ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2019 г. N 286
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"РОСКОСМОС", ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" И ОРГАНИЗАЦИЙ
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ФОРМЫ
ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ УКАЗАННЫХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", организаций Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и организаций ракетно-космической промышленности;
форму паспорта безопасности объекта (территории) Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", организаций Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и организаций ракетно-космической промышленности.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 252 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ракетно-космической промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) ракетно-космической промышленности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 13, ст. 1938).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 марта 2019 г. N 286
ТРЕБОВАНИЯ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"РОСКОСМОС", ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" И ОРГАНИЗАЦИЙ
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают порядок обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), включая вопросы категорирования, организации охраны, оборудования инженерно-техническими средствами охраны объектов (территорий), информирования об угрозе совершения или совершении террористических актов на объектах (территориях) и реагирования на полученную информацию, осуществления контроля за выполнением настоящих требований, а также разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
2. В настоящих требованиях под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, а также отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающие к ним территории, правообладателями которых являются Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Корпорация), организации Корпорации и организации ракетно-космической промышленности.
3. Настоящие требования не распространяются на следующие объекты (территории):
а) объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны и эксплуатации указанных инженерно-технических средств охраны;
в) объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства и объекты топливно-энергетического комплекса, находящиеся в пределах территорий Корпорации, организаций Корпорации и организаций ракетно-космической промышленности (далее - эксплуатирующие организации);
г) объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
4. На объектах (территориях) реализуются мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в соответствии с категорией опасности этих объектов (территорий).
5. Ответственными за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении эксплуатирующих организаций, являются руководители этих эксплуатирующих организаций или уполномоченные ими лица (далее - руководители объектов (территорий).
II. Категорирование объектов (территорий) и порядок
его проведения
6. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в зависимости от степени угрозы совершения на объекте (территории) террористического акта и его возможных последствий проводится категорирование объектов (территорий).
7. Степень угрозы совершения на объекте (территории) террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах.
Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей численности людей, работающих на объекте (территории), численности людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в случае совершения на объекте (территории) террористического акта, возможного материального ущерба и ущерба окружающей среде в районе расположения объекта (территории), а также времени, необходимого на восстановление объекта (территории).
8. Категорирование объектов (территорий) осуществляется по итогам изучения и оценки состояния их антитеррористической защищенности.
9. При проведении категорирования объектов (территорий) учитываются:
а) информация о критически важных элементах объекта (территории) для инфраструктуры и жизнеобеспечения эксплуатирующей организации, повреждение которых приведет к прекращению нормального функционирования объектов (территорий);
б) масштабы социально-экономических последствий, которые могут быть вызваны террористическим актом на объекте (территории);
в) наличие уязвимых и потенциально опасных участков объекта (территории).
10. Для проведения категорирования объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия):
а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 30 рабочих дней со дня вступления в силу настоящих требований;
б) в отношении вводимого в эксплуатацию объекта (территории) - в течение 30 рабочих дней со дня ввода объекта (территории) в эксплуатацию;
в) по иным основаниям, предусмотренным пунктом 51 настоящих требований, - в течение 5 рабочих дней со дня возникновения оснований для подтверждения (изменения) категории объекта (территории).
11. Состав комиссии утверждается решением руководителя объекта (территории).
12. Председателем комиссии является должностное лицо, принявшее решение о создании комиссии, или уполномоченное им должностное лицо.
13. В состав комиссии включаются:
а) представители соответствующих территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов (специальных подразделений федеральной противопожарной службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию);
б) представители подразделений, обеспечивающих на объекте (территории) защиту государственной тайны и информации, функционирование инженерно-технических средств охраны, основного технологического оборудования, технологическую (промышленную) и пожарную безопасность, контроль за опасными веществами и материалами, представители эксплуатирующих организаций, уполномоченные по гражданской обороне (за исключением объектов (территорий), расположенных на территориях иностранных государств);
в) представители подразделений безопасности объекта (территории);
г) руководители подразделений охраны, предназначенных для защиты и охраны объектов (территорий), обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждения и пресечения противоправных действий на охраняемых объектах (территориях) (далее - подразделение охраны);
д) представители специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.
14. Комиссия в ходе работы изучает и оценивает:
а) состояние защищенности объекта (территории) на основе изучения организации и состава сил обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), системы охраны и пропускного режима, а также наличия и работоспособности технических средств защиты объекта (территории);
б) информацию об отнесении объекта (территории) к критически важным или потенциально опасным объектам, а также о наличии на объекте (территории) опасных производственных участков;
в) следующие общие сведения об объекте (территории):
размещение и режим работы;
общая численность работников и посетителей;
максимальная численность работников, работающих в одной смене в дневное и ночное время;
наличие вокруг объекта (территории) других объектов (зданий, строений, сооружений, систем), их характеристики и размещение по отношению к объекту (территории);
размещение объекта (территории) по отношению к транспортным коммуникациям;
сведения об используемых опасных веществах и материалах;
г) степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения;
д) возможные условия возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на объекте (территории) с опасными социально-экономическими последствиями;
е) масштаб возможных социально-экономических последствий аварий на объекте (территории), в том числе в результате совершения террористического акта;
ж) наличие критических элементов объекта (территории) и их характеристику;
з) наличие потенциально опасных участков объекта (территории) и их характеристику;
и) наличие уязвимых мест объекта (территории);
к) категории опасности, ранее присвоенные объекту (территории);
л) виды угроз в отношении объекта (территории) и характерные типы нарушителей;
м) планы и схемы объекта (территории), его коммуникаций, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений и их частей, план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (территории), а также проектную документацию для строительства объекта и декларацию промышленной безопасности объекта.
15. Устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий):
а) высокая категория опасности присваивается объекту (территории), если в результате совершения террористического акта на объекте (территории) количество пострадавших может составить более 500 человек либо размер материального ущерба может составить свыше 500 млн. рублей;
б) средняя категория опасности присваивается объекту (территории), если в результате совершения террористического акта на объекте (территории) количество пострадавших может составить от 50 до 500 человек либо размер материального ущерба может составить от 5 до 500 млн. рублей;
в) низкая категория опасности присваивается объекту (территории), если в результате совершения террористического акта на объекте (территории) количество пострадавших может составить не более 50 человек либо размер материального ущерба может составить не более 5 млн. рублей.
16. По результатам работы комиссия принимает решение об отнесении объекта (территории) к конкретной категории опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта (территории) при актуализации паспорта безопасности объекта (территории).
Решение комиссии оформляется актом категорирования объекта (территории) (далее - акт категорирования), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее одного месяца со дня создания комиссии. Акт категорирования является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории). При наличии разногласий между членами комиссии по отнесению объекта (территории) к определенной категории опасности окончательное решение принимается председателем комиссии. Особое мнение членов комиссии указывается в акте категорирования.
Форма акта категорирования устанавливается Корпорацией.
III. Организация управления и планирования
мероприятий по обеспечению антитеррористической
защищенности объекта (территории)
17. Для организации управления мероприятиями по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории):
а) в эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность на объекте (территории) высокой категории опасности, формируется структурное подразделение по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории);
б) в эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность на объекте (территории) средней категории опасности, вводится штатная должность уполномоченного по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории);
в) в эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность на объекте (территории) низкой категории опасности, управление мероприятиями по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) осуществляется руководителем объекта (территории). Непосредственное решение задач по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) низкой категории опасности может осуществляться по совместительству работником такой эксплуатирующей организации.
18. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) эксплуатирующая организация разрабатывает и утверждает план обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) (далее - план).
Порядок разработки плана устанавливается Корпорацией.
В план включаются мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с указанием сроков и ответственных за осуществление мероприятий лиц, сведения об источниках финансирования мероприятий, об организации взаимодействия с подразделениями территориальных органов безопасности, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами (специальными подразделениями федеральной противопожарной службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории), а также о порядке управления мероприятиями и контроля за их выполнением.
План составляется сроком на 3 года, корректируется в случае проведения на объекте (территории) реконструкции или технического перевооружения и утверждается руководителем объекта (территории).
19. Для повышения антитеррористической защищенности объектов (территорий) Корпорацией принимаются долговременные целевые программы совершенствования антитеррористической защищенности объектов (территорий) (далее - целевые программы), предусматривающие:
а) сводный комплекс организационно-правовых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
б) меры по внедрению унифицированных проектных решений при оборудовании объектов (территорий) средствами антитеррористической защиты;
в) меры в области профессиональной подготовки (переподготовки) и аттестации работников и должностных лиц эксплуатирующих организаций в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
г) сведения об источниках материально-финансового обеспечения программных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).
IV. Мероприятия по обеспечению антитеррористической
защищенности объектов (территорий)
20. Мероприятия по антитеррористической защищенности объекта (территории) обеспечиваются в период эксплуатации объекта (территории), на стадии строительства объектов (территорий), а также в период вывода объекта (территории) высокой категории опасности из эксплуатации. Вне зависимости от категории опасности объекта (территории) в период его эксплуатации на объекте (территории) должны быть обеспечены следующие мероприятия:
а) информирование работников эксплуатирующих организаций, а также других организаций, осуществляющих деятельность на объекте (территории) (далее - иные организации), о требованиях, предъявляемых к антитеррористической защищенности объекта (территории) (в том числе к пропускному и внутриобъектовому режимам на объектах (территориях);
б) оборудование объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны, разработка и утверждение ежегодных планов проверки технического состояния и работоспособности, а также техническое обслуживание инженерно-технических средств охраны;
в) ежедневный осмотр объекта (территории) на предмет выявления повреждений инженерного заграждения и неисправности инженерно-технических средств охраны, а также возможного обнаружения на объекте (территории) взрывных устройств, иных запрещенных к обороту предметов и веществ;
г) создание системы оповещения при возникновении террористической угрозы на объекте (территории);
д) разработка и утверждение порядка действий работников эксплуатирующих организаций и подразделений охраны при угрозе совершения (совершении) террористического акта на объекте (территории);
е) учения и тренировки с работниками эксплуатирующих организаций, иных осуществляющих деятельность на объекте (территории) организаций, а также подразделений охраны по отработке навыков действий при угрозе совершения (совершении) террористического акта на объекте (территории);
ж) разработка, согласование и утверждение паспорта безопасности объекта (территории);
з) разработка и утверждение порядка взаимодействия структурных подразделений эксплуатирующей организации с подразделением охраны, территориальным органом безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальным органом (специальным подразделением федеральной противопожарной службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории), иными органами государственной власти и местного самоуправления при угрозе совершения (совершении) террористического акта на объекте (территории);
и) контроль за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
21. Дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 20 настоящих требований, должны быть обеспечены следующие мероприятия:
а) на объектах (территориях) высокой категории опасности:
круглосуточная вооруженная охрана;
пропускной и внутриобъектовый режимы с обязательным применением технических средств;
досмотр физических лиц (их вещей) при их проходе (въезде) на объект (территорию), а также досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей при въезде на объект (территорию) (выезде с объекта (территории);
периодический осмотр охраняемой территории, непосредственно примыкающей к ограждениям охраняемого техническими средствами охраны объекта (территории);
б) на объектах (территориях) средней категории опасности:
круглосуточная охрана с использованием технических средств;
пропускной и внутриобъектовый режимы;
периодические осмотры объекта (территории) во внерабочее время с возможным использованием технических средств;
в) на объектах (территориях) низкой категории опасности:
пропускной режим;
охрана с использованием технических средств.
22. В проектной документации для строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта (территории) в обязательном порядке предусматриваются мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности и оборудованию объекта (территории) соответствующими инженерно-техническими средствами охраны.
23. Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих отражению в проектной документации для строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта (территории), определяется руководителем эксплуатирующей организации, в интересах которой осуществляется строительство (реконструкция, техническое перевооружение) объекта (территории).
24. На стадии строительства объектов (территорий) высокой и средней категорий опасности в обязательном порядке обеспечиваются физическая охрана, ограждение периметра объекта (территории), оборудованное системами охранно-тревожной сигнализации, и контроль за исправностью указанного оборудования, а также ежедневный осмотр объекта (территории) для выявления взрывных устройств, веществ и предметов, оборот которых ограничен.
25. Не допускаются ввоз и размещение опасных веществ и материалов на объекте (территории) до реализации в полном объеме всех мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) высокой категории опасности, предусмотренных проектной документацией для строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта (территории).
26. Ввод объекта (территории) высокой категории опасности в эксплуатацию осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и с учетом проведения оценки выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), предусматривающей:
а) полноту реализованных при строительстве мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), предусмотренных проектной документацией для строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта (территории);
б) готовность сил и средств объекта (территории) к реагированию на угрозы совершения (совершение) террористического акта.
27. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в обязательном порядке включаются в исходные данные и задание на проектирование для строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов (территорий), а также в решение (техническое задание) на вывод объекта (территории) высокой категории опасности из эксплуатации и согласовываются Корпорацией.
V. Особенности применения средств обеспечения
антитеррористической защищенности объектов (территорий)
28. Состав инженерно-технических средств охраны в зависимости от категории опасности объекта (территории) устанавливается Корпорацией.
По решению руководителя эксплуатирующей организации объект (территория) может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны, соответствующими более высокой категории опасности.
29. Объекты (территории) высокой категории опасности, имеющие отгороженные запретные зоны периметра, могут оснащаться защитными электрошоковыми устройствами.
VI. Оборудование (реконструкция, модернизация) объекта
(территории) инженерно-техническими средствами охраны
30. Оборудование (реконструкция, модернизация) объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны осуществляется на основании задания на проектирование для строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта (территории).
Оборудование объекта инженерно-техническими средствами охраны может осуществляться как составная часть комплекса выполняемых работ по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объекта (территории) в целом или целевым порядком только в части этих работ по созданию инженерно-технических средств охраны объекта (территории).
31. Проектные, монтажные и пусконаладочные работы в отношении инженерно-технических средств охраны проводятся специализированными организациями с соблюдением требований, предъявляемых к такого рода работам, установленных законодательством Российской Федерации.
32. Внесение изменений в проектную документацию в процессе монтажа инженерно-технических средств охраны допускается только при наличии у проектной организации разрешения (согласования) эксплуатирующей организации, оформленного с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.
33. По окончании монтажных и пусконаладочных работ в отношении инженерно-технических средств охраны на объекте (территории) заказчику работ передается комплект эксплуатационной документации инженерно-технических средств охраны (далее - эксплуатационная документация).
34. Приемка выполненных работ в отношении инженерно-технических средств охраны, смонтированных на объекте (территории), включая их приемку в эксплуатацию, осуществляется комиссией, создаваемой руководителем объекта (территории), и предусматривает следующие мероприятия:
а) проверка качества выполненных монтажных и пусконаладочных работ и их соответствие проектной документации;
б) испытание работоспособности смонтированных инженерно-технических средств охраны на предмет соответствия требованиям технического задания;
в) проверка полноты и соответствия установленным требованиям комплекта эксплуатационной документации;
г) проверка подготовленности работников эксплуатирующей организации к осуществлению на объекте (территории) эксплуатации инженерно-технических средств охраны.
VII. Режим функционирования сил и средств обеспечения
антитеррористической защищенности объектов (территорий)
и меры реагирования в условиях террористической угрозы
35. При возникновении угрозы совершения и (или) совершении террористического акта на объекте (территории) устанавливается один из следующих режимов функционирования сил и средств обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий):
а) режим повышенной готовности - при наличии проверенной информации об угрозе совершения на объекте (территории) террористического акта;
б) режим чрезвычайной ситуации - при совершении на объекте (территории) террористического акта.
36. Целями введения режимов функционирования сил и средств обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), указанных в пункте 35 настоящих требований, являются защита жизни и здоровья людей в условиях угрозы совершения террористического акта, оказание содействия правоохранительным органам в пресечении и раскрытии террористического акта, а также минимизация и (или) ликвидация последствий совершенного террористического акта.
37. Правом на введение (отмену) режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации на объекте (территории) обладает руководитель объекта (территории).
38. Руководителем объекта (территории) утверждается план мероприятий, осуществляемых при установлении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации на объекте (территории), предусматривающий привлечение сил и средств обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность на объекте (территории), с информированием территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов (специальных подразделений федеральной противопожарной службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
39. При принятии решения о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации учитываются зоны (участки) объекта (территории), на которых может возникнуть чрезвычайная ситуация, масштаб ущерба, который может быть нанесен в результате реализации террористической угрозы, а также уровень террористической опасности, устанавливаемый в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".
40. Режимы функционирования сил и средств обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), указанные в пункте 35 настоящих требований, вводятся при условии, что террористический акт может привести к чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или в случае, если складывающаяся обстановка требует приостановления деятельности объекта (территории), на котором используются взрывчатые, радиоактивные, химические и биологически опасные вещества.
41. Состав мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, осуществляемых при установлении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, определяется Корпорацией.
VIII. Порядок информирования об угрозе совершения или
о совершении террористического акта на объекте (территории)
42. Информирование об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) (в том числе анонимного характера) включает в себя получение информации:
а) о конкретных угрозах террористического характера по телефону, в виде письма, в том числе анонимного, или с использованием иных средств коммуникации;
б) об обнаружении на объекте (территории) (прилегающей к нему территории) предмета с явными признаками взрывного или иного опасного устройства;
в) об обнаружении на объекте (территории) (прилегающей к нему территории) подозрительных предметов, требующих специальной проверки в целях установления их реальной взрывной, радиационной, химической и биологической опасности;
г) об обнаружении припаркованного транспортного средства с признаками наличия взрывного устройства в непосредственной близости от объекта (территории).
43. Информирование о совершении террористического акта на объекте (территории) включает в себя получение информации:
а) о совершении взрыва (обстрела, поджога), количестве пострадавших, применении радиоактивных, химически и биологически опасных веществ на объекте (территории) (или в радиусе поражения его территории), об уничтожении и повреждении материальных ценностей, а также сведений о длительном отключении электрической энергии и (или) теплоснабжения;
б) о захвате объекта (территории) или отдельной его части, а также о захвате и удержании заложников на территории или в помещениях объекта (территории);
в) о повреждении (попытке повреждения) комплекса инженерно-технических средств охраны, систем жизнеобеспечения объекта (территории) различными способами (взрыв, поджог, механические повреждения);
г) о других чрезвычайных обстоятельствах, связанных с совершаемыми (совершенными) противоправными действиями на объекте (территории) (на иных объектах, находящихся в непосредственной близости от объекта (территории), а также с аварийными ситуациями в системах жизнеобеспечения объекта (территории).
44. При получении информации, указанной в пунктах 42 и 43 настоящих требований, руководители объектов (территорий) или уполномоченные ими должностные лица обязаны незамедлительно представлять указанную информацию в территориальный орган безопасности, территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальный орган (специальное подразделение федеральной противопожарной службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории).
Информирование указанных органов об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории) осуществляется посредством имеющихся средств связи и обмена информацией по форме, определяемой руководителями эксплуатирующих организаций.
45. При отсутствии полной информации об угрозе совершения (совершении) террористического акта на объекте (территории), подлежащей представлению в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих требований, руководители объектов (территорий) или уполномоченные ими должностные лица незамедлительно дополняют представленную информацию по мере поступления данных.
46. Руководители эксплуатирующих организаций или уполномоченные ими должностные лица, представившие информацию об угрозе совершения (совершении) террористического акта на объектах (территориях) с помощью средств электронной, факсимильной, телефонной связи или радиосвязи, фиксируют факт передачи, дату и время передачи информации имеющимися в их распоряжении программными и техническими средствами, а также средствами аудио- и (или) видеозаписи (далее - носители информации). Срок хранения носителя информации составляет не менее 30 календарных дней со дня передачи информации.
IX. Порядок составления и актуализации паспорта
безопасности объектов (территорий)
47. На каждый объект (территорию) в соответствии с актом категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории), который представляет собой информационно-справочный документ, содержащий сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории).
Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в течение 3 месяцев со дня проведения обследования и категорирования объекта (территории) в отношении каждого объекта (территории).
48. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется руководителем объекта (территории) или уполномоченным им должностным лицом, подписывается всеми членами Комиссии, согласовывается с территориальным органом безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом (специальным подразделением федеральной противопожарной службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта и утверждается руководителем объекта (территории).
49. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присвоен гриф секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
50. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в одном экземпляре на бумажном носителе и хранится на объекте (территории). При невозможности хранения паспорта безопасности объекта (территории) на объекте (территории) его хранение осуществляется в эксплуатирующей организации.
Копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта (территории) направляются на основании письменного запроса в территориальные органы безопасности и территориальные органы (специальные подразделения федеральной противопожарной службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории).
51. Паспорт безопасности объекта (территории) подлежит актуализации по следующим основаниям:
а) изменение основного вида деятельности объекта (территории);
б) существенное увеличение (уменьшение) общей площади объекта (территории);
в) проведение реконструкции и (или) технического перевооружения объекта (территории);
г) изменение количества потенциально опасных участков объекта (территории) и критически важных элементов объекта (территории);
д) принципиальное изменение состава сил и (или) средств антитеррористической защищенности объекта (территории), а также комплекса мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
52. В случае актуализации паспорта безопасности объекта (территории) по указанным в пункте 51 настоящих требований основаниям категория опасности объекта (территории) подлежит подтверждению (изменению) в порядке, установленном разделом II настоящих требований.
Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) по иным основаниям осуществляется не реже одного раза в 5 лет в порядке, установленном для его разработки.
X. Контроль за выполнением требований
к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
53. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, проводимых должностными лицами эксплуатирующих организаций в следующих целях:
а) выполнение на объектах (территориях) требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
б) оценка эффективности реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) полнота выработки и реализации мер по устранению недостатков антитеррористической защищенности объектов (территорий), выявленных в ходе проведенных проверок.
54. Предметом проверки объектов (территорий) является соблюдение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий).
55. Плановые проверки объектов (территорий) осуществляются в соответствии с планами, утверждаемыми руководителями объектов (территорий) не реже одного раза в 3 года.
56. Внеплановая проверка проводится по решению руководителя объекта (территории) или руководителя вышестоящей организации:
а) при получении информации о несоблюдении на объекте (территории) требований к антитеррористической защищенности, об угрозе совершения террористического акта, а также в случаях совершения или предотвращения террористических актов;
б) после актуализации паспорта безопасности объекта (территории) по основаниям, указанным в пункте 51 настоящих требований.
57. Для проведения плановых и внеплановых проверок объектов (территорий) допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.
58. Срок проведения плановых и внеплановых проверок объектов (территорий) определяется в каждом конкретном случае и не может превышать 30 рабочих дней.
59. По результатам плановых и внеплановых проверок объектов (территорий) оформляются:
а) акт проверки по форме, утвержденной Корпорацией;
б) план мероприятий по устранению недостатков и (или) нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, с указанием сроков их устранения, а также с указанием ответственных лиц.
60. Информирование органов государственной власти Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации о результатах проверки объекта (территории) осуществляется по их запросам. При установлении фактов нарушения законодательства Российской Федерации соответствующие материалы передаются в надзорные и правоохранительные органы.
61. Акт плановой и внеплановой проверок объекта (территории) подписывается должностным лицом, уполномоченным на проведение соответствующей проверки.
62. В случае невыполнения в установленные сроки требований по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки, виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 марта 2019 г. N 286
ФОРМА ПАСПОРТА
БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА (ТЕРРИТОРИИ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КОРПОРАЦИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС",
ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" И ОРГАНИЗАЦИЙ
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ