Истребители шестого поколения — это совершенно новые машины, которые должны выполнять свои функции под управлением высокоэффективных автоматизированных систем, рассказал ФБА «Экономика сегодня» генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов.
Генеральный директор компаний «МиГ» и «Сухой» Илья Тарасенко заявил о намерении создать на базе двухместного сверхзвукового высотного всепогодного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31 перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата. Так как МиГ-31 является уникальной машиной, в организации надеются на успех проекта.
«Истребители шестого поколения — это совершенно новые машины, которые должны выполнять свои функции под управлением высокоэффективных автоматизированных систем, то есть так называемого искусственного интеллекта в автоматическом режиме от взлета до посадки и при выполнении определенных задач. Если это высотный перехватчик, значит задачи перед ним будут стоять высокоскоростные воздушные или даже цели из ближнего космоса.
Идеология самолетов шестого поколения в России закладывается следующим образом: технологически в группе должно быть два-три пилотируемых самолета и четыре-пять беспилотных. При этом они не будут отличаться внешне, по боевым возможностям и функционалу, но будут считаться машинами двойного назначения», — рассказывает генерал-майор Попов.
Двойное назначение, добавляет эксперт, необходимо для выполнения сложных и опасных задач, во время которых важно сохранить боевой потенциал летного состава с человеческим фактором.
«Несмотря на то, что подготовка летчика требует временных и финансовых затрат, его жизнь все равно стоит на порядок выше, чем машины. Поэтому авиастроители предусмотрят вариант работы истребителей с использованием искусственного интеллекта и системой автоматического управления. То есть беспилотные самолеты шестого поколения смогут использоваться при прорыве сильной противовоздушной обороны противника.
При необходимости военные летчики смогут задействовать автоматическую систему с одновременной директивностью командного самолета, который будет управляться пилотом с воздуха или земли и корректировать работу беспилотных машин, задействованных в операциях с большими нагрузками на скоростях близких к гиперзвуковым и, возможно, даже в высотах ближайшего космоса. Я думаю, что именно эта особенность будет характерна для самолетов шестого поколения, которые хотят создать на базе МиГ-31», — подчеркивает Попов.
Сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-31, по заверению Ильи Тарасенко, является самолетом, не имеющим аналогов в мире. Он предназначен для ликвидации воздушных целей в приграничных и внутренних территориях Российской Федерации. Поэтому задача, стоящая перед авиационной промышленностью нашей страны, заключается в том, чтобы создать качественный авиационный боевой комплекс шестого поколения и тем самым сохранить лидерство в отрасли перед основными конкурентами, которыми, по мнению Тарасенко, считаются авиастроители Соединенных Штатов Америки и Европы.
Единственный в своем роде: отличия от МиГ-31
Ранее глава Минобороны Сергей Шойгу называл российские военные самолеты «залогом того, что никто даже помыслить не смеет о нападении на Россию». Даже США и руководство НАТО отмечают высокие боевые качества российских машин. И признают эффективность оборонной политики Сергея Шойгу, который последовательно перевооружает воздушно-космические силы страны современными самолетами и вооружением.
«Истребитель-перехватчик МиГ-31 может работать не только по аэродинамическим целям в воздушном пространстве на высоте до 20 километров, но и выше. На предельной высоте обычно разряженная обстановка — она требует сильные средства защиты человека по герметичности, большим перегрузкам и скоростям. Во-первых, это дорого стоит, а, во-вторых, очень сложно организовать подобную защиту технически на таком уровне, чтобы пилот сохранял свою работоспособность, как в космическом аппарате.
Поэтому авиаконструкторы постараются облегчить данную задачу и предложат использовать искусственный интеллект, не требующий жесткой герметизации и лояльных перегрузок, подачи азотно-кислородной смеси и современных систем жизнеобеспечения наряду с другими нюансами», — добавил генерал-майор.
Иными словами, продолжает Владимир Попов, авиаконструкторы попытаются создать самолеты с извлечением технологий, предназначенных для людей, но с системами искусственного интеллекта. Это, уверен генерал-майор, позволит машинам шестого поколения выполнять задачи по баллистическим целям, ближнему космосу, то есть выходить выше 50-60 километров высоты и возвращаться под управление наземных командных пунктов или человека, который будет находиться рядом на пилотируемой машине.
«Исходя из этого конструкторы уже предлагают некоторые варианты. Однако я думаю, что идея с платформой в виде МиГ-31 подразумевает использование готового проекта в рамках испытаний или разовых работ.
И в итоге истребитель шестого самолета получится полностью непохожим на своего предшественника — он будет уникальным как технически, так и внешне. Хотя наработки МиГ-31 используют для достижения этой цели, совместный проект «Сухого» и «МиГ» станет новым словом военной техники — иначе мы не достигнем тех целей, которые ставим перед началом создания истребителей шестого поколения», — констатировал эксперт.