ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2021 г. N 7
О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТОРА СУДА"
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в части совершенствования деятельности администратора суда".
2. Представлять данный проект федерального конституционного закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации секретарю Пленума, судье Верховного Суда Российской Федерации В.В. Момотову.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.МОМОТОВ
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные
федеральные конституционные законы в части
совершенствования деятельности администратора суда
Статья 1
Внести в Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1589; 2003, N 27, ст. 2699; 2004, N 13, ст. 1111; 2006, N 29, ст. 3120; 2007, N 49, ст. 6031; 2008, N 18, ст. 1937; 2009, N 19, ст. 2269; N 45, ст. 5262; 2010, N 18, ст. 2141; 2011, N 50, ст. 7334; 2014, N 23, ст. 2921; N 26, ст. 3359; N 52, ст. 7530; 2016, N 7, ст. 896; 2018, N 31, ст. 4811; 2019, N 29, ст. 3840; 2020, N 50, ст. 8029) следующие изменения:
1) статью 45 изложить в следующей редакции:
"Статья 45. Аппарат арбитражного суда
1. Организационное обеспечение деятельности арбитражного суда по осуществлению правосудия осуществляется аппаратом арбитражного суда.
2. Общее руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет председатель соответствующего суда.
Непосредственное руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляется руководителем аппарата - администратором соответствующего арбитражного суда (далее - руководитель аппарата суда).
1. Руководитель аппарата арбитражного суда:
1) осуществляет руководство аппаратом арбитражного суда;
2) принимает меры по организационному обеспечению деятельности арбитражного суда, по подготовке залов судебных заседаний и обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;
3) организует работу аппарата арбитражного суда по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, ведению делопроизводства и работе архива;
4) организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда;
5) организует работу по информационно-правовому обеспечению судей и работников аппарата арбитражного суда;
6) организует ведение судебной статистики;
7) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе и пребывающих в отставке, работников аппарата суда; принимает меры по их обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством;
8) организует предоставление медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппарата суда и санаторно-курортное лечение указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;
9) организует материально-техническое обеспечение деятельности суда, в том числе по строительству, реконструкции, ремонту и техническому оснащению зданий (помещений) суда;
10) организует проведение мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности суда;
11) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем арбитражного суда, и представляет его в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;
12) осуществляет организационные мероприятия, связанные с закупкой товаров, работ и услуг для нужд суда, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
13) организует охрану зданий, помещений и другого имущества арбитражного суда, в том числе путем взаимодействия с судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности суда; обеспечивает бесперебойную работу транспорта арбитражного суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
14) организует работу по соблюдению правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;
15) осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности арбитражного суда в соответствии с поручениями председателя арбитражного суда.
5. Руководитель аппарата суда назначается на должность и освобождается от должности председателем арбитражного суда, подчиняется непосредственно председателю арбитражного суда. На должность руководителя аппарата арбитражного суда назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование.
6. Аппарат арбитражного суда:
1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;
2) обеспечивает прохождение дел в арбитражном суде, ведение делопроизводства и работу архива, в том числе принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;
3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;
5) изучает и обобщает судебную практику;
6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;
8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда;
9) осуществляет работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда;
10) осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности суда в соответствии с поручениями председателя суда.
7. Положение об аппарате арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
8. Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.
9. Общая численность работников аппаратов арбитражных судов (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) должна обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
10. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
11. Работники аппарата арбитражного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата арбитражного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
12. Права и обязанности работников аппарата арбитражного суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе. Указанным работникам аппарата арбитражного суда присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.
13. Права и обязанности работников аппарата арбитражного суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством Российской Федерации.".
Статья 2
Внести в Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3240; 2012, N 24, ст. 3064; N 29, ст. 3978; N 49, ст. 6746; 2014, N 11, ст. 1088; N 30, ст. 4204; 2018, N 31, ст. 4811; N 45, ст. 6823; 2019, N 10, ст. 883; 2020, N 50, ст. 8029) следующие изменения:
1) в подпункте 1 части 3 статьи 30 слова "и аппарата суда" заменить словами ", осуществляют руководство деятельностью структурных подразделений аппарата суда";
2) статью 38 изложить в следующей редакции:
"Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции
1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляется аппаратом этого суда.
2. Общее руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляет председатель соответствующего суда.
3. Непосредственное руководство деятельностью аппарата кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа осуществляется руководителем аппарата - администратором соответствующего суда (далее - руководитель аппарата кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, областного и равного ему суда).
4. Руководитель аппарата кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, областного и равного ему суда:
1) осуществляет руководство аппаратом суда;
2) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, по подготовке залов судебных заседаний и обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;
3) организует работу аппарата суда по обеспечению прохождения дел в суде, ведению делопроизводства и деятельности архива;
4) организует работу по обращению к исполнению судебных актов;
5) организует работу по информационно-правовому обеспечению судей и работников аппарата суда;
6) организует ведение судебной статистики;
7) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппарата суда; принимает меры по их обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством;
8) организует предоставление медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппарата суда и санаторно-курортное лечение указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;
9) организует материально-техническое обеспечение деятельности суда, в том числе по строительству, реконструкции, ремонту и техническому оснащению зданий (помещений) суда;
10) организует проведение мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности суда;
11) организует разработку проекта сметы расходов суда, утверждаемого председателем суда, и представляет его в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;
12) осуществляет организационные мероприятия, связанные с закупкой товаров, работ и услуг для нужд суда, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
13) организует охрану зданий, помещений и другого имущества суда, в том числе путем взаимодействия с судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности суда; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
14) организует работу по соблюдению правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;
15) осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности суда в соответствии с поручениями председателя суда.
5. Руководитель аппарата кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, областного и равному ему суда назначается на должность и освобождается от должности председателем соответствующего суда и подчиняется непосредственно председателю этого суда. На должность руководителя аппарата суда назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование.
6. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) должна обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
7. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.
8. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
9. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.
10. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.
11. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.".
Статья 3
Внести в Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3170; 2006, N 50, ст. 5277; 2009, N 26, ст. 3119; N 48, ст. 5710; N 52, ст. 6401; 2010, N 18, ст. 2141; 2011, N 7, ст. 899; 2012, N 49, ст. 6746; N 53, ст. 7572; 2014, N 6, ст. 549; N 11, ст. 1088; N 45, ст. 6130; 2015, N 10, ст. 1390; 2016, N 22, ст. 3088; N 26, ст. 3847; N 27, ст. 4154; 2018, N 31, ст. 4911; N 45, ст. 6823; 2019, N 31, ст. 4413; N 52, ст. 7762; 2020, N 50, ст. 8029) следующие изменения:
1) статью 33 изложить в следующей редакции:
"Статья 33. Аппарат военного суда
1. Организационное обеспечение деятельности военного суда по осуществлению правосудия осуществляется аппаратом этого суда.
2. Общее руководство деятельностью аппарата военного суда осуществляет председатель соответствующего суда.
3. Непосредственное руководство деятельностью аппарата кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружного (флотского) военного суда осуществляется руководителем аппарата - администратором кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружного (флотского) военного суда (далее - руководитель аппарата военного суда).
4. Руководитель аппарата военного суда:
1) осуществляет руководство аппаратом суда;
2) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, по подготовке залов судебных заседаний и обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;
3) организует работу аппарата суда по обеспечению прохождения дел в суде, ведению делопроизводства и работе архива;
4) организует работу по обращению к исполнению судебных актов;
5) организует работу по информационно-правовому обеспечению судей и работников аппарата суда;
6) организует ведение судебной статистики;
7) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппарата суда; принимает меры по их обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством;
8) организует предоставление медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппарата суда и санаторно-курортное лечение указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;
9) организует материально-техническое обеспечение деятельности суда, в том числе по строительству, реконструкции, ремонту и техническому оснащению зданий (помещений) суда;
10) организует проведение мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности суда;
11) организует разработку проекта сметы расходов суда, утверждаемого председателем суда, и представляет его в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;
12) осуществляет организационные мероприятия, связанные с закупкой товаров, работ и услуг для нужд суда, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
13) организует охрану зданий, помещений и другого имущества суда, в том числе путем взаимодействия с судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности суда; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
14) организует работу по соблюдению правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;
15) осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности суда в соответствии с поручениями председателя суда.
5. Руководитель аппарата военного суда назначается на должность и освобождается от должности председателем соответствующего суда и подчиняется непосредственно председателю этого суда. На должность руководителя аппарата назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование.
6. Аппарат военного суда:
1) принимает и выдает документы;
2) удостоверяет копии судебных документов;
3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;
4) контролирует уплату пошлин и сборов;
5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;
6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;
7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;
8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;
9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;
10) осуществляет хранение дел и документов;
11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации;
12) осуществляет прием граждан;
13) осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности суда в соответствии с поручениями председателя суда.
7. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда определяются в пределах общей численности работников аппаратов военных судов и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом. Общая численность работников аппаратов военных судов должна обеспечивать возможность полного и независимого правосудия.
8. Работники аппарата военного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы.
9. Работники аппарата военного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
10. Права и обязанности работников аппарата военного суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе. Указанным работникам присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.
11. Права и обязанности работников аппарата военного суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.";
2) Статью 34 изложить в следующей редакции:
"Статья 34. Администратор гарнизонного военного суда:
1. Администратор гарнизонного военного суда:
1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности военного суда по подготовке залов судебных заседаний и обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;
2) организует проведение мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности военного суда;
3) принимает меры по материальному и социальному обеспечению судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппарата военного суда, в том числе по их обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством; по предоставлению медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппарата военного суда и санаторно-курортному лечению указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;
4) организует и контролирует получение, учет и хранение нормативных правовых актов, юридической литературы, пособий и справочно-информационных материалов для судей и работников аппарата военного суда;
5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда;
6) организует охрану зданий, помещений и другого имущества военного суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта военного суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
7) организует и контролирует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений военного суда;
8) анализирует потребность суда в материально-технических средствах при формировании проекта сметы на следующий финансовый год в соответствии с утвержденными нормами и принимает иные меры по организации материально-технического обеспечения деятельности военного суда;
9) организует работу по соблюдению правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;
10) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда;
11) выполняет приказы и распоряжения председателя военного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.
2. Администратор гарнизонного военного суда осуществляет свои полномочия под общим руководством и контролем начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и во взаимодействии с ним.
3. Администратор гарнизонного военного суда назначается на должность и освобождается от должности начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации по представлению председателя гарнизонного военного суда.
4. На должность администратора гарнизонного военного суда назначается лицо, имеющее высшее образование.
Администратор гарнизонного военного суда подчиняется непосредственно председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.".
Статья 4
1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.
2. Часть 5 статьи 45 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", часть 5 статьи 38 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", часть 5 статьи 33 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" в редакции настоящего Федерального конституционного закона не распространяются на лиц, которые на момент вступления настоящего федерального конституционного закона в силу замещают должности администраторов кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам.
Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального конституционного закона "О внесении
изменений в отдельные федеральные конституционные законы
в части совершенствования деятельности администратора суда"
В целях совершенствования деятельности администраторов судов настоящим федеральным конституционным законом предлагается внести изменения в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации".
Институт администраторов судов в системе федеральных судов общей юрисдикции был введен Федеральным законом от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Характер законодательно закрепленных в настоящее время статьей 19 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" функций администратора федерального суда общей юрисдикции, производных от организационно обеспечивающих функций Судебного департамента и от организационно-административных функций председателя суда, и порядок выполнения их под контролем Судебного департамента либо его территориального органа и одновременно при непосредственном подчинении председателю суда обусловливают двойственное правовое положение администратора суда.
За достаточно продолжительный период (с 1998 года по настоящее время) практика функционирования в системе федеральных судов общей юрисдикции института администраторов федеральных судов общей юрисдикции выявила закономерные сложности в определении объема и характера полномочий администратора суда, а также его должностного положения.
Многоплановый круг функциональных обязанностей, включающий в себя функции как хозяйственника, так и менеджера и требующий от администратора как знаний в самых различных областях деятельности, так и опыта управленческой работы, приводит к значительным трудностям в определении квалификационных требований к должности администратора суда, а постоянно увеличивающийся объем работы обусловливает рост служебной нагрузки администратора суда.
Неоправданно широкий объем функций администратора суда по организационному обеспечению деятельности суда в значительной степени пересекается с должностными обязанностями работников аппарата суда по организации деятельности суда, закрепленными Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Это приводит к дублированию функций, например в части организации судебного делопроизводства, ведения статистики, работы архива.
Вместе с тем администратор, осуществляя свои функциональные обязанности под руководством председателя суда, не имеет полномочий по непосредственному руководству аппаратом суда. С другой стороны, правовая норма о руководстве деятельностью администратора со стороны председателя суда необоснованно возлагает на председателя суда решение вопросов организационного и материально-технического обеспечения суда, что не согласуется с целями и задачами судебной реформы в Российской Федерации.
Сфера функциональных обязанностей администратора суда носит производный характер от функций того органа, полномочным представителем которого администратор суда является - Судебного департамента либо его территориального органа. Это, в свою очередь, обусловливает различное правовое положение администраторов судов различного уровня - администратора суда кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и администратора суда районного звена (районного, городского, межрайонного суда, гарнизонного военного суда), а также различный порядок решения вопросов прохождения ими государственной гражданской службы.
Системное изучение современного состояния института администраторов федеральных судов общей юрисдикции выявило наличие ряда нерешенных задач по организации работы судов, не связанной с отправлением правосудия.
Так, постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 250 "О ходе совершенствования деятельности администраторов федеральных судов общей юрисдикции" определены проблемные вопросы, связанные с определением правового статуса и должностного положения администратора суда, в частности: двойственность должностного положения; необходимость изменения системы отбора кандидатов на должность (изменение квалификационных требований); неравномерное распределение обязанностей и пределов компетенции (наделение властно-распорядительными полномочиями, правом подписи финансовых документов), дублирование полномочий других работников аппарата суда; необходимость в подчиненном персонале; повышение уровня квалификации и другие.
До вступления в силу Федерального закона от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ), то есть до 6 августа 2014 года, функции администраторов федеральных арбитражных судов были возложены на руководителей аппаратов судов - администраторов, которые входили в штат аппаратов арбитражных судов и осуществляли как полномочия по руководству аппаратом соответствующего суда, так и хозяйственные функции по организационному обеспечению деятельности суда.
В связи с принятием вышеназванного федерального закона и внесением соответствующих изменений в Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" с 6 августа 2014 года должности администраторов федеральных арбитражных судов включены в штат управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, отнесены к главной группе должностей категории "руководители" и исключены из штата арбитражного суда с освобождением от функций руководства аппаратом суда.
Кроме того, в связи с принятием Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" в подсистеме судов общей юрисдикции образованы самостоятельные кассационные и апелляционные суды.
В системе федеральных судов общей юрисдикции кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, кассационный и апелляционный военные суды являются вышестоящим звеном по отношению к областным и равным им судам, окружным (флотским) военным судам, однако характер должностных обязанностей, правовое положение администратора вновь созданных судов аналогичны характеру должностных обязанностей администратора областного и равного ему суда и окружного (флотского) суда.
Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2018 года N 651 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ N 651) Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы дополнен группой должностей администраторов кассационного и апелляционного судов общей юрисдикции, администраторов кассационного и апелляционного военных судов с включением их в штат Судебного департамента.
Указом N 651 должности администраторов областных и равных им судов, окружных (флотских) судов также отнесены к главной группе должностей категории "руководители".
Проблема двойственного подчинения администратора суда и отсутствия функции руководства аппаратом суда не существовала в федеральных арбитражных судах до вступления в силу Федерального закона от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ, поскольку администраторы федеральных арбитражных судов входили в штат аппаратов судов и на них законодательно возлагалась функция руководства аппаратом суда.
Данный опыт функционирования института администратора федеральных арбитражных судов следует признать положительным и наиболее функциональным.
Кроме того, в соответствии с Федеральным конституционным законом "О военных судах в Российской Федерации", Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" администраторы гарнизонных военных судов назначаются и освобождаются от должности приказом соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда, что также приводит к различиям в их правовом статусе с администраторами районных (городских) судов, которые назначаются непосредственно начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и состоят в их штате.
Во исполнение постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 250 "О ходе совершенствования деятельности администраторов федеральных судов общей юрисдикции" и постановления VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 года "О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития" постановлением Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2013 года N 314 была одобрена Концепция реформирования института администраторов федеральных судов общей юрисдикции (далее - Концепция).
В целях установления единого правового статуса администраторов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, а также повышения уровня организационного обеспечения деятельности судов и решения проблемных вопросов, возникающих в деятельности администраторов судов, в Концепцию были внесены соответствующие изменения в декабре 2015 года.
Таким образом, в части реализации положений Концепции, направленных на совершенствование правового статуса администраторов судов, оптимизацию деятельности администраторов судов, необходимость исключения их двойственного положения, исключение нормативного дублирования функций администратора и других работников аппарата суда, неравномерного распределения обязанностей в пределах компетенции, изменение порядка назначения администратора и его подчиненности, предлагается:
в аппаратах кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, федеральных арбитражных судов, обладающих правами юридического лица, функции руководства аппаратом данных судов возложить на руководителя аппарата - администратора кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, одновременно исключить данные должности из системы Судебного департамента.
Данные изменения предлагается внести путем внесения изменения в статью 45 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", статью 38 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", статьи 33 и 34 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации".
При этом предлагается законодательно определить полномочия руководителя аппарата - администратора суда путем закрепления за ним функциональных обязанностей по осуществлению руководства аппаратом суда, организации работы по делопроизводству и работе архива; ведению судебной статистики; по правовому обеспечению судей и работников аппарата суда; организации материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов; принятие мер по их обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством; организации предоставления медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппаратов судов и санаторно-курортному лечению указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством; организации материально-технического обеспечения деятельности суда, в том числе по строительству, реконструкции, ремонту и техническому оснащению зданий (помещений) суда; организации проведения мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности суда; организации разработки проекта сметы расходов суда, утверждаемого председателем суда, и представлению его в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации; организации работы по соблюдению правил и норм охраны труда и пожарной безопасности; осуществлению организационных мероприятий, связанных с закупкой товаров, работ и услуг для нужд судов, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг; организации охраны зданий, помещений и другого имущества суда, в том числе путем взаимодействия в этих целях с судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности суда.
В части оптимизации деятельности администратора районного (городского) суда, гарнизонного военного суда предлагаются сохранение администраторов районных (городских) и гарнизонных военных судов в штате управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и законодательное закрепление за администратором районного (городского), гарнизонного военного суда непосредственно функций материально-технического, хозяйственного обеспечения и организации мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности путем исключения из его должностных обязанностей полномочий, связанных с дублированием функций других работников аппарата суда.
Необходимость оставления администраторов районных, городских, межрайонных, гарнизонных военных судов непосредственно в штате территориальных управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации обусловлена тем, что районные, городские, межрайонные, гарнизонные военные суды не являются самостоятельными юридическими лицами, в отношении данных судов полномочия юридического лица реализуются органами Судебного департамента, осуществляющими организационное обеспечение деятельности судов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и, соответственно, закрепление за администраторами районных судов функций непосредственно материально-технического и хозяйственного обеспечения является наиболее оправданным и обоснованным с точки зрения осуществления данных функций именно через территориальные органы Судебного департамента.
Таким образом, в настоящее время возникла необходимость законодательно разграничить правовой статус администраторов кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации путем возложения на них функций руководства аппаратом суда и включения их непосредственно в штат суда и администраторов районных, городских, межрайонных, гарнизонных военных судов, оставив последних в системе Судебного департамента с возложением на них только хозяйственных, обеспечивающих функций.
Также необходимо закрепить на законодательном уровне квалификационные требования к руководителю аппарата - администратору суда в виде наличия высшего юридического образования.
В соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
В развитие данного конституционного принципа предлагается дополнить вышеназванные федеральные конституционные законы нормами, согласно которым общая численность аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов должна обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и устанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных
конституционных законов, федеральных законов и иных
нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием Федерального
конституционного закона "О внесении изменений в отдельные
федеральные конституционные законы в части совершенствования
деятельности администратора суда"
Принятие Федерального конституционного закона потребует внесения изменений в Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"; федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период; Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574; Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции"; Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального конституционного закона "О внесении
изменений в отдельные федеральные конституционные законы
в части совершенствования деятельности администратора суда"
Принятие данного федерального конституционного закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2018 года N 651 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы" Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы дополнен группой должностей администраторов кассационного и апелляционного судов общей юрисдикции, администраторов кассационного и апелляционного военных судов с включением их в штат Судебного департамента.
Должности администраторов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, окружных (флотских) судов вышеназванным указом Президента Российской Федерации также отнесены к главной группе должностей категории "руководители" и соответственно внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" в части повышения их должностных окладов.