ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. N 26
О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.МОМОТОВ
Проект
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О
статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 2001, N 51, ст. 4834; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 15, ст. 1278; 2008, N 52, ст. 6229; 2009, N 26, ст. 3124; N 45, ст. 5264; 2011, N 49 (ч. 5), ст. 7066) следующие изменения:
1) подпункт 1 пункта 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:
"1) имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр";";
2) в статье 5:
а) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационные комиссии)";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр", требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:
подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, и его копия;
анкета, содержащая биографические сведения о кандидате;
подлинник и копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование соответствующего уровня кандидата;
копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке;
документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему документы и их копии, указанные в настоящем пункте.";
в) абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:
"4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.";
г) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке в течение трех и более лет подряд, за исключением граждан, имеющих ученую степень кандидата или доктора юридических наук, которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также судей, находящихся в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Закона. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи до истечения трех лет подряд после отставки, исчисляемых непрерывно.";
д) подпункт 3 пункта 6 изложить в следующей редакции:
"3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата с присвоением квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" и его копия;".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 11, ст. 1022; 2011, N 49 (ч. 5), ст. 7066) следующие изменения:
1) в статье 11.1:
а) пункт 12 дополнить предложением следующего содержания: "Представления о досрочном прекращении полномочий члена экзаменационной комиссии и об избрании в состав экзаменационной комиссии другого лица в период между съездами (конференциями) судей вносится в соответствующий совет судей председателями судов, указанными в пункте 10 настоящей статьи.";
б) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Экзаменационные комиссии избирают из числа своих членов председателя экзаменационной комиссии и заместителя (заместителей) председателя экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии назначается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации или органом, входящим в его систему, по представлению соответствующей экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии в принятии решений экзаменационной комиссии не участвует.";
2) пункт 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"1. Советы судей, квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии вправе запрашивать у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц и получать от них сведения и документы, необходимые для их деятельности.";
3) в статье 26.1:
а) в пункте 2 после слов "квалификационной коллегии судей" дополнить слово "данного";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Высшая экзаменационная комиссия осуществляет общее и методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации. Высшая экзаменационная комиссия дает разъяснения экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена на должность судьи.";
4) в статье 26.3:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи устанавливаются регламентами экзаменационных комиссий, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией.";
б) пункт 2 после первого предложения дополнить предложением следующего содержания: "Теоретические вопросы в билетах формулируются Высшей экзаменационной комиссией, а задачи по вопросам судебной практики и письменные задания по подготовке процессуального документа по макету дела составляются соответствующими экзаменационными комиссиями и утверждаются Высшей экзаменационной комиссией.";
в) пункт 3 дополнить предложением следующего содержания: "Для кандидатов на должности судей специализированных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации Высшей экзаменационной комиссией составляются отдельные билеты.";
г) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение о результатах квалификационного экзамена с оценками по каждому вопросу и общей итоговой оценкой. В случае получения общей итоговой неудовлетворительной оценки удостоверение не выдается. Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена. В течение указанного срока кандидат на должность судьи вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи суда другого уровня.";
д) в пункте 5 слова "председателем экзаменационной комиссии" заменить словами "председательствующим на заседании";
е) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Кандидат, приступивший к ответу и отказавшийся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена, а также кандидат, не сдавший квалификационный экзамен на должность судьи, может обратиться в эту же или иную экзаменационную комиссию с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения квалификационного экзамена";
ж) пункт 8 дополнить первым предложением следующего содержания:
"Кандидату на должность судьи может быть отказано в допуске к сдаче квалификационного экзамена только по основаниям, установленным федеральным законом.";
5) в статье 26.4:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Решения экзаменационных комиссий могут быть обжалованы только по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена.";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Кандидат на должность судьи вправе обжаловать действия (бездействие) экзаменационной комиссии, в результате которых он не был допущен к сдаче квалификационного экзамена";
6) статью 27 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Удостоверение председателя Высшей экзаменационной комиссии подписывается председателем Совета судей Российской Федерации. Удостоверения членов Высшей экзаменационной комиссии и председателей экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации подписываются председателем Высшей экзаменационной комиссии. Удостоверения членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации подписываются председателями соответствующих экзаменационных комиссий."
Статья 3
Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532, Парламентская газета, N 220 - 221, 20.11.2002, Российская газета, N 220, 20.11.2002) следующие изменения:
1) в пункте 7 части 1 статьи 26 после слов "по основаниям нарушения" дополнить слова "установленной федеральным законом";
2) в пункте 3.1 части 1 статьи 27 после слов "по основаниям нарушения" дополнить слова "установленной федеральным законом."
Президент Российской Федерации
В.В.ПУТИН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской
Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского
сообщества в Российской Федерации" и Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации"
(о совершенствовании требований к кандидатам на должности судей)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" направлен на устранение пробелов и уточнение отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
Работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических специальностей (профессий) и отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданами, особенно в настоящее время, когда формируются новые экономические и социальные отношения, интенсивно изменяются нормативные правовые акты. Судья должен обладать глубокими теоретическими знаниями в области права, учитывать тенденции развития судебной практики и владеть современными технологиями работы с правовой информацией. В этой связи необходимо усовершенствовать процесс отбора кандидатов на должности судей на стадии квалификационного экзамена в соответствующих экзаменационных комиссиях, полномочия которых устанавливаются Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
На основании вышеизложенного предлагается установить, что к сдаче квалификационного экзамена допускаются граждане, имеющие высшее юридическое образование с присвоением квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" и представившие в соответствующую экзаменационную комиссию документы, указанные в пункте 3 статьи 5 Закона "О статусе судей в Российской Федерации".
При этом квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке в течение трех и более лет подряд, за исключением граждан, имеющих ученую степень кандидата или доктора юридических наук, которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также судей, находящихся в отставке и привлекающихся к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Закона. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи до истечения трех лет подряд после отставки, исчисляемого непрерывно.
В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. При этом квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.
Теоретические вопросы в билетах формулируются Высшей экзаменационной комиссией, а задачи по вопросам судебной практики и письменные задания по подготовке процессуального документа по макету дела составляются соответствующими экзаменационными комиссиями и утверждаются Высшей экзаменационной комиссией. Для кандидатов на должности судей специализированных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации Высшей экзаменационной комиссией составляются отдельные билеты.
Законопроект направлен также на формирование единой практики оценки знаний кандидатов. В связи с чем предлагается уточнить критерии выставления оценок, выдачи удостоверения о сдаче квалификационного экзамена, а также основания для отказа в допуске к сдаче квалификационного экзамена, который должен быть основан только на федеральном законе. При этом решения экзаменационных комиссий могут быть обжалованы только по основаниям нарушения процедуры их вынесения. Для этого предлагается внести изменения в пункты 2 и 3 статьи 26.3 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", пункт 1 части 1 статьи 26, пункт 3.1 части 1 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С целью выработки Высшей экзаменационной комиссией единообразной практики работы экзаменационных комиссий предлагается предоставить Высшей экзаменационной комиссии право осуществлять общее и методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации и вырабатывать обязательные разъяснения.
В связи с постоянно возникающей необходимостью получать информацию о кандидатах на должности судей экзаменационным комиссиям (равно как советам судей и квалификационным коллегиям судей) предлагается предоставить право запрашивать у государственных органов, общественных организаций и должностных лиц и получать от них сведения и документы, необходимые для их деятельности.
В действующих нормативных правовых актах точно не установлена процедура назначения на должность секретаря экзаменационной комиссии. В проекте закона предлагается назначать секретаря экзаменационной комиссии по представлению соответствующей экзаменационной комиссии Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации или органом, входящим в его систему.
Принятие данного законопроекта позволит повысить требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей в целях обеспечения пополнения судейского корпуса высококвалифицированными специалистами и удовлетворения потребности судов в судейских кадрах, а также эффективно защищать права и правовые интересы кандидатов на должности судей.
ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
Федерального закона "О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "О статусе судей в Российской
Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского
сообщества в Российской Федерации" и Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту Федерального закона Российской Федерации "О
внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе
судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об
органах судейского сообщества в Российской Федерации" и
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.