Тема нетерпимости становится всё более актуальной с каждым годом: условия пандемии и вовсе придали всему собственную окраску, обострив и без того весьма неспокойное состояние внутри международного сообщества. Президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Моше Кантор, который по совместительству является ещё и президентом Европейского совета по толерантности и примирению (ЕСТП), темой борьбы с ненавистью занимается на протяжении многих лет, и, по мнению Кантора, тема эта неразрывно связана с проблемой толерантности, сохранения и адаптации к современным реалиям. А в том, что адаптация эта необходима, Моше Кантор не сомневается.
Президентом ЕСТП Вячеслав Кантор является с момента его основания в 2008 году. Более того, Кантор выступил как раз как один из его основателей. С инициативой создать подобный совет Моше Кантор выступил из убеждения, что Европа нуждается в экспертном органе, который не зависел бы от правительств и других крупных игроков, и при этом полноценно посвящал бы себя столь важной для самой основы Европы теме, как толерантность. Всё это, убеждён Кантор, неразрывно связано с проблемой растущей нетерпимости, признаки чего он наблюдал уже на протяжении нескольких лет, и даже заявил о необходимости борьбы с антисемитизмом в 2007 году, когда выставил свою кандидатуру на пост президента Европейского еврейского конгресса и выиграл выборы. С тех пор Вячеслав Моше Кантор возглавляет ЕЕК вот уже почти пятнадцать лет, однако сама тема ненависти не только не снижает накала, но и набирает всё новые обороты. В этой связи с методы борьбы с ней, их обсуждение и закрепление, приобретают всё большую значимость. А главным препятствием распространения ненависти Вячеслав Кантор по-прежнему видит толерантность.
Прорабатывая идею о создании «Толерантного Совета», Вячеслав Кантор придерживался позиции, что состоять он должен из независимых специалистов, учёных, общественников и даже бывших политиков – людей, обладающих не только независимой позицией, но и компетенциями, необходимыми для юридической и законодательной проработки вопроса. Законодательная сторона вопроса волновала Кантора давно. На толерантности базируется европейское общество, однако до сих пор не существует ни одного закона, который бы её определял, закреплял и делал эту норму обязательной к исполнению. Чтобы толерантность и её концепция не подвергались искажению, не манипулировалась в угоду тем или иным популистским интересам, она должна стать законом, убеждён Кантор. Создание ЕСТП, к которому Кантор приступил совместно с бывшим польским президентом Квасьневским, стало как раз шагом к этой цели.
Необходимость закона о толерантности Вячеслав Кантор объясняет тем, что, как и любая прочая норма, толерантность должна постоянно присутствовать и поддерживаться в обществе, передаваться от поколения к поколению, и рассчитывать исключительно на воспитание и образование в этом случае не приходится: нормам обучаются в течение жизни и взросления, для чего они и должны находить отражение в том, как общество живёт. Толерантность, существующая только на словах или на уровне заявлений, в этом смысле не будет эффективной, а без толерантности общество рискует вновь скатиться в пучину нетерпимости и ненависти, результаты чего человечество уже имело возможность пережить в XX веке.
Сам современный мир диктует необходимость в толерантности, считает Моше Кантор. Чем более открытыми становятся границы, чем больше расширяется горизонт общения между людьми из разных культур, стран и социальных слоёв, тем очевиднее становится и необходимость уметь принимать все связанные с этим различия и особенности. Более того, уверен Кантор, толерантность является залогом не только мира, но и развития общества как такового, ведь только принимая новое общество может включать это новое в собственное будущее. Учитывая то, что мы живём в глобальном взаимопроницаемом мире, говорит Вячеслав Кантор, без толерантности риск повсеместного непринятия и нетерпимости становится гораздо выше, и возможностей для разжигания и проявлений ненависти – больше.
Говоря о толерантности и тех сложностях, что связаны с её взращиванием в обществе, Вячеслав Моше Кантор обращается к сравнению с выращиванием дерева или сада. Здоровые плодоносящие деревья нуждаются в постоянном уходе, удобрении и подкормке, в то время как сорняки, с которыми Кантор сравнивает нетерпимость, антисемитизм, расизм и прочие формы ненависти, в этом не нуждаются и постоянно появляются вновь и вновь, вынуждая с ними бороться. Если же от борьбы отказаться, продолжает аналогию Вячеслав Кантор, то сорняки расплодятся бесконтрольно, и вот уже весь сад загублен, а в создавшихся условиях не всходят и не произрастают даже конструктивные и полезные начинания.
Борьба, по мнению Кантора, не может ограничиваться лишь заявлениями и декларациями, сорнякам они не опасны и не интересны. Нужны конкретные действия, рабочие планы и постоянная работа по поддержанию здоровья общества-сада, и именно в этом Моше Кантор видит ещё одну необходимость для соответствующего законодательства. Закон требует своего постоянного соблюдения, а его нарушения наказываются, напоминает Кантор. И толерантность в виде закона обрела бы черты обязательности к исполнению для всего общества, превратившись в столь необходимый современному обществу моральный компас.
Толерантность сегодня уже неотделима от самой основы западного общества, считает Вячеслав Моше Кантор, и многие другие эксперты. Однако турбулентная современность и быстрые общественные изменения уже не раз ставили эту аксиому под вопрос. Споры о том, насколько на самом деле губительной может быть толерантность, вспыхнули в Европе на фоне эмигрантского кризиса в 2010-х. Дискуссию запустил в 2011 году Джеймс Кэмерон, возглавлявший тогда британское правительство: по его мнению, которое он опубликовал в СМИ, политика мультикультурализма в Европе провалилась и показала свою несостоятельность. В качестве доказательств Кэмерон опирался на данные о росте преступности и напряжённости в обществе с момента начала принятия в Европу мигрантов из неблагополучных стран. Правительства приняли позицию невмешательства в дела формирующихся общин, однако обернулось это тем, что внутри самих европейских обществ стали формироваться замкнутые сообщества, и царящие внутри них идеологии, нормы и правила зачастую прямо противоречили европейским, что начало приводить к столкновениям и преступлениям. Как заявил Кэмерон, подобное невмешательство, позволившее расцвести несовместимым с европейскими ценностями идеологиям, нельзя оправдывать толерантностью, и на замену подобному подходу, по мнению британского премьера, должен прийти жёсткий либерализм, отстаивающий прежде всего европейские нормы, такие как права человека и принятые законы.
В этом споре о допустимости и возможной «вредности» толерантности принял участие в Вячеслав Моше Кантор. Кантор с одной стороны выразил согласие возмущению Кэмерона пресловутой «политикой невмешательства» и назвал её «пассивной толерантностью» или «пассивным мультикультурализмом»; с другой – Кантор настаивал и продолжает настаивать на том, что полный отказ от толерантности для европейского общества и невозможен, и опасен. Две эти крайности необходимо увязать между собой, считал Моше Кантор, и сделать это необходимо через законодательное ограничение толерантности, введение так называемого «воздушного коридора», аналогично самолёту, за границами которого толерантности и терпимость превращаются уже в губительное попустительство и невмешательство. Так, заявил Вячеслав Кантор, существует немало явлений, к которым попросту нельзя проявлять толерантность, и относится к ним экстремизм, ненавистнические идеологии и пропаганды, а также любые действия, которые подрывают стабильность и здоровье общества, ставят под угрозу граждан.
Ответом самого Моше Кантора на эту дилемму стал «Манифест о безопасной толерантности», который он опубликовал на нескольких языках. Именно безопасность, заявлял Кантор, и должна служить мерилом тех самых границ для толерантности, и никакой терпимости в ущерб безопасности быть не должно. Для Европы эта концепция имеет особенное значение, подчёркивал Кантор, ведь местное общество уже переживает ощутимый раскол, а активность радикальных и экстремистских сил становится всё заметнее. К социальному кризису привело столкновение европейцев с вторжением иных культур и идеологий, к которому Европа оказалась не готова, а в среде самих граждан меж тем нарастает недоверие друг к другу, углубляется социальное расслоение и так далее.
Особенно опасным Кантор считает то, как этими проблемами «подпитываются» в своей популистской деятельности идеологи радикальных взглядов и нечистоплотные политики, продолжая раздувать общественные страхи вместо того, чтобы работать над их разрешением. В погоне за поддержкой, они валидируют и поддерживают суеверия и предрассудки, разжигают ксенофобию и непринятие – всё то, в отношении чего, уверен Кантор, как раз нельзя толерантность проявлять. В борьбе с такими тенденциями на помощь как раз должен прийти закон, и именно поэтому Вячеслав Кантор продолжал настаивать на закреплении концепции безопасной толерантности на законодательном уровне.
Неотъемлемой частью продвижения в обществе толерантности Вячеслав Кантор считает и борьбу с ненавистью и нетерпимостью как часть той самой концепции «безопасной толерантности». Разумеется, законодательство сегодня уже наказывает те её проявления, которые становятся преступлениями, однако Кантор убеждён, что для полной и долгосрочной победы над нетерпимостью этого недостаточно. Хотя выявление и наказание преступлений на почве ненависти играет важную роль, но всё же не ведущую: Кантор убеждён, что бороться нужно с самими условиями, делающими возможными замысел и совершение таких преступлений. Иными словами, с атмосферой, в которой распространяется и пропагандируется ненависть и делает это весьма успешно.
Ещё в 2019 году, задолго до глобальной пандемии, Вячеслав Кантор говорил о том, как нестабильность современного общества и неуверенностью людей в завтрашнем дне порождает благоприятную почву для распространения самого разного рода экстремистских и радикальных мировоззрений и идеологий. Удар, нанесённый миру и международному сообществу коронавирусом, превратил это в факт. На фоне глобального страха и связанных с пандемией экономических и социальных трудностей, ненависть, расизм, ксенофобия и антисемитизм в самых разных своих проявлениях буквально заполонили информационное и общественное пространство. Всё это подтверждает слова Кантора о том, что кризисные явления остаются идеальной атмосферой для прорастания и распространения такого рода настроений.
Учитывая опыт человечества с ненавистническими идеологиями, которые на фоне кризиса вознесли своих идеологов к вершинам реальной власти, Вячеслав Моше Кантор призывает сегодня вести упреждающую борьбу с нетерпимостью. Попросту не давать ей шанса на распространение. Даже не принося непосредственного вреда (что уже спорно), ненависть в публичном и информационном пространстве нормализует само явление ненависти, говорит Кантор. Так, игнорирование антисемитизма прокладывает дорогу для других форм нетерпимости, к другим группам людей, ведь перед ненавистью оказываются равны все, и кто угодно может оказаться следующей мишенью.
Разработка новой толерантности
Споры о границах терпимости и опасностях безграничной толерантности предсказуемо привели к размышлениям о том, что Европе необходимо пересмотреть свой подход к этой идеологии. Вячеслав Кантор, оставаясь твёрдым сторонником важности толерантности для европейского общества, признаёт эту необходимость. Общество в его современном состоянии уже показало, что оказалось не готово к тем резким изменениям, что произошли с ним всего-то за пару десятков лет. Ситуация на международной арене меняется стремительно, экономические кризисы и застои оказываются всё более продолжительными, да и всплеск терроризма оказался угрозой такой глобальной значимости, что подорвал ощущение безопасности и целых государств, признаёт Кантор. Всё это оказалось для европейцев неожиданным и шокирующим: Европа долгое время в течение XX века, по окончании Второй мировой войны, оставалась континентом уверенности в будущем, стабильности, где граждане проживали в относительном благополучии и были бенефициарами происходящих процессов глобализации, а не страдали от них, как это происходило во многих других государствах.
Когда ситуация сменилась на противоположную, это вызвало у людей и ожидаемое отторжение прежних норм, поскольку они стали казаться источниками проблем, а само общество, как и правительственные реакции, - неповоротливыми и нестабильными одновременно. У людей появился запрос на безопасность как физическую, так и их образа жизни, говорит Моше Кантор, и этот запрос необходимо учитывать, понимая при этом, что толерантность как способ мирного сосуществования разных культур и народов, как источник инноваций и нововведений также нуждается в сохранении. Чтобы обеспечить это сохранение, толерантность должна измениться, должна отвечать новым запросам и требованиям общества, считает Вячеслав Кантор. Именно поэтому он уверен, что именно за безопасной толерантностью кроется будущее, такой толерантностью, которая не будет терпима к угрозам и тенденциям, представляющим опасность для общества и его граждан.
Не желая сам оказаться в числе тех, кто лишь декларирует, Вячеслав Кантор приступил и к реализации планов по разработке и продвижению в обществе этих концепций и идей. В 2018 году он объявил, что учреждает собственную премию в размере миллиона евро для тех специалистов из самых разных отраслей и научных сфер, которые возьмутся за эту работу и представят самые эффективные и современные методы популяризации «безопасной толерантности». Сделать это необходимо силами независимого экспертного сообщества, уверен Кантор, ведь правительства и представители политики и власти действительно не раз уже показали свою неготовность и нежелание отвечать общественным запросам, в то время как новая идеология Европы обязана учитывать интересы рядовых граждан.