниципальных районов Республики Дагестан).
Перспективным также является проект развития туристско-рекреационного комплекса "Мамисон" на территории Республики Северная Осетия - Алания.
Мировой опыт эксплуатации горнолыжных комплексов в период низкого сезона показывает значимость развития на их территории активного туризма с элементами экологического, горнолыжного и спортивного туризма в целях обеспечения круглогодичной загрузки коллективных средств размещения и повышения финансовых показателей горнолыжного комплекса.
Характерной особенностью горнолыжных комплексов Российской Федерации, в частности Северо-Кавказского федерального округа, является их расположение в непосредственной близости к особо охраняемым природным территориям.
На территории Северо-Кавказского федерального округа находятся 15 особо охраняемых природных территорий федерального значения: 6 государственных заповедников, 3 национальных парка, 6 государственных заказников, общая площадь которых составляет 710,22 тыс. гектаров.
Данный факт не только накладывает определенные обязательства и ограничения на ведение хозяйственной деятельности на прилегающей территории и территории самих горнолыжных комплексов, но и обуславливает перспективы развития активного, спортивного и экологического туризма на территориях национальных парков и других особо охраняемых природных территориях.
Разнообразие флористических и фаунистических ресурсов Северо-Кавказского федерального округа и наличие особо охраняемых территорий способствуют развитию экологического туризма на территории округа.
В настоящее время для осуществления спортивных походов по территории Северо-Кавказского федерального округа общероссийской общественной организацией "Федерация спортивного туризма России" разработан перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов и естественных препятствий, включающий описание 9 пешеходных маршрутов, 89 горных маршрутов, 75 водных маршрутов, 11 велосипедных маршрутов и 8 спелеомаршрутов.
Развитие активного туризма с элементами экологического, горнолыжного и спортивного туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа является важным элементом реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204) в части решения задач национальных проектов "Экология" и "Международная кооперация и экспорт".
2. Лечебно-оздоровительный туризм
Лечебно-оздоровительный туризм развивается на Северном Кавказе с конца XIX века. Северо-Кавказский федеральный округ по совокупности факторов (рельефу, флоре и фауне, климатическим и земельным ресурсам) и туристскому потенциалу является одним из крупнейших центров лечебно-оздоровительного туризма на территории Российской Федерации.
Основу санаторно-курортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа составляют 168 санаториев общей емкостью 41624 места.
Особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды - расположен на территории трех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и включает в себя территории г. Лермонтова, городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, городских округов Георгиевск и Минеральные Воды, а также Предгорного муниципального района (Ставропольский край), территорию Зольского муниципального района (Кабардино-Балкарская Республика), территории Малокарачаевского и Прикубанского муниципальных районов (Карачаево-Черкесская Республика).
На сравнительно небольшой площади в 2 тыс. кв. километров, главным образом примыкающей к бассейну реки Подкумок, сконцентрировано более 100 источников минеральной воды 18 типов с различным химическим составом, минерализацией и температурой. Такого разнообразия в мире больше нет: в г. Будапеште (Венгрия) находится менее 100 источников, в г. Карловы Вары (Чехия) - более 60, в г. Баден-Баден (Германия) - менее 20.
Перспективы развития санаторно-курортного комплекса определяются большими запасами минеральных вод, которые составляют более 24,3 тыс. куб. метров в сутки, в том числе 16,7 тыс. куб. метров в сутки подготовлены для использования. В настоящее время на лечение, питьевые цели и промышленный розлив используется только 2,6 тыс. куб. метров в сутки, резерв воды составляет 14,1 тыс. куб. метров в сутки.
Регион Кавказских Минеральных Вод славится не только минеральными источниками, но и целебной грязью Тамбуканского озера, расположенного в 12 километрах от города-курорта Пятигорска на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики.
Лечебно-оздоровительный туризм в Кабардино-Балкарской Республике представлен курортом федерального значения "Нальчик".
В Карачаево-Черкесской Республике на территории Карачаевского городского округа действует туберкулезный санаторий "Теберда", а территория Малокарачаевского района определена для реализации проекта по созданию инновационного международного медицинского кластера, включающего строительство высокотехнологичного федерального медицинского центра, специализированных клиник, реабилитационных центров и других санаторно-курортных объектов.
В Республике Дагестан действуют санатории "Талги", "Каякент", "Радде" и "Гуниб", а также бальнеологический курорт "Ахты".
В Республике Северная Осетия - Алания расположен бальнеологический курорт "Тамиск", а на территории г. Владикавказа действуют санатории "Осетия", "Сосновая роща" и "Юность".
В Чеченской Республике расположен курорт "Серноводск-Кавказский".
В Республике Ингушетия действует курорт "Армхи".
Развитие лечебно-оздоровительного туризма с учетом элементов медицинского и детского туризма позволит сформировать на туристских территориях Северо-Кавказского федерального округа комплексный туристский продукт для всех членов семьи. На территории округа станет возможным проведение всего комплекса медицинских мероприятий, направленных на выявление, лечение болезней и реабилитацию в условиях, приближенных к курортным, в непосредственной близости от источников бальнеологических ресурсов.
Развитие лечебно-оздоровительного туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа является важным элементом реализации Указа Президента Российской Федерации N 204 в части национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение".
3. Культурно-познавательный туризм
В Северо-Кавказском федеральном округе находится около 15 тыс. объектов культурного наследия, из них более 3 тыс. объектов федерального значения и объект всемирного наследия ЮНЕСКО "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента".
По территории Северного Кавказа исторически проходил древний торговый маршрут "Великий шелковый путь", наследие которого является мировым достоянием. Туристские маршруты по участкам Великого шелкового пути активно развиваются и продвигаются Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) во всем мире.
Развитие культурно-познавательного туризма с элементами этнического, событийного и гастрономического видов туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа в комплексе с реализацией мероприятий по сохранению мест традиционного бытования народно-художественных промыслов является важным элементом реализации Указа Президента Российской Федерации N 204 в части решения задач национальных проектов "Культура" и "Международная кооперация и экспорт".
V. Этапы развития туризма на территории Северо-Кавказского
федерального округа
Развитие приоритетных и перспективных видов туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа предполагается осуществить в два этапа - I этап (2019 - 2024 годы) и II этап (2025 - 2035 годы).
На I этапе предусматривается развитие активного, культурно-познавательного и лечебно-оздоровительного туризма за счет их совместного развития с другими видами туризма.
Ожидаемый синергетический эффект от реализации мероприятий данного этапа обеспечит увеличение числа лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, и общее число ночевок, в результате чего возрастет показатель загрузки в коллективных средствах размещения субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Реализация данного этапа в части развития активного туризма в Северо-Кавказском федеральном округе будет включать элементы горнолыжного, спортивного и экологического туризма.
Совместное развитие данных видов туризма позволит решить вопрос расширения видов предоставляемых туристских услуг, а также увеличения туристского потока на горнолыжные курорты в низкий сезон.
Для комплексного развития активного туризма необходимо обеспечить:
разработку, создание, обустройство и маркировку пеших, вело-, авто-и мотомаршрутов различных уровней сложности;
организацию пунктов проката туристского оборудования и найма аттестованных инструкторов-проводников;
поддержку проведения спортивных соревнований по экстремальным и активным видам спорта в границах приоритетных туристских территорий.
Развитие активного туризма во взаимосвязи с элементами горнолыжного, спортивного и экологического туризма позволит туристам разнообразить отдых на горнолыжных курортах Северо-Кавказского федерального округа, а также привлечь туристов, предпочитающих смежные с активными и экстремальные виды спорта, обеспечить продвижение экологического туризма на территории курортов Северного Кавказа.
Реализация I этапа в части развития культурно-познавательного туризма в рамках Стратегии будет осуществляться с учетом элементов этнического, гастрономического и событийного туризма, что позволит в большей мере раскрыть потенциал культурного наследия Северо-Кавказского федерального округа: познакомить с национальными традициями и обычаями, региональными гастрономическими товарами и народно-художественными промыслами народов Северного Кавказа.
Кроме того, развитие культурно-познавательного туризма будет усилено элементами событийного туризма, в том числе путем проведения культурных мероприятий с участием региональных творческих коллективов и мастеров народно-художественных промыслов в субъектах Российской Федерации и за рубежом с целью знакомства туристов с культурой и традициями народов Северо-Кавказского федерального округа.
Для развития культурно-познавательного туризма в рамках Стратегии предлагается осуществить:
разработку, создание, обустройство и маркировку познавательных маршрутов на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
строительство этнографических парков вблизи туристских объектов с использованием элементов национальной культуры и народного быта, включая торговые ряды, мастерские и дегустационные залы;
реконструкцию и благоустройство туристских объектов и близлежащей территории, в том числе реставрацию центров исторических городов, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа;
привлечение представителей культурных автономий и национальных коллективов народов Северного Кавказа при проведении мероприятий, посвященных Северо-Кавказскому федеральному округу, в субъектах Российской Федерации и фестивалей культуры и искусства народов России за рубежом.
Реализацию I этапа в части развития лечебно-оздоровительного туризма в рамках Стратегии предполагается осуществить с учетом элементов детского и медицинского туризма.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует несколько федеральных детских центров, которые являются базовыми площадками для проведения на морском побережье летней оздоровительной программы для детей и молодежи из регионов Российской Федерации.
В связи с тем, что в настоящее время на территории Российской Федерации отсутствует федеральный детский центр в горной местности, предлагается реализовать на территории Северо-Кавказского федерального округа мероприятия по развитию детского оздоровительного туризма в горной местности.
Развитие лечебно-оздоровительного туризма в комплексе с элементами детского и медицинского туризма позволит:
создать туристский продукт для всей семьи;
предложить комплексное обследование состояния здоровья, специализированное лечение и необходимую реабилитацию;
увеличить туристский поток на лечебно-оздоровительные курорты;
повысить спрос на детский отдых в горной местности;
реализовать проекты по строительству новых объектов лечебно-оздоровительного туризма.
Реализация мероприятий I этапа будет осуществлена путем повышения эффективности эксплуатации уже имеющейся в регионе инфраструктуры, модернизации и строительства отдельных недостающих элементов и постепенного увеличения туристского потока на туристских территориях.
В результате реализации указанных мероприятий будут обеспечены:
увеличение числа лиц, размещенных в коллективных средствах размещения на приоритетных туристских территориях;
рост числа граждан, занятых на предприятиях туристской индустрии;
увеличение числа ночевок в коллективных средствах размещения;
повышение уровня загрузки коллективных средств размещения в низкий сезон.
На II этапе предусматривается обеспечение опережающего развития туристской индустрии Северо-Кавказского федерального округа за счет значительных инфраструктурных преобразований, способных качественно изменить объем туристского потока в 2025 - 2035 годах, включая обеспечивающую и транспортную инфраструктуры, а также международную кооперацию по приоритетным видам туризма и привлечение иностранных инвесторов к реализации инфраструктурных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Основным ожидаемым эффектом от реализации мероприятий II этапа является увеличение доли туристской индустрии в объеме валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
В 2025 - 2035 годах предполагается реализовать следующие ключевые инфраструктурные проекты:
проект по развитию дорожной сети и придорожной инфраструктуры, реализация которого позволит решить вопросы доступности и, как следствие, повышения инвестиционной привлекательности приоритетных туристских территорий. Синхронизация процессов строительства и реконструкции дорог с развитием придорожного сервиса и обеспечивающей инфраструктуры на туристских территориях увеличит рост показателей по:
объему платных услуг, оказанных населению в сфере туризма;
объему инвестиций в основной капитал предприятий туристской индустрии;
проект, предусматривающий строительство и модернизацию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, позволит многократно увеличить:
число лиц, размещенных в коллективных средствах размещения (в том числе иностранных граждан);
число ночевок в коллективных средствах размещения;
проект, предусматривающий организацию на территории Северо-Кавказского федерального округа скоростного железнодорожного сообщения, позволит повысить:
число организованных групповых пассажирских перевозок (в том числе детских);
общий объем пассажиропотока Северо-Кавказской железной дороги;
уровень оснащения новым подвижным составом Северо-Кавказской железной дороги;
проект, предусматривающий строительство и обустройство пассажирских морских вокзалов, причальных стенок, марин, других объектов портовой инфраструктуры и подъездных путей в целях обеспечения технической возможности организации морского и круизного туризма на Каспии, позволит:
создать условия для формирования международного рынка круизного туризма по Каспийскому морю;
увеличить объемы пассажирских перевозок через российские порты.
Реализация указанных инфраструктурных проектов позволит вывести субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, на принципиально новый уровень развития туристской индустрии и приведет к значительному повышению основных показателей социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.
Реализация мероприятий II этапа потребует активного привлечения инвестиций в создание транспортной и обеспечивающей инфраструктуры.
В результате реализации указанных мероприятий будут обеспечены:
увеличение доли доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, от реализации товаров и оказания услуг в сфере туризма;
рост показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
многократное увеличение пассажиропотока в Северо-Кавказском федеральном округе;
увеличение объема инвестиций в основной капитал объектов туристской индустрии и рост числа коллективных средств размещения;
значительное увеличение числа граждан, занятых в сфере туризма и транспорта.
VI. Перспективы развития туризма и приоритетных
туристских территорий на территории субъектов Российской
Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа
1. Республика Дагестан
Республика Дагестан расположена на северо-восточном склоне Кавказского хребта и на юго-западе Прикаспийской низменности. Наличие более 25 горных вершин высотой более 4000 метров (Базар-Дюзю, Шалбуздаг, Дюльтыдаг, Диклосмта, Аддала-Шухгельмеэр, Деавгай, Балиал и др.) дает возможность для развития активного и экстремального туризма. На востоке территория Республики Дагестан на протяжении 530 километров омывается водами Каспийского моря (купальный сезон длится 120 дней). Примерно 70 процентов мирового запаса охраняемых редких и ценных рыб осетровых пород содержат биоресурсы Каспийского моря. Республика занимает лидирующую позицию в России по запасам геотермальных вод (86,2 тыс. куб. метров в сутки). На территории Республики Дагестан расположено примерно 600 водоемов. Природными памятниками являются Сулакский каньон, бархан Сары-Кум, гора Пушкин-Тау, Карадахская теснина, Гунибское плато, Самурский лес, а также десятки водопадов и пещер, расположенных в различных районах Дагестана.
Одним из факторов конкурентоспособности Республики Дагестан является ее этнокультурное и историческое наследие, включающее более 6474 объектов, в том числе 1933 памятника федерального значения. Крепость "Нарын-Кала" в г. Дербенте входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории Дагестана находится 1 природный заповедник федерального значения, 3 заказника федерального значения и 2 природных парка. В перечень исторических городов и поселений России включены гг. Дербент, Махачкала и Кизляр.
В Дагестане активно развиваются уникальные и неповторимые в мировой практике народно-художественные промыслы, работают предприятия по производству сувенирной продукции.
В Республике Дагестан создана туристско-рекреационная особая экономическая зона на территориях муниципальных образований "Хунзахский район", "Карабудахкентский район", "Каякентский район", "Дербентский район" и "Магарамкентский район".
2. Республика Ингушетия
Республика Ингушетия расположена на северных склонах Большого Кавказского хребта с самой высокой точкой - горой Шан (4451 метр). Также в Ингушетии находятся вершины Цей-Лоам (Гайкомд) (3171 метр), Хахалги (3031 метр), Столовая гора (Мят-Лоам) (3003 метра), Цори-Лоам (3000 метров).
Гора Цей-Лоам (Гайкомд) является популярным местом проведения чемпионата России по скальному альпинизму. Важный природный ресурс Ингушетии составляют леса, которые занимают 84 тыс. гектаров. Общая площадь бассейна рек составляет 3037 километров.
В Ингушетии с 1860 года известна столовая минеральная вода "Ачалуки", у местных жителей также пользуются популярностью термальные источники в местности Средние Ачалуки.
В Республике Ингушетия действует туристско-рекреационная особая экономическая зона в Джейрахском и Сунженском муниципальных районах, на территории которой создан горнолыжный курорт "Армхи".
На территории Ингушетии расположены заказник "Ингушский", государственный природный заповедник "Эрзи" и один из самых больших музеев в России Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, занимающий площадь 64 тыс. гектаров и включающий 162 объекта культурного наследия федерального значения, 44 объекта культурного наследия регионального значения, 1785 вновь выявленных объектов культурного наследия и 118 памятников истории и культуры (археологии) республиканского значения.
Особенностью культурного наследия Республики Ингушетия является наличие около 2 тыс. средневековых башен, самыми известными из которых являются башенные комплексы Вовнушки, Эгикал, Таргим, Лейми, Оздик, Хамхи.
3. Кабардино-Балкарская Республика
Кабардино-Балкарская Республика занимает северные склоны центральной части Большого Кавказа. Гора Эльбрус - самая высокая точка Европы (5642 метра над уровнем моря) - расположена на территории Республики. Гидрографическая сеть Кабардино-Балкарской Республики представляет собой 206 рек общей протяженностью 3794 километра, включая наиболее крупные реки Терек, Малка и Баксан. В Кабардино-Балкарской Республике насчитывается более 100 озер.
В Кабардино-Балкарской Республике действует туристско-рекреационная особая экономическая зона на территориях Эльбрусского и Зольского муниципальных районов.
На территории Кабардино-Балкарской Республики находятся 28 месторождений минеральных вод. Общая площадь лесов составляет 323,4 тыс. гектаров. К объектам культурно-познавательного туризма относятся 111 объектов культурного наследия федерального значения и 326 объектов культурного наследия регионального значения. Популярными у туристов являются историко-архитектурные комплексы эпохи позднего средневековья, сохранившиеся на территории региона, а также активный отдых на территории национального парка "Приэльбрусье".
4. Карачаево-Черкесская Республика
Карачаево-Черкесская Республика располагается в предгорьях северо-западного Кавказа. Основной водной артерией является река Кубань. На территории Республики расположено около 600 озер и более 200 источников минеральных лечебных вод. Лес является одним из главных компонентов ландшафта.
Флора представлена более 2000 видов дикорастущих растений. На территории Карачаево-Черкессии находятся особо охраняемые территории - Восточный и Тебердинский отделы Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х.Г. Шапошникова и 74 памятника природы.
В Карачаево-Черкесской Республике действует туристско-рекреационная особая экономическая зона в Зеленчукском и Урупском муниципальных районах, на территории которой развивается всесезонный туристско-рекреационный комплекс "Архыз". Также на территории региона находятся признанные центры активного и познавательного туризма - горнолыжный курорт "Домбай" и Тебердинский государственный природный биосферный заповедник.
Республика располагает большим количеством исторических памятников, в числе которых Затерянный Город Солнца - малоизученное Лесо-Кяфарское городище, расположенное на северо-восточных отрогах Кавказского хребта, самые древние христианские храмы России (Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс), а также 188 объектов культурного наследия федерального значения.
Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук, считающаяся самым крупным в России астрономическим центром наземных наблюдений объектов Вселенной, а также туристский комплекс "Медовые водопады" являются популярными в Карачаево-Черкесской Республике объектами показа.
5. Республика Северная Осетия - Алания
Республика Северная Осетия - Алания расположена в Центральном Предкавказье, занимает северные склоны Главного Кавказского хребта. Вся речная сеть Республики относится к бассейну реки Терек. В Республике известны более 200 минеральных источников, а также находятся 216 памятников природы, в том числе Столовая гора, которая является одной из крупнейших вершин Скалистого хребта Кавказских гор (более 3000 метров).
В Республике Северная Осетия - Алания находятся южные ворота России - пограничный пункт Верхний Ларс.
Республика Северная Осетия - Алания занимает ведущее место в России по количеству памятников истории, культуры и архитектуры на 1 кв. километр. Около 2500 памятников федерального и республиканского значения включают в себя такие уникальные исторические памятники, как Даргавсский "Город мертвых" и Дзивгисская наскальная крепость.
Активный туризм в Республике представлен на курортах "Цей" и "Порог неба".
6. Чеченская Республика
Чеченская Республика располагается на северном склоне Большого Кавказского хребта, примыкающем к Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности. Водные ресурсы Чеченской Республики представлены главной рекой Терек и многочисленными озерами, разнообразными по происхождению и характеру водного режима. Самое большое горное озеро Северо-Кавказского федерального округа - Кезеной-ам, расположенное на границе Чеченской Республики и Республики Дагестан, находится на высоте 1869 метров над уровнем моря. Природно-заповедный фонд Чеченской Республики включает в себя 43 особо охраняемые природные территории.
В Республике насчитывается 633 памятника исторического и культурного наследия, около 100 объектов из них - федерального значения.
Популярными у туристов являются мечети "Сердце Чечни" и "Сердце матери", комплекс высотных зданий "Грозный-сити", Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, архитектурно-этнографический музей "Шира-Юрт", средневековый некрополь "Город Мертвых" - Цой-Педе.
В Чеченской Республике действует туристско-рекреационная особая экономическая зона (Итум-Калинский муниципальный район), на территории которой в 2018 году был введен в эксплуатацию горнолыжный курорт "Ведучи".
7. Ставропольский край
Ставропольский край - край природных контрастов. На востоке и северо-востоке расположены обширные равнины, типичные полупустыни, местами переходящие в пустыню. На территории края расположены 38 озер, протекает более 200 рек (в том числе Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык), имеется более 100 источников различного типа минеральных вод. Большая часть Кавказских Минеральных Вод находится на территории Ставропольского края (58 процентов площади).
В состав Кавказских Минеральных Вод входят курорты федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, пользующиеся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Регион Кавказских Минеральных Вод по ценности и качеству минеральных вод является уникальным и не имеет аналогов в мире.
На территории Ставропольского края находится более 2000 памятников истории, культуры, архитектуры, более 69 памятников федерального значения. Исторический статус имеют гг. Ставрополь, Буденновск, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск и Георгиевск.
В окрестностях г. Ставрополя сохранилось так называемое Татарское городище (остатки древних поселений, образовавшихся задолго до появления города).
8. Туристские территории Северо-Кавказского
федерального округа
Туристские территории Северо-Кавказского федерального округа в рамках Стратегии отнесены к трем типам - приоритетные туристские территории, региональные туристские территории и туристские территории местного значения.
В отношении каждого типа территории планируется предусмотреть мероприятия, направленные на их комплексное развитие.
Приоритетными туристскими территориями Северо-Кавказского федерального округа определены:
в Республике Дагестан - г. Дербент и Каспийское побережье;
в Республике Ингушетия - Джейрахский район, в том числе территории Джейрахско-Ассинского историко-архитектурного природного музея-заповедника и государственного природного заповедника "Эрзи";
в Кабардино-Балкарской Республике - национальный парк "Приэльбрусье" и г. Нальчик;
в Карачаево-Черкесской Республике - горнолыжные курорты "Архыз" и "Домбай", включая территорию Тебердинского государственного природного биосферного заповедника;
в Республике Северная Осетия - Алания - г. Владикавказ и национальный парк "Алания";
в Чеченской Республике - г. Грозный и озеро Кезеной-ам;
в Ставропольском крае - агломерация городов Кавказских Минеральных Вод, в том числе территория национального парка "Кисловодский".
Региональными туристскими территориями округа являются:
в Республике Дагестан - Сулакский каньон и Хунзахский район;
в Республике Ингушетия - г. Магас и Малгобекский район, в том числе территория Ачалукского месторождения минеральных вод;
в Кабардино-Балкарской Республике - Черекский, Чегемский и Зольский районы;
в Карачаево-Черкесской Республике - Малокарачаевский район и туристский кластер "Пхия - кислые источники";
в Республике Северная Осетия - Алания - Куртатинское, Мамисонское и Цейское ущелья;
в Чеченской Республике - Итум-Калинский район, включая территорию горнолыжного курорта "Ведучи", Сунженский район, в том числе территория курорта "Серноводск-Кавказский";
в Ставропольском крае - г. Ставрополь.
Остальные территории относятся к туристским территориям местного значения. В рамках каждой туристской территории могут развиваться как основные виды туризма, так и специфические, которые могут быть характерны только для конкретной туристской территории.
VII. Мероприятия и ожидаемые результаты реализации
Стратегии до 2035 года
1. Основные мероприятия по реализации Стратегии
Мероприятия по реализации Стратегии разделены на 3 блока.
Основные мероприятия I этапа (2019 - 2024 годы) реализации Стратегии включают в себя:
проектирование ключевых инфраструктурных проектов, предусматривающих очередность строительства;
строительство объектов инфраструктуры экологического туризма на приоритетных туристских территориях, обустройство смотровых площадок и туристских кемпингов на основных туристских маршрутах, в том числе на познавательных туристских маршрутах, проходящих по особо охраняемым природным территориям федерального значения;
развитие межрегиональных туристских маршрутов на приоритетных туристских территориях;
создание сети туристских информационных центров;
создание единого информационного портала и формирование событийного календаря Северо-Кавказского федерального округа;
развитие сервисов по предоставлению различных услуг для индивидуальных и самодеятельных туристов, включая аренду транспорта и туристского инвентаря на территории Северо-Кавказского федерального округа;
внедрение системы стандартов качества оказания услуг, аттестации кадров и классификации объектов туристской индустрии на территории Северо-Кавказского федерального округа;
развитие морского круизного туризма на Каспии с приоритетным использованием судов, построенных на российских верфях.
Мероприятия II этапа (2025 - 2035 годы) реализации Стратегии предусматривают:
в 2025 - 2030 годах:
создание и развитие сети многофункциональных зон придорожного сервиса на территории Северо-Кавказского федерального округа;
создание инвестиционных площадок под строительство коллективных средств размещения с подведением к ним всей необходимой обеспечивающей инфраструктуры;
создание цифровой инфраструктуры и автоматизация туристских услуг на территории Северо-Кавказского федерального округа;
разработка мер государственной поддержки туроператорской деятельности, направленной на увеличение въездного туристского потока на территорию Северо-Кавказского федерального округа;
в 2031 - 2035 годах:
проведение крупных международных спортивных, деловых и культурных мероприятий на территории Северо-Кавказского федерального округа;
дальнейшее обеспечение устойчивого развития приоритетных туристских территорий и сохранение позитивной динамики по основным количественным показателям развития туристской индустрии с учетом возросшей антропогенной нагрузки.
По итогам реализации всех мероприятий Стратегии необходимо провести мониторинг достигнутых результатов, а также оценку перспектив дальнейшего развития туристской индустрии на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Результатом данного анализа станет формирование мероприятий, направленных на устойчивое развитие приоритетных туристских территорий Северо-Кавказского федерального округа после 2035 года.
Реализация Стратегии позволит к концу 2035 года значительно повысить конкурентоспособность туристской индустрии округа, удовлетворить потребности граждан в качественном отдыхе на территории Северо-Кавказского федерального округа, а также обеспечить рост доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и повысить долю отрасли в объеме валового регионального продукта.
Комплексный подход к реализации Стратегии обеспечит существенное развитие системы управления и кооперации предприятий туристской индустрии Северо-Кавказского федерального округа, будет способствовать созданию современной туристской инфраструктуры, повышению качества подготовки специалистов для туристской индустрии и эффективности использования государственных средств, вложенных в продвижение и повышение качества туристского продукта Северо-Кавказского федерального округа.
Системное развитие приоритетных туристских территорий ожидаемо повлияет на развитие сопутствующих отраслей и в целом отразится на повышении качества жизни граждан Российской Федерации, проживающих на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Важным условием реализации Стратегии является консолидация ресурсов и кооперация всех заинтересованных сторон. Таким образом, выполнение задач Стратегии возможно лишь при поддержке органов государственной власти, активного участия бизнеса и профильных общественных объединений.
Практика государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций на основе проектной работы должна стать действенным инструментом реализации основных мероприятий Стратегии.
2. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
В результате реализации Стратегии:
суммарный вклад туристской индустрии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в валовой внутренний продукт увеличится к 2024 году в 2 раза, к 2035 году - в 4 раза;
суммарный вклад туристской индустрии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в увеличение объема экспорта услуг по категории "Поездки" увеличится к 2024 году в 3 раза, к 2035 году - в 6 раз;
численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, составит к 2024 году 2 млн. человек, к 2030 году - 3,5 млн. человек, к 2035 году - 6 млн. человек;
число мест в коллективных средствах размещения составит к 2024 году 99 тыс. единиц, к 2030 году - 153 тыс. единиц, к 2035 году - 271 тыс. единиц;
число ночевок в коллективных средствах размещения составит к 2024 году 15 млн. ночевок, к 2030 году - 26 млн. ночевок, к 2035 году - 46 млн. ночевок;
суммарное число граждан, занятых в коллективных средствах размещения и на предприятиях общественного питания составит к 2024 году 40 тыс. человек, к 2030 году - 62 тыс. человек, к 2035 году - 108 тыс. человек;
объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения составит к 2024 году 3 млрд. рублей, к 2030 году - 9 млрд. рублей, к 2035 году - 16 млрд. рублей.