Человечество регулярно платит дорогую цену за ошибки войск противовоздушной обороны. За минувшие полвека были сбиты более 20 пассажирских лайнеров. За часть этих трагедий так или иначе несут ответственность военнослужащие нашей страны, принимавшие порой гражданские самолёты за вражеские объекты.
Впрочем, роковые ошибки допускали и войска западных государств, включая Соединённые Штаты. Так, 3 июля 1988 года в Персидском заливе ракетным ударом американского крейсера Vincennes было уничтожено иранское пассажирское судно Airbus A300, на борту которого находились 290 человек.
Вашингтон извинился, но не признал юридическую ответственность за атаку самолёта и не предоставил внятных объяснений допущенной ошибки.
Некоторые трагедии, как крушение в Донбассе в 2014 году малазийского «Боинга», следовавшего рейсом MH17, по-прежнему остаются загадкой. Однако почти во всех инцидентах с гражданскими самолётами легко прослеживается одна закономерность — они происходили над территориями, где либо шли вооружённые конфликты, либо система ПВО государства-виновника пребывала в напряжении, ожидая воздушной атаки противника
В связи с этим наиболее показателен пример последней катастрофы украинского Boeing 737-800, произошедшей в Иране 8 января 2020 года. Случайной жертвой войск ПВО исламской республики стали 176 человек.
Удар по лайнеру был нанесён в момент чрезвычайно серьёзного обострения американо-иранских отношений вследствие убийства в Багдаде генерала Касема Сулеймани беспилотником ВС США.
Тегеран ответил ударом баллистическими ракетами по американским объектам в Ираке и после этого, видимо, перешёл в режим ожидания нападения со стороны Соединённых Штатов.
Первоначально Тегеран отрицал свою причастность к инциденту. Однако после резонансных публикаций в СМИ и разоблачительных заявлений Вашингтона иранские власти признали вину военнослужащих КСИР (Корпуса стражей исламской революции).
Правда, объяснения допущенной ошибки оказались не очень последовательными. В январе Иран выступил с абсолютно нелепой трактовкой: дескать, оператор зенитного ракетного комплекса (ЗРК) перепутал громадный пассажирский самолёт с соответствующей эффективной площадью рассеяния (ЭПР) с крылатой ракетой, у которой этот показатель многократно ниже. Такую ошибку мог допустить только человек, который ничего не понимает в радиолокации.
В июле Организация гражданской авиации Ирана опубликовала доклад, в котором была приведена более правдоподобная версия катастрофы украинского «Боинга». В отчёте говорилось о том, что самолёт был сбит «из-за неправильных настроек системы ПВО».
«Один из комплексов ПВО Тегерана был перемещён. Это привело к изменению его географического положения и направления… После перемещения не была выполнена перенастройка», — цитирует документ агентство ТАСС
В конце июня военный прокурор ИРИ Голам Аббас Торки заявил, что трагедия произошла вследствие неудачной перезагрузки электронной системы ЗРК после перемещения. В результате комплекс ПВО перепутал географические координаты воздушных объектов (буквально север с югом) и ошибочно взял на прицел украинский лайнер, вылетевший из аэропорта Тегерана.
Торки уточнил, что ошибка произошла по вине военнослужащих, которые не перенастроили данные, а также не выполнили «обязательные после перемещения действия». Также они приняли решение о пуске без положительного ответа от координационного центра ПВО.
Как ни странно, но данная трагедия имеет отношение к России. Иран и отечественные СМИ избегают упоминания о том, что ЗРК, которым был сбит украинский «Боинг», это поставленный в 2000-е годы из РФ «Тор-М1».
Крушение самолёта под Тегераном, как и удар ракетой «Бука» по малайзийскому «Боингу» в июле 2014 года, невольно накладывает негативный отпечаток на репутацию отечественной зенитной техники. При упоминании этих двух комплексов в голове начитанного обывателя мгновенно всплывает картинка обломков обоих лайнеров.
Конечно, подобные ассоциации абсолютно неприемлемы для профессионалов. Трагедии на Донбассе и в Иране могли произойти с участием любого другого ЗРК, но так уж получилось, что этими средствами ПВО оказались «Бук» и «Тор» — весьма эффективные советские комплексы, модернизированные версии которых стоят на вооружении ВС РФ и рекламируются «Рособоронэкспортом» для поставки за рубеж.
Также напрашивается ещё один вывод — с огромной вероятностью обе катастрофы «Боингов» стали прямым следствием чудовищной человеческой ошибки, которая в свою очередь является результатом слабой выучки боевых расчётов и общего недостатка компетентности военнослужащих.
Имеет ли данная проблема отношение к России? К сожалению, да, особенно с учётом обвинений международной следственной группы в отношении 53-й зенитной ракетной бригады ВС РФ, чей «Бук», как утверждается, нанёс удар по малазийскому «Боингу».
Конечно, к данным расследователей крушения малазийского самолёта в Донбассе есть немало вопросов. Например, к делу MH17 до сих пор не приобщены спутниковые снимки, на которых по мнению американской стороны запечатлён момент пуска злополучной ракеты из «Бука», находящего на территории, подконтрольной ополчению ДНР.
Кто бы ни оказался виновником трагедии в Донбассе, вывод из неё можно сделать вполне конкретный (и он лишний раз красноречиво подтверждается «самодеятельностью» зенитчиков КСИР) — проблема организации адекватной системы противовоздушной обороны, которая должна исключить вероятность поражения гражданских бортов и собственных самолётов, актуальна для любой армии мира.
Мог ли боевой расчёт «Бука» в Донбассе, как и военнослужащие Ирана, допустить неудачную перенастройку электронной системы после переброски и перепутать потом географические направления «вражеской» цели? Почему нет?
Права на подобную ошибку нет ни у кого. Однако очень часто за рубежом и в России встречаются легкомысленные рассуждения относительно всесильности какого-либо ЗРК или отдельной взятой системы ПВО.
Организация грамотной противовоздушной обороны требует привлечения значительных ресурсов как в техническое оснащение, так и в человеческий материал.
Система ПВО существует как единый организм, внутри которого взаимодействуют средства радиолокационного контроля, комплексы огневого поражения и истребители. В роли связующего звена выступают автоматизированные системы управления (АСУ). Без них противовоздушной обороной придётся управлять вручную, что заведомо снижает скорость реакции и эффективность отражения воздушной атаки.
Если в этом организме выпадает или даёт сбой один из элементов, то он перестаёт нормально работать. Решающее значение имеет качество взаимодействия РЛС, ЗРК, авиации и командных центров, которое обеспечивается отнюдь не выдающимися техническими характеристиками вооружения, а уровнем профессиональной подготовки военнослужащих и наличием АСУ.
Именно вопиющая нехватка компетентности и отсутствие автоматизированных систем управления послужили основными причинами гибели экипажа российского разведывательного самолёта Ил-20 у берегов Сирии в сентябре 2018 года. Машина была по ошибке сбита расчётом сирийского ЗРК С-200, который в тот день охотился за израильскими F-16, наносившими удары по иранским войскам
Официальной причиной Минобороны РФ объявило некий манёвр израильских истребителей, которые якобы подставили под удар Ил-20. У экспертного сообщества подобная трактовка вызвала недоумение.
Даже без доступа к какой-либо секретной информации специалистам было понятно, что подобных манёвров не существует даже в теории. Трагедия, которая привела к гибели 15 российских военнослужащих, стала следствием грубейшей ошибки сирийцев.
Инциденты с воздушными бортами последних лет, включая Ил-20, стали жестокими уроками для нашей страны. Россия обязана уделять самое пристальное внимание качеству подготовки отечественных кадров и иностранных военнослужащих, которым передаёт такую сложную технику, как средства ПВО. Каждая трагедия из-за ошибки зенитных войск нуждается в тщательном непредвзятом разборе, лишённом политической подоплёки.