ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2018 г. N 958
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ, А ТАКЖЕ ФОРМЫ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ
ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной антимонопольной службы и подведомственных ей организаций;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Федеральной антимонопольной службы и подведомственных ей организаций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 2018 г. N 958
ТРЕБОВАНИЯ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов и подведомственных ей организаций (далее - органы (организации).
Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельные здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории, правообладателями которых являются органы (организации).
2. Настоящие требования не распространяются:
а) на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) на важные государственные объекты, специальные грузы и сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
в) на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.
3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается:
а) на руководителя Федеральной антимонопольной службы в отношении объектов (территорий), находящихся непосредственно в ведении Федеральной антимонопольной службы;
б) на руководителей территориальных органов Федеральной антимонопольной службы в отношении объектов (территорий), находящихся в ведении соответствующих территориальных органов;
в) на руководителей подведомственных Федеральной антимонопольной службе организаций в отношении объектов (территорий), находящихся в ведении соответствующих организаций;
г) на должностных лиц, осуществляющих руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (далее - руководитель объекта).
4. Основными целями антитеррористической защищенности объектов (территорий) являются:
а) выявление и устранение совместно с правоохранительными органами и органами государственной власти условий, способствующих совершению террористических актов;
б) своевременное обнаружение фактов подготовки террористических актов;
в) минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.
5. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается:
а) осуществлением комплекса организационных, инженерно-технических и иных мер, направленных на выявление фактов подготовки террористических актов, а также на ликвидацию и минимизацию их последствий;
б) разработкой правовых актов, регламентирующих порядок охраны, пропускного режима и других вопросов обеспечения безопасности объекта (территории);
в) организацией охраны и установлением пропускного режима на объекте (территории), которые препятствуют неправомерному проникновению посторонних лиц и попыткам совершения террористических актов;
г) наличием и исправностью инженерно-технических средств охраны объекта;
д) исключением доступа посторонних лиц к документам (сведениям) по антитеррористической защищенности объекта (территории);
е) обеспечением постоянной готовности к использованию сил и средств, предназначенных для антитеррористической деятельности.
II. Категорирование объектов (территорий)
6. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.
Категорирование объектов (территорий) проводится с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта, масштаба возможных последствий совершения террористического акта, а также на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), его значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности.
7. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и (или) предотвращенных террористических актах в отношении категорируемого объекта (территории) или аналогичных объектов (территорий), а также о совершенных и предотвращенных террористических актах в районе расположения объекта (территории).
Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, а также о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.
8. Для проведения категорирования объекта (территории) в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований либо ввода в эксплуатацию нового объекта (территории) решением руководителя органа (организации) создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).
В состав комиссии включаются руководитель органа (организации) или уполномоченное им должностное лицо в качестве председателя комиссии, работники органа (организации), являющиеся специалистами в области инженерно-технических средств охраны, пожарной безопасности и гражданской обороны, представители организации, осуществляющей техническую эксплуатацию объекта (территории).
По согласованию к работе в составе комиссии привлекаются представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.
9. Комиссия в ходе работы:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности с учетом полноты выполнения мер по антитеррористической защищенности объекта (территории), обязательность реализации которых установлена в отношении всех категорий объектов (территорий), включая организацию охраны и пропускного режима, наличие и работоспособность инженерно-технических средств охраны;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), сведения о расположении объекта (территории), а также наличие иных объектов (территорий), непосредственно прилегающих к объекту (территории);
в) изучает организацию функционирования объекта (территории), режим его работы, а также уточняет общую численность работников и посетителей;
г) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения, значимость объекта (территории) для инфраструктуры, жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта;
д) определяет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых приведет к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;
е) на основе сравнительного анализа всех критериев и показателей категорирования устанавливает категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
ж) определяет достаточность принимаемых мер для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) и при необходимости вносит предложения о принятии дополнительных мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности объекта (территории).
10. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории, к которой относятся:
объекты (территории), имеющие потенциально опасные участки или критические элементы, совершение террористического акта в отношении которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, прекращению функционирования объекта (территории) и значительному материальному ущербу (более 500 млн. рублей);
объекты (территории), на которых одновременно может находиться более 1500 работников и посетителей;
б) объекты (территории) второй категории, к которой относятся:
объекты (территории), совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб в размере от 50 до 500 млн. рублей;
объекты (территории), на которых одновременно может находиться от 500 до 1500 работников и посетителей;
в) объекты (территории) третьей категории, к которой относятся:
объекты (территории), совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб, не превышающий 50 млн. рублей;
объекты (территории), на которых одновременно может находиться не более 500 работников и посетителей.
11. Всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 10 настоящих требований.
12. Результаты работы комиссии не позднее 30 рабочих дней со дня ее создания оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем органа (организации), принявшим решение о создании комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
В случае наличия разногласий между членами комиссии по отнесению объекта (территории) к определенной категории окончательное решение принимается председателем комиссии. Особое мнение членов комиссии указывается в акте обследования и категорирования объекта (территории).
Информация о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению, содержащаяся в акте обследования и категорирования объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования руководителем объекта с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и установления источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности
объекта (территории)
14. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);
б) на выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории), и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения;
в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения;
д) на защиту служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности, иных документах объектов (территорий) и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности таких объектов (территорий).
15. Мерами, направленными на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), являются:
а) организация охраны и установление при необходимости пропускного режима;
б) оснащение объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами охраны и средствами связи, а также поддержание их в исправном состоянии;
в) контроль за наиболее вероятными направлениями и местами проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
г) своевременное обнаружение фактов несанкционированного проникновения на объект (территорию);
д) оперативные действия работников охраны по пресечению несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц.
16. Мерами, направленными на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, являются:
а) постоянный мониторинг обстановки внутри объекта (территории);
б) анализ и обобщение материалов системы видеонаблюдения, фактов нарушения пропускного режима, попыток несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц и провокаций работников охраны на неправомерные действия;
в) обеспечение периодического осмотра объекта (территории) для своевременного обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ);
г) контроль за деятельностью работников, привлекаемых к ремонту и обслуживанию объекта (территории), а также за пребыванием на объекте (территории) посторонних лиц.
17. Мерами, направленными на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории), являются:
а) информирование работников, находящихся на объекте (территории), о порядке действий при обнаружении признаков подготовки террористического акта;
б) своевременное обнаружение угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и информирование об этом территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
в) ограничение доступа к обнаруженным потенциально опасным предметам (веществам);
г) подготовка и отработка действий работников охраны по предотвращению террористических актов в конкретных условиях обстановки.
18. Мерами, направленными на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), являются:
а) своевременное доведение информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) обеспечение постоянной готовности администрации объекта (территории) к действиям по предупреждению и ликвидации ситуаций, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта;
в) своевременное оповещение людей о возникновении ситуаций, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта, и обеспечение их эвакуации с объекта (территории);
г) проведение учений и тренировок с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта, работников, находящихся на объекте (территории), в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с объекта (территории);
д) своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от террористического акта.
19. Мерами, направленными на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе информации ограниченного распространения, о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), являются:
а) ограничение доступа должностных и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
б) обеспечение надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
в) выявление возможных каналов и предупреждение утечки служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
г) подготовка и переподготовка должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.
20. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории в обязательном порядке осуществляются следующие мероприятия:
а) организация охраны объектов (территорий);
б) назначение должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий), в случае отсутствия штатных сотрудников, ответственных за обеспечение безопасности;
в) разработка правовых актов, направленных на реализацию мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
г) обеспечение центрального поста охраны средствами связи для оперативного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об угрозах совершения (совершении) террористических актов;
д) обеспечение оповещения и экстренной эвакуации людей в случае поступления информации об угрозах террористического характера;
е) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией);
ж) выполнение мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к сведениям, раскрывающим антитеррористическую защищенность объекта (территории).
21. На объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктом 20 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) организация пропускного режима;
б) определение зон ограниченного доступа и их оснащение системой контроля и управления доступом;
в) оснащение центрального поста охраны тревожной сигнализацией, предусматривающей возможность экстренного вызова сотрудников правоохранительных органов.
22. На объектах (территориях), которым присвоена первая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктами 20 и 21 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение периметра объекта (территории) системой охранной сигнализации;
б) оборудование на въездах (входах) на объект (территорию), выездах (выходах) с объекта (территории) контрольно-пропускных пунктов, оснащенных системой контроля и управления доступом;
в) оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, а также воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении;
г) оснащение пунктов пропуска людей техническими средствами выявления запрещенных веществ и предметов (пороговыми сигнализаторами ионизирующего излучения, стационарными и ручными металлодетекторами).
23. Объект (территория), независимо от присвоенной категории, может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.
Установка инженерно-технических средств охраны на объектах, расположенных на территории других организаций, производится по согласованию с руководством соответствующих организаций.
24. При изменении уровней террористической опасности, вводимых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства", в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории), осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму, включающий в себя мероприятия, определенные настоящими требованиями, а также соответствующими планами действий при установлении уровней террористической опасности.
IV. Порядок информирования об угрозе совершения
или о совершении террористического акта на объекте
(территории) и реагирования на полученную информацию
25. Работники объекта (территории) при обнаружении угрозы совершения террористического акта, получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта или при совершении террористического акта на объекте (территории) обязаны незамедлительно сообщить об этом работникам охраны и руководителю объекта.
26. Работники охраны при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории), в том числе анонимной, незамедлительно представляют ее в территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по любым имеющимся средствам связи.
При представлении информации указываются полученные сведения об угрозе террористического акта или о совершенном террористическом акте, наименование и адрес объекта, фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение, и занимаемая им должность.
Лицо, передавшее сообщение, фиксирует сведения (фамилию, имя, отчество, должность) о должностных лицах, принявших сообщение, а также дату и время ее передачи.
27. Руководитель объекта при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории):
а) обеспечивает оповещение людей, находящихся на объекте (территории), и организует их эвакуацию;
б) обеспечивает беспрепятственный доступ на объект (территорию) подразделений территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации;
в) обеспечивает взаимодействие работников объекта (территории) и представителей правоохранительных органов при ликвидации угрозы совершения террористического акта;
г) принимает при необходимости меры по минимизации последствий террористического акта.
V. Контроль за выполнением требований
к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
28. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется в ходе плановых и внеплановых проверок, проводимых уполномоченными представителями Федеральной антимонопольной службы.
Сроки проведения указанных проверок не могут превышать 5 рабочих дней.
29. Плановые проверки антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводятся не реже одного раза в 3 года в соответствии с планом-графиком, утверждаемым руководителем Федеральной антимонопольной службы.
Внеплановые проверки проводятся в случае поступления информации о нарушении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе плановых проверок.
30. По результатам проверки составляются:
а) акт проверки, в котором отражаются состояние антитеррористической защищенности объекта (территории), выявленные недостатки и предложения об их устранении;
б) план мероприятий по устранению выявленных недостатков и реализации предложений, содержащихся в акте проверки.
31. Об устранении выявленных недостатков и реализации предложений руководитель объекта (территории) сообщает руководителю Федеральной антимонопольной службы.
VI. Паспорт безопасности объекта (территории)
32. На каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).
33. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией, подписывается всеми членами комиссии, согласовывается в 30-дневный срок со дня его разработки с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем Федеральной антимонопольной службы или уполномоченным им лицом.
34. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом ограниченного распространения и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
35. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в вышестоящий орган (организацию), в ведении которого находится объект (территория).
Копия (электронная копия) паспорта безопасности объекта (территории) направляется в территориальный орган безопасности по месту нахождения объекта (территории).
36. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, установленном для его разработки, не реже одного раза в 3 года, а также в течение одного месяца со дня изменения:
а) основного предназначения объекта (территории);
б) общей площади и периметра объекта (территории);
в) количества потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории);
г) сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);
д) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
37. При актуализации паспорта безопасности объекта (территории) категория объекта (территории) подлежит подтверждению (изменению).
38. Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причины и даты их внесения.
39. Паспорт безопасности объекта (территории), признанный по результатам актуализации нуждающимся в замене или утратившим силу, хранится в порядке, установленном на объекте (территории).
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 2018 г. N 958
ФОРМА ПАСПОРТА
БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ