Генпрокуратура Украины заподозрила Виктора Януковича и двух бывших министров обороны страны Дмитрия Саламатина и Павла Лебедева в инициировании реформ, которые привели к развалу армии и потери Крыма в 2014 году. Уголовное дело возбуждено по ч. 1 ст. 111 Уголовного кодекса «Государственная измена».
По версии следствия, данные госдеятели на протяжении 2012-2014 годов целенаправленно снижали обороноспособность Украины посредством сокращения численности ВСУ, расформирования воинских частей и подразделений, а также изменения мест их дислокации.
Минобороны Украины наконец-то начали проводить интенсивные учения и армейские соревнования.
Почти все эти заслуги принадлежат Саламатину, который ранее весьма эффективно руководил «Укроборонпромом» (аналог российского «Ростеха»). Во многом благодаря ему Украина получила крупные контракты на поставку танков «Оплот» в Тайланд и БТР-4 в Ирак, развивался экспорт военно-транспортных самолётов марки «Ан», поддерживалось стабильное военно-техническое сотрудничество с РФ. С точки зрения здравого смысла претензии Генпрокуратуры к Саламатину выглядят, мягко говоря, необоснованными
Однако он недолго пребывал в должности министра обороны. В декабре 2012 года Саламатин был отстранён от руководства ВСУ из-за конфликта с Януковичем. Главой военного ведомства был назначен лояльный президенту выходец из бизнес-среды Павел Лебедев, в резюме которого не было серьёзных профессиональных достижений. Однако итоги его деятельности также сложно назвать отрицательными.
Именно при Лебедева стартовали структурные реформы ВСУ, сопровождавшиеся сокращением численности личного и командного составов. Однако данный процесс происходил, в том числе за счёт сокращения количества срочников (на Украине был отменён призыв) и увеличения доли контрактников. Прежде всего «профессионализация» кадров происходила в ВВС, ВМС и десантных войсках.
Леонид Кравчук согласился на ядерное разоружение и занимал в целом прозападную позицию. Сменивший его Леонид Кучма старался придерживаться более сбалансированного курса. Плод оранжевого Майдана — Виктор Ющенко запустил процесс героизации националистов и интеграции Украины в НАТО. Но с приходом к власти Виктора Януковича в 2010 году ВСУ уже проводили учения с российскими коллегами, воспринимая наших военнослужащих как союзников и надёжных партнёров.
Нестабильная внутриполитическая ситуация, постоянный пересмотр истории и внешнеполитических векторов объективно препятствовали тому, чтобы внятно сформулировать идеологию вооружённых сил Украины. Для чего они нужны? Против кого готовятся воевать? Кто является потенциальным противником и союзником? На каких героев необходимо равняться?
В такой деморализирующей ситуации не приходилось говорить о воспитании какого-либо боевого духа. В результате в критический для государственности Украины момент армия отказалась помогать Януковичу, пассивно восприняла приход к власти майданной клики и отказалась отстаивать территориальную целостность страны в Крыму, в Донецкой и Луганской областях.
Сегодня уголовными делами против Януковича и бывших министров обороны постмайданный режим рассчитывает закрыть вопрос с виновными в потери автономной республики и части Донбасса. Однако невозможно игнорировать тот факт, что негативные события 2014 года послужили драйвером решения идеологической проблемы ВСУ.
В нынешнем виде вооружённые силы Украины представляют собой намного более сплочённый идейный институт. Несмотря на трудности и политические препятствия со стороны Запада, нежелающего пока портить отношения с РФ, армия Украины де-юре и де-факто реформируется под стандарты НАТО.
Решён вопрос (по всей видимости, окончательно) с определением друзей и врагов. При всех проблемах современной Украины её 250-тысячные вооружённые силы обрели платформу для поступательного развития, и России необходимо учитывать данный фактор как угрозу национальной безопасности.