Проект МиГ-35 должен решить несколько стратегических задач для Минобороны РФ, считает старший научный сотрудник Центра комплексных исследований ВШЭ Василий Кашин.
Реализация проекта МиГ-35 идет медленно
Американское издание The Drive обратило внимание на продолжительный срок ввода в эксплуатацию российского истребителя поколения 4++ МиГ-35. Первый полет данной машины произошел в ноябре 2016 года, а всего произведено шесть таких истребителей.
В 2018 году министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу заявил, что боевые возможности ВКС РФ за два года возросли на 11,7%, причем Минобороны РФ продолжило делать стратегическую ставку на новые образцы вооружения.
Бывший главком ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев в 2017 году заметил, что имеющийся парк легких истребителей ВКС РФ в Минобороны РФ планируют сменить на новейшие МиГ-35. Первый контракт на закупку МиГ-35 был подписан в рамках форума «Армия-2018», после чего данная машина должна была пойти в серийное производство.
Этого пока не случилось, хотя на вооружение ВКС РФ было передано несколько МиГ-35.
С тех пор прошло немало времени, а новостей по МиГ-35 нет. Шойгу и Минобороны РФ регулярно информируют о шагах военного ведомства по усилению боевой мощи ВКС РФ, но эти решения не касаются МиГ-35.
Проект МиГ-35 является глубокой модернизацией МиГ-29М/М2 и МиГ-29К/КУБ (палубный вариант), в рамках которой улучшены эксплуатационные характеристики истребителя и повышена его боевая эффективность.
Россия сделает ставку на экспорт МиГ-35
«Скорее перед нами экспортная машина, рассчитанная на большое число государств, эксплуатировавших советские и российские истребители МиГ-29. Эти государства имеют машины предыдущих выпусков, сохранили кадры и инфраструктуру, которые могут быть частично задействованы при эксплуатации МиГ-35», — констатирует Кашин.
Истребители семейства МиГ-29 стоят на вооружении более 20 государств мира. Какие-то из них вроде Болгарии и Польши не вернутся к закупкам российской военной техники по политическим причинам, но большинство готовы рассмотреть такое предложение.
Тем более МиГ-29 является проверенным истребителем, который участвовал во многих региональных конфликтах. Если брать МиГ-35, то в этой машине учтен опыт, который ВКС РФ получили в ходе боевых действий в Сирии.
«Россия стремится создать более диверсифицированную структуру промышленности и не складывать яйца в одну корзину, т.е. не делает ставку только на ОКБ Сухого, и сохраняет кадры, которые есть в ОКБ МиГ. Это тоже играет роль в поддержке выпуска данного самолета, которая исходит как от руководства ВКС РФ, так и от Минобороны РФ», — резюмирует Кашин.
Острой заинтересованности в данной машине у ВКС РФ нет, поэтому дела с этим проектом идут медленно, хотя низкие темпы закупки характерны не только для МиГ-35, но и для новейшего российского истребителя пятого поколения Су-57.
«Если смотреть на МиГ-35 отвлеченно, то эта машина не является легким истребителем. Стоимость приобретения и эксплуатации МиГ-35 для ВКС РФ ниже, чем у самолетов ОКБ Сухого, но не принципиально», — заключает Кашин.
Поэтому масштабная закупка МиГ-35 вызовет дублирование функций и дополнительные расходы Минобороны РФ. Одновременном с этим, у нас имеется немало кадров, заточенных на использование истребителей семейства МиГ-29.
«У нас остались кадры на базе в Армении, поэтому мы можем начать выпуск второго поколения платформы МиГ-29 без критических расходов, пусть это не легкие, а средние истребители. Непосредственно для вооружения российских ВКС это семейство не сильно перспективно, но есть хорошие перспективы экспорта данных машин», — констатирует Кашин.
Россия продолжает развивать советские платформы
МиГ-35 вместе с Су-30 и Су-35С создавался, как экспортная машина. Изначально эти истребители должны были поддержать российский экспорт вооружений, и только затем возникла идея довооружить с помощью них российские ВВС.
Перед нами развитие советских платформ, а новые индексы являются маркетинговым решением, хотя новое поколение качественно отличается от базовых машин. Это именно новые истребители, созданные на базе старой платформы.
Такая смена индексов характерна не только для истребителей, но и для бронетехники — так появился Т-90, который является глубокой модернизацией основного боевого танка Т-72, и ударные вертолеты Ми-25 и Ми-35, созданные на базе Ми-24.
Россия не хочет терять наработанные экспортные связи, которые у Москвы сформировались по МиГ-29, но мировая практика показывает, что импортеры редко берут на вооружение военную технику, которой не пользуется страна-производитель.
«Россия с помощью данной машины собирается сохранить ценные кадры, пока семейству МиГ-29 не будет замены в производстве. Это инженерно-технический состав и производственные работники. Второй момент — это экспорт. Чтобы продавать МиГ-35 важно иметь какое-то количество таких машин у себя на вооружении», — резюмирует Кашин.
По этой причине, как отмечает эксперт, Минобороны РФ закупит несколько десятков МиГ-35, чтобы закрыть тему отсутствия их на вооружении ВКС РФ. В рамках контракта 2018 года разговор шел о тридцати таких истребителях.
«Дальше мы будем двигаться в сторону экспортных контрактов. Еще МиГ-35 является побочным вариантом морской программы, которая будет реализовываться до тех пор, пока Россия не откажется от авианосной программы», — заключает Кашин.