ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2018 г. N 37
О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заместителю Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателю Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации О.М. Свириденко.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.МОМОТОВ
Проект
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 18, 46; N 44, ст. 4471; 2006, N 30, ст. 3292; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 18, ст. 2117; N 30, ст. 3754; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 4, 14; N 18, ст. 2153; N 29, ст. 3632; N 51, ст. 6160; N 52, ст. 6450; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4188, 4196; 2011, N 1, ст. 41; N 7, ст. 905; N 19, ст. 2708; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4301; N 30, ст. 4576; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7015, 7024, 7040, 7061, 7068; N 50, ст. 7351, 7357; 2012, N 31, ст. 4333; N 53, ст. 7607, 7619; 2013, N 23, ст. 2871; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477, 3481; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6975, 6979, 6984; 2014, N 11, ст. 1095, 1098; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6914; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 10, 35; N 27, ст. 3958, 3967, 3977; N 29, ст. 4355, 4362; 2016, N 1, ст. 11, 27, 29; N 23, ст. 3296; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, 4237, 4293, 4305; 2017, N 1, ст. 29; N 18, ст. 2661; 2018, N 1, ст. 54; N 11, ст. 1588; N 18, ст. 2563, 2576; N 28, ст. 4139; N 32, ст. 5115) следующие изменения:
1) в пункте 5 статьи 15 исключить слова "в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона";
2) в статье 16:
а) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Требования кредиторов исключаются из реестра требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании судебных актов арбитражного суда, принятых по делу о банкротстве.
В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов.
Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов по письменному заявлению кредитора. Указанные требования направляются должнику и арбитражному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
При предъявлении требований кредитор обязан указать наряду с существом предъявляемых требований сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность (для физического лица), наименование, место нахождения, основной государственный регистрационный номер (для юридического лица), почтовый адрес для направления корреспонденции в Российской Федерации, а также банковские реквизиты (при их наличии). Кредитор также вправе указать адрес электронной почты и номера телефона и факса.
Арбитражный управляющий направляет копию предъявленного требования лицам, имеющим право возражать против требований кредиторов, посредством электронной почты не позднее трех рабочих дней с даты получения им требования.
Возражения против требований кредитора могут быть заявлены должником, другими кредиторами, предъявившими требования арбитражному управляющему либо требования которых включены в реестр требований кредиторов, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, представителем собрания (комитета) кредиторов, представителем работников должника, а также иными лицами, участвующими в деле о банкротстве должника. Возражения направляются арбитражному управляющему, должнику и кредитору, предъявившему требование, в том числе посредством электронной почты.
Арбитражный управляющий обязан обеспечивать доступ к полученным им требованиям и возражениям лицам, имеющим право возражать против требований кредиторов, а также предоставлять им копии этих документов за плату в размере расходов на их изготовление.
Арбитражный управляющий рассматривает предъявленное требование кредитора и поступившие возражения и по результатам их рассмотрения не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня получения такого требования вносит его в реестр требований кредиторов в случае обоснованности предъявленного требования. В тот же срок арбитражный управляющий уведомляет кредитора и заявивших возражения лиц о результатах рассмотрения заявленного требования. В случае внесения требования кредитора в реестр требований кредиторов в соответствующем уведомлении, направляемом кредитору и заявившим возражения лицам, указываются сведения о размере и составе требования, а также об очередности его удовлетворения.
Арбитражный управляющий обязан один раз в два месяца направлять в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, отчет, содержащий информацию обо всех требованиях, включенных им в реестр за этот период. Арбитражный суд после получения отчета публикует его в открытом доступе в карточке дела о банкротстве на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае перехода требования после включения его в реестр арбитражным управляющим замена кредитора в реестре осуществляется арбитражным управляющим в том же порядке, который предусмотрен для включения требований в реестр.
До закрытия реестра арбитражный управляющий обязан самостоятельно на основании имеющихся у должника документов включить в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. О включении в реестр указанных требований арбитражный управляющий уведомляет реестродержателя, работника и представителя работников должника. Информация о таких требованиях включается в соответствующий отчет, направляемый в арбитражный суд. При невключении арбитражным управляющим самостоятельно такого требования работник или представитель работников должника вправе обратиться к арбитражному управляющему с заявлением о включении требования в реестр в общем порядке по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.";
б) признать утратившими силу абзацы первый и второй пункта 7;
в) в пункте 8 слова "пункте 7" заменить на слова "пункте 6";
г) пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. В случае несогласия с результатом рассмотрения арбитражным управляющим предъявленного требования кредитор либо заявлявшее возражение лицо вправе обратиться с заявлением о возражениях на результаты такого рассмотрения в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в течение тридцати календарных дней с момента получения уведомления о результатах рассмотрения предъявленного требования. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен по правилам процессуального законодательства.
Иные имеющие право возражать против требований кредиторов лица вправе обратиться с соответствующим заявлением о возражениях в течение тридцати календарных дней с момента, когда они узнали или должны были узнать о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов и об основаниях для такого включения. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен по правилам процессуального законодательства. При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока судом может учитываться момент, когда заявившее возражение лицо узнало или должно было узнать о необоснованности требования.
Предполагается, что указанные лица должны были узнать о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов и об основаниях для такого включения по истечении пяти рабочих дней со дня публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчета, содержащего информацию о требованиях, включенных арбитражным управляющим в реестр.
Имеющие право возражать против требований кредиторов лица вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по требованию, признанному арбитражным управляющим обоснованным. Срок исковой давности не течет со дня обращения кредитора с заявлением к арбитражному управляющему об установлении его требования на протяжении всего времени, пока осуществляется защита нарушенного права в деле о банкротстве.
Заявление о возражениях рассматривается арбитражным судом по правилам статей 71 и 100 настоящего Федерального закона.
Если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, судебные акты по результатам рассмотрения возражений, устанавливающие размер требований кредиторов, направляются арбитражным судом реестродержателю для включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов.";
д) дополнить пунктом 12 следующего содержания:
"12. Если кредиторы полагают, что их права и законные интересы нарушены судебным актом (включая акт суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а также акт о принудительном исполнении решения третейского суда), на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование, указанные лица, а также арбитражный управляющий вправе обратиться в установленном процессуальном законодательстве порядке с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам указанного судебного акта.
Предусмотренный процессуальным законодательством срок на подачу такого заявления исчисляется с момента, когда указанные лица узнали или должны были узнать о нарушении их прав и законных интересов названным судебным актом.
Копия заявления направляется заявителем арбитражному управляющему, представителю собрания (комитета) кредиторов (при его наличии), которые извещаются судом о рассмотрении заявления.
Сведения о подаче заявления подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве арбитражным управляющим в течение десяти рабочих дней.
Все кредиторы и уполномоченные органы, требования которых заявлены в деле о банкротстве либо включены в реестр требований кредиторов, а также арбитражный управляющий вправе принять участие в рассмотрении указанного заявления, в том числе представить новые доказательства и заявить новые доводы, которые ранее не представлялись и не заявлялись при первоначальном рассмотрении дела. Повторная подача такого заявления названными лицами по тем же основаниям не допускается.";
3) в пункте 2 статьи 50 слова "устанавливает обоснованность требований кредиторов" заменить словами "проверяет возражения на результаты рассмотрения требований кредиторов";
4) в статье 71:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В процедуре наблюдения кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику по правилам, установленным пунктом 6 статьи 16 настоящего Федерального закона, в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.";
б) пункт 2 признать утратившим силу;
в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. В случае заявления возражений относительно результатов рассмотрения временным управляющим требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.";
г) в пункте 4 слова "Требования кредиторов, по которым поступили возражения," заменить словами "Возражения на результаты рассмотрения требований кредиторов";
д) в пункте 5:
абзац первый признать утратившим силу;
абзац второй дополнить предложением "Арбитражный управляющий или реестродержатель обязаны внести изменения в реестр требований кредиторов с учетом содержания определения арбитражного суда.";
е) в пункте 6 после слов "арбитражный суд" добавить слова "по ходатайству заинтересованного лица";
ж) в пункте 7 слова "арбитражным судом" исключить;
з) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Возражения на результаты рассмотрения требований кредиторов рассматриваются судьей арбитражного суда в течение месяца с даты поступления соответствующих возражений в арбитражный суд.";
5) в пункте 5 статьи 81 исключить слова "арбитражным судом";
6) в статье 100:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления по правилам, установленным пунктом 6 статьи 16 настоящего Федерального закона.";
б) пункты 2 и 3 признать утратившими силу;
в) в пункте 4 первое предложение изложить в следующей редакции:
"4. Возражения на результаты рассмотрения требований кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда.";
г) пункт 5 признать утратившим силу;
д) абзац второй пункта 6 дополнить предложением "Арбитражный управляющий или реестродержатель обязан внести изменения в реестр требований кредиторов с учетом содержания определения арбитражного суда.";
е) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Если внешний управляющий полагает, что кредитор не заявил свое требование в ходе наблюдения по неуважительным причинам, он вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о возложении на кредитора обязанности по возмещению расходов на уведомление других кредиторов о предъявлении такого требования.";
ж) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Возражения на результаты рассмотрения требований кредиторов рассматриваются судьей арбитражного суда в течение месяца с даты поступления соответствующих возражений в арбитражный суд.";
7) в статье 142:
а) абзац третий пункта 1 дополнить предложением "При наличии уважительных причин данный срок закрытия реестра может быть восстановлен по ходатайству кредитора.";
б) в абзаце первом пункта 4 после слов "заявленные после закрытия реестра требований кредиторов" добавить слова "или в случае отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока закрытия реестра";
8) статью 225 дополнить пунктом 2:
"2. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение двух месяцев с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом в соответствии со статьей 71 настоящего Федерального закона.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения о порядке заявления кредиторами требований о включении в реестр требований кредиторов применяются к требованиям, предъявленным после вступления настоящего Федерального закона в силу независимо от даты введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
3. Положения о восстановлении срока закрытия реестра требований кредиторов применяются непосредственно после вступления настоящего Федерального закона в силу независимо от даты введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Настоящий проект федерального закона направлен на совершенствование процедуры рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве), повышение его эффективности и качества.
Основополагающая идея проекта заключается в наделении арбитражных управляющих полномочиями устанавливать требования кредиторов к должнику в реестре требований кредиторов и рассматривать вопрос об их обоснованности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) вопрос обоснованности требований разрешается в настоящее время арбитражным судом. Арбитражный управляющий включает требование в реестр исключительно на основании судебного акта арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве. Вместе с тем очевидно, что значительная часть требований носит бесспорный характер, в частности, такие требования могут быть подтверждены судебными актами, вынесенными еще до возбуждения дела о банкротстве, по значительной части требований не поступают возражения участвующих в деле о банкротстве лиц.
Однако действующее правовое регулирование требует соблюдения одинакового порядка рассмотрения как тех требований, которые бесспорны, так и тех требований, где имеются возражения иных кредиторов. Очевидно, что это приводит к ненужным затратам времени и сил судей и сотрудников аппарата судов, а также средств федерального бюджета, выделяемых на содержание судебной системы Российской Федерации.
Так, например, по каждому бесспорному требованию должно быть осуществлено принятие заявления с вынесением соответствующего определения, назначением судебного разбирательства и извещением сторон о времени и месте такого разбирательства, а также проведено судебное заседание с вынесением и изготовлением судебного акта в полном объеме, дальнейшей отправкой копий судебных актов лицам, участвующим в обособленном споре.
Это ведет к неоправданному увеличению нагрузки на судей, возрастанию расходов на отправку судебной корреспонденции, отвлечению времени, сил и внимания судей и сотрудников аппарата судов от сложных дел, в которых имеется настоящий спор о праве, на дела хотя и бесспорные, но требующие значительных трудозатрат.
В соответствии с представленными изменениями в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" первичную стадию проверки обоснованности требования предлагается переложить на арбитражного управляющего. Это приведет к тому, что бесспорные требования, по которым не имеется возражений, не будут доходить до суда. При этом предлагаемый механизм не может рассматриваться как умаляющий права лиц, участвующих в деле о банкротстве, на судебную защиту после принятия арбитражным управляющим решения по вопросу обоснованности требований. Законопроектом предлагается предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, право направлять свои возражения против заявленного требования непосредственно арбитражному управляющему. Кроме того, в случае несогласия с решением арбитражного управляющего данные лица будут иметь право обратиться с заявлением о возражениях на результаты рассмотрения требований арбитражным управляющим. Также для своевременного информирования кредиторов о включении требований новых кредиторов предусматривается обязанность арбитражного управляющего направлять отчет о результатах рассмотрения обоснованности требований один раз в два месяца в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, который обязан публиковать соответствующую информацию для общего доступа на своем сайте в Интернете.
Названный механизм введения первичного фильтра отсеивания бесспорных требований арбитражным управляющим в настоящий момент уже реализуется по определенным категориям должников (например, застройщики, банки). Поскольку такой порядок предъявления требований продемонстрировал свою эффективность, разумнее было бы распространить его на все категории должников.
Предложенный проект федерального закона не требует дополнительных затрат федерального бюджета Российской Федерации, более того, он позволит снизить расходы судов на почтовую корреспонденцию по бесспорным требованиям и более эффективно распределять время судей при отправлении правосудия.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием Федерального закона "О внесении
изменений в Федеральный закон "О несостоятельности
(банкротстве)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.