29 июня в России отмечается День кораблестроителя. Праздничная дата была утверждена постановлением правительства РФ от 30 мая 2017 года в память об указе царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского военного корабля «Орёл» в 1667 году.
«Орёл» представлял собой разновидность голландского пинаса — многоцелевого парусно-гребного судна. Консультантом при создании корабля выступил голландский инженер Ламберт Гельт. Капитаном судна был назначен голландец Давид Бутлер, команда была набрана из иностранных матросов.
Степана Разина казаками. По одной из версий бунтовщики сожгли «Орёл», по другой — судно простояло несколько лет в протоке Кутум вблизи Астрахани и сгнило.
Непреодолённая зависимость
Вопрос о том, какое событие уместно считать точкой отчёта истории российского торгового и военного флота, по-прежнему остаётся дискуссионным из-за отсутствия до Петра Iпланов по системному развитию кораблестроения. Негативную роль играли отсутствие выходов к морям, недостаточно развития экономика и внешняя торговля.
Крупнейшим торговым партнёром России в допетровскую эпоху была Англия в лице базировавшейся на Белом море Московской компании. Британские купцы привозили свои товары, приобретали русские и затем либо перепродавали их, либо увозили на родину.
Минобороны РФ и явно неэффективном (но, видимо, очень влиятельном) руководстве Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), которое продолжает множить мелкосерийные проекты в ущерб объективным интересам флота.