После распада Советского Союза основной боевой танк Т-80, прежде востребованный в бронетанковых войсках, был оттеснен более ранней машиной Т-72. Из более 10 тысяч выпущенных советской промышленностью «реактивных танков», как называют Т-80, в строю сейчас четыре с половиной сотни. Остальные были направлены на хранение. Причем были выведены из состава бронетанковых войск не только первые машины, которые начали поступать на вооружение в 1976 году, но и последующие модификации, более современные и эффективные.
Но в последнее время наблюдается обратная тенденция — Т-80 «реабилитировали». И начинают потихоньку возвращать с баз хранения на Омский завод транспортного машиностроения для ремонта и модернизации, а оттуда — в строевые части. Потихоньку, потому что сейчас реализуется контракт на поставку 62-х Т-80БВМ. Однако в дальнейшем предполагается заключение Министерством обороны новых контрактов. Потому что этот танк армии нужен.
Т-80 называют реактивным танком потому, что в нем в качестве силовой установки используется не дизельный, а газотурбинный двигатель (ГТД). Собственно, примерно как и в турбовинтовых самолетах. Но только без винта. В 90-е годы от Т-80 начали отказываться в значительной степени потому, что ГТД расходует много топлива. Посчитали, что не надо деньги пускать на реактивный ветер. Однако на это решение повлияли не только экономические соображения, но и боевые качества. ГТД, устанавливаемые тогда на танк, потребляли топлива в 1,6-1,8 раз больше, чем дизели. И это существенно сокращало запас хода. Правда, коэффициент сокращения был поменьше, поскольку в Т-80 топлива закачивали больше.
Да, это недостаток. Но в то же время ГТД имеет существенное преимущество перед дизелем. Он без проблем заводится на морозе. И сейчас это качество стало очень ценным в связи с тем, что Россия наращивает свое военное присутствие в арктической зоне, богатой громадными запасами углеводородов. Также здесь проходит Северный морской путь, важность безопасного судоходства по которому трудно переоценить.
И не наращивать военное присутствие нельзя, потому что США начали проявлять к Арктике повышенный экономический интерес, который уже начинает подкрепляться как политическими заявлениями о том, что «русские слишком на многое замахнулись в Арктике», так и практическими действиями. В США начали уделять повышенное внимание строительству военных кораблей и коммерческих судов ледового класса.
Более того, в мае три американских эсминца и один британский фрегат при поддержке противолодочного и разведывательного самолетов провели в Баренцевом море недельные учения. Европейское командование ВМС США сформулировало цель этого мероприятия таким образом: «отстаивание свободы навигации и демонстрация сплоченности между союзниками». Формулировка довольно угрожающая, Штаты отстаивают свободу навигации, например, в зоне экономических интересов Китая.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что все 62 «реактивных танка» поступят и уже начали порционно поступать на Северный флот. Но на этом останавливаться не собираются. Есть сведения, что Т-80БВМ по новым контрактам будет поступать еще и на Дальний Восток, и на западные рубежи России. С точки зрения повышенной морозоустойчивости танка особого смысла такое расширение географии не имеет. Однако будет использовано еще одно преимущество ГТД — повышенная скорость, которую способен развивать танк. Стремительность танковой атаки — это тоже очень важно.
Скоростные характеристики российских ОБТ в км/ч таковы:
— Т-72: по шоссе — 45-50, на пересеченной местности — 35-40; — Т-90: по шоссе — 65, на пересеченной местности — 45; — Т-80БВМ: по шоссе — 80, на пересеченной местности — 50-60.
Интересно, что американский «Абрамс» также оснащенный ГТД, причем более мощным, по шоссе может разогнаться лишь до 65 км/ч. На пересечёнке он уступает «реактивному танку» еще больше. Это предопределено тем, что у «Абрамса», можно сказать, громадная масса — 63 тонны. Т-80БВМ весит лишь 46 тонн.
В начале 90-х годов на выставке вооружения в Абу-Даби Т-80У посрамил «Абрамса». Он выполнил чрезвычайно эффектную программу с многометровыми прыжками, резкими поворотами, динамическим маневрированием, которую решили повторить американцы. Однако на середине трассы неповоротливый «Абрамс» завалился на бок.
У ГТД есть и еще один недостаток. Он нетребователен к качеству топлива, но очень капризен к засасываемому воздуху. В обычных условиях это не сказывается. Но на Ближнем Востоке, где повышенная запыленность атмосфера, «Абрамсы» порой глохнут. В Арктике, как известно, песчаные почвы не встречаются.
Новая модификация танка Т-80БВМ была создана Уралвагонзаводом на базе Т-80БВ в 2017 году. В ней используется новая силовая установка ГТД-1250ТФ мощностью 1250 л.с. Причем он более экономично расходует топливо, запас хода возрос с 400 км до 500 км. Появилась современная система управления огнем «Сосна-У», позволяющая вести боевые действия круглосуточно при любых погодных условиях. В конструкцию интегрирована новая динамическая защита брони «Реликт».
Появилась и пока еще не ставшая танковым стандартом навесная ДЗ в «мягких» контейнерах, которой защищены борта танка. И это важно. Поскольку производство Т-80 завершилось в 1985 году, в нем используется, условно говоря, «старая» броня. Которая несколько проигрывает по стойкости броне новой рецептуры. И мощная динамическая защита брони Т-80БВМ крайне полезна. Существуют разговоры о том, что «реактивному танку» намереваются придать комплекс активной защиты, использующийся в ОБТ Т-90М «Прорыв». Но неизвестно, когда это может быть, да и будет ли. Поскольку это недешевое удовольствие.
Все остальное в полной мере соответствует современным российским танковым стандартам для танков своего поколения (Т-72 и Т-90). Гладкоствольная пушка калибра 125 мм 2А46М4 с боекомплектом из 45 бронебойных подкалиберных и осколочно-фугасных снарядов. Автомат заряжания. Есть возможность запускать управляемые противотанковые ракеты через ствол пушки. Это более современная модификация пушки, чем в танке Т-80БВ, с несколько подросшей огневой мощью.
Два пулемета — 7,62 мм, спаренный с пушкой, и 12,7 мм.
Экипаж 3 человека.
Следует признать, что Т-80БВМ подтянули до «среднестатистического уровня» эксплуатирующихся в Сухопутных войсках ОБТ. Он все-таки проигрывает по боевым возможностям танку «Прорыв» — Т-90М. Но вполне выигрывает у Т-72Б, и почти «дотягивается» до Т-72Б3.
Но у него есть неоспоримое достоинство, которого нет у них — устойчивая работа в самых суровых погодных условиях Арктики. Так что без него никак не обойтись.