В «Русско-балтийском информационном центре „Блиц“ вышла в свет часть первая, третьей книги „Корабли и суда 1901−1940 гг. “ первого тома „Финский залив“ „Реестра кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия
рамблер без рекламы
Описание объекта: „Корпус крейсера в результате взрывов развалился на две примерно равные части, которые… стоят на дне вверх килем… Передняя часть длиной порядка 75−78 м стоит перпендикулярно направлению движения крейсера… на грунте вверх катками лежит перевернутая носовая башня восьмидюймового орудия с торчащим на восток стволом… Тут же на грунте в большом количестве лежат снаряды… у правого борта лежит на боку бронированная боевая рубка крейсера… Еще в 2014 г. там сохранялись приборы… но к настоящему времени они все стали добычей дайверов.
Кормовая часть крейсера лежит примерно в 50−60 м к западу от носовой части… Длина ее примерно 50−55 м… Корма имеет очень хорошую сохранность. Оба винта стоят на своих штатных местах и находятся в отличном состоянии…“.
Обстоятельства гибели подводной лодки „Акула“: „14 ноября 1915 г. лодка вышла в свой последний поход… В назначенный срок лодка не вернулась… В конце декабря 1915 г. морской министр адмирал И. К. Григорович докладывал императору
рамблер без рекламы
Обстоятельства гибели крейсера «Олег»: «Крейсер… вел огонь по фортам… в 04.00 по левому борту… произошел мощный взрыв. Крейсер начал быстро крениться… и затонул на глубине 10 м… При взрыве погибло пять моряков… Причиной гибели „Олега“ стал взрыв торпеды, выпущенной с английского малого 40-футового торпедного катера СМВ-4, который… атаковал его со стороны южного берега… Этот катер до сих пор хранится в военном музее в Великобритании как памятник успеху британского флота».
Описание объекта: «Сегодня на дне лежат лишь останки днища крейсера длиной примерно 37−38 м и шириной 11−12 м… правый борт… корабля практически цел… Левый борт полностью разрушен… удалось обнаружить целые броневые плиты, 139-мм снаряды…».
Обстоятельства гибели английского эсминца «Виттория»: «…подводная лодка «Пантера» под командованием А. Н. Бахтина в 18 ч. 05 мин. 31 августа 1919 г. обнаружила два английских эсминца к востоку от острова Сескар и решил их атаковать… лодка заходила на неприятеля с мелководья, откуда англичане не ожидали нападения, и со стороны заходящего солнца… сигнальщики заметили идущие на эсминец торпеды, когда они находились в непосредственной близости от него. Вахтенный офицер успел пробить тревогу и отдать приказ спускать шлюпки на воду. Одна из торпед… попала в правый борт… эсминец лег на левый борт, перевернулся и, разломившись на две части, ушел на дно в течение 5 минут… при этом погибло всего 8 человек…».
Описание объекта: «Корпус пока сохраняет целостность, но весь покрыт слоем ржавчины… в месте разлома корпуса видны несколько электромоторов, ресивер… В зоне развала на грунте лежит много самых различных предметов: обувь разных типов (сапоги, башмаки, полуботинки), одежда, тарелки с эмблемой Royal Navy…».
рамблер без рекламы
В связи с истечением 100-летнего срока затонувшие корабли описанные в третьем томе «Реестра» затонувшие корабли должны бы стать памятниками истории и культуры. Но закон о культурном наследии на них не распространяется. Минкульт РФ, по словам научного руководителя центра подводных исследований РГО А. Лукошкова, обращался по этому поводу в Росреестр, который ответил, что поставить их на учет не может.
Это большая проблема не только с культурно — исторической точки зрения. Некоторые корабли, как, например, подводная лодка «Акула», на которой остались торпеды и мины, представляют большую опасность. Рыбаки у острова Борнхольм вылавливая рыбу получают ожог рук в связи с тем, что там в 1970-х годах немцы топили запасы зарина. На нескольких затонувших на Балтике танкерах находятся сотни тонн топлива, а цистерны из года в год ржавеют. В Белом море сентябре 1919 года англичане затопили 47 000 снарядов с химическим оружием — газом адамсит.
Даже повышенная опасность этих кораблей не дает им никакого правового статуса. Вопрос в первую очередь к законодателям, во вторую — к правоохранителям, так как единичные случаи принимают общий характер и межведомственное бездействие может привести к катастрофе.