В крупных торговых центрах, аэропортах и стадионах могут разместить автоматические наружные дефибрилляторы. Комитет Госдумы по охране здоровья завершает подготовку ко второму чтению соответствующего законопроекта. Инициативу депутатов поддерживают Минздрав и Минпромторг. Как стало известно «Парламентской газете», поправки к документу снимут опасения противников инициативы, заявлявших, что в неподготовленных руках прибор может быть опасен.
Как выжить при внезапной остановке сердца
От внезапной остановки сердца в России умирают около 200 тысяч человек в год, спасти пациентов (вне стационаров) удаётся лишь в 5% случаев, подсчитали эксперты. Проблема в том, что для «запуска» сердца нужен дефибриллятор, однако бригады «скорой» добраться до пациента вовремя успевают далеко не всегда. Каждая же минута отнимает 10 процентов шансов на то, что человек выживет, а если выживет, не станет инвалидом, потому что остановка сердца означает прекращение кровоснабжения головного мозга, уточнил один из авторов законопроекта, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.
Решить проблему могли бы автоматические наружные дефибрилляторы, размещённые во всех общественных местах с большой концентрацией людей — аэропортах, железнодорожных узлах, торговых центрах, стадионах. Рецепт не нов и применяется во многих государствах, в том числе в Великобритании, Испании, Новой Зеландии, Японии, США, Канаде, Австралии, странах Европейского союза и Сингапуре.
В России первое чтение законопроект о дефибрилляторах прошёл ещё в 2019 году, однако у инициативы нашлись критики, уверяющие, что в руках человека без специальной подготовки прибор может принести больше вреда, чем пользы.
«На самом деле применение автоматического наружного дефибриллятора — а мы говорим именно о них, а не о тех устройствах, которые используют реаниматологи в больницах или бригады «скорой» — не требует медицинского образования или особой подготовки, — сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. — Эти дефибрилляторы сами зачитывают инструкцию, что нужно сделать, сами снимают кардиограмму и «дают разряд» только в том случае, если действительно выявили остановку сердца».
В то же время опасения скептиков парламентарии учли. Перечень мест, где будут размещаться дефибрилляторы, предложено утвердить Правительству. Согласно закону, разработан будет и специальный порядок их хранения. Держать приборы в открытом доступе абсолютно необязательно, отметил Дмитрий Морозов. В крупных торговых центрах устройства могут быть у администрации или охраны, в самолётах — у стюардесс. Воспользоваться ими смогут те, кто имеет хотя бы базовые навыки оказания первой помощи. «Все бортпроводники в ходе подготовки учатся оказывать первую помощь, — напомнил парламентарий. — Соответствующий инструктаж можно было бы давать и при приёме на работу, к примеру, в службу охраны торговых центров или стадионов».
Первую помощь предложено расширить
Подготовленные ко второму чтению законопроекта поправки призваны решить и ещё одну наболевшую проблему, связанную с первой помощью. А именно — определить, кто и при каких обстоятельствах имеет право использовать при этом медикаменты и спецприборы. Действующие нормы разрешают это лишь находящимся на дежурстве медикам и представителям очень небольшого круга профессий, прошедших специальную подготовку. Дать же лекарство, к примеру, авиапассажиру, у которого резко повысилось давление, права не имеет даже случайно оказавшийся рядом врач-попутчик — только на «свой страх и риск», и только из собственной аптечки.
«Так как оказывать первую помощь на транспорте с использованием лекарств сегодня, по сути, всем запрещено, то и набор имеющихся в самолётах и в поездах аптечек производит удручающее впечатление, — признал Дмитрий Морозов. — Там есть бинт, жгут, в лучшем случае нашатырь — и практически все».
Снять правовую коллизию, по мнению парламентариев, могло бы разделение в законодательстве понятия «первая помощь» на два вида — «базовая» и «расширенная». Новые нормы дадут Минздраву полномочия утвердить перечень состояний, при которых данные виды помощи требуются, порядок оказания «расширенной» первой помощи с использованием медикаментов, а также список профессий, от представителей которых её можно ожидать, рассказал депутат. После этого парламентарии будут настаивать на пересмотре содержимого аптечек в поездах и самолётах. Помимо общедоступного набора у проводников и стюардесс должны быть так называемые «аптечки под диплом» с медпрепаратами, воспользоваться которыми в экстренных случаях смогут лишь люди с медицинским образованием, уверен Дмитрий Морозов.
Тот факт, что это спасёт немало жизней, уже доказан цифрами. Только за один квартал 2019 года достоянием гласности стало 44 случая, при которых авиапассажирам потребовалась первая помощь. В 38 случаях экипаж принял решение о незапланированной посадке на запасной аэродром или возврате в аэропорт вылета, в пяти случаях зафиксирована смерть пассажиров.