ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2008 г. N 18
О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
2. Направить законопроект на заключение Правительства Российской Федерации.
3. Представлять данный законопроект в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума, судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ДОРОШКОВ
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52) следующие изменения и дополнения:
1) пункт 11.1 статьи 5 исключить;
2) в пункте 6 части первой статьи 24 слова "отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3 - 5, 9 и 10 части первой статьи 448 настоящего Кодекса, либо", исключить;
3) дополнить часть вторую статьи 37 пунктом 21 следующего содержания:
"21) возбуждать уголовное дело в отношении следователя, руководителя следственного органа, судьи, прокурора, адвоката, принимать его к своему производству и проводить предварительное расследование в полном объеме в порядке, установленном настоящим Кодексом, либо поручать его расследование нижестоящему прокурору;";
4) пункты 1, 2, 2.1, 3, 4, 5, 9, 10 части первой статьи 448 изложить в следующей редакции:
"1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия, соответственно, Совета Федерации или Государственной Думы;
2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации - исполняющим обязанности Генерального прокурора Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;
2.1) в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;
3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской, верховного суда республики, краевого, или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда округа, окружного (флотского) военного суда - Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
5) в отношении иных судей - Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;
10) в отношении прокурора, руководителя следственного органа - вышестоящим прокурором, а в отношении следователя и адвоката - прокурором;".
5) в части пятой статьи 448 второе предложение изложить в следующей редакции:
"Это решение принимается в срок не позднее 10 суток после поступления представления прокурора.";
6) в части шестой статьи 448 слова ", содержащейся в заключении судебной коллегии" исключить.
7) части вторую и третью статьи 448 исключить, а части четвертую, пятую, шестую и седьмую статьи 448 считать, соответственно, частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи 448.
8) часть пятую статьи 450 изложить в следующей редакции:
"5. Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с настоящим Кодексом не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, если уголовное дело в отношении него не было возбуждено, или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся в порядке, предусмотренном частью первой статьи 448 настоящего Кодекса.".
Статья 2. Внести в статью 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 2001, N 51, ст. 4834; 2005, N 15, ст. 1278; 2007, N 31, ст. 4011) следующие изменения:
1) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:
в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской, верховного суда республики, краевого, или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда округа, окружного (флотского) военного суда - Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
в отношении иных судей - Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается не позднее 10 суток со дня поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.
Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.".
2) в пункте 9 слова "заключений и" и цифру "3," исключить.
3) пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Решения, предусмотренные пунктами 3, 4, 6 и 7 (за исключением решений об осуществлении в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий) настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом.".
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Д.А.МЕДВЕДЕВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Глава 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) устанавливает особый порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи суда общей юрисдикции и судьи арбитражного суда, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, адвоката) в целях выполнения указанными лицами своих профессиональных обязанностей, обеспечения их независимости и самостоятельности.
Высокий уровень гарантий в отношении этих лиц обусловлен их особым правовым статусом и является важным условием защиты публичных интересов, связанных с характером выполняемых ими профессиональных функций.
Особый порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц проявляется в особенностях процедур возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий, которые предусматривают определенное усложнение соответствующих процедур.
В частности, решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого (если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления) принимается:
1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия, соответственно, Совета Федерации или Государственной Думы; 2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации; 3) в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации; 4) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации; 5) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; 6) в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей; 7) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; 8) в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя - вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в отношении адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по району, городу.
Наряду с этим, возбуждение уголовного дела либо привлечение в качестве обвиняемого обусловлены также необходимостью предварительного получения заключения суда о наличии или об отсутствии в действиях названных лиц признаков преступления.
Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе "О статусе судей в Российской Федерации".
Такие дополнительные процессуальные гарантии являются явно избыточными, поскольку они чрезмерно усложняют процедуру уголовного судопроизводства в отношении этих лиц, что не вполне согласуется с конституционным положением о равенстве всех перед законом и судом (часть 1 статья 19 Конституции Российской Федерации).
Суд, рассматривая представление о наличии в действиях лица признаков преступления, осуществляет судебный контроль за законностью и обоснованностью действий и решений органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Выполняя контрольные функции, суд не вправе предрешать вопросы, которые могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, суд не вправе высказываться в заключении о виновности лица в совершении преступления, тогда как только "виновно совершенное общественно опасное деяние" закон рассматривает в качестве преступления (часть 1 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации). Наличие иных признаков преступления (общественная опасность деяния, запрещение этого деяния уголовным законом под угрозой наказания) при отсутствии главного из них - о виновности, затрудняет принятие решения о наличии признаков преступления в действиях конкретного лица.
Вследствие этого процедура дачи заключения о наличии признаков преступления носит формально-процессуальный характер.
Как показывает судебная практика, процедура получения заключения о наличии признаков преступления в действиях лица может длиться неоправданно длительное время ввиду: отложения судебных заседаний по уважительным причинам; злоупотребления процессуальными правами лицом, в отношении которого внесено представление и его защитником; возможности обжалования заключения суда в кассационном порядке и правом суда кассационной инстанции отменить заключение и направить представление на новое рассмотрение в суд первой инстанции; возможности обжалования заключения в порядке надзора (глава 48 УПК РФ). Вследствие этого нарушаются разумные сроки уголовного судопроизводства, а также права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и публичные интересы.
Кроме того, наделение суда полномочиями, связанными с дачей заключения о наличии признаков преступления в действиях отдельных категорий лиц, в известной степени, сопряжено с ограничением состязательности сторон (статья 15 УПК РФ) - одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства.
Судебное решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным (часть 4 статьи 7 УПК РФ). Принимая такое решение (в форме заключения) о наличии в действиях лица признаков преступления, в большинстве случаев еще до возбуждения уголовного дела, суд возлагает на себя несвойственную ему функцию - функцию обвинения.
В проекте Федерального закона о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предлагается исключить нормы, регулирующие порядок дачи судом заключения о наличии в действиях лица признаков преступления, что позволит освободить суд от несвойственных ему функций.
Вместе с тем в проекте закона предлагается сохранить достаточно высокий уровень дополнительных гарантий для отдельных категорий лиц, указанных в статье 448 УПК РФ, в зависимости от их правового статуса, причем не только при возбуждении уголовного дела либо предъявлении обвинения, но и при производстве в отношении их следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых на основании судебного решения (часть 5 статьи 450 УПК РФ).
В этих же целях предлагается передать в компетенцию прокурора решение вопросов о возбуждении уголовного дела и предъявлении обвинения, как это было до принятия Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ, которым в УПК РФ и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" были внесены изменения, в соответствии с которыми право возбуждать и расследовать уголовные дела в отношении специальных субъектов, предусмотренных статьей 448 УПК РФ, отнесено к компетенции Председателя Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации и следователей органов прокуратуры.
Такое решение является ошибочным.
Если ранее решение о возбуждении уголовного дела (предъявлении обвинения) в отношении судьи принимал Генеральный прокурор РФ, то теперь такое решение принимает его первый заместитель.
Аналогичным образом был понижен уровень процессуальных гарантий и в отношении депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации.
Кроме того, наделение следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации) правом возбуждения уголовного дела и проведения предварительного расследования не только в отношении должностных лиц, имеющих такой же процессуальный статус (следователей органов внутренних дел, ФСКН России, ФСБ России), но и других участников уголовного судопроизводства - прокуроров, адвокатов, создает основу для внепроцессуального давления органов следствия на названных участников уголовного судопроизводства.
В целях обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, исключения использования следователями своих прав вопреки требованиям закона предлагается предоставить право в установленном порядке возбуждать уголовные дела в отношении следователей, руководителей следственных органов, а также судей, прокуроров, адвокатов и в полном объеме расследовать их прокурорам, которые согласно Конституции Российской Федерации призваны от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и требований законодательства.
К тому же у прокуроров, в отличие от следователей (независимо от их ведомственной принадлежности), отсутствуют побудительные мотивы для использования рассматриваемого полномочия с целью внепроцессуального воздействия на других участников предварительного расследования и судей. Таким образом, предлагаемое изменение позволит сбалансировать на досудебной стадии судопроизводства полномочия прокуроров и следователей.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие данного Федерального закона не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Данный законопроект не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.