В России предлагают оптимизировать систему отношений, связанных с организацией и осуществлением государственного надзора и муниципального контроля. Соответствующий законопроект депутаты планируют рассмотреть на одном из ближайших пленарных заседаний Госдумы.
Госконтроль в стране должен осуществляться лишь в том случае, если негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований оказывается недостаточно. Особенно важно это при проведении контрольно-надзорных мероприятий, отмечают авторы законопроекта. Поэтому в законодательстве предлагается закрепить широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы.
Это может быть, например, информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение или самообследование, профилактический визит и иные мероприятия.
В пояснительной записке к законопроекту особенно подчёркивается, что участие в подобных мероприятиях для контролируемых лиц будет правом, а не обязанностью. А кроме того, особый акцент авторы документа сделали на стимулировании добросовестности контролируемых лиц, а также на профилактике рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям.
В частности, при осуществлении государственного или муниципального контроля приоритетным должно быть проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
А в качестве дополнительного механизма, обеспечивающего перевод контрольно-надзорной деятельности в формат стимулирования добросовестного поведения контролируемых лиц, предлагается использовать добровольное принятие негосударственных форм контроля и независимой оценки соблюдения обязательных требований. Это поможет исключить проведение плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по соответствующему предмету контроля, говорится в пояснительной записке.
Гарантией устранения рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям при этом является несение независимой организацией ответственности в случае причинения вреда, что мотивирует ее к действенному осуществлению негосударственного контроля. Отметим, что документ уже прошёл первое чтение, а также получил одобрение членов комитета Госдумы по контролю и регламенту.