Не способствует положительной динамике и начатая украинскими властями несколько недель назад кампания дискредитации представителей Донецка и Луганска. Вместе с тем именно в качестве представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей они приглашаются соответствующими координаторами от ОБСЕ к работе в Контактной группе и уже несколько лет присутствуют на минской переговорной площадке – в режиме реальных встреч и видеоконференций – за одним столом с делегацией Киева. Их вклад заключается в том числе в письменном внесении целого ряда инициатив, нацеленных на реализацию минского «Комплекса мер» и решений «нормандского» формата, на многие из которых Киев не дает никакой реакции годами.
Обратимся к единственной международно-правовой основе урегулирования кризиса на Украине – утвержденному резолюцией 2202 СБ ООН «Комплексу мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 г. В его основе – всеобъемлющее политическое урегулирование, которое должно осуществляться посредством прямого диалога между сторонами конфликта на востоке Украины – представителями Киева, Донецка и Луганска. Актуальность этого документа подтверждена в заявлении Председателя СБ ООН от 6 июня 2018 года и итоговом документе «нормандского» саммита 9 декабря 2019 года.
Однако вместо реальной работы, нацеленной на поиск компромиссов и скорейшее урегулирование, украинские власти решили лишь имитировать «оживление» переговорного процесса. В том числе за счет попыток подключить к нему более удобные для себя фигуры, давно не проживающие в отдельных районах Донбасса. То, что реализуемая сегодня Киевом тактика представляет собой именно имитацию переговоров с целью «оттянуть время», на днях публично подтвердил и ранее преуспевший в этом бывший министр иностранных дел Украины П.Климкин. О том, способствовало ли так называемое «усиление» Киевом состава своих переговорщиков прогрессу на минской площадке, говорят факты: спустя более чем месяц после такого решения Президента В.Зеленского в Донбассе продолжают стрелять, а переговорный процесс почти зашел в тупик. Взяв курс на срыв реализации Минских соглашений и отказываясь от диалога с представителями Донбасса, украинские власти фактически подталкивают ситуацию к новой волне вооруженного насилия. В этих условиях крайне востребована своевременная и действенная реакция ОБСЕ.
1 июня мир отмечал день защиты детей. Чуть более шести лет назад, 8 июня 2014 года, в Донбассе погиб первый ребенок, восьмилетняя девочка. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), с начала текущего года от обстрелов пострадали не менее 10 детей – это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. По наблюдениям Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине (СММ) за прошлый год, дети в особенности подвержены минной угрозе. Как известно, необходимость разработки и реализации обновленного плана разминирования является одной из приоритетных задач, зафиксированных в совместно согласованных итогах парижского саммита в «нормандском» формате в декабре 2019 года. Представители Донецка и Луганска дали свои предложения по этой теме в Контактной группе сразу же после саммита, в то время как украинская сторона до сих пор не представила письменных предложений. На этом фоне обширные территории подконтрольных ВСУ районов Донбасса по-прежнему остаются недоступными для полноценного мониторинга Миссии под предлогом наличия мин. Все это не только ставит под угрозу безопасность мирных жителей и работы СММ у линии соприкосновения, но и, как видим из поступающих сообщений, является причиной инцидентов с самими украинскими военнослужащими.
Сожалеем, что в Киеве не откликнулись на глобальный призыв Генерального секретаря ООН А.Гутерреша прекратить в условиях пандемии коронавируса вооруженное насилие хотя бы в гуманитарных целях. Это накладывается и на социально-экономические меры Киева по угнетению жизнедеятельности Донбасса.
В ходе брифинга 8 июня координатора экономической подгруппы минской Контактной группы У.Бранденбурга ясно прозвучало, что перспективы восстановления социально-экономических связей востока Украины с остальной территорией страны зависят от урегулирования политических аспектов внутриукраинского кризиса. Для этого востребована политическая воля Киева и результативный диалог с реально проживающими в отдельных районах Донецкой и Луганской областей полномочными представителями Донбасса.
Пока же украинское руководство продолжает линию на полное отчуждение региона. Разорваны все торгово-экономические и финансовые связи, отсутствует нормальное транспортное сообщение. При этом вместо побуждения Киева снять бесчеловечную блокаду от западных партнёров слышны лишь странные упрёки в адрес Донецка и Луганска в якобы нежелании интегрироваться в экономическое и правовое пространство Украины. А о пункте 8 «Комплекса мер», который предписывает определять модальности полного восстановления социально-экономических связей напрямую с представителями Донбасса, как-то забывают. Речь идет и о социальных переводах наиболее незащищенным категориям населения, таких как выплата пенсий и иные пособия. Порядок их оформления продолжает оставаться дискриминационным, а временные послабления не снимают остроту проблемы.
В последнем докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) за период с ноября 2019 года по февраль 2020 года констатируется: «Привязка выплаты пенсий к регистрации в качестве временно перемещенных лиц (ВПЛ) лишает сотни тысяч пенсионеров возможности получить свои пенсии». УВКПЧ с сожалением отмечает, что Верховная Рада до сих пор не приняла законодательный акт, который позволил бы пенсионерам, проживающим на территории отдельных районов Донбасса на постоянной основе, получать социальные выплаты без необходимости проходить процедуру регистрации и регулярной верификации в качестве ВПЛ. В декабре 2018 года Верховный суд Украины признал такую увязку неконституционной. Но с тех пор она так и не была окончательно отменена.
К социально-экономической блокаде Донбасса добавились объективные ограничения, связанные с необходимостью предотвратить распространение COVID-19. Сейчас из Киева слышны заявления об ослаблении карантинных мер на линии соприкосновения. При этом важно не задействовать планы по возобновлению работы пунктов пропуска через линию соприкосновения исключительно в пропагандистских целях. Открыть их в одностороннем порядке невозможно, требуется подготовка по обе стороны от нее. Рассчитываем, что Киев скоординирует с Донецком и Луганском в Контактной группе все модальности функционирования пунктов перехода. Все шаги должны предприниматься, прежде всего, в интересах и во благо безопасности людей.
В очередной раз констатируем, что продолжающийся кризис на Украине со всеми его тяжелыми гуманитарными последствиями является результатом срежиссированного, профинансированного и организованного из-за рубежа государственного переворота в феврале 2014 года, приведшего к вооруженному противостоянию в Донбассе и многочисленным страданиям миллионов мирных жителей Украины.
В этих условиях США, Канада, Великобритания и ряд стран Евросоюза продолжают тренировать, снабжать вооружениями и подстрекать украинскую армию к дальнейшему насилию против донбассцев. К примеру, во Львовской области рядом с международным центром национальной академии сухопутных войск Украины, в котором иностранные инструкторы обучают украинских военнослужащих «искусству войны», строится учебный комплекс под названием «Действия в городской местности». К каким конкретно боевым условиям там готовят, красноречиво свидетельствуют возводимые в тренировочном городке объекты, которые включают, например, шахту. Курс ведения боя в городской местности, по информации командования сухопутных войск Украины, в текущем году должны пройти от 8 до 12 батальонно-тактических групп различных подразделений ВСУ. Об этом со ссылкой на руководство Генштаба ВСУ в конце прошлого года заявил заместитель начальника управления боевой подготовки Главного управления подготовки ВСУ подполковник Владислав Пономарёв.
Призываем ОБСЕ внести конструктивный вклад в прекращение насилия в Донбассе, максимально содействовать процессу урегулирования и оказывать на Киев воздействие с тем, чтобы руководство Украины от имитации деятельности по урегулированию и продолжения обстрелов перешло к реальной практической реализации Минских соглашений и согласованных поручений парижского саммита «нормандской четверки».
Благодарю за внимание.