Максим Ликсутов — российский и эстонский предприниматель, занимавшийся бизнесом в области транспортных перевозок и логистики. С 2011 года — муниципальный управленец, ныне возглавляет столичный Департамент транспорта, в 2012 году получил должность заместителя мэра Москвы Сергея Собянина.
За девять лет работы в Правительстве Москвы Ликсутов Максим неоднократно занимался спорными, но амбициозными идеями: первоначальными задачи начинающего чиновника в далеком 2011 году стали борьба со знаменитыми московскими пробками и развитие железнодорожного транспорта.
Биография
Ликсутов Максим Станиславович (19.06.1976) родился в маленьком городе Локса Эстонской ССР в русской семье. Его родители переехали в Прибалтику из-под Тулы в связи со сменой места работы — отец Максима Ликсутова в Эстонии работал инженером в судостроительной отрасли. Обратно в Россию Ликсутовы вернулись уже после развала СССР, в Эстонии осталась только сестра Максима.
В юные годы Максим Ликсутов занимался плаванием, причем достаточно успешно: ему удалось трижды завоевать первое место на республиканском первенстве и даже стать чемпионом СССР по подводному ориентированию. Лидерские качества Максима сильно пригодились ему уже в студенческие времена, когда его эстонский приятель, а ныне — крупный бизнесмен Сергей Глинка предложил Ликсутову стать компаньоном: вместе им удалось создать компанию по транспортировке и хранению угля. Приобретенные переговорные навыки и удачное сотрудничество с российскими партнерами в итоге позволили Максиму заниматься бизнесом уже в России, где он также занимался развитием бизнеса в области транспортно-логистических и экспедиторских услуг вплоть до управленческой деятельности в столичном Правительстве.
Карьера
Трудовую деятельность Ликсутов Максим начал в таллинском порту, где находил оборудование и обговаривал внутренние процессы для транзита кузбасского угля в Эстонию. Тогда молодому бизнесмену было чуть более 20 лет, но, несмотря на это, Максим быстро смог заключить все необходимые договоренности. Одним из наиболее успешных партнерств стало тесное сотрудничество с российским предпринимателем Рустамом Аксененко и создание транспортно-грузовых организаций, что впоследствии стало основным направлением деятельности Максима до политической карьеры.
Начиная с 1999 года Ликсутов Максим активно принимает участие в руководстве множества транспортных компаний как в России, так и в Эстонии. Любопытно, что гражданство Эстонии Максим смог получить только в 2005 году, впоследствии отказавшись от него. При этом, по его собственным словам, он всегда добросовестно платил налоги в России.
За время предпринимательской деятельности Ликсутов Максим Станиславович принимал участие в управлении огромного количества разных транспортных компаниях:
ООО «Иристон сервис», с 2000 года — «Юнитранс» (железнодорожные грузоперевозки) — генеральный директор (1990-2000 гг.), с 2000 по 2001 год — президент;
«Трансуголь» — числился в совете директоров предприятия без владения активами (1998);
«ТрансГрупп АС» — председатель совета директоров (2001-2003)
WorldWide Invest, позже — АО «ТрансГрупп Инвест А. С.» (управление активами) — глава представительства (2002);
AO Coal Terminal AS — председатель правления (2003);
ЗАО «Трансмашхолдинг» — генеральный директор дочерней компании ООО «Трансгрупп — Финансы и инвестиции» (2005-2011);
«РейлТрансАвто» (железнодорожные перевозки автомобилей) — заместитель председателя совета директоров (2007);
В 2009 году Ликсутов Максим приглашается к руководству в компанию «Аэроэкспресс», которая стала трамплином для успешного бизнесмена — именно после презентации маршрута по линии от Шереметьево до Белорусского вокзала Максим Ликсутов был представлен Владимиру Путину, занимавшему в то время пост премьер-министра. Амбициозный предприниматель с горящими глазами не остался незамеченным: вскоре, в апреле 2011 года, Максим Ликсутов был приглашен в Правительство Москвы на должность советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города.
Огромный опыт работы в области железнодорожных перевозок и логистики позволил Максиму Станиславовичу быстро продвинуться по карьерной лестнице: уже в декабре 2011 года вышло Сергей Собянин назначил Ликсутова Максима на должность главы Департамента транспорта. Позже Максим Станиславович занял кресло заместителя мэра.
Как заместитель мэра и руководитель Департамента транспорта Максим Ликсутов объявил об уходе из бизнеса. В связи с этим значительная доля активов была продана компаньонам в 2012 году, также часть активов получила бывшая жена Татьяна Ликсутова после развода в 2013 году. Совокупный доход от сделок в 2012 году составил 270 млн рублей, в 2016 году доходы Ликсутова были куда скромнее — согласно декларации о доходах, чиновник заработал почти 7 млн рублей.
Приход Максима Ликсутова в московское Правительство не был случайным: управленцы уже давно искали эффективное решение проблемы загруженных дорог и уменьшения пресловутых московских пробок, в связи с чем человек, способный курировать интеграцию железнодорожных ресурсов в существующую транспортную систему был для Сергея Собянина настоящей находкой. На новом посту Максим Ликсутов продолжил внедрение скоростного трамвая, начатое предшественником Николаем Лямовым, и попытался реализовать проект создания беспересадочных маршрутов между аэропортами столицы по примеру аэроэкспрессов. В 2013 году РЖД признало идею нерентабельной, но внедрение железнодорожной сети в городскую транспортную сеть продолжается. По состоянию на 2020 год, эта идея частично реализована после запуска Московского центрального диаметра в 2019 году.
Для борьбы с пробками Ликсутов принял непопулярное, но эффективное решение о введении платной парковки. Идея вызвала шквал критики, но после установления зоны платных парковочных пространств, оптимизации маршрутов общественного транспорта и повышения приоритета пользования общественным транспортом средняя скорость на дорогах увеличилась, в 2019 году по отношению к 2010 году количество ДТП снизилось вдвое, а пользование легковым транспортом в будни упало на 8%.
С 2014 Ликсутов Максим Станиславович вместе с Сергеем Собяниным начал процесс сокращения троллейбусных маршрутов с последующей заменой ликвидированных линий на электробусы. Внедрение электробусов в московскую транспортную сеть началась в 2018 году. Основная задача проекта — облагораживание центра Москвы в пределах Садового кольца (демонтаж контактной сети).
Личные данные
Разведен, бывшая жена — эстонская бизнесвумен и модель Татьяна Ликсутова, после развода супруги сохранили хорошие отношения. Дети (старший сын Оскар и младший — Роберт) после развода остались воспитываться Татьяной, но в общении с отцом не ограничены.
Ликсутов Максим Станиславович имеет три высших образования: в 1999 году он окончил Калининградский технический институт, в 2007 году стал выпускником специальности «Бухгалтерское дело» РЭУ им. Плеханова, а в 2012 году обучился менеджменту в Международном институте при Минюсте РФ. Кроме русского и эстонского также владеет еще двумя языками: английским и шведским.