ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2023 г. N 1648
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ЕМУ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФОРМЫ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ
(ТЕРРИТОРИЙ) ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕМУ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства по делам молодежи и подведомственных ему организаций;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Федерального агентства по делам молодежи и подведомственных ему организаций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 2023 г. N 1648
ТРЕБОВАНИЯ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ЕМУ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства по делам молодежи и подведомственных ему организаций.
2. Настоящие требования не распространяются:
а) на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) на важные государственные объекты, специальные грузы и сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, осуществления контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
в) на объекты (территории), на которых не предусматривается одновременное нахождение более 10 человек;
г) на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3. Под объектами (территориями) в настоящих требованиях понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений, систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения, помещения) и прилегающая к ним территория, а также части здания (строения, сооружения), правообладателями которых являются Федеральное агентство по делам молодежи и подведомственные ему организации.
4. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на должностное лицо, осуществляющее руководство деятельностью служащих и работников объекта (территории) (далее - руководитель объекта).
Для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) приказом руководителя объекта назначается соответствующее должностное лицо (далее - ответственное лицо).
II. Категорирование объектов (территорий)
5. В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
6. Возможные последствия террористического акта определяются на основании прогнозного показателя о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью.
7. Для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя объекта создается комиссия по обследованию и категорированию (далее - комиссия):
в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 4 месяцев со дня утверждения настоящих требований;
при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня ввода объекта (территории) в эксплуатацию.
В состав комиссии включаются:
в качестве председателя комиссии - руководитель объекта или уполномоченное им должностное лицо;
в качестве членов комиссии - федеральные государственные гражданские служащие Федерального агентства по делам молодежи, работники организации, представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию) и при необходимости представители организаций, осуществляющих техническую эксплуатацию объекта (территории).
8. Комиссия в ходе работы:
а) проводит оценку состояния объекта (территории) на предмет его антитеррористической защищенности, в том числе проверяет организацию охраны и пропускного режима, наличие и работоспособность инженерно-технических средств охраны;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории);
в) изучает организацию функционирования объекта (территории), режим его работы, уточняет общую численность находящихся на нем работников и посетителей;
г) определяет возможные последствия совершения террористического акта;
д) определяет потенциально опасные участки, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, а также наличие критических элементов, совершение террористического акта на которых приведет к прекращению функционирования объекта (территории);
е) устанавливает категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
ж) определяет достаточность мер, принимаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), и при необходимости вносит предложения о принятии дополнительных мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности объекта (территории).
9. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составит более 150 человек;
б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составит от 11 до 150 человек.
10. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) (далее - акт обследования и категорирования), который подписывается всеми членами комиссии, не позднее 20 рабочих дней после окончания ее работы.
Акт обследования и категорирования составляется в 2 экземплярах и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) Федерального агентства по делам молодежи и подведомственных ему организаций, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2023 г. N 1648 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства по делам молодежи и подведомственных ему организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) Федерального агентства по делам молодежи и подведомственных ему организаций" (далее - паспорт безопасности).
При наличии разногласий между членами комиссии по отнесению объекта (территории) к определенной категории окончательное решение принимается председателем комиссии. Особое мнение членов комиссии указывается в акте обследования и категорирования.
11. Информация о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению, содержащаяся в акте обследования и категорирования, иных документах и на других материальных носителях информации, является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Решением руководителя объекта в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом обследования и категорирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности этого объекта (территории), а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.
Срок завершения указанных мероприятий не должен превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования.
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности
объектов (территорий)
13. Мерами, направленными на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), являются:
а) организация охраны и установление пропускного и внутриобъектового режимов;
б) оснащение объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами охраны и средствами связи, поддержание их в исправном состоянии;
в) контроль за наиболее вероятными направлениями и местами проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
г) своевременное обнаружение фактов несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
д) пресечение несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц.
14. Мерами, направленными на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, являются:
а) постоянный мониторинг обстановки внутри объекта (территории), в том числе с использованием системы видеонаблюдения;
б) анализ выявленных фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
в) периодический осмотр объекта (территории) в целях обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ);
г) контроль за деятельностью работников, привлекаемых к ремонту и обслуживанию объекта (территории), а также за пребыванием на объекте (территории) посторонних лиц (посетителей).
15. Мерами, направленными на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории), являются:
а) информирование работников, находящихся на объекте (территории), о порядке действий при обнаружении признаков подготовки террористического акта;
б) своевременное обнаружение угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и информирование об этом территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории);
в) ограничение доступа к обнаруженным потенциально опасным предметам (веществам);
г) подготовка и отработка действий лиц, осуществляющих охрану объекта (территории), по предотвращению террористических актов в конкретной обстановке.
16. Мерами, направленными на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), являются:
а) своевременное доведение информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) обеспечение постоянной готовности администрации объекта (территории) к действиям по предупреждению и ликвидации ситуаций, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта;
в) разработка алгоритмов действий работников и иных лиц, находящихся на объекте, при обнаружении подозрительных лиц или предметов, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
г) своевременное оповещение находящихся на объекте (территории) работников и посетителей о возникновении ситуаций, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта, и обеспечение их эвакуации с объекта (территории);
д) проведение учений и тренировок работников, находящихся на объекте (территории), с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта, в том числе по безопасной и своевременной эвакуации с объекта (территории);
е) своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от террористического акта.
17. Мерами, направленными на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности, иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе информации ограниченного распространения, о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), являются:
а) ограничение доступа должностных и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности, иных документах и на других материальных носителях информации;
б) обеспечение установленного порядка хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности, иных документах и на других материальных носителях информации;
в) выявление возможных каналов утечки и предупреждение утечки служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности, иных документах и на других материальных носителях информации;
г) подготовка и переподготовка должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.
18. Мерами, направленными на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, являются:
а) информирование работников, находящихся на объекте (территории), о порядке действий при применении токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их обнаружении в полученных почтовых отправлениях;
б) своевременное обнаружение токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов в полученных почтовых отправлениях и информирование об этом территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в) ограничение доступа работников и посетителей, находящихся на объекте (территории), к обнаруженным потенциально опасным веществам;
г) подготовка и отработка действий лиц, осуществляющих охрану объекта (территории), по предотвращению проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов в конкретной обстановке.
19. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются:
а) организация охраны объектов (территорий) и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов;
б) организация мероприятий по проведению тренировок и учений по соответствующим алгоритмам действий работников и иных лиц, находящихся на объекте;
в) назначение ответственных лиц;
г) разработка организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
д) оборудование объектов (территорий) тревожной сигнализацией и средствами связи для экстренного вызова сотрудников правоохранительных органов;
е) обеспечение оповещения и при необходимости экстренная эвакуация людей в случае поступления информации об угрозах террористического характера;
ж) оборудование объектов (территорий) охранной сигнализацией;
з) выполнение мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа посторонних лиц к сведениям о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории).
20. На объектах (территориях), которым присвоена первая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктом 19 настоящих требований, осуществляются:
а) оборудование объектов (территорий) системами видеонаблюдения, электронными системами контроля и управления доступом;
б) оснащение стационарными или ручными металлодетекторами.
21. Объект (территория) независимо от присвоенной ему категории может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны, соответствующими более высокой категории.
IV. Порядок информирования об угрозе совершения
или о совершении террористического акта на объектах
(территориях) и реагирования на полученную информацию
22. Работники, находящиеся на объекте (территории), при обнаружении угрозы совершения террористического акта, получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта обязаны незамедлительно сообщить об этом лицам, осуществляющим охрану объекта (территории).
23. Лица, осуществляющие охрану объекта (территории), при получении информации об угрозе совершения (в том числе анонимной) или о совершении террористического акта на объекте (территории) незамедлительно сообщают об этом по телефону или с использованием других имеющихся средств связи руководителю объекта, в территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В сообщении необходимо указать наименование и адрес объекта (территории), фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, передавшего сообщение, и занимаемую им должность.
Лицо, передавшее сообщение, фиксирует сведения (фамилию, имя, отчество, должность) о должностных лицах, принявших сообщение, а также дату и время его передачи.
24. При обнаружении угрозы совершения террористического акта или получении информации об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) руководитель объекта или лицо, его замещающее, обязаны принять меры, направленные на выполнение работниками, иными лицами, находящимися на объекте (территории), и подразделением охраны объекта (территории) действий, установленных алгоритмами, указанными в подпункте "в" пункта 16 настоящих требований.
V. Контроль за выполнением требований к антитеррористической
защищенности объектов (территорий)
25. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется в ходе плановых и внеплановых проверок, проводимых уполномоченными представителями Федерального агентства по делам молодежи.
Сроки проведения указанных проверок не могут превышать 5 рабочих дней.
26. Плановые проверки антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводятся не реже одного раза в 5 лет в соответствии с планом-графиком, утверждаемым руководителем Федерального агентства по делам молодежи.
Внеплановые проверки проводятся в случае поступления информации о нарушении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе плановых проверок.
27. По результатам проверки составляются:
а) акт проверки, в котором отражаются состояние антитеррористической защищенности объекта (территории), выявленные недостатки и предложения об их устранении;
б) план мероприятий по устранению выявленных недостатков и реализации предложений, содержащихся в акте проверки.
28. Об устранении выявленных недостатков и о реализации предложений руководитель объекта или ответственное лицо сообщают руководителю Федерального агентства по делам молодежи.
VI. Паспорт безопасности
29. На каждый объект (территорию), на который распространяются настоящие требования, ответственным лицом в течение 45 рабочих дней со дня подписания акта обследования и категорирования составляется паспорт безопасности.
30. Паспорт безопасности согласовывается в 30-дневный срок со дня его составления с руководителем территориального органа безопасности (или уполномоченным им должностным лицом), руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем объекта или уполномоченным им должностным лицом.
31. Паспорт безопасности должен иметь пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
32. Паспорт безопасности составляется в 2 экземплярах.
Первый экземпляр хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в Федеральное агентство по делам молодежи.
Копия (электронная копия) паспорта безопасности направляется в территориальный орган безопасности по месту расположения объекта (территории).
33. Актуализация паспорта безопасности осуществляется путем внесения в него изменений в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также в течение 30 дней со дня изменения:
а) основного предназначения объекта (территории);
б) общей площади и периметра объекта (территории);
в) количества потенциально опасных и критических элементов объекта (территории);
г) сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);
д) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
34. Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности с указанием причин и дат их внесения.
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 2023 г. N 1648
ФОРМА
паспорта безопасности объектов (территорий)
Федерального агентства по делам молодежи и подведомственных
ему организаций