За время пандемии covid-19 Российская Федерация оказала медицинскую помощь более чем 30 странам. Тем самым российские власти стремились, в том числе, убедить собственных граждан в том, что Россия успешно справляется с пандемией.
При этом интенсивная контрпропаганда снизила эффективность российской дипломатии в Соединенных Штатах, стране, которая, не справившись, познала весь ужас пандемии, и странах Европейского Союза. Россия продолжит оказывать помощь, следуя своей линии дипломатии и после окончания пандемии, считая это своим шансом на распространение влияния в странах, принимающих ее помощь.
Как и многие другие страны, Россия проводит «коронадипломатию», что подразумевает медицинскую и гуманитарную помощь, оказываемую во время пандемии covid-19. Россия планировала воспользоваться пандемией для достижения своих внешнеполитических целей, в том числе поддержания хороших отношений со своими союзниками (Венесуэлой и Сирией), улучшения отношений с западными странами (Италией и Соединенными Штатами) и оспаривания достижений тех, кто так же оказывал помощь (ЕС). Российские власти также проводили разнонаправленную «коронадипломатию», чтобы, например, смягчить международные санкции во время кризиса.
Cфевраля по июль Россия оказала помощь в общей сложности 32 странам. Поддерживая членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию, Россия стремилась укрепить свою позицию на постсоветском пространстве.
Однако условием для получения помощи, в частности финансовой, она ставила углубление политической интеграции внутри ЕАЭС. В Европе Россия предложила помощь странам, где относительно сильны пророссийские настроения. Так она попыталась заручиться влиянием на внутреннюю и внешнюю политику стран, получивших помощь. Речь идет, например, о Молдавии, Италии, Сербии, Боснии и Герцеговине. Для укрепления партнерства в Азии Россия отправила помощь Китаю, Северной Корее и Монголии. На Ближнем Востоке она помогла Ирану, Сирии и Ливану. Расширяя свое присутствие в Африке, Россия помогла Алжиру, Гвинее, Демократической Республике Конго и Джибути. В рамках оказанной помощи туда были отправлены тесты, медицинское оборудование (ИВЛ) и специалисты. Оказывая помощь за рубежом и освещая ее в СМИ, российские власти также хотели продемонстрировать собственным гражданам, что Россия — мировой лидер в борьбе с пандемией. Так они старались отвлечь внимание от растущего числа зараженных COVID-19 в РФ (более 800 тысяч) и проблем с медицинскими материалами в российских больницах.
На ранних стадиях пандемии Россия быстро реагировала на просьбы о помощи, поступающие от других стран. Россия — третья страна в мире (после Китая и Соединенных Штатов) по числу проведенных тестов (около 27 миллионов), и у нее есть возможность их экспортировать. Отправляя тесты другим странам, Россия поставила их в зависимость от своей технологии. Благодаря российским тестам удалось выявить первые случаи коронавируса в Армении, Белоруссии и Казахстане. На следующий день после разговора с итальянским премьером, 22 марта, российское Министерство обороны отправило в Италию медицинскую помощь и конвой химзащиты. В результате в конце марта — начале апреля Россия стала второй по популярности (после Китая) страной у итальянцев (по опросам, у 32 процентов), «заработав» дополнительные 17 процентов, если сравнивать с аналогичными опросами в 2019 году. Российская и китайская медицинская помощь привлекала больше внимания мировой общественности, чем усилия других стран. Согласно анализу интернет-института Оксфорда, материалы о COVID-19, которые опубликовали российские и китайские государственные СМИ, получили больший резонанс в социальных сетях во Франции, Испании и Германии, чем данных из других государственных СМИ.
Оказывая медицинскую помощь, российские власти укрепили хорошие отношения с политическими лидерами в Италии (премьером Джузеппе Конте), Молдавии (президентом Игорем Додоном, известным евроскептиком) и Боснии и Герцеговины (Милорадом Додиком, президентом Республики Сербской, противником расширения НАТО). Воспользовавшись разногласиями между разными политическими силами, Россия смогла повлиять на внутреннюю ситуацию в этих странах. Поддержав Додона и социалистов, Россия упрочила свою позицию посредника в Приднестровском конфликте (социалисты хотят, чтобы Россия оставила там свои войска).
Несмотря на предложение сотрудничать во время пандемии, России не удалось склонить западные страны к смягчению международных санкций. 26 марта на Генеральной ассамблее ООН страны Запада, а также Украина и Грузия отклонили российскую резолюцию о солидарности в борьбе с коронавирусом COVID-19, которая предполагала снятие санкций. Европейская комиссия заявила, что вопросы здравоохранения не затронуты санкционным режимом, поэтому нет оснований требовать его прекращения, особенно если учесть, что причины для введения санкций, в том числе российская аннексия Крыма, остались неизменными. С другой стороны, итальянские власти не ответили на письмо председателя комитета по международным делам Госдумы РФ, который обратился к итальянским властям с просьбой блокировать санкции Европейского Союза против России в обмен на помощь.
Пропаганда, которая сопровождает «коронадипломатию» ухудшила отношения между Россией и Соединенными Штатами. Вместе с тем России не удалось подорвать антикризисный потенциал Европейского Союза, что подтверждает доклад Европейской комиссии о российской и китайской дезинформации во время пандемии. Когда огласку получили детали российской «коронадипломатии», в том числе технические проблемы с российским оборудованием, влияние Кремля ослабло. Власти Соединенных Штатов Америки отправили назад российские ИВЛ после того, как в России произошли их самовозгорания, и это стало большим просчетом Москвы, который пришелся на руку Вашингтону. Итальянская газета La Stampa написала, что 80 процентов масок, доставленных из России, оказались ненадлежащего качества. Когда представитель Минобороны России обвинил итальянских журналистов в дискредитации России, итальянское правительство ответило, что в стране соблюдается право на свободу слова. Поэтому в июне 41 процент итальянцев высказались за укрепление отношений с Европейским Союзом, и всего 11 процентов — за более тесное сотрудничество с Россией.
Пандемия также вскрыла конфликты внутри ЕАЭС. Попытки углубить политическую интеграцию в обмен на российскую помощь членам группы провалились. Кроме того, несмотря на решение организации о запрете на импорт медицинских материалов, спецкостюмов и средств дезинфекции за ее пределы, Россия, например, отправила медицинское оборудование Соединенным Штатам, проигнорировав потребности членов ЕАЭС. Ограниченная финансовая помощь России членам ЕАЭС заставила их обратиться к мировым финансовым институтам и иностранным спонсорам. Им оказали поддержку Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский Союз. Материальную помощь членам близкого к России союза также оказал Китай, который в этом смысле заменил РФ.
И хотя по мере развития пандемии потребность в международной помощи будет расти, российские инициативы в этой сфере вызывают сомнения, и так и останется впредь. Это связано с информацией, которая сопровождает российскую поддержку, и условиями, которые ставит Россия странам ее получающим. Будущее российской «коронадипломатии» будет зависеть от развития пандемии в мире. В России число заразившихся остается высоким, но ежедневный прирост инфицированных сокращается (с мая по июль с 11 тысяч до почти пяти тысяч человек).
В случае второй волны пандемии Россия продолжит проводить «коронадипломатию» с оказанием помощи, чтобы поддержать свою репутацию в мире. «Коронадипломатия» укрепляет уверенность российской общественности в растущем международном значении страны. Российские власти продолжат превозносить успехи России и дискредитировать Европейский Союз. Это приведет к напряженности в отношениях между Россией и странами Европейского Союза, и эти государства будут принимать российскую медицинскую помощь в меньших объемах, чем прежде. Поэтому российские власти, вероятно, сосредоточатся на регионах, куда поступает меньше помощи, таких как Африка и Ближний Восток. Если Россия разработает собственную вакцину против COVID-19, она получит инструмент давления на страны-получательницы, прежде всего в близком к ней экономическом объединении. Российские власти утверждают, что «коронадипломатия» должна служить международному сотрудничеству, в первую очередь между державами, в деле борьбы с пандемией. Россия считает платформой для подобного сотрудничества систему ООН, а возглавляет эту борьбу ВОЗ. Чтобы избежать проблем в работе ВОЗ из-за ограниченного финансирования после выхода Соединенных Штатов, Россия, вероятно, пополнит группу стран, которые увеличат свои отчисления в ВОЗ (к ним, в частности, относятся Великобритания, Германия и Финляндия).