Летом 2020 г. в Турции анонсировали поставку второго комплекта систем С-400 из России. Данные события разворачиваются на фоне попыток США сорвать сделку, в том числе с помощью санкционных угроз и предложения Анкаре перекупить комплексы. В то же время, на российско-турецком треке особое внимание привлекла инициатива турецкой партии Vatan официально признать вступление Крыма в состав России. О том, что стоит за данным предложением и какого развития событий следует ожидать в военно-техническом взаимодействии России и Турции читайте в интервью советника по Турции Энергетической Ассоциации БРИКС, политического аналитика по России и Евразии Ферита Темура.
— Турецкая партия Vatan выступила с предложением признать принадлежность Крыма к России. Почему данная партия решила выступить с таким предложением?
ЦРУ в соответствии с геостратегическими целями США.
В этом плане было бы неправильно игнорировать роль членов партии «Ватан», которая имеет де факто статус партнера по политической коалиции, сложившейся под лидерством Эрдогана с 2015 года.. Несмотря на этот факт, я думаю, что было бы более уместно рассматривать те внешнеполитические рекомендации, которые были опубликованы этой партией в российской прессе, как отражение их личных инициатив. Реализация этих внешнеполитических рекомендаций Турецкой Республикой на практике может спровоцировать «геополитическое землетрясение» в международных отношениях.
— Развертывание приобретенных у России комплексов С-400 в Турции этой весной было официально отложено из-за пандемии. Как Анкара собирается решать вопрос с американскими санкциями в случае развертывания средств ПВО на территории страны?
— Турции необходимо уменьшить ее приверженность американской технике в сфере обороны, так как эта зависимость вредит из-за американской внешней политики, основанной на эгоистичных односторонних подходах. Но для того, чтобы снизить эту зависимость, Анкаре нужна новая политика, опирающаяся на долгосрочное стратегическое государственное мышление, которой, к сожалению, не существует у правительства Эрдогана. Без четкой стратегии правительство Эрдогана загнало себя в «болото». А рядом с «болотом» стоит «Дядя Сэм с камнями и палкой».
Юрий Борисов сообщил 24 июня, что Москва готова заключить новый контракт на поставку дополнительного комплекса С-400 Анкаре в том случае, если турки изъявят подобное желание. Есть ли у Турции планы по заключению нового контракта на поставку С-400?
— В качестве продавца Россия, конечно, будет с интересом относиться к переходу на новый этап в рамках продажи данного комплекса техники. Россия, несомненно, в самом выигрышном положении со стороны прибыли в этой игре.
Ей не только удалось заработать и представить себя в качестве альтернативы американским системам вооружений на оборонном рынке, но и продать эту систему стране-члену НАТО. По моему мнению, турецкая сторона будет ждать выборов президента США. И еще есть возможный сценарий, вероятность которого не такая низкая, что правительство Эрдогана будет вынуждено объявить досрочные выборы, парламентские и президентские, до весны 2021 года. Поэтому, без формирования новой политической картины в США и Турции, не следует ждать, что Анкара сделает новый шаг в направлении Москвы в этом проекте.
Между Турцией и Россией есть огромный потенциал для сотрудничества в сфере обороны. Турецкий частный оборонный сектор динамично развивается и ищет себе новых зарубежных партнеров в области производства, разработки, технического обслуживания и дистрибуции вне западных альтернативных оборонных систем и техник. В этом плане можно было бы установить долгосрочное деловое сотрудничество на взаимовыгодной основе не только на турецком рынке, но и в третьих странах, лишь бы была создана частная эффективная российско-турецкая площадка.
министерству обороны страны купить у Турции российские зенитно-ракетные комплексы С-400. В России уже заявили, что подобный шаг невозможен. Что стоит за данной инициативой?
— Было бы слишком удивительно, если бы Москва не отреагировала на такое предложение о будущем использовании проданных комплексов С-400. Всем известно, что США является главным противником национальных интересов России как на региональном, так и на глобальном уровне.
Безусловно, любая новая американская инициатива к укреплению двухсторонних отношений с Турцией вызывает интерес среди проамериканских групп влияния, укоренившихся в турецкой политической и экономической жизни. Также это дает возможность правительству Эрдогана «дышать» в бурной атмосфере внешней политики. Но напряженность турецко-американских отношений идет на уровне гибридной войны в регионе Ближнего Востока из-за безостановочной поддержки США про-курдским вооруженным сепаратистским движениям.