ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2008 г. N 9
О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
2. Направить законопроект на заключение Правительства Российской Федерации.
3. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума, судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ДЕМИДОВ
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации следующие изменения:
1) в части третьей статьи 154 слово "сокращенные" заменить словом "иные";
2) первое предложение части второй статьи 252 после слов "в течение месяца" дополнить словами ", а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев";
3) часть первую статьи 257 после слов "в течение десяти дней" дополнить словами ", а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Д.А.МЕДВЕДЕВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Пункты 1 и 2 части первой статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусматривают, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Вместе с тем часть вторая статьи 252 ГПК РФ, устанавливающая срок рассмотрения гражданских дел об оспаривании нормативных правовых актов, не учитывает характера дел, относящихся к подсудности Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, закрепляя общую норму о том, что данные дела рассматриваются в течение месяца со дня подачи заявления.
Указанные дела характеризуются повышенной сложностью, как правило, затрагивают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга граждан и организаций, требуют совершения большого объема процессуальных действий при их подготовке к судебному разбирательству и рассмотрении в судебном заседании.
Изложенное в полной мере относится и к части первой статьи 257 ГПК РФ, предусматривающей, что заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица должно быть рассмотрено судом, в том числе Верховным Судом Российской Федерации, в течение десяти дней.
В течение этого срока дело не может быть рассмотрено, так как согласно ч. 3 ст. 113 ГПК РФ лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
С учетом названных обстоятельств, Верховный Суд Российской Федерации нередко назначает рассмотрение дел с нарушением установленных процессуальных сроков.
В 2007 году Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ по первой инстанции с вынесением решения рассмотрела 316 дел. С нарушением сроков установленных ГПК РФ разрешено 246 дел или 77,8%.
Предлагаемые изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не повлекут нарушения прав граждан и организаций на рассмотрение дела в разумные сроки, но позволят исключить случаи отложения дел, будут способствовать улучшению организации судебных процессов, более тщательной подготовке к судебному разбирательству лиц, участвующих в деле, повышению качества принимаемых судебных постановлений.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В случае принятия данного Федерального закона не подлежат признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению акты федерального законодательства или иные нормативные правовые акты.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.