Министерство культуры предложило ужесточить требования к специалистам, которые проводят государственную историко-культурную экспертизу, чтобы усилить их ответственность. Соответствующий проект постановления Правительства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
По итогам проведенного разбора выяснилось, что возврат историко-культурных экспертиз на доработку при проведении анализа проектной документации составляет 60 процентов. При этом их возврат из Единого государственного реестра объектов культурного наследия составляет 100 процентов, пояснили в Минкультуры.
В ведомстве обратили внимание на то, что на основании государственных экспертиз принимаются значимые решения (в частности, определяются объекты историко-культурного наследия, устанавливаются их категории), поэтому необходимо увеличить опыт для претендентов на получение статуса эксперта.
Документом уточняются требования к соискателю по образованию и направлению подготовки, а также исключается возможность аттестации лиц, имеющих среднее или среднее профессиональное образование.
Претендент должен предоставить копию диплома о высшем профессиональном образовании по соответствующему профилю экспертной деятельности, а именно:
«Архитектура»; «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»; «Градостроительство»; «Ландшафтная архитектура»; «История»; «Искусства и гуманитарные науки»; «История искусств»; «Теория и история искусств»; «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»; «Реставрация»; «Исторические науки и археология»; «Искусствоведение»; «Культурология»; «Юриспруденция» (при условии прохождения программы профпереподготовки по профилю экспертной деятельности со сроком освоения не менее 500 часов).
В новых требованиях к кандидатам необходимый для них стаж работы увеличен с 10 до 15 лет, а проверка знаний для получения статуса эксперта будет проходить в два этапа. Соискателю предстоит сдать теоретический экзамен и пройти собеседование на знание действующих норм международного и российского законодательства в области сохранения, использования, популяризации и госохраны объектов культурного наследия.
Вопросы для проверки знаний соискателя формируются с учетом предложений Научно-методического совета по культурному наследию при министерстве и утверждаются приказом ведомства не реже 1 раза в 5 лет.
Согласно проекту, рассмотрение документов, поданных на получение статуса эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы, будет проводиться в срок не более 1 года со дня их поступления в Министерство. До настоящего времени срок рассмотрения документов был не определен.
Отмечается, что допущенному к экзамену соискателю не позднее, чем за 15 рабочих дней до дня проверки знаний, ведомство направляет уведомление с указанием времени и места проведения экзамена (заказным письмом и по электронной почте по адресам, указанным в заявлении).
Изменения планируется внести в Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением кабмина от 15 июля 2009 года.