Пятью федеральными министерствами —
рамблер без рекламы
Абсолютная мелочь, конечно. Крючкотворство. Допустим. Но вопрос-то всё равно остается открытым: если ты не понимаешь, как работают понятия, используемые в нормативных правовых актах высшего уровня, если они существуют только для связки слов, как бэк-вокал, для сопровождения или как фон чего-то неведомого главного, то нет смысла в их использовании. При этом — никакого. Точнее — ищи другой смысл.
Бывает, трудно выписать норму закона. Тем не менее, как шутят, до нас самостоятельно писали только древние греки. Остальные у них переписывали. Если не получается у нас самих, то что мешает воспроизводству в нашем законодательстве четкой и наполненной действительным смыслом записи из конституции одной из ведущих европейских стран: каждый федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела отрасли в русле общих направлений политики, определяемых руководителем государства? Мешает неуверенность. Неуверенность в самих себе, поэтому и недоверие к другим. Слишком смела, видимо, для нас новация — поставить деятельность министерства в прямую зависимость от личности министра или, наоборот — по личности будущего министра подбирать ему портфель министерства.
Поэтому министры могут меняться сколько угодно часто, а в министерстве с точки зрения исполнения ведомством законодательства о себе самом ничего не меняется. Более того, не разрешено менять. Абсолютно унифицированные, одинаковые по структуре и содержанию правительственные положения о министерствах, службах и агентствах пережили не одного возглавляющего их.
В общем, если ориентироваться на бумаги, не поймешь, «как ходят поезда». Вот, без всяких бумаг исключительно привилегированным в структуре президентско-правительственных отношений всегда было положение одного ведомства —
рамблер без рекламы
Все годы в структуре федеральных органов исполнительной власти Минфин реализовывал системообразующие функции. Опять же по закону они принадлежали совсем другому коллективному и коллегиальному субъекту —
рамблер без рекламы
При всех выдающихся личностных качествах вице-премьера Д. Григоренко кураторство над Минфином пока будет носить технический характер. Почему? За годы всевластия Минфин законодательно приобрел исключительные «единоличные» бюджетные полномочия. После того как бюджет стал программным,
т. е.
на 90% состоящим из расходов на государственные программы Российской Федерации, ведомство присвоило компетенцию главного судьи над содержанием всех государственных программам. Поэтому можно статус министра перемещать по вертикали сколько угодно, но без изменения действующего законодательства это никак не скажется на системообразующих и третейских функциях министерства. И на амбициях Минфина, которые, судя по проекту доклада на несостоявшемся из-за коронавируса расширенном заседании коллегии, необозримы. Вот свежие примеры.
22 года сотрудники министерства «шлифуют» Бюджетный кодекс Российской Федерации и дошлифовали его до необходимости новой редакции. Последние пять лет стали временем подготовки его полной замены. Объявленная причина замены поверхностна — «отсутствие кодификации, стабильности норм, не всегда оптимальное разделение бюджетных полномочий между органами власти» (то есть получается, что именно то, с чего начата наша статья, что, казалось, не имеет важного значения для жизни государства, может оказаться тем мелким камушком, который способен перевернуть телегу: не тот фасон). Министерство финансов, изменяя «структуру действующего кодекса, уточняя понятия, устраняя внутренние противоречия и неточности», создаёт новый закон, который должны переучить все министерства, службы, агентства в центре и в регионах. В буквальном смысле слова — переучить. По доинфекционному плану проект закона должен быть рассмотрен 25 июня в правительстве РФ и внесен в
рамблер без рекламы
Что это за фасон — пока не видно из-за ушей «парикмахеров». Сбудутся ли планы Силуанова и Минфина или нет? Что еще задумано в финансовом ведомстве? Опишем.