Июнь 2020 года. Юг России
Я могу ошибаться, но кажется, что бог даёт детям (во временное пользование) вечный двигатель, прыгатель, лазетель и кувыркатель. Наличие этого предмета в теле внука, двенадцатилетнего Тимофея легко определить по той скорости, с которой он носится по квартире собирая нужные (ему!) вещи для дачного периода жизни. Перочинный нож и отвёртку, (на всякий случай) фонарик, планшет, а лучше ноутбук (если разрешат), игровую приставку,
Гугл или Яндекс мгновенно выдаст на экран требуемое. При чём, с подробнейшим описанием на сотне, другой страниц.
Чувашии потерпел крушение самолёт польских военно-воздушных сил, выполнявший сверхдальний перелёт по маршруту Варшава — Пекин. Пилот Юзеф Леваневский погиб. Тело героя с подобающими почестями отправили на Родину, а руководство нашей страны задумалось над тем, что не только англичане, американцы и французы занимаются сверхдальними перелётами, но даже и соседи — поляки участвуют в этой гонке. Создали государственный комитет и технический отдел. Его возглавил Андрей Николаевич Туполев. Знаешь такого?
Внук кивнул и против обыкновения вопроса не задал.
Супруга выключила приёмник и не отрывая взгляда от дороги, молвила: -продолжай, мне тоже интересно.
— На новом сверхсекретном самолёте АНТ 25 лётчики пытались установить мировой рекорд дальности полёта по замкнутому кругу. Но каждый раз мешали поломки машины. Лишь третья попытка экипажа, под командованием лучшего лётчика страны Михаила Громова, увенчалась успехом. Они провели в воздухе семьдесят пять часов и две минуты преодолев расстояние в двенадцать тысяч четыреста километров. Но страна этого почти не заметила. Дело в том, что Иосиф Виссарионович считал — наши внутренние победы не интересны остальному миру и ещё, наверное, потому что новый советский самолёт был сверхсекретным изделием. Есть информация, что на нём предполагалась доставлять в далёкие страны наших разведчиков и членов коминтерна.
— А причём здесь Леваневский? -перебила супруга. — Его же не было в составе экипажа.
Министерство иностранных дел не смогло убедить диктатора Бразилии выдать разрешение советскому самолёту на пролёт по территории далёкой страны.
Поэтому план полярного лётчика был утверждён во всех инстанциях в кратчайший срок. Ещё бы никто в мире не осуществлял подобного. Но нашёлся один, кто был категорически, против. И очень авторитетный! Сам Отто Юльевич Шмидт. Руководитель той самой экспедиции на пароходе «Челюскин». Он утверждал, что в случае неудачи, спасателям предстоит найти не разбитый по всем правилам лагерь опытных полярников, дрейфующий не так уж и далеко от береговой линии. А самолёт потерпевший крушение бог знает где. И вместо международного триумфа, страна получит огромный конфуз.
— Дедуля. А ты ничего не путаешь? Наша училка, Вера Марковна говорила, что в Америку через полюс первым слетал экипаж Чкалова. Я даже кино об этом видел. Старое, не цветное, но интересное.
— Внук. Вера Марковна конечно же права. Более того, второй самолёт АНТ-25 под командованием Громова так же перемахнул через полюс и установил новый рекорд дальности. Экипаж долетел почти до мексиканской границы и могли бы её перемахнуть, но поступил приказ — садиться. Руководству страны была важна Америка, а не Мексика.
— А как же Леваневский? Ведь это же он предложил? Его идея. — Не унимался Тимоха.
— Сигизмунд Александрович готовил буржуям сюрприз. Ему поручили совершить сверхдальний, тоже через полюс, но не показательный, а коммерческий перелёт. Доставить за океан товар, который можно было продать за доллары. Страна нуждалась в валюте, для закупки станков и оборудования. В кремле понимали — в мире всё сильнее пахнет войной. Да и новейший четырёхмоторный самолёт ДБ-А обязан ошеломить заокеанских толстосумов. Ведь у них ничего подобного ещё не было. Шесть с половиной тонн груза на борту. Это не хухры-мухры.
При взлёте провожающие заметили — четвёртый мотор, дымит сильнее остальных. Успокаивало то, что подобное с ним случалось и раньше, на тренировочных полётах. И ничего садились без аварий. Да и радиограммы с борта поначалу были радостными. «Ночь. Полёт проходит нормально.» Наступила пятница. Тринадцатое августа 1937 года.
Радиограммы становились всё тревожнее. «Северный полюс преодолели. Достался трудно!» «Температура минус тридцать пять. Сильная облачность. Сообщите погоду по ту сторону океана. Используем кислородные маски.» «Ветер достиг ураганной силы. Начали лопаться целлулоидные окна. Отказал один двигатель. Снижаемся. Обледеневаем.»
С этого момента государственные и любительские радиостанции многих стран круглосуточно слушали эфир. Но там только треск природных помех. Искали экипаж Леваневского до мая следующего года. Безрезультатно. Полярник Шмидт оказался прав. Одинокий самолёт найти в бескрайних льдах невозможно.
Тимофей, ты спрашивал о растении под названием Мирта. Помнишь фрагмент венка на марте с фотографией Сигизмунда Александровича.
Внук кивнул.
— Так вот это знак тишины, покоя и траура.
Вечером, перед сном Тимофей заглянул в нашу комнату. Молча протянул планшет. Там высвечивались надпись — «На Тегеранской конференции руководителей антигитлеровской коалиции президенту США Рузвельту — страстному коллекционеру, от имени советского союза была подарена удивительная марка „Леваневский с перевёрнутой надпечаткой“ из серии „Лётчики герои СССР“
Внук прижался ко мне и тихо зашептал в ухо. — Дед. Не продавай марки. Я вырасту. Потом женюсь. И у меня появятся собственные дети. И тогда ты, ну или я, расскажем им о сверхдальних перелётах и о наших удивительных лётчиках.