Российский ВМФ прирастает всё новыми и новыми кораблями, правда до недавнего времени это были корабли класса не выше 2-го ранга. И если атомные подводные лодки по-прежнему считаются самыми большими и мощными в мире, как, например, АПРК «Князь Владимир» (проект 955А «Борей-А»), вошедший в состав флота 12 июня нынешнего года, то среди поступающих надводных кораблей тяжелых крейсеров и авианосцев пока не наблюдается. И хотя, скажем, многоцелевой фрегат дальней морской и океанской зоны «Адмирал флота Касатонов» (проект 22350), который был принят в состав Северного флота 21 июля, и называют кораблём 1-ранга, это можно утверждать с большой натяжкой. Равно как и о последних корветах «Гремящий», «Ретивый» и «Алдар Цыденжапов».
Поэтому, когда в конце июля на судостроительном заводе «Залив», расположенном в Керчи, состоялась закладка сразу нескольких крупных боевых кораблей океанской зоны, это было воспринято как новый курс ВМФ в повышении ранга кораблей. Значимость события подчеркивал и приезд на это событие в Крым президента России Владимира Путина. Особое внимание привлекли два принципиально новых универсальных десантных корабля (УДК) проекта 23900 «Прибой» водоизмещением 25 000 тонн, которые являются вертолётоносцами. Естественно, что сразу возникли аналогии с «Мистралями», которые Франция построила, но так и не передала России. Не по их характеристикам, а вообще по необходимости использования в составе ВМФ РФ.
Можно вспомнить, что когда в 2015 году Франция после затягивания сроков под различными предлогами в итоге признала, что не собирается передавать России два заказанных и уже оплаченных вертолётоносца, на «Мистрали» мы на них начхали. То есть осадочек-то остался, но потеря была невелика, тем более, что французы деньги и поставленное оборудование вернули, да ещё и выплатили неустойку. Вообще, подписанный в 2011 году контракт на их постройку, по словам экс-министра обороны Анатолия Сердюкова носил «политический характер». И по большому счёту эти два вертолётоносца, успевшие получить названия «Владивосток» и «Севастополь» флоту были не особо нужны — их планировалось перебросить на Тихий океан для «усиления» Курил, в целесообразности чего многие сомневались.
В итоге «Мистрали» были проданы с согласия России Египту, где были переименованы и теперь носят названия «Анвар Садат» и «Гамаль Абдель Насер». Франция на этой сделке потеряла около 250 миллионов долларов и буквально «продавила» их покупку Каиром, которому вертолётоносцы были вовсе не нужны. Здесь можно вспомнить, что немногим ранее Египет приобрел у Франции четыре корвета проекта Gowind, фрегат Freem и 24 истребителя Rafale. «Мистрали» пошли «довеском», под гарантии технической поддержки и задействования в совместных операциях.
Сейчас об этих кораблях практически ничего не слышно, известно лишь, что они периодически принимают участие в ежегодных военно-морских учениях. «Анвар Садат» в совместных французско-египетских «Клеопатра», а «Гамаль Абдель Насер» в совместных с Кипром и Грецией «Медуза». В 2018 году оба вертолётоносца использовались во время операции против террористов на Синайском полуострове, высаживая морской десант на побережье. Периодически их отправляют охранять египетские шельфовые месторождения газа.
Эффективность кораблей такого типа как «Мистраль» для Египта оказалась невысокой по причине отсутствия в составе ВМС надежного прикрытия с воздуха в виде авианосцев и поддержки с моря тяжелым вооружением крейсеров и эсминцев. «Анвар Садат» и «Гамаль Абдель Насер», являются самыми крупнотоннажными кораблями египетского флота, основу которого составляют фрегаты и корветы. В общем, ситуация ещё хуже, чем в российских ВМФ, где хотя крейсеры и БПК (большой противолодочный корабль) присутствуют, но единственный авианосец «Адмирал Кузнецов» стоит на приколе.
Зачем тогда ВМФ России сейчас заказали судостроителям два УДК проекта «Прибой», которые схожи по своему предназначению и потенциалу с «Мистралями»? Эти вертолётоносцы — «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», планируют передать флоту (Черноморскому или Тихоокеанскому) в 2027 и 2028 годах соответственно. Вероятно, что к тому времени в строю будут и корабли, способные прикрывать эти УДК во время проведения операций по высадке морского и воздушного десанта. Однако известно, что начало строительство перспективного российского многоцелевого тяжелого авианосца проекта 23000 «Шторм» (стоимостью предположительно в 350 миллиардов рублей) ожидается не ранее 2025 года. Само строительство авианосца может занять 8–9 лет. По поводу единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» известно, что его ремонт и модернизация может закончиться в 2022 году.
Эксперты считают, что УДК проекта 23900 «Прибой» в большей степени отвечают запросам ВМФ России, чем французские «Мистрали», однако называют их дорогостоящими (Минобороны выделило на проект 100 миллиардов рублей) и «бесполезными игрушками». Такого мнения придерживается и доктор военных наук Константин Сивков, которое он озвучил в издании «Военно-промышленный курьер». Сивков также аргументирует это тем, что вертолётоносцы нуждаются в прикрытии с воздуха, а для этого необходимо иметь авианосцы, которыми Россия не располагает. В итоге они могут оказаться лёгкой добычей, либо действовать лишь в зоне прикрытия наземной истребительной авиации и ракетно-артиллерийской поддержки. С учётом того, что нынешние возможности российской фронтовой авиации составляют около 600-700 километров, это и будет дальностью действия для вертолётоносцев.
— Лишних кораблей не бывает по определению, другое дело в целесообразности их использования, — считает адмирал Владимир Комоедов, в прошлом командовавший Черноморским флотом. — На счёт необходимости вертолётоносцев можно поспорить, но ведь речь идёт именно об универсальных десантных кораблях, способных проводить операции по высадке как с применением вертолётов, так и катеров. В наших ВМФ уже существовало два вертолётоносца — противолодочные крейсеры «Москва» и «Ленинград» (советский противолодочный крейсер-авианосец «Киев» проекта 1123, заложенный в 1968 году, так и не был достроен — «СП»), которые могли принимать и самолёты с вертикальным взлётом и посадкой. Первый был исключён из состава флота в 1996 году, второй ещё раньше, в 1992-м. У них и предназначение было несколько иное, что следует из названия «противолодочный».
Что касается больших десантных кораблей, то их в ВМФ России насчитывается 16 БДК проекта 775 и 4 проекта «Тамир», плюс БДК проекта 11711 «Иван Грен», который совсем недавно был введен в состав флота. И строительство больших десантных кораблей планируют продолжать. Так что в концепции постройки универсальных десантных кораблей, вертолётоносцев, нет ничего удивительного. Другое дело, что им действительно необходимо мощное прикрытия, ведь эффективное применение возможно лишь в составе эскадры. И дело не в том, что они лучше или хуже французских «Мистралей», уверен, что будут лучше, а в том, что такие корабли в одиночное плавание отправлять нельзя. Вы же знаете печальную судьбу советских авианосцев «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал Горшков», «Варяг», которые были проданы, а «Ульяновск» разобрали ещё на стапелях. А единственный оставшийся в составе ВМФ «Адмирал Кузнецов» находится в ремонте. В общем, некому пока прикрывать вертолётоносцы, которые смогут уверенно действовать лишь в тандеме с авианосцами. При этом, повторюсь, лишними они точно не будут, так как смогут выполнять и иные задачи, скажем, противолодочные, либо использоваться для борьбы с надводными целями.
Здесь можно добавить и такое возможное предназначение новых вертолётоносцев, как борьба с террористическими группировками, не располагающими мощными системами ПВО и береговой обороны. Может найти УДЛ применение и в борьбе с пиратами — на нём предусмотрено место для более 20 тяжелых боевых вертолётов и 6 десантных катеров, а дальность плавания составляет 6000 морских миль при автономности в 60 суток. В общем, «поставит на уши» не только Аденский залив.